Диалектика и метафизика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 15:11, контрольная работа

Описание работы

Диалектика как метод исследования является весьма действенным инструментом познания во всех его областях. Явно или неявно она присутствует во многих философских и научных открытиях и достижениях современности. Ранее уже упоминались общая теория систем и принцип глобального эволюционизма как безусловное проявление и конкретизация диалектических принципов. Можно привести и массу других примеров: знаменитый принцип дополнительности Н. Бора, сформулированный им же принцип соответствия; даже принцип фальсификации ироничного критика диалектики К. Поппера можно рассматривать как одно из выражений противоречивости, т.е. диалектичности роста научного знания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1 вопрос: «Диалектика и метафизика»…………………………………………………5
2 вопрос: «Историческое развитие диалектики как метода познания»………………8
3 вопрос: «Покажите отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля»…10
Заключение……………………………………………………………………………...14
Список используемой литературы…………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

      Зафиксированные диалектикой принципы развития материальных и идеальных систем призваны выполнять  прежде всего методологическую функцию. То есть служить методом, способом, средством анализа любой реальности. Диалектика в познании – та же логика. Только в отличие от формальной (аристотелевой) логики она пытается «ухватить» изменчивость, подвижность развивающихся объектов и тем самым сделать таким же наш процесс мышления. Ее сверхзадача – снять противоречие между непрерывностью реальности и дискретностью нашего понятийного мышления.

      Диалектический  метод представляет собой определенный набор правил, приемов исследования реальности. Эти приемы суть не что  иное, как все те же общие диалектические принципы, только сформулированные в императивной форме. Другими словами, если мы взялись за исследование какого-либо явления, то должны соблюдать следующие требования:

  • Подходить к предмету исследования исторически, т.е. брать его обязательно в развитии – с момента возникновения до сегодняшнего состояния;
  • Искать в эволюции нашего предмета способ его самодвижения, т.е. внутреннее противоречие, двойственность, борьбу противоположностей;
  • Уметь определять меру предмета, т.е. единство его количественных и качественных характеристик, а также их взаимодействие;
  • В соотношении последовательных стадий развития объекта видеть не только отрицательность, негативность, но и единство, преемственность;
  • Пытаться квалифицировать различные характеристики объекта как общие или единичные, необходимые или случайные, формальные или содержательные и т.д., а также видеть их взаимопереходы и взаимопревращения, т.е. относительность, релятивность и т.п.
 

Покажите  отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля

      Вклад Гегеля в развитие философии в первую очередь определяется разработкой диалектического метода. Под диалектикой в данном случае требуется понимать теорию развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения» - этот вызывающий тезис, защищавшийся Гегелем в его диссертации 1801 г., можно считать ключевым для уразумения гегелевской диалектики. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью»,1 – утверждает философ. Противоречие есть единство взаимоисключающих и одновременно взаимополагающих друг друга противоположностей. Возникающие в этом взаимоисключении напряжение, конфликт и служат источником движения и развития любой вещи. Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). Термин «снятие» здесь означает, что первые две стадии развития предмета преодолены, изжиты, оставлены, но одновременно и сохранены, воспроизведены вновь, объединены в новом, высшем качестве. Это касается и гегелевской трактовки взаимоотношений различных философских систем: они сменяют друг друга, наращивая все новые открытия, которые не пропадают во времени, а переходят из одной системы в другую, причем каждый раз в новом качестве (т.е. меняется место и значение того или иного фрагмента знания в общей картине мира).

      Составляющая  первооснову мира (по Гегелю, разумеется) абсолютная идея также обязана подчиниться  триаде – тезису, антитезису и синтезу. Сначала она выступает в виде чистых логических сущностей («Наука логики»), затем в форме инобытия или природы («Философия природы») и, наконец, в различных формах духа – праве, нравственности, искусстве, религии и т.д. («Философия духа»).

      «Чистые логические сущности» первой фазы развития абсолютной идеи – это просто-напросто логические законы и категории, т.е. наиболее общие понятия, универсальные формы мышления, в которых воспроизводятся предельно общие связи и отношения нашего бытия (общее и единичное, необходимое и случайное, причина и следствие и т.д.). Непревзойденная до сих пор оригинальность гегелевской мысли заключается в том, что категории мышления не просто выстроились в определенном системном порядке (таких систем, начиная с Аристотеля, было создано немало), но и пришли в движение, как бы «ожили», стали «текучими», взаиморефлексирующими, порождающими и обусловливающими друг друга. Иными словами, Гегель демонстрирует саморазвивающуюся систему понятий, поднимающихся от простого, абстрактного, безличного к конкретному, сложному, содержательному исключительно за счет собственных возможностей, т.е. силою логики, мысли, духа. Двигательную же силу понятиям придают все те же диалектические принципы: внутренней противоречивости, отрицательности, всеобщей взаимосвязи и т.д.

     Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

     Однако  диалектика Гегеля разрабатывалась  на идеалистическом решении основного  вопроса философии и не могла  быть до конца последовательной. В  диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.

     Высшей  исторической формой диалектики явилась  ее марксистская модель — материалистическая диалектика современности. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

Для марксистской диалектики характерным является объективность  рассмотрения явлений, стремление постичь  вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в учение об объективной и субъективной диалектике.

     Объективная диалектика — это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

     Субъективная же диалектика, или диалектическое мышление — это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

     Субъективная  диалектика, следовательно, вторична, объективная — первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

     Исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи.

     Диалектика  рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной — результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.

     Как же в материалистической диалектике понимается сам процесс развития? Оно рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты — революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям.

     Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образую макротела и так до галактик и метагалактик.

     Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

     Диалектика  изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые  имеют место во всех областях материального  и духовного мира. Отражая эти  связи в своем сознании, человек  открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества.

     К принципам диалектики относятся  еще и принцип детерминизма, т. е. всеобщей причинной обусловленности  явлений, принцип объективности рассмотрения, конкретности истины и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

      В своей работе я раскрыла тему философии  «Диалектика и метафизика». Большое внимание диалектике в философии уделял Гегель.

      Философию Гегель полагает высшей ступенью развития абсолютного духа, ведь в ней дух представлен в адекватной ему понятийной форме. Поэтому философия есть своеобразное мышление о мышлении, общий итог развития действительности, самое существенное знание о мире. Философия, по выражению Гегеля, есть «эпоха, схваченная в мыслях», и поэтому никакая философия не идет дальше своего времени.

      Гегель  сознательно отказывается строить  какие бы то ни было прогнозы относительно будущего – он не хочет лишить философию  научности, ибо, по его убеждению, лишь ретроспекция, т.е. исследование осуществившегося развития, есть подлинно научный способ познания. Ему доступно лишь то, что уже оформилось, определилось, развернуло все свои возможности. Мудрость, как известно, с молодостью обычно не в ладах. Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек.

      Метафизика  всегда, прежде всего в переломные эпохи, служила гарантом подлинности  философии. И то, что нынешняя философия  лишена определенности, беспутствует и распадается на части, говорит  о ее метафизической беспочвенности, о глубинном и базисном запустении. Наоборот, бытийно-историческое начало и содержание философии есть признак и условие духовного богатства и расцвета. Прежняя метафизика связывалась с религией, смешивалась с ней. Однако в условиях религиозного упадка (спада) стало очевидным, что метафизика может основываться на себе самой. Она не есть ни наука, ни мировоззрение. Будучи сердцевиной философии, метафизика приуготовляет принципы философствования. Дело метафизики есть дело мысли, первичная (и привычная) работа фундаментально-онтологического мышления. Но что значит мыслить? И кто есть мыслители? Подобное вопрошание упирается в процесс тематизации философии, в то, какой вопрос здесь становится основным, задающим меру. Именно он высвечивает тему для мышления. Тематизация философии – глубинный процесс, восходящий к истоку бытия и мысли. Только сильное, глубинное, то есть укорененное и возвышенное в смысле мудрости, мышление приводит к истине. В своем стоянии в истинном, философски обеспеченном, мыслители есть именно философы. Они определяют и они слагают изначально подлинное как таковое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы.

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-4 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2007
  2. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 2. – М.: 1974
  3. История диалектики – М.: Мысль, 1978
  4. Материалистическая диалектика. – М.: 1979
  5. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2004
  6. Философия. Университетский курс. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003
  7. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004

Информация о работе Диалектика и метафизика