Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:20, реферат
История социальной философии подобно истории философии вообще с каждым крупным поворотом в характере человеческой ментальности вынуждена снова и снова обосновывать своё право присутствия на интеллектуальном горизоте, как и монопольное, неоспариваемое другими претендентами право на распоряжение своим постоянно меняющимся объектом осмысления. Связано это прежде всего с тем, что её спекулятивно-метафизическое лоно вовсе не бесплодно, как это порою заявляли, а непрерывно плодоносит, порождая всё новые позитивные формы теоретического знания, имеющие своим предметом не общество вообще, а лишь какие-то аналитически вычленяемые его части или аспекты, доступные поддающимся проверке познавательным процедурам, более или менее определённо отделяющим познанное, т.е. преобразованное в некие остановленные и обозримые модели, от не познанного, не систематизированного, не остановленного.
Обстоятельства, однако, меняются, когда
потепление, вызванное наступлением
новой геологической эры,
В интересующем же нас районе
небольшие ледники,
То, что здесь в долине зёрна, брошенные в землю, приносят высокий и устойчивый урожай, для людей, зна-комых с навыками земледелия заметить было нетрудно. Но дело в том, что в долине земли в обычном смысле этого слова просто не было. Каменистые пустыни сразу же переходили в столь же мало пригодные для жизни болота, в которые люлдей могла загнать только крайняя нужда. Преодоление этого жёсткого вызова природы и явилось первым шагом на пути к цивилизации. Речь идёт о том, что в долине, чтобы выжить, нужно было осуществлять по началу практически голыми руками сложные иррегационные работы, «отделяя твердь от хляби», т.е. создавая землю, на которой можно было жить и сеять. Естественно, что земля, добытая таким образом, стала представлять огромную жизненную ценность. Отвоёвывая её у болот и пустыни, люди стали оседать на ней, переходя к оседлому образу жизни. Оседлый образ жизни с необходимостью вёл к тому, что люди стали окружать себя всё большим количестволм полезных проедметов и разнообразны долговременных сооружений, которые, в конце концов, создали вокруг них сплошную искусственную среду. Тем самым впервые жизнь человека стала определяться не случайностями природной стихии, а прежде всего искусственными условиями, созданными им самим. И далее это станет одним из определяющих качеств цивилизации вообще.
Определяющим, во-первых, потому, что эта искусственная среда, которая у мигрирующих охотников была жёстко ограничена, теперь будет неуклонно прирастать, становясь богатством, отношения по поводу которого и будут составлять основной нерв цивилизованной истории. Во-вторых, потому, что жизнь среди искусственной среды, т.е. среди культуры, где каждый предмет не просто есть, но и имеет определённый разумный смысл, рано или позно приучает человека воспринимать последовательность таких предметов как текст, состоящий из бегло читаемых исполненных значения функциональных форм, выступающих одвременно как знаки. Такое умение жить и ориентироваться среди искусственных форм-знаков рано или поздно ведёт к возникновению специализированных знаков и специально осваимваемому умению читать и писать. Всё это столь важно, что, например, в этнографии разделение народов на цивилизованные и первобытные реально предстаёт как разделение их на письменные и дописьменные
Коль скоро благосостояние
в работника, способного производить гораздо больше, чем нужно для поддержания его существования. Причём, земледельческий труд, совершаемый здесь, рядом с домом, разнообразный и во многих своих элементах общедо-ступный, вовлекая в себя практически всё население земледельческого центра от детей до стариков, делал тем самым возможным осознание универсашльной ценности человека, т.е. не только ценности тотемистического родственника, но именно всех людей. Ибо чем больше становилось людей в земледельческом центре, тем больший объём ирригационных и собственно земледельческих работ они способны были выполнять, тем больше людей могло работать в сферах лишь опосредованно связанных с добыванием пищи, тем успешнее становилась деятельность человеческого объединения в целом и тем богаче и сильнее оно оказывалось.
На смену прежним
Однако, хотя значительная часть людей как бы остаётся животными, цивилизованное сознание, мыслящее себя как сознание вообще, становится несомненно антропоморфным, в той или иной форме признающим более высокую ценность человека по сравнению с животным и ведущим его происхождение уже не от животнообразного тотема, а от богов и героев, т.е. существ, в которых формируемые цивилизованной жизнью новые прежде всего созидательные качества выражены наиболее полно. Это будет умение, как доносит до нас древнейший эпос,
строить каналы и стены, изыскано наслаждаться и думать о бессмертии, но, пожалуй, самое главное – побеждать по человечески хитрых и по звериному неистовых и беспощадных животнообразных чудовищ. Так формируется первая известная нам из истории форма гуманизма, сколь бы ограниченной она нам ни показалась с точки зрения своременных представлений на этот счёт.
Вместе с тем, как показывает
опыт, цивилизованное сознание
Следующей волной, раскрывающей движение общества в его диахронной последовательности подобно охотничьей и земледельческой является, как известно, промышленная волна, которая переносит нас с Востока, явившегося колыбелью древнейших цивилизаций, в Западную Европу, которая после крушения Римской империи на протяжении многих веков оставалась дальней окраиной Востока. Речь идёт о том, что хотя форма «работающего собственника», во многом предопределившая особое место Западной Европы в новое время, возникает довольно рано, ещё на развалинах античного рабства, те социальные и культурные предпосылки, которыми эта форма могла довольствоваться в своём функционировании на начальных этапах развития, были минимальными. Даже жизнь благородных сословий, что, например, столь явственно обнаружилось во времена Крестовых походов, когда они смогли сопоставить эту жизнь с роскошью и утончённостью господствующих слоёв Ближнего Востока, оставалась весьма примитивной, в основном ограничивающейся самообеспечением.
Но как ни парадоксально, как
раз эта ограниченность и
Естественно, что свободное
Не удивительно, что именно в мелочной массовой торговле средневековой Европы, а не в богатой восточной торговле, где всё зависело не от вложенного труда, а от нескольких индивидуальных удачных сделок, впервые начинает формироваться техника торговли и финансового обращения: двойной бухгалтерский учёт, производст-венный кредит или золотой флорин как надёжное и универсальное средство обмена. Когда в свободных бюргер-ских городах начинают оседать и богатые профессиональные купцы, вкладывая свои капиталы в такую тесно связанную с производством торговлю, это приводит к тому, что сравнительно быстро начинают формироваться чисто рыночные торгово-производственные структуры и крупные богатства другого типа, работающие уже как капиталы и способные оказывать влияние даже на судьбы королевских дворов.
Но, пожалуй, самое главное, что в вольных городах, открывших и освоивших новый источник жизни – ориентированный на рынок массовый ремес-ленный труд, т,е, элементарную промышленность, начинает складываться и новая культура, известная в истории как культура Возрождения.20/ При этом, обычно, говорят прежде всего об искусстве. Но ещё важнее то, что промышленный труд, измеряемый просто объёмом произведённой продукции, т.е. чисто объективной, количественной меркой, впервые привлекает вниманиеи к предметно-количественным отношениям, что при существующем в Европе остром недостатке рабочих рук, воплощается в инетересе к технике как опосредущему звену между работником и производимой товарной массой. Производственная техника становится объектом самостоятельного внимания, основным источником экономии живого человеческого труда, что с необхомость вело к возникновению первых самодействующих машин. Таких, например, как водяные и ветряные мельницы, а далее – часы, а также таких достаточно сложных технических агрегатов как волочильные и прядильные устройства, подъёмные и транспортные приспособления и, наконец, самого печатного станка. Всё это увенчивается возникновение опытного научного знания, которое со временем приведёт к машинной революции, поставившей Европу на особое место в мире.
Эпохальным достижением