Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:20, реферат
История социальной философии подобно истории философии вообще с каждым крупным поворотом в характере человеческой ментальности вынуждена снова и снова обосновывать своё право присутствия на интеллектуальном горизоте, как и монопольное, неоспариваемое другими претендентами право на распоряжение своим постоянно меняющимся объектом осмысления. Связано это прежде всего с тем, что её спекулятивно-метафизическое лоно вовсе не бесплодно, как это порою заявляли, а непрерывно плодоносит, порождая всё новые позитивные формы теоретического знания, имеющие своим предметом не общество вообще, а лишь какие-то аналитически вычленяемые его части или аспекты, доступные поддающимся проверке познавательным процедурам, более или менее определённо отделяющим познанное, т.е. преобразованное в некие остановленные и обозримые модели, от не познанного, не систематизированного, не остановленного.
В целом в отличии от
Но всё это оказывалось
исчерпанными, а христианство провозгласило духовное равенство людей перед богом, античный мир стал быстро клониться к упадку, чтобы навеки остаться только «нормой и недосигаемым образцом».
Однако сколь ни обширно
древнейшей историей.
Так по мнению З.Фрейда 26/ определяющие
и относительно стабильные черты
еврейского народа, задающие его своеобразный
ментальный облик, восходят ко временам
Моисея, египетского исхода и тра-гических
событий за этим последовавших. И современные
сведения из истории мировых цивилизаций
вполне подтверждают эту догадку великого
психоаналитика об определяющем влиянии
ранних этапов жизни социально-исторических
организмов на формирование «архитипов»,
имеющих в последующем универсальное
значение. Астральная отрешённость древних
культов, занимающих исключительное место
в индуистском мире, восходят ко временам
Ригведы и арийских завоеваний; нравственно-практическая
ориентация китайского сознания – ко
временам легендарных императоров, системати-затором
поучений которых считал себя Конфуций;
деятельностно-правовая устремлённость
западно-европейского сознания – ко временам
возникновения формы «работающего собственника»,
т.е. раннему средневековью; а маскулинно-мобилизационный
характер исламского сознания с принципом
возмездия во главе – к борьбе за выживание,
которую вела первая исламская умма под
руководством Мухамеда во враждебной
ей деловой Мекки.
Основная идея
ислама, что человек должен смиренно
и радостно отдавать себя в распоряжение
некоего высшего
Эта глубинная историческая
Вместе с тем этот исходный архитип подтверждается и канонизированной историей первой исламской уммы во главе с Мухамедом. Начало его деятельности приходится на смутное для Аравийского полуострова время, когда в результате завоеваний сасанидского Ирана пути транзитной торговли, идущие из Индии в Европу, смещаются с аравийского побережья на восток и большое количество деятельного и воинственного арабского населения ока-
зывается не у дел. Наступает время ханифов /проповедников, указующих правильные пути/ и Мухамед является одним из них. Его проповеди в форме разрозненных высказываний, отмеченных, однако, несомненной харизмой, состояли из «популистских», как мы бы сейчас сказали, афоризмов, обличающих ростовщичество и призывающих к взаимопомощи и солидарности, но самое главное, указующих выход из тягот и сомнений сложившейся ситуации. Таковым оказалось страстное и безусловное упование на единого всемогущего бога-заступника
В этом, конечно, ничего оригинального ещё нет. Всё это в изобилии присутствует в священных текстах и христианства, и иудаизма, и зароостризма, широко известных в той же многоконфессиональной деловой Мекке, где начал проповедывать Мухамед. Оригинальным и судьбоносным оказалось то, как организовал Мухамед жизнь общины своих сторонников, столкнувшись со враждебным со стороны правящих кругов города отношением к своим популистским призывам. Мухамед перестроил её таким образом, что эта община из религиозного объеди-нения превратилась в союз заговорщиков /тоталитарную секту, как мы сейчас говорим/, в котором лидер обладал не только релиозным авторитетом, но обретал вообще безраздельную власть над поведением и душами своих приверженцев, становясь земным наместником того всеведущего бога, которому во имя спасения от сомнений и трудностей жизни следовало безраздельно отдаться. И далее этот принцип единения всех видов власти под религиозной эгидой Мухамед сумел сохранить и на макроуровне, когда речь уже шла не о религиозном братстве, воинственно отстаивающем свою веру, а о военно-государственном образовании, всеми наличными силами утверждающим и расширяющим свои позиции среди других народов и государств. Именно как идеология мобильных военных отрядов, живущих в экстремальных условиях тотального завоевательного похода, и сложился ислам в отличии от христианства как идеологии жаждущих душевного милосердия рабов и униженных, от индуизма как идеологии рассуждающих о вечности аскетов-аристократов, от конфуцианства как идеологии мудро и властно управляющих чиновников.
Это тотальное единство, воспроизведённое уже на макрокровне, было подтверждено и соответсвующими организационными формами включения религии в общественное целое. Дело в том, что ислам не создал да и не пытался создать для осуществления своих функций в обществе какой-то особой церковной организации, как это, например, было в христианстве, ни даже какой-то особой религиозной идеологии в виде систематизированного профессионального богословия. Он просто расположился в тех гнёздах, которые общество создаёт для осущест-вления государственных и общегражданских целей, вытолкнув из них всё неудобное для себя. И действительно, зачем было создавать церковь, если церковные функции были вменены самому государству и осуществлялись как высшие государственные функции. Более того, зачастую и светские функции осознавались и пересказывались в регилиозных терминах и оказывались исполненными регилиозной страсти и нетерпимости. Война представала
как джихад, т.е.
как священное покарание
правосудие как осуществление на межчеловеческом уровне вечных нравственных истин шариата, высказанных в коране и суннах; даже повседневное административное регулирование осуществлялось так, что ближайший религиозный авторитет оказывался не только соправителем, но и судьёй светской власти. Как свидетельствуют специалисты, «исламская история не имеет политической истории как таковой, существует только история конфессиональной общины».28/
Такая тотальная сакрализация
жизни, с одной стороны,
Естественно, что такая
Неудивительно,
что в услових в сущности негативной
трудовой этики и отсутсвия гражданских,
независимых от сакрализованного государства
форм жизни, новоевропейские ценности,
без которых практически невозможно пре-одоление
традиционного бытия, приживались в исламизированном
мире с большим трудом, а попытки админист-ративно
ввести их со стороны получивших образование
на Западе отдельных политических лидеров,
зачастую вели не вперёд, а назад, к рецидивам
воинственного фундаментализма. Причём
главными инициаторами фундамен-талистских
реставраций оказывались социальные низы,
исламизированные народные массы.
Индуистская цивилизация одна из древнейших на ойкумене: её исходный архитип восходит ещё ко временам арийских завоеваний, т.е. где-то к началу П тыс. до н.э. Во всяком случае мистическое значение эзотерических культов, способных, якобы, вырвать человека из юдоли земных страданий, что далее останется общим местом индийского менталитета, несомненно арийского происхождения. К арийскиим заваеваниям восходит и система кастового деления общества, являющегося, по-видимому, продуктом длительного мирного сосуществования пришлого арийского населения с местным дравидским, находящимся на более низком уровне культурного раз-вития. Устойчивое общественное целое из этого исходно разнородного человеческого материала получилось в результате своеобразной ненасильственной сегригации, в ходе которой разные группы населения оказались за-креплёнными за разными видами престижно неоднородной деятельности. Высшие слои арийского населения обеспечили себе исключительное положение в обществе монополией на религиозно-обрядовую деятельность, приобщающей человека к высшим трансцендентным формам бытия. И здесь ничего оригинального по сравнению с древневосточной практикой ещё нет. Оригинальное начинается с того, что эта монополия обеспечивается не доминирующим положением и во всех других общественно важных видах деятельности, как мы это видим в случае с исламом, а утончённо-аристократическим пониманием и осуществлением самой религиозно-культовой практики, т.е. с помощью лишь самого религиозного авторитета. Иными словами, доминирующее положение в обществе высшей касты – брахманов достигается их как бы природно-личностной предопределённостью к этому положению без всякого внешнего принуждения. Они по само собой разумеющемуся положению вещей чище, возвышеннее всех остальных и это подтверждается несомненностью личного примера, наглядно демонстри-рующего их физическую и духовно-интеллектуальную исключительность.