Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:20, реферат
История социальной философии подобно истории философии вообще с каждым крупным поворотом в характере человеческой ментальности вынуждена снова и снова обосновывать своё право присутствия на интеллектуальном горизоте, как и монопольное, неоспариваемое другими претендентами право на распоряжение своим постоянно меняющимся объектом осмысления. Связано это прежде всего с тем, что её спекулятивно-метафизическое лоно вовсе не бесплодно, как это порою заявляли, а непрерывно плодоносит, порождая всё новые позитивные формы теоретического знания, имеющие своим предметом не общество вообще, а лишь какие-то аналитически вычленяемые его части или аспекты, доступные поддающимся проверке познавательным процедурам, более или менее определённо отделяющим познанное, т.е. преобразованное в некие остановленные и обозримые модели, от не познанного, не систематизированного, не остановленного.
Но система «поголовного
проектантов и
организаторов работ, но и с искренним
старанием и даже интузиазмом
непосредственных произво-дителей. По-видимому,
без этого имманетного
В новоевропейской культуре существует традиция говорить о загадочночти Востока. На самом деле Древний Восток демонстрирует нам естественный и самый распространённый способ перерастания раннеземледельческих общин в цивилизованные сообщества за счёт количественного наращивания общей массы человеческого труда и его централизованной упорядоченности, т.е. роста за счёт всё более интенсивного использования внутренних возможностей. Такой «азиатский способ производства» мы встречаем далеко за пределами ближневосточного культурного ареала даже в древних цивилизациях Нового Света, а какие-то отдельные его элементы воспроизводят и современные тоталитарные режимы. Особого объяснения требует как раз не Восток, архитипы которого во многом естественны и универсальны, а тот уникальный путь развития, который был найден небольшим народом /не большем, чем нынешние эстонцы/ живших в 1 тыс. до н.э. в дилинах и на островах Балканского полуострова. Несопоставимость величины и времени жизни этого народа с объёмом того наследия, которое после него осталось поражало воображение многих исследовыателей этого наследия и получило с легкой руки Эрнста Ренана наименование «греческого чуда». Ближайшей попыткой раскрыть загадку этого чуда были упования на какие-то особые способности древних греков, которыми наделила их сама природа и которые и обеспечили им исключи-тельное место в истории 23/. Однако последующие антропологические исследования показали, что грекам в отличии, например, от древних египтян уже с Микенских времён свойственно широкое антропологическое разнобразие, что к богатствам греческого наследия причастны не только физически относительно однородные афиняне, но и сильно смешавшиеся с не греческим населением ионийцы. К тому же и те и другие обнаруживали свои исключительные творческие потенции только в определённый относительно краткий период греческой истории, так что объяснить греческое чудо каким-то стабильным природным качеством вряд ли возможно. Разгадку, видимо, нужно искать не в природной, а в социально-исторической плоскости.
Но тут приходится
Последующая история античного мира связана с дорийскими завоеваниями, «тёмным временем» и повтор-ной кристализаций из соцального хаоса разрозненных и по необходимости самодеятельных общественных орга-низмов, известных из «героических эпох» самых разных народов. Своеобразие ситуации в данном случае заключа-лось, однако, в том, что свойственные этим временам принципы «военной демократии», которые обычно преодо-леваются последующим развитием, в данном случае оказались подхваченными и развитыми в демократии совсем другого типа, уже не первобытной, а сложно опосредованной, проистекающей из необходимости обеспечения личной гражданской и экономической самодеятельности, как и права владеть и распоряжаться её продуктами. Причём самодеятельность эта оказалась направленной преимущественно не во внутрь на эксплуатацию и закабаление своих соплеменников, как это мы видим на Востоке, а в виде торговли и колонизации прорывается вовне во взамоотношение эллинов и окружающего их мира. «По сути дела, - пишит историк,- это было повторение опыта прошлого, но на качественно ином, более высоком уровне общественного развития»24/. Иными словами, это был повторный цивилизаторский процесс, своеобразное Возрождение, вовлекшее в конце концов в свою орбиту практически всю известную к тому времени ойкумену.
Этому способствовали по
Здесь цивилизационный процесс
разворачивался на базе других
социально вроде бы более
Но и это ещё не всё. На
перечисленные объективные
Этому обстоятельству, наличествующему
изначально, в последующем суждено
было сыграть исключительную
роль в классической греческой
истории. Прежде всего
Среди качеств обеспечивающих такой особый статус полноправного члена полиса на первом месте, есте-ственно оказывались физические качества. Обстановка соревновательной игры и стремление к первенству и славе, которая так свойственна античному досугу во многом объясняется тем, что по крайней мере изначально этот досуг проводился в гимнасиях и строился вокруг пиров и амбициозных состязаний в силе. Но очень быстро атлетический агон перерастал в мусический огон и вообще универсальный огон, ибо выяснеялось, что социально важны не только военно-мускульные способности, столь необходимые для захвата, удержания в повиновении и принуждения к труду рабов как решающего элемента производительных сил общества, но и способности, обеспечивающие общественное самоуправление, среди которых на первом месте оказывалась способность рационально мыслить и логически убедительно спорить. Появляется массовая грамотность и особые школы , в которых учат публично аргументировать своё мнение, преодолевая другие мнения. Из таких профессиональных софистических школ, специализирующихся на организации публичных споров на произвольные темы во многом и берет своё начало развевлённая духовная культура античного мира с философией во главе, которая, как известно, возникает в соревновательно-игровой, диалогической форме.
Конечно, реально такую жизнь, состоящую прежде всего из деятельного агонального досуга на пирах, на агоре или в военном стане среди себе подобных могли себе позволить не все свободнорождённые, а только те, у кого были на то соотвествующие материальные и человеческие возможности. У Гомера такую жизнь ведут только признанные герои, родовитые аристократы, но только такую жизнь он считает действительно достойной свобод-ного человека. И разворачивается она публично как жизнь вообще, хотя большая часть ахейского войска состоит из статистов, к которым герои, однако, постоянно аппелируют и которые время от времени в эту настоящую жизнь как правило импульсивно-роковым образом вмешиваются. Последующее развитие состоит в том, что этот аристократический по своему происхождению образ жизни благодаря ряду выше названных оснований и прежде всего длагодаря укреплению института классического рабства становится доступным всё более широким слоям свободных общинников и сам полис из союза более или менее равноправных родовых вождей, занятых своим досугом, превращается в республику свободных и равноправных граждан, осуществляющих в массовой и в этом смысле упрощенной, а порою даже просто карикатурной форме /хлеба и зрелищ!/, но именно аристократический жизненный идеал, что немыслимо себе представить в сельской семейной общине на Востоке