Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:20, реферат
История социальной философии подобно истории философии вообще с каждым крупным поворотом в характере человеческой ментальности вынуждена снова и снова обосновывать своё право присутствия на интеллектуальном горизоте, как и монопольное, неоспариваемое другими претендентами право на распоряжение своим постоянно меняющимся объектом осмысления. Связано это прежде всего с тем, что её спекулятивно-метафизическое лоно вовсе не бесплодно, как это порою заявляли, а непрерывно плодоносит, порождая всё новые позитивные формы теоретического знания, имеющие своим предметом не общество вообще, а лишь какие-то аналитически вычленяемые его части или аспекты, доступные поддающимся проверке познавательным процедурам, более или менее определённо отделяющим познанное, т.е. преобразованное в некие остановленные и обозримые модели, от не познанного, не систематизированного, не остановленного.
Причём в отличии, например, от христианско-рыцарскких образцов это превосходство непосредственно не связано с моралью и вообще с разделением людей на добрых злых.На передний план выходит гораздо более гиб-кое и универсальное разделение людей по степени их чистоты, позволяющее создать единое ненасильственное целое из людей, имеющих разные обязанности и предназначения в зависимости от их развития и исходного поло-жения в жизненном мире. Так закладываются основы знаменитого индийского принципа «ненасилия», когда жизненно важные и внутренне кофликтные цели достигаются не силовым давлением, а оправданностью и «чисто-той» своих притязаний.
Индуизм, не обладая ни единым
символом веры, ни догматизированной
вероучительной системой, ни даже
какой-либо надиндивидуальной
На этом основании некоторые авторы, подчёркивая полиморфизм индуизма, допускающего, как известно, самые разные вероучения и широкую вариативность образа жизни своих приверженцев, заявляют, что индуизм вообще нельзя назвать отдельной религией, что это скорее конгломерат политеистических вероучений. Но в том то и дело, что за пёстрым многообразием вероучений в индуизме отчётливо ощущается приверженность единой сакральной макротрадиции, единому трудно выразимому, но отчётливо улавливаемому мироощущению, в центре которого стоит универсальная личностная устремлённость к духовно-космическому освобождению от бренных пут единичного земного существования. Дело, однако, не только в религии. Такова вся сложившаяся на базе индуизма индийская цивилизация, поражающая нас исключительным разнообразием социальных и культурных форм, объединённых тем ни менее непостижимым, но несомненным внутренним единством.
Впрочем, свободное
Для интеграции этой по
древняя пантеистическая легенда о переселении душ, будучи в данном случае своеобразным «частным вариантом» торжественного угасания в нирване, тоже предполагала потерю своего физического облика ради дгугого более возвышенного состояния, но не требовала религиозной гениальности, удовлетворяясь просто безропотной добросовестностью, в результате чего образовывался надёжный мост между аристократическим аскетизмом и
обыденной жизнью
в индийской общине, работающий как
на укрепление функциональной устойчивости
общины, так и поддержание
Вместе с тем неукоснительное
выполнение своих повседневных
обязанностей в общине не
В заключение следует отметить,
что на протяжении практически
всей многовековой истории
абсолютности кастовой системы и того пассивного сопротивления через ненасилие, которым индуизм преодолел в конце концов буддизм, как он преодолеет в своё время давление могольского ислама и европейского /англикан-ского/ христианства. Однако преодоление родственного по духу индуизму буддизма выразилось не в его отторже-нии. Во вполне индуистском духе преодоление буддизма вылилось в его превращение в своеобразный «экспорт-ный» вариант индуизма, с помощью которого индуистское мироощение проникло почти во все культуры Восточной и Юго-восточной Азии.
3. Китайская цивилизация.
Китайская цивилизация, составляющая собой ядро всего дальневосточного мира, в определённом отношении по-добна индуистской, признающей, как известно, существование высшего мирового закона, который выше богов, так что с ним должны считаться не только Вишну и Шива, но и сам Брахман. В Китае закон неба ещё более неприрекаем, ибо между ним и миром смертных нет никаких персонифицированных богов. И Конфуций, и импе-ратор, окружённый божественным поклонением, оказываются тем ни менее ни богами, способными совершать чудеса, а реальными людьми, несущими на себе мандат неба, которого они, однако, могут и лишиться. Чем ки-тайская цивилизация разительно отличается от индуистской, так это тем, что она не придаёт значения проблеме индивидуального спасения и не знает той сложной ментальной техники, которая для этого разрабатывалась ин-дийскими мудрецами. В отличии от аристократа-аскета, который спасает себя с помощью утончённых эзотериче-ских приёмов, т.е. в сущности иллюзорно, в Китае упор делается не на спасении индивида, каким бы статусом он
при этом он ни обладал,
а на «спасении» общества, что иллюзорными
экзальтациями осуществить
В основе китайской
урожаев в год, способна прокормить большую семью /отсюда скученность китайской общины/, с другой стороны, она очень трудоёмка, требует большого количества рабочих рук и труд на рисовых чеках не знает сезонных перерывов. Тут нужно работать весь год напролёт, при этом даже незначительная небрежность может свести на нет усилия целого коллектива.
Всё это и понуждает
Для этого все детали общества
должны быть идеально
к другу, т.е. не просто поступать хорошо, чтобы не превратиться в другой жизни в таракана или не оказаться под-жариваемыми на адском огне, а обладать безусловной и самоценной предрасположенностью к друг другу /жень/, котолрая и составляет истинную радость бытия. Наиболее естественным выражением благорасположения людей друг к другу является сяо, которое, начинаясь от сыновней почтительности, распространяется на все отношения
старших и младших
и по возрасту, и по положению
вплоть до подчинения сегодняшней жизни
мудрости древних легендарных
Впрочем исключительную роль сыграло и то, что уже со времён Конфуция, т.е. где-то с середины 1 тыс. до н.э., когда эти стихийно складывающиеся формы жизни были ситематизированы и превратились в подобие рацио-нализированной религии, в Китае необычайно высоким оказывался статус интеллектуалов, разбирающихся в усто-навлениях этой квазирелигии. Но что свойственно уже, пожалуй, только Китаю, именно в руках у этих людей, не-обязательно происходящих из знатных родов, оказалось сосреточено практическое управление жизнью на местах.
Дело в том, что превращение разрозненных родовых уделов в великую империю-семью с почти однородным эт-ническим составом произошло не только потому, что влиятельные цины активно уничтожали друг друга в обыч-ных для феодального общества междуусобицах. Но и потому, что в ожесточённости этих междуусобиц всё более заметным становилось значение низших слоёв владетельной знати так называемых «ши», которые происходили из дальних или боковых линий аристократических родов. Не будучи в состоянии похвастаться своей родовитостью, они по необходимости должны были делать упор на каких-то личных достоинствах, каковыми в сложившихся об-стоятельствах и оказывалось знание конфуцианской мудрости и желание поступать в соответствии с ней, строго блюдя кодекс чести уже не в войне, а в гражданских делах. Именно из этой среды уже в джоуском Китае в массо-вом порядке начинает подниматься преодолевающее узость местных интересов служилое сословие, которое было предано не тому или иному вану, а самой Поднебесной как воплощению великого мирового порядка вообще. В значительной степени благодаря усилиям этих людей ранее раздробленный и этнически неоднородный Китай превращается в централизованную и единообразную империю, живущую как гигантская семья и универсальный вечный двигатель, который смог произвести впечатление на многих проницательных европейских наблюдателей.