Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:20, реферат
История социальной философии подобно истории философии вообще с каждым крупным поворотом в характере человеческой ментальности вынуждена снова и снова обосновывать своё право присутствия на интеллектуальном горизоте, как и монопольное, неоспариваемое другими претендентами право на распоряжение своим постоянно меняющимся объектом осмысления. Связано это прежде всего с тем, что её спекулятивно-метафизическое лоно вовсе не бесплодно, как это порою заявляли, а непрерывно плодоносит, порождая всё новые позитивные формы теоретического знания, имеющие своим предметом не общество вообще, а лишь какие-то аналитически вычленяемые его части или аспекты, доступные поддающимся проверке познавательным процедурам, более или менее определённо отделяющим познанное, т.е. преобразованное в некие остановленные и обозримые модели, от не познанного, не систематизированного, не остановленного.
Известно, что оледенение существенно изменило климат не только в высоких широтах, превратив огромные пространства средней полосы в приледниковую тундру. Изменился климат и в экваториальной зоне, откуда проис-ходят наши животнообразные предки. Благодаря оледенению огромные массы воды оказались связаны в полярных шапках, что привело к существенному падению уровня мирового океана, к расширению ранее затопленной океаном суши и соответственно к общему повышению аридности /засушливости/ климата на Земле. В интересующей нас сейчас экваториальной зоне это выразилось в сокращении площадей дождевого леса, где обычно живут человеобразные обезьяны, и расширении площадей парковой саванны с редкими деревьями и высоким большую часть года сухим травостоем. Реально тот радикальный переворот, с которого, по-видимому, и следует вести отсчёт антропогена, состоял в том, что наши животнообразные предки, жители дождевого леса, вдруг оказались в совсем другой природной среде и по необходимости стали осваивать существенно другой, наземный образ жизни
из которого
и восполедовали далеко
Пережде всего на земле в высоком травостое просто нельзя было сколько-нибудь надёжно ориентироваться, не освоив устойчивую вертикальную локомацию, которая далее окажется первым собственно человеческим приз-наком, отличающим австралопитековых от от обезьян. Конечно, сама эта вертикальная локомация в значительной степени была подготовлена предшествующей жизнью на деревьях, превратившей обезьян в брахиаторов, т.е. су-ществ, передвигающихся с помощью передних конечностей и способных в силу этого длительное время удержи-вать тело в вертикальном положении Однако эта важная предпосылка могла стать шагом к началу антропогенеза не просто в силу естественно хода вещей. Как раз естественная эволюция с необхолдимость превращает обезьян в специализированных брахиаторов, у которых для лазания приспособлены и задние конечности и которые в силу этого уже никак не могут освоить вертикальную локомацию. Иными словами, ответить на вызов природы «адек-ватным» образом могли опять же не обезьяны вообще в силу естественного эволюционного движения, а только какой-то особый их подвид, как бы предрасположенный к той уникальной мутации, которая даёт нам наземнеого прямоходящего антропоида.
Уникальными оказались и те
возможности, которые были
Однако наземное
Итак, перед нами существа вставшие на две ноги и получившие тем самым обзор и свободные руки, во-оружённые примитивными орудиями и объединённые стадной солидарностью, что делало их практически недосягаемыми для хищников, наконец, освоившие изготовление отщепов и сделавшие для себя доступными практически любые виды пищи. По-чему развитие на этом не стабилизировалось, как это обычно происходит в животном мире, и не увенчалось просто укоренением ещё одного животного, которое сейчас вряд ли бы как-то принципиально отличалось от всех других животных? Почему последовал «второй скачок» в антропогенезе, который привёл в конце концов к становлению человека современного физического типа, который всему животному миру явно противостоит?16/
Конечно, история и тем более
столь давняя не даёт
Однако, возникнув как «депо»
по производству замещающих, идеальных
целей, сознание со временем
ста-новится универсальным
Как и в случае с первым скачком, приведшим к формированию «человека прямоходящего», второй скачок тоже далеко не только продукт постепенной эволюции, но и очередного вызова природы, как бы востребовавшего достижения предшествующего развития, чтобы воплотить эти достижения в качественно новой уже не только био-логической, но социобиологической мутации. Речь идёт о том, что вооружённые возможностями универсального собирательства и пробуждающегося сознания наши доисторические предки стали сравнительно быстро расселяться по Земле, забираясь при благоприятном стечении обстоятельств в достаточно высокие широты Старого Света. При этом пульсирующий процесс оледенения мог при очередной волне похолодания существенно менять
климат мест их нового расселения от субтропического до арктического. Тем самым палеантропы, т.е. уже доста-точно продвинутые предчеловеческие объединения, оказывались в критических для тропических существ усло-виях. Конечно, приледниковая тундра с её малоснежной зимой и круглогодичным открытым травостоем, дающем пропитание огромному количеству травоядных животных /так называемой «мамонтовой фауне»/, в известном смысле напоминала парковую саванну, но отличалась исключительно суровым климатом. Однако накопленного
к эпохе
верхнего палеолита
чтобы совершить новый прорыв, состоящий в переходе к постоянному использованию такого опасного орудия как огонь и самое главное – в переходе от охоты как спародического занятия к охоте как образу жизни.
Загонная охота на крупного зверя с помощью огня /а именно такой была древнейшая охота по археологиче-ским данным/ никак не могла быть чем-то позаимствованным от природы, а явилась грандиозным культурным завоеванием доисторического человека. Во-первых, потому, что от природы антропоиды не хищники и даже во-обще не плотоядные, во-вторых, потому, что загонная охота требует достаточно сложных культурных навыков как по координации взаимных усилий, так и контролируемому использованию огня, способного приводить в ужас всё живое. Но став образом жизни загонная охота дейсвительно существенно расширяла возможности доисторичес-кого человека, делая доступным устойчивое проживание в приледниковой тундре, которая, как и саванна, тоже была охотничьим раем, но где выжить за счёт собирательства, когда большую часть года всё неживое просто примерзает к земле, было, конечно, немыслимо.
Однако в охоте, как и в
известном смысле в
Разделение труда по половому
признаку повлекло за собой
существенное различие в
Вместе с тем ясно, что такая группа не могла функционировать и без определённого уровня развития ду-ховной культуры и прежде всего без языка. Когда внутренний мир и воспринимаемая наличная данность тожде-ственны, язык в принципе не нужен, как не нужен он животным. Достаточно просто отдельных криков, свиде-тельствующих об опасности или каких-то других сильных эмоциях. В группах же, где охота превратилась в образ жизни, влекущий за собой разделекние труда, язык стал необходимым инструметом уравнивания внутренних состояний в опрелённом отношении разделённых людей, без которого жизнеспособный коллектив просто немыслим. Не случайно в первобытных языках такое большое значение имеет половое начало и половые различия.
С половым разделением труда связано ещё одно неожиданное, но исключительно важное для дальнейшего развития следствие. Речь идёт о том, что добывание пищи, с одной стороны, и её приготовление и делёж -- с дру-гой, оказались в разных руках. В результате пищу стали получать не только её добытчики, но и те, кто вообще не имел отношения к её добыче и обработке. Так в группе стала поддерживаться жизнь людей, которые были кале-ками и самостоятельно обеспечить себя просто не могли. Не имея, однако, возможномти приобщиться к реальной деятельности группы, такие люди имели возможность прокручивать эту деятельность идеально, только у себя в голове, выстраивая сложные идеальные последовательности реальных действий. Тем самым процесс накопления знаний, ранее ограниченный наличным эмпирическим опытом, радикально ускоряется, так что в конце концов массив накопленного знания, как свидетельствует Клод.Леви-Стросс19/, становится сопоставим с таковым любого
другого общества.
Первобытные кровнородственные коллективы – это идеальные общества, т.е. своеобразные вечные двигатели, способные без всякого внешнего вмешательства при сложившемся положении вещей воспроизводить себя до бесконечности. Но они практически не способны эволюционировать, конструктивно меняться. В случае изменения обстоятельств или при вмешательстве в их жизнь извне, они, как правило, не изменяются, а просто ломаться, ничего из себя не порождая. И всё же цивилизация вообще или по крайней мере первая цивилизация возникает именно из обломков первобытнеых коллективов, правда, в тех уникальных обстоятельствах, которые сложились с наступлением новой геологической эры – голоцена в так называемом Месопотамском котле. Речь идёт о долине в междуречье Тигра и Ефрата, которая образует ядро знаменитого Плодородного полумесяца, представляющего собой по существу своеобразный межконтинентальный перекресток, объединяющий переднюю Азию с Африкой и Европой. Естественно, что горные долины и плато этого перекрестка стали накопителем уникального генофонда как растительного и животного /здесь росли в диком виде пшеница и ячмень в сочетании почти со всеми подающимися приручению животными/, так, видимо, и человеческого. Ещё в эпоху раннего неолита здесь появляются первые человеческие коллективы, живущие уже не охотой и собирательством, а земледельческим трудом, т.е. начинается движение от присваивающего к производящему хозяйствованию. Однако это было в основном горное или багарное земледелие, возможности которого были довольно ограниченными, поэтому оно просто вростало в систему первобытных общественных институтов, не приводя к каким-либо существенным, качественным изменениям.