Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:14, доклад
Прямодушие и искренность именно те черты, которые я в вас более всего люблю и
ценю. Судите же сами, как меня должно было поразить ваше письмо[2]. Эти самые
любезные свойства ваши и очаровали меня при нашем знакомстве, они-то и побудили
меня заговорить с вами о религии. Все вокруг вас призывало меня к молчанию.
Повторяю, посудите каково же было мое удив
прежде. Для христианина это предмет веры; ему не позволительно сомневаться в
этом будущем так, как в прошлом, на котором основаны все его верования, но и для
всякого сколько-нибудь глубокого ума, это, на мой взгляд, нечто доказанное. Кто
знает, может быть день этот даже не так далек от нас, как это предполагают?
Несомненно, в наши дни происходит в глубине сознания огромная религиозная работа,
в ходе науки, этой верховной силы века, заметно какое-то поворотное движение,
время от времени что-то торжественное и сосредоточенное чувствуется в душах; кто
знает, не предвестники ли это каких-то великих нравственных и социальных явлений,
которые вызовут общий переворот во всей разумной природе, вследствие чего
обетованные человеку судьбы из предметов веры, каковы они теперь, станут для
всеобщего разума вероятными или даже несомненными?
Сударыня, отличительные черты нового общества следует искать в большой семье
христианских народов; именно здесь находится элемент устойчивости и истинного
прогресса, отличающий его от всякой другой социальной системы мира; в этом
сокрыты все великие поучения истории. Итак, мы видим, что при всех переворотах,
испытанных новым обществом, оно не только не утратило ничего в своей жизненности,
но с каждым днем еще растет в силе, и с каждым днем в нем обнаруживаются новые
возможности в дополнение к развившимся ранее. И ни арабы, ни татары, - ни турки
не только не могли это общество уничтожить, но даже, наоборот, только
способствовали его
него ранее изобретения пороха, а это доказывает, что его спасло от разрушения не
огнестрельное оружие; один из этих народов в то же время напал на два общества,
сохранившиеся от древнего мира, на Индию и Китай. Оба эти общества, правда,
также не погибли, благодаря огромности населения, составляющего хотя и косные,
но все же способные к сопротивлению массы; но самобытность их утратилась,
прежний жизненный принцип был отброшен к конечностям социального тела; таким
образом смертный приговор был все же произнесен над ними. Эти страны потом были
предназначены для великого поучения, которым мы должны воспользоваться.
Присматриваясь к ним теперь, мы до некоторой степени становимся современниками
того мира, от которого кругом нас сохранился один лишь прах; таким образом, мы
можем там наблюдать, во что бы обратился род людской без нового импульса,
данного ему всемогущей рукой. И заметьте, что Китай, по-видимому, с незапамятных
времен обладал тремя великими орудиями, которые, как говорят, наиболее ускорили
среди нас движение вперед человеческого ума: компасом, печатным станком и
порохом. И что же? На что они ему послужили? Объехали ли китайцы кругом земного
шара? Открыли ли они новое полушарие? Есть ли у них литература, более обширная,
чем та, которой мы обладали ранее изобретения книгопечатания? В злосчастном
искусстве войны были ли у них Фридрихи и Бонапарты, как у нас? Относительно
Индостана - есть ли на свете что-либо более убедительное, свидетельствующее о
бессилии и печальном
исшедшую непосредственно от высшего разума, чем то унизительное состояние, в
которое его привело завоевание татар и англичан? Я не могу сомневаться в том,
что эта тупая неподвижность Китая и необычайное принижение индусского народа,
хранителя древнейших природных достижений и зародышей всех человеческих познаний,
заключают в себе важнейший урок и что именно поэтому Бог сохранил их на земле[15].
Вам часто приходилось слышать мнение, будто падение Римской империи произошло
ввиду развращения нравов и деспотизма, который за ним последовал. Но в этой
всемирной революции дело касается не одного Рима, погиб не Рим, а целиком вся
древняя цивилизация. Египет фараонов, Греция Перикла, второй Египет Лагидов и
вся Греция Александра, которая простиралась за Инд, наконец, даже и иудаизм[92],
с тех пор, как он эллинизировался, все это растворилось в римской массе и
составляло одно целое, одно общество, которое совместило в себе все
предшествующие поколения с самого начала, заключало в себе все нравственные и
умственные силы, развившиеся до этого в человеческой природе. Значит, не империя
погибла, погибло и вновь восстало человеческое общество. С тех пор, как земной
шар был как бы охвачен Европой и новый мир, всплывший из океана, был ею заново
пересоздан, а остальные человеческие племена настолько ей подчинились, что можно
считать их как бы существующими только в меру их произволения, легко себе
представить происходившее на земле тогда, когда сокрушалось старое здание, а
новое чудесным образом возникало взамен его: нравственное начало вселенной
получало новый закон, новое устройство. Разумеется, материал старого мира был
использован при построении нового; материальная основа нравственного порядка по
необходимости осталась прежняя, и к тому же еще совсем новый материал,
почерпнутый из пластов, не тронутых старой цивилизацией, был доставлен
провидением; деятельные и сосредоточенные способности с Севера сочетались с
пылкими силами Юга и Востока; холодная и строгая мысль северного климата слилась
с горячей и радостной мыслью умеренного; можно сказать, сколько ни было духовных
сил, рассеянных по земле, все они соединились в этот день, чтобы зародились
поколения идей, элементы которых были до тех пор погребены в самых таинственных
глубинах человеческого сердца. Но ни план здания, ни цемент, связавший воедино
эти разнообразные материалы, не были делом рук человеческих: все совершила
пришедшая с неба мысль. Это нам и важно понять, в этом заключается огромный факт,
которого чисто историческое рассуждение, привлекшее все человеческие средства,
находимые им в этой эпохе, не смогло бы объяснить, - вот ось, вокруг которой
вертится вся сфера истории, вот что объясняет и доказывает явление воспитания
человеческого рода. Одно уж величие этого события, его внутренняя, его
необходимая, его насквозь проникнутая провидением связь с предшествующим и
последующим достаточны, по моему мнению, чтобы поставить его вне обычного
течения человеческих действий; но его определяющее влияние на разум, совсем
новые силы, которыми оно его обогатило, впервые порожденные в нем потребности, а
главное, произведенное этим событием уравнение умов сделало человека ищущим
истину и способным познать ее во всяком положении, в любых условиях - вот что
налагает на эту эпоху от начала до конца поразительную печать провидения и
высшего разума. Вот почему разум человека, несмотря на свои частые обращения к
предметам отжившим, к таким, которые не должны и, несмотря на все попытки разума,
не могут более существовать, всегда упорно держался за этот момент. Разве та
часть мирового разума, которая ныне господствует над всей остальной ее массой и
влечет за собой ее, не ведет своего начала с первых дней нашей эры? Мировой
разум не есть ли теперь разум христианский? Не знаю, может быть черта,
отделяющая нас от древнего мира, заметна не для всякого глаза, но для меня к
этому сводится вся моя философия, вся моя мораль, вся моя религия. И, я надеюсь,
придет время, когда всякий возврат к язычеству, и особенно тот, который
свершился в пятнадцатом веке, и носит, если не ошибаюсь, имя "возрождение
искусств", со всеми своими продолжениями
и последствиями будет
преступное опьянение, самую память о котором надо стараться всеми силами стереть
в мировом сознании.
Надо заметить, что благодаря своего рода оптическому обману, древность
представляют себе как нескончаемый ряд веков, а современный период наступившим
чуть не со вчерашнего дня. Между тем, история древнего мира если начинать,
например, с водворения в Греции Пелазгов[93], обнимает собою время лишь на сто
лет превышающее длительность периода с первого дня нашей эры. Но подчиненное
историческое время еще короче. И в течение этого времени столько обществ погибло
в древнем мире. Между тем в истории современных народов мы наблюдаем лишь
перемещение географических границ государств, общества и народы остаются
неприкосновенными. Нет надобности говорить, что такие факты, как изгнание мавров
из Испании, истребление американских племен, свержение татарского владычества в
России лишь подтверждают общее правило. Точно так же крушение турецкой империи,
которое уже доносится до нашего слуха, снова представит нам пример еще одной из
тех великих катастроф, которые не предстоит переживать христианским народам.
Затем наступит черед других нехристианских народов, граничащих с более
отдаленными окраинами нашей системы. Вот круг всесильного действия священной
истины порою откидывая народы, порою вбирая их в свой состав, он расширяется без
перерыва и приближает нас к возвещенным временам, Так совершаются судьбы рода
человеческого.
Нельзя не поражаться тому равнодушию, с которым долго относились к новой
цивилизации. Между тем, как вы видите, понять ее должным образом и до конца
истолковать - значит, до некоторой степени разрешить социальную задачу. Именно
поэтому волей-неволей приходится постоянно возвращаться к этой цивилизации при
самых обширных и самых общих соображениях философии истории. В самом деле, разве
она не заключает в себе работу всех протекших веков? А будущие века, разве они
не будут простым следствием этой цивилизации? А нравственное существо, не что
иное как существо, созданное временем, и время должно довершить его до конца.
Вся совокупность идей, разлитых на духовной поверхности мира, никогда не была
так рассредоточена, как в современном обществе. Во всю мировую жизнь
человеческого существа никогда одна идея так не обнимала всей деятельности его
природы, как в наши дни. Итак, мы положительно наследники всего, что было
сказано или совершено людьми, и нет такой точки на всей земле, которая лежала бы
вне воздействия наших идей: значит, во всем мире остается лишь одна духовная
сила. Поэтому все основные вопросы философии истории по необходимости заключены
в вопросе о европейской
человечеству свойстве идти к совершенству, о прогрессе человеческого ума, думают,
что этим все сказано, все объяснено. Можно подумать, будто бы человек во все
времена только и делал, что шел вперед, никогда не отступая назад; что в
движении разумной природы никогда не было столкновений, поворотов в обратную
сторону, а только развитие и прогресс. Но как же народы, о которых я говорил
выше, не трогаются с места с тех пор, как мы их знаем? Вам говорят, что народы
Азии остановились в своем развитии. Но почему же они остановились? Чтобы дойти
до состояния, в котором они сейчас находятся, они как будто должны были
действовать, как и мы: добиваться, изобретать, делать открытия. Отчего же, дойдя
до известной ступени, они сразу остановились и с тех пор не могли ничего
выдумать, ничего создать[16]? Ответ прост: причина в том, что прогресс
человеческой природы отнюдь не безграничен, как это воображают: есть предел,
которого ему не удается переступить, Поэтому-то общества древнего мира не всегда
подвигались вперед; поэтому-то Египет не сошел с места со времени посещения его
Геродотом вплоть до установления владычества греков: поэтому-то и римский мир,
столь прекрасный, столь яркий, воспринявший в себя все просвещение стран от
столбов Геркулеса[94] до Ганга, был вынужден постепенно уменьшаться и дошел к
моменту озарения человеческого разума новым светом до того состояния
неподвижности, которым по необходимости заканчивается всякий человеческий
прогресс. Если только подумать об этом времени, столь богатом результатами, без
школьных предрассудков, об этом историческом бедствии, легко убедиться, что
сверх чрезвычайного развращения нравов, потери всякого чувства доблести, свободы,
любви к родине, упадка во всех отраслях человеческих знаний, в то время еще
наступил полный застой во всем, и умы вращались только в узком и ложном кругу,
который они переступали лишь с
тем, чтобы окунуться в
Как только удовлетворен интерес материальный, человек не идет вперед, хорошо еще,
если он не отступает. Таков факт. Не надо заблуждаться: в Греции как и в
Индостане, в Риме, как и в Японии, в Мексике, как и в Китае, вся умственная
работа, как бы она ни была замечательна - в прошлом и настоящем, всегда вела и
всегда будет вести к одному и тому же: поэзия, философия, искусство, все это
служило и служит одной лишь телесной природе человека. Все наиболее возвышенное
и бьющее через край в учениях и привычках Востока не только не противоречит
этому общему положению, а, напротив, еще более его подтверждает. Кто не видит,
что вся эта распущенность мысли происходит только от заблуждений и
самообольщения материального человека. Не надо только думать, что этот земной