Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:20, реферат
История социальной философии подобно истории философии вообще с каждым крупным поворотом в характере человеческой ментальности вынуждена снова и снова обосновывать своё право присутствия на интеллектуальном горизоте, как и монопольное, неоспариваемое другими претендентами право на распоряжение своим постоянно меняющимся объектом осмысления. Связано это прежде всего с тем, что её спекулятивно-метафизическое лоно вовсе не бесплодно, как это порою заявляли, а непрерывно плодоносит, порождая всё новые позитивные формы теоретического знания, имеющие своим предметом не общество вообще, а лишь какие-то аналитически вычленяемые его части или аспекты, доступные поддающимся проверке познавательным процедурам, более или менее определённо отделяющим познанное, т.е. преобразованное в некие остановленные и обозримые модели, от не познанного, не систематизированного, не остановленного.
Правда, отсюда ещё не следует, что никакая мобилизующая идея нам вообще не нужна. Наоборот, в нынешний критический период нашей жизни она нам нужнее, чем что-либо, нужнее, чем все доллоровые транши и газопро-водные системы вместе взятые. Но проистекать такая идея должна из сегодняшнего вызова, а вовсе не из ностальгических воспоминаний о том, чего нам хотелось бы или из того, что о нас задумал Господь. Для этого нужно прежде всего трезво осознать реальность, не сбиваясь ни на апокалипситческие истерики /пропала Россия!/, не на благодушные уверения, что всё рассосётся и даже уже рассасывается. И то, и другое обезоруживает и влечёт в никуда. И начинать при этом надо с правды, с осознания неумолимости тех выдвинутых самой историей /а не кем-то инспирированных/ вызовов, перед которыми мы нынче оказались. Уже одна только правда /как бы ни была горька!/ всегда обладала и надо думать обладает для нас русских огромной мобилизующей силой.
Самый жестокий вызов
Но, пожалуй, особый драматизм ситуации состоит в том, что мы даже не можем в полный голос объявить об этой самой важной для нас руских, а значит и для России проблеме, ибо гипноз образа «великой и неделимой» исключает разговор на темы, которые могут превратно истолковать другие входящие в неё народы. Вдруг они обидятся и заходят отделиться. И тогда Россия автоматически становится делимой и её величие оказывается под вопросом. Как с наименьшими издержками выйти из этой коллизии, как откровенно и решительно сказать, что для нас наша собственная русская судьба важнее чьей-либо даже самой России, что для нас нет и не может быть каких-либо более важных проблем, чем проблемы русских матерей, рожающих и воспитывающих русских детей, в то время как другие народы уже давно не малые дети и даже не младшие братья, а вполне взрослые люди, которым полагается заботиться о себе самим. Как организовать именно вокруг этого наше общественное мнение и , не впадая при этом в имперский национализм, т.е. самовозвеличивание и нетерпимость, построить систему наших ценностей таким образом, чтобы в центре её была русская семья и круг её домашних, обыденно-житейских, а не возвышенно-героических дел, так чтобы очередное крушение Великой империи уже постсоциалистического образца, но по-прежнему от моря до моря не обернулось крушением самого русского народа. Нужно, в конце концов, честно по-взрослому признаться, что величие империи есть да и было не самоцелью, а лишь одним из исторически преходящих способов выживания русского народа и всех, кто себя к нему причислял, а современная глобализирующаяся действительность делает более эффективным другой способ такого выживания.
Для нашего спасения нужны
не показательные стрельбы с
подводных крейсеров и не
Теперь о территориях. 3\4 наших территорий по цивилизованным меркам просто пусты. Причём парадокс истории состоит в том, что расположены эти в сущности пустующие земли рядом с активно развивающимися и буквально перенаселёнными странами. Не трудно сообразить, что в конце концов произойдёт, если всё будет предоставлено естественному ходу вещей. И судя по тому, как мы себя ведём, так и не имея мирного договора с Японией или соглашения об иммиграции с Китаем, именно этот естественный ход вещей для нас просто убийственно опасный, видимо, всё и решит. Обратите внимание, что японцы, которые с началом перестройки так настойчиво ставили вопрос о «северных территориях», теперь говорят на эту тему не столь активно.Уверен, они догадываются, что выждав ещё немного они пролучат спорные острова просто так, как, например, недавно Западная Германия получила Восточную, а ведь поначалу немцы готовы были за эту столь принципиальную для них уступку взять на себя любые обязательства. Не думаю, чтобы это было непонятно власть придержащим. Но груз великодержавных амбиций подавляет здравый смысл и мы опять же не в силах признаться себе, что с точки зрения наших собственных интересов на Дальнем Востоке /например, для охраны, преумножения и рационального использования тех же рыбных богатств этого региона/ дружественная, т.е. действительно доверяющая нам Япония, для нас в сотни раз дороже трёх скал в океане. Но для этого нужно даже на массовом уровне уметь думать не только эмоциональными стереотипами, уметь преодолевать тот общенациональный невроз, который уже неоднократно провоцировал нас на неадекватные действия, заводя в тупик. И судя по тому, как, например, думает большинство по поводу нашей госудаственной символики или по количеству голосующих за блок «Родина», невроз этот вовсе не преодолён и всегда готов дать очередной рецидив.
Странно и
печально видеть в передачах
с наших дальних океанских
рубежей помятых, неухоженных
людей на фоне почерневших
барачных построек, обеспокоенных
не своей безотрадной судьбой,
Да, когда-то расти вширь,
Конечно, при чисто
Руководствуясь чисто
Ныне вполне возможно совместно с нашими соседями по Дальневосточному региону договорно учредить здесь нового действительно эффективного хозяина, объединив наши территории, китайские трудовые ресурсы, японские технологии, американские капиталы и влияние. Думается, что такими кооперированными усилиями наш Дальний Восток можно было бы сравнительно быстро превратить в такого мощного экономического «тигра», рядом с которым все прочие местные тигры оказались бы просто котятами. Западная Европа на одном конце Транссиба и целесообразно сформированный новый дальневосточный тигр на другом с необходимостью потянули бы за собой и европейскую Россию, ибо и экономически и политически в этом оказались бы заинтересованы все крупные игроки современной международной сцены. Думается, что только на этом пути нам удалось бы радикально решить и проблему того неподъёмного долга, который грозит в любую минуту \вспомним август 98\ потянуть нас на дно, как и проблему безопасности нашего «южного подбрюшья». Ведь такая безопасность была бы теперь уже не только нашей проблемой, но и проблемой всего пользующегося транссибирским коридором цивилизованного сообщества, которое нас сейчас не больно жалует, а мы, обижаясь, грозим учредить другой, независимый центр силы, как будто мы этого ещё не проходили и не знаем, что из этого получается.
Врочем, несмотря на действительную
радикальность таких
Кстати сказать, в идейном наследии теоретиков «русской идеи» есть немало проникновенных слов о всеединстве, вселенскости, всечеловечности, как тех качествах, которые должны быть привнесены в мир русской соборностью, софийностью и православной терпимостью. Увы, русская история, том числе и новейшая \кстати, не без усилий теоретиков нашей самобытности\, оказывалась на деле весьма далёкой от этих красивых идеалов. Они всегда отодвигались куда-то очень далеко, чтобы в реальном пространстве творить нечто совсем другое. Так вот, может быть время этих идеалов уже наступило? Что если нам на самом деле воспринять их не как возвышенные предначертания, которые господь-бог замыслил о России, а как руководство к действию, тем более что они так хорошо отвечают тому глобалистскому вызову, который бросает нам история на переломе тысячелетий?
Россия всегда жила не столько
настоящим, т.е. повседневным