Философические письма

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:14, доклад

Описание работы

Прямодушие и искренность именно те черты, которые я в вас более всего люблю и
ценю. Судите же сами, как меня должно было поразить ваше письмо[2]. Эти самые
любезные свойства ваши и очаровали меня при нашем знакомстве, они-то и побудили
меня заговорить с вами о религии. Все вокруг вас призывало меня к молчанию.
Повторяю, посудите каково же было мое удив

Работа содержит 1 файл

pisma.doc

— 831.00 Кб (Скачать)

Невозможно отрицать, что в эту  философию существенной частью входило  нечто 

совершенно чуждое практической мысли древних - элемент единения, связи,

благорасположения между людьми. В  особенности ему были свойственны  здравый смысл 

и отсутствие заносчивости, что и  отличает его учение от всех современных  ему 

философских систем. Сверх того, оно  видело высшее благо в душевном мире и в

тихой радости, которые переносили на землю небесные блаженства богов. Эпикур

самолично подавал пример такого безмятежного существования: он жил почти в 

полной неизвестности, среди самых  нежных привязанностей, погруженный  в науку.

Если бы его мораль могла закрепиться в сознании народов и не подверглась

извращениям порочного начала, господствовавшего  тогда в мире, она несомненно

водворила бы в сердцах кротость и человечность, распространить которые  были

неспособны ни кичливая мораль Портика[115], ни мечтательные рассуждения

последователей Академии[116]. Обратите еще внимание на то, что Эпикур

единственный из мудрецов древности, нравы которого были безупречны, и 

единственный, память о котором  соединялась у его учеников с  любовью и почитанием,

граничащим с культом[24]. Вы теперь понимаете, почему я был вынужден внести

некоторые поправки в наши представления  об этом человеке.

 

К Аристотелю мы не станем возвращаться. Он мог бы, однако, составить одну из

самых важных глав новой истории, но это слишком обширный предмет, нельзя

говорить о нем мимоходом. Заметьте только, пожалуйста, что Аристотель до

некоторой степени создание нового духа. Вполне естественно было новому разуму в 

юности под влиянием мучительной  и огромной потребности познаний всеми силами

привязаться к этому механику ума, который при помощи своих рукояток, рычагов и 

блоков заставлял мыслительную способность работать с поразительной  быстротой.

Легко понять и то, что он пришелся так по вкусу арабам, которые его  первые

откопали. Этот внезапно появившийся  народ не имел за собой ничего, на что он мог 

бы опереться; поэтому вполне готовая  мудрость должна была ему, естественно, как 

нельзя более пригодиться. В  конце концов, все это миновало - арабы, схоластика,

а также и их общий наставник; все они выполнили каждый свое предназначение. Что

касается ума, то это придало  ему больше устойчивости, и уверенности  в себе; ход 

его развития стал поэтому более  уверенным; он усвоил себе приемы, облегчающие 

движение и ускоряющие его  работу. Как видите, все устроилось к лучшему; зло

обратилось в добро благодаря  силам и скрытым источникам знания нового разума.

Теперь нам надо вернуться назад, снова вступить на широкий путь той  поры, когда 

ум не имел в своем распоряжении других орудий, кроме золотых и лазоревых крыльев

своей ангельской природы.

 

Перейдем к Магомету. Если подумать о благе, вытекающем для человека из его 

религии, то видно, что, во-первых, она  вместе с другими более сильными причинами 

содействовала уничтожению многобожия, затем, что она распространила на громадном

протяжении земного шара, и притом в таких областях, которые можно  было считать 

недоступными влиянию общего движения разума, - идею единого Бога и всемирного

верования: она таким образом  приготовила бесчисленное множество людей к конечным

судьбам человеческого рода; поэтому  необходимо признать, что, несмотря на дань,

которую этот великий человек заплатил своему времени и своей родине, он

заслуживает несравненно большего уважения людей, чем толпа бесполезных мудрецов,

которые никогда не умели воплотить  и использовать ни одного из своих  измышлений,

а лишь раздробили человеческое существо вместо того, чтобы стремиться к 

объединению разрозненных элементов  его природы. Исламизм есть одно из самых 

замечательных проявлений общего закона; судить о нем иначе, значит не понимать

всемирное влияние христианства, от которого он происходит. Самое существенное

свойство нашей религии состоит  в способности принимать самые  различные формы 

религиозного мышления, в умении согласовывать свои действия в случае

необходимости, даже и с заблуждением, для того чтобы достигнуть конечного 

результата. В великом историческом развитии религии откровения религия  Магомета

должна быть непременно рассматриваема как одно из ее разветвлений. Самый

исключительный догматизм должен без затруднений признать этот важный факт; он бы

это и сделал, если бы только хоть раз  отдал себе ясный отчет в том, что именно

заставляет нас смотреть на магометан  как на естественных врагов нашей  религии,

потому что только из этого и  возник данный предрассудок[25]. Впрочем, вы знаете,

что почти нет главы в Коране, где бы не говорилось об Иисусе Христе. А мы

согласились на том, что нет ясного понятия о великом деле искупления, что ничего

не понятно в тайне царства Христа, пока не видно действия христианства везде,

где только произнесено имя Спасителя, пока не понятно, что его влияние 

распространяется на все умы, соприкасающиеся  как бы то ни было с его учением: в 

противном случае пришлось бы исключить  из числа пользующиеся благами искупления

великое множество людей, носящих  имя христиан; не значило ли это  свести все 

царство Иисуса Христа к ничтожным  пустякам, а всемирность христианства к 

смешному притворству? Итак, магометанство  как результат религиозного брожения,

вызванного на Востоке появлением новой веры, стоит в первом ряду тех явлений,

которые на первый взгляд не вытекают из христианства, но на самом деле, конечно,

исходят из него. Таким образом, помимо влияния отрицательного, которое  оно имело

на образование христианского  общества, сливая разрозненные интересы народов в 

единую задачу общего спасения, помимо богатого материала, который цивилизация 

арабов передала нашей, что следует  рассматривать как косвенные  пути,

использованные провидением для довершения возрождения человеческого рода, - в

собственном воздействии ислама на дух покоренных им народов следует  видеть

прямое положительное действие учения, из которого оно исходит, которое  здесь 

лишь приспособилось к некоторым  местным и современным потребностям для того,

чтобы получить средство посеять семена истины на более обширном пространстве.

Счастливы те, кто служит Господу  сознательно и убежденно! Но не забудем  и того,

что имеется в мире бесконечное  множество сил, послушных голосу Христа, хотя они

не имеют никакого понятия о  верховной силе, которая приводит их в движение!

 

Нам остается еще сказать о Гомере. В наши дни вопрос о влиянии  Гомера на

человеческий ум вполне разрешен. Отлично знают теперь, что такое  поэзия Гомера;

знают, каким путем она способствовала образованию характера греков, который, в

свою очередь, определил характер всего древнего мира; знают, что эта  поэзия

заменила другую поэзию, более возвышенную  и чистую, от которой сохранились  одни

отрывки; знают также, что она сменила другой круг представлений, зародившихся не

на греческой почве, и что  эти-то первоначальные представления, оттесненные новой 

мыслью, нашли приют в таинствах  Самофракии[117] и других святилищ утраченных

истин и продолжают жить только для  небольшого числа избранных или посвященных[26].

Не знают, как мне кажется, только того, что может быть общего у  Гомера со

временем, в котором мы живем, того, что до сих пор уцелело от него в мировом 

сознании. А именно в этом и заключается  значение настоящей философии истории,

так как главный предмет ее изучения, как мы видели, не что иное, как  изыскание 

постоянных результатов и вечных последствий исторических явлений. Итак, для нас 

Гомер еще и теперь Тифон[118] или  Ариман[119] современного мира, как он был им и

для мира, им созданного. На наш взгляд, гибельный героизм страстей, запятнанный 

идеал красоты, необузданное влечение ко всему земному - все это и  теперь

заимствовано нами у него[27]. Заметьте, что никогда не было ничего подобного  в 

других цивилизованных обществах мира. Одни только греки решились таким образом

идеализировать и обожествлять порок и преступление; поэзия зла  нашла себе,

следовательно, место только у них  и у народов, унаследовавших их цивилизацию.

Можно ясно разглядеть, изучая средние века, какое направление приняла бы мысль

христианских народов, если бы они  всецело вверились руке, которая  их вела. Итак,

эта поэзия не могла к нам явиться  от своих северных предков, - ум людей  севера

был создан совсем по-иному и менее  всего стремился привязаться к земному; если

бы он один сочетался с христианством, он бы, вместо того, что произошло, скорее

затерялся бы в туманной неопределенности своего мечтательного воображения. К 

тому же, в нас нет более  ни капли крови, текшей в их жилах, и мы ищем уроков

жизни не среди народов, описанных  Цезарем и Тацитом, а среди  тех, которые 

составляют мир Гомера; только с  недавнего времени возврат к  нашему собственному

прошлому начинает водворять нас  в наше семейное лоно и дает нам  возможность мало-помалу

вновь обретать отцовское достояние. От народов севера мы унаследовали лишь одни

привычки и традиции; разум не питается только знанием: самые застарелые обычаи

теряются, пустившие наиболее глубокие корни традиции стираются, если те и  другие

не связаны со знанием. Между тем все наши идеи, за исключением идей религиозных,

идут, конечно, от греков и римлян. Таким образом, поэзия Гомера, после  того, как 

она в старину на западе отвела в другое русло течение мыслей, привязывающих 

людей к великим дням творения, совершила то же и в новое время; переносясь к нам

с наукой, философией и литературой  древних, она так успешно отождествила нас с 

ним, что мы еще и сейчас на самом  деле все еще колеблемся между  миром лжи и 

миром истины. Хотя в наши дни Гомером  занимаются очень мало и хотя, наверное,

его совсем не читают, его боги и  его герои, тем не менее, все еще  оспаривают

почву у христианской идеи. И действительно, есть какая-то поразительная прелесть

в этой поэзии, всецело земной, чисто  материальной, необычайно снисходительной к

порочности нашей природы: она  ослабляет напряжение ума, держит его  безрассудно 

прикованным к своим призракам  и самообольщениям, убаюкивает и  усыпляет его 

своими мощными иллюзиями. И  пока глубокое нравственное чувство, порожденное 

ясным представлением всей древности и совершенным погружением ума в христианскую

истину, не наполнит наши сердца отвращением  к этим векам обмана и безумия,

которые нами еще владеют, к этим настоящим сатурналиям[120] в жизни 

человеческого рода; пока некое сознательное раскаяние не заставит нас краснеть

за бессмысленное поклонение, которое  мы слишком долго расточали перед  этим

отвратительным величием, этими  ужасными добродетелями, этой нечистой красотой,

до тех пор старые вредные  впечатления не перестанут составлять наиболее

жизненный и деятельный элемент  нашего разума. Лично я думаю, что  для 

совершенного возрождения, в согласии с разумом откровения, нам не хватает  еще 

какого-то огромного испытания, какого-то грозного искупления, вполне

прочувствованного всем христианским миром в целом и всеми испытанного как

великая физическая катастрофа на всем пространстве нашего мира; я не постигаю,

как без этого мы могли бы избавиться от грязи, еще оскверняющей нашу память[28].

Вот как философия истории должна понимать гомеризм. Посудите теперь, какими

глазами она должна смотреть на Гомера! Разве на этом основании не должна она по

совести наложить на его чело несмываемое  клеймо бесчестия!

 

Вот, сударыня, мы и у конца нашей  галереи. Я не договорил всего, что  намеревался

Вам сказать, но пора кончать. А знаете ли Вы вот что: в сущности, до Гомера,

греков, римлян, германцев нам, русским, нет никакого дела. Нам все это  вполне

чуждо. Но что поделаешь! Поневоле приходится говорить языком Европы. Наша

чужеземная цивилизация так загнала нас в Европу, что хотя мы и не имеем ее идей,

у нас нет другого языка, кроме  языка той же Европы; им и приходится пользоваться.

Если ничтожное количество установившихся у нас умственных навыков, традиций,

воспоминаний, если ничто вообще из нашего прошлого не объединяет нас ни с одним

народом на земле, если мы на самом  деле не принадлежим ни к какой  нравственной

системе вселенной, своими социальными  мерками мы все же связаны с  западным миром.

Эта связь, надо признаться, очень  слабая, не соединяющая нас с Европой так

крепко, как это воображают, и  не заставляющая нас ощущать всей своей сущностью 

великое движение, которое там совершается, все же ставит нашу будущую судьбу в 

зависимость от судьбы европейского общества. Поэтому, чем более мы будем

стараться с нею отождествиться, тем лучше нам будет. До сих  пор мы жили

обособленно; то, чему мы научились  от других, осталось вне нас как  простое 

украшение, не проникая в глубину  наших душ; в наши дни силы высшего  общества так 

возросли, его действие на остальную часть человеческого рода так расширилось,

Информация о работе Философические письма