Диалектика и метафизика две концепции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 11:11, контрольная работа

Описание работы

Исследование закономерностей развития, построение теории развития

осуществляется в рамках диалектики. В философской традиции диалектика

есть учение о развитии, концептуализации развития, рассматриваемого как в

онтологическом, так и в теоретико-категориальном его измерениях и

выступающая в историко-философском контексте теории и метода

творческого познания. Как всякое философское учение, диалектика имеет

свою историю, структуру, принципы, законы и соответствующий

категориальный строй.

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 39.50 Кб (Скачать)

         1. Диалектика и метафизика-две концепции развития.  

        Исследование закономерностей развития, построение теории развития

осуществляется в  рамках диалектики. В философской традиции диалектика

есть учение о  развитии, концептуализации развития, рассматриваемого как в

онтологическом, так и в теоретико-категориальном его измерениях и

выступающая в историко-философском контексте теории и метода

творческого познания. Как всякое философское учение, диалектика имеет

свою историю, структуру, принципы, законы и соответствующий

категориальный строй.

Само слово «диалектика» в буквальном переводе с греческого означает

«искусство вести беседу», а его первое употребление в философском смысле

обычно приписывается Сократу: он понимал диалектику как искусство обна-

ружения истины путем  столкновения противоположных мнений, как способ

ведения философского диалога, приводящий к истинным определениям по-

нятий. Во многом в сократовском духе определял диалектику Платон: «Того,

кто умеет ставить  вопросы и давать ответы, - говорил он, - мы называем

диалектиком». Условием же такого умения считался метод правильного со-

единения и разъединения понятий, относящихся к предмету изучения. Таким

образом, слово «диалектика» употреблялось в эпоху Сократа и Платона как

более или менее тождественное слову «логика» (которое в то время еще от-

сутствовало) и означало искусство доказательства и опровержения, умение

отличать  истинное от ложного  в суждениях, которые высказываются во время

беседы.

Таким образом, в античной мысли диалектика трактовалась, главным

образом, как метод правильного мышления, способ обретения истинного

знания.

Средневековая философия  наследует от античности понимание  диалек-

тики: в ней последняя понимается или как логика вообще, или как искусство

различения  истины и лжи, или же как искусство вести дискуссию. Нетрудно

заметить, что все эти значения во многом пересекаются и свидетельствуют о

сохранении традиции употребления понятия «диалектика» как способа ра-

ционального, логического мышления.

В новоевропейской  философской мысли диалектика наполняется новы-

ми смыслами, из которых отметим лишь два ведущих, связанных с немецкой

классикой и марксистским учением. Так, Гегель по существу впервые тракту-

ет диалектику как  универсальный метод мышления, базирующийся на идеях

развития и противоречивости бытия и противоположный догматической  ори-

ентации прежней  метафизики – последняя занималась поиском вечных, не-

изменных принципов  и первоначал всей реальности и в  этом смысле «игно-

рировала», по словам Гегеля, древнюю диалектику. Подобное противопос-

тавление диалектики и метафизики было подхвачено и усилено  К.Марксом и

Ф.Энгельсом, которые стали рассматривать диалектику как антипод метафи-

зики: если для метафизического мышления «вещи и понятия суть отдельные,

неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие иссле-

дованию один независимо от другого», то диалектика «берет вещи и их умст-

венные отражения  в их взаимной связи, в их движении, в их возникновении

и исчезновении». Отметим при этом, что и у Гегеля, и у Маркса и Энгельса

диалектика выполняет  функции не только метода познания, но и всеобщей

теории  бытия: более того, в марксистской философии она понимается как

наука «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого

общества и мышления».

Сегодня диалектика - это философское учение о развивающемся бытии

и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.

Основными принципами диалектики являются принципы развития и взаимо-

связи, которые составляют фундамент философской теории диалектики. Они

говорят о том, что любое явление в мире подвержено качественным измене-

ниям (развитию) и находится в определенной зависимости от других явлений

(т. е. связано с ними), влияя, в свою очередь, на них. Эти базисные диалек-

тические идеи наполняются более конкретным содержанием в системе зако-

нов диалектики – основных и неосновных. 

2.Европейская  философия 17 века (Ф.Бэкон,Р.декарт,Дж.Локк) 

Европейскую философию XVII века условно принято  называть философией нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, в Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция переживает период расцвета абсолютизма, а Италия вследствеие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы. Расхождение между силой власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия для человека становятся случайными.

Происходит "расслоение" человека на частного и родового, на эмпирического и  абстрактно-всеобщего индивида. Мировоззрение  человека окончательно потеряло былую  цельность и непротиворечивость, но зато приобрело глубину, сумев  осознать противоречивость бытия, мироздания и самой жизни. Формируется новый тип сознания, для которого бытие открыто для всевозможных изменений, превращений, столкновений. Это сознание противоречиво в самом себе и одновременно направлено на такую же противоречивую реальность. Не случайно то, что именно в это время получает широкое распространение жанровая форма романа, позволяющая эпически воспроизвести в художественных формах весь динамизм социальной жизни. Не случайно также и то, что широкое распространение в это время получает драматическое искусство.

Философское сознание XVII века во всем видит не согласие, единство, гармонию, но - противоречие, разорванность и противостояние духовного и материального, рационального  и эмоционального, общественного  и индивидуально-личностного. Мир воспринимается как нечто противостоящее человеку, отсюда - неизбежность размышлений не только о путях познания этого мира, но и о собственных познавательных возможностях. Поэтому философия нового времени представляет собой процесс острых дискуссий и борьбы сенсуализма и рационализма, индуктивного и дедуктивного способов познания, столкновения эмоционального и рационального в осмыслении самой сущности человека. В конечном счете все эти споры приведут к формированию Кантом знаменитых антиномий.

Принципиальная новизна философии нового времени заключается в том, что, "заглянув" в глубины человеческого бытия, она резко отделила и обособила две сферы: то, что принадлежит повседневному, конкретно-историческому человеку, его актуальному познанию и действию, и то, что принадлежит его глубинной сути, сущности, внутренней структуре его познания и действия. Первое по результату дает неистинное знание, ведет к отклонениям и заблуждениям, связанным с несовершенством конкретного человека, ограниченностью его рассудка, ослепляющими страстями, эмоциями. Сущность же, "природа" человека есть воплощение совершенства, неограниченных возможностей. Этот разрыв не только пронизывает философию XVII века и определяет философскую мысль последующего времени, но и стимулирует поиски путей, методов, направлений, следуя которым конкретный эмпирический человек приблизится к собственной абстрактно-идеальной сущности.

Полюсами, создавшими в Европе пространство для  ищущей мысли, были два научных сообщества. Первое - Лондонское Королевское общество (оформилось к началу 60-х гг. XVII в.), девизом которого было весьма красноречивое: "Ничего со слов!", т.е. - ничего "на веру" и никакой ориентации на авторитеты и умозрения, но только - на опытно-экспериментальные исследования, на эмпирику. На почве этого сообщества и при его поддержке развивался эмпирико-сенсуалистский материализм Бэкона, Гоббса, Локка. Почти одновременно с Лондонским обществом кардиналом Ришелье была создана Французская Академия, на базе которой было открыто множество других (естественнонаучная, живописи и скульптуры, архитектуры и др.) академий.  
 

3.Разработка  методологии научного познания  в позитивизме и неопозитивизме. 

Одним из наиболее влиятельных  направлений буржуазного философского мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в. и за более чем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.  
Понятие “позитивизм” обозначает призыв философам отказаться от метафизических абстракций, т.к. метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, и обратиться к исследованию позитивного знания. Отчасти позитивизм заключается в антифилософской реакции против рационализма, идеализма, спиритуализма и обращается в тоже время к материализму. Позитивизму противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом надежном источнике познания). 
В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Вся история позитивизма представляет собой в этом смысле интереснейший парадокс: на каждом новом историческом этапе позитивисты ратовали за все более последовательную и строгую «ориентацию на науку» и вместе с тем на каждом новом этапе они все в большей мере утрачивали контакты с действительным содержанием развивающейся научной теории.
 
 
 
 
 
 

Неопозитивизм начинается с 20-х годов XX в. и продолжается до настоящего времени. Неопозитивизм часто называется на Западе аналитической философией. Неопозитивизм, уходя от решения коренных философских проблем, сосредотачивается на частных логико-методологических исследованиях, на анализе языка науки.  
Исторически первый и основной вариант неопозитивистской философии — логический позитивизм, или логический эмпиризм (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Райхенбах и др.), отражает дальнейшее усиление негативного характера позитивистской концепции. Логический позитивизм отбрасывает психологизм и биологизм махистской философии, принимает тезис об априорно-аналитическом характере положений логики и математики (эмпирическое обоснование логико-математических аксиом было камнем преткновения, как для первой, так и для второй исторической формы позитивизма).  
Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования. Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Следует согласиться с неопозивизмом в том, что процесс мышления, процесс познания становится доступным логическому исследованию лишь в языковой форме. Т.о., неопозитивисты сделали новые легко формирующиеся типы анализа языка. На этой основе были созданы предпосылки формализации огромной области гуманитарного знания.

Одной из важных задач является отделение  предложений, которые имеют смысл, от тех которые лишены его с научной точки зрения, и т.о. очистить науку от бессмысленных предложений. Неопозитивисты различают три типа осмысления предложений  
1. высказывания об эмпирических фактах (если говорят о фактах и ни о чем более)  
2. предложение, содержащие логические следствия этих высказываний и построенные в соответствии с логическими правилами (могут быть сведены к высказываниями о эмпирических фактах)  
3. предложения логики и математики (не содержат высказывание о фактах, не дают нового знания о мире, необходимые для формального преобразования уже имеющегося знания).
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Диалектика и метафизика две концепции развития