Выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Объект исследования: подготовительная работа дошкольников к обучению грамоте.
Предмет исследования: методы и приемы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Задачи исследования:
Раскрыть лингвистические особенности по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Рассмотреть содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Предложить эффективные, приёмы и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к обучению грамоте.
Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

      Для чёткого произношения звука необходимо правильное положение и движение органов речи (артикуляция). Можно использовать различные упражнения. Упражнения для губ, для языка, дыхательные упражнения. Они необходимы для мышц речевого аппарата.

К занятиям, способствующим подготовке к обучению грамоте относятся:

 1. Звуковая культура речи (развитие фонематического слуха, где дети 
определяют место звука в слове (в начале слова, в середине, в конце).

 2. Формирование элементарных математических представлений

( штрихуют, работают с шаблонами, трафаретами, что активно подготавливает руки к письму).

3. Занятия по развитию речи: здесь дети учатся составлять слова с определённым звуком, составлять предложения (по игрушкам, натуральным объектам, картинам).

     Анализ  теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы по использованию оптимизации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы. Исследование проходило на базе ДОУ №5 с. Новоназимово в старшей группе. Группа детей в количестве 10 человек. Мы проследили динамику изменения уровня готовности к обучению грамоте в процессе экспериментальной работы. На начальном этапе эксперимента уровень готовности детей к обучению грамоте был ниже, чем по итогам контрольного эксперимента. Анализ результатов экспериментальной проверки до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности подобранного нами комплекса, упражнений, игр и занятий. Дети группы улучшили свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития речи уменьшился. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось.

     Таким образом, проведённая нами опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу нашего исследования.

     Систематическое применение методов и приёмов при подготовке дошкольников обучению грамоте, способствует готовности дошкольников к обучению грамоте в школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Алексеева,  М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1998. – 400 с.
  2. Атякшева, Т.В. Педагогические условия раннего обучения детей грамоте /Т.В. Атякшева //Детский сад от А до Я. - 2009. - №5. – С. 37-39.
  3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 210 с.
  4. Варенцова, Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 112 с.  
  5. Васильева,  С.А. Логопедические игры для дошкольников /С.А. Васильева,  Н.В. Соколова – М.: Школьная пресса, 2001. – 80 с.
  6. Венгер, Л.А. Психология /Л.А. Венгер, В.С. Мухина – М.: Просвещение, 1988. – 375 с.
  7. Голубина, Т.С. Чему научит клеточка. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. – 64 с.
  8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. И.Т. Бабаевой, З.А. Михаловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Детство – Пресс, 2000. - 244 с.
  9. Ельцова, О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. – Волгоград: Учитель, 2009. – 196 с.
  10. Журова, Л.Е. Обучение грамоте в детском саду.– М.: Педагогика, 1974. – 152 с.
  11. Иваненко, А.П. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. – К.: Рад. школа, 1987. – 128 с.
  12. Истоки: Базисная программа развития ребёнка дошкольника / 2-е изд. испр. и доп. – 303 с.
  13. Калашникова, С. Обучение чтению дошкольников: Учить…не учить? Учить! / С. Калашникова // Детский сад от А до Я. – 2009. - №5. – С. 19-23.
  14. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. –  М.: Гном и Д, 2001. – 96 с.
  15. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. -  М.: Гном и Д, 1999. - 80 с.
  16. Копытина, М.Г. Обучение дошкольников грамоте на занятиях в детском саду: содержание и особенности организации / М.Г. Копытина  //Детский сад от А до Я. – 2009. - №5. – С. 77-84.
  17. Ледовских, Н.К. Обучение грамоте как средство развития ребенка  / Н.К. Ледовских //Детский сад от А до Я. – 2009. - №5. – С. 11-18.
  18. Мальцева, И.В. Линии и точки.  – Дмитров.: 1999. – 20 с.
  19. Микляева, Н.В. Методические условия обучения детей грамоте. – М.: Айрис-пресс, 2007. -  78 с.
  20. Обучение дошкольников грамоте / под ред. Л.Е. Журовой, Н.С. Варенцовой, Н.В. Дуровой, Л.Н. Невской. – М.: Школьная пресса, 2001.- 144 с.
  21. Подготовка к обучению грамоте в детском саду /Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.С. Старжинская / под ред. Н.С. Варенцовой, Н.С. Старжинской. – М.: 1992. –192 с.
  22. Программа воспитания, обучения и развития в детском саду / под. ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2003. 174 с.
  23. Программа «Одаренный ребенок». - М.: Новая школа, 1995. – 72 с.
  24. Программа «Развитие». – М.: Новая школа, 1994. – 86 с.
  25. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-7 лет в дет. Саду / под. ред. Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 1997. 224 с.
  26. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / под.ред. В.И. Логинова, А.И. Максакова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. - 293 с.
  27. Тихеева,  Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1987. – 294 с.
  28. Ушакова, О. Струнина Е. Методики выявления уровня речевого   развития детей старшего дошкольного возраста / О. Ушакова, Е. Струнина //Дошкольное  воспитание. - 1998. - №9. – С. 71-78.
  29. Эльконин, Д.Б. Как учить детей читать /Д.Б. Эльконин //Дошкольное воспитание. – 1997. - №7. – С. 30-38.
  30. Эльконин, Д.Б. Как учить детей читать /Д.Б. Эльконин //Дошкольное воспитание. – 1997. - № 10. – С. 26 - 29.
  31. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать /Д.Б. Эльконин //Дошкольное воспитание. – 1997. - №12. – С. 38 – 42.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  А 

Протокол диагностики готовности к овладению чтением 

* Методика  «Звуковые прятки» проводится  в виде игры.

      Катя  С. не допустила ошибок. Вывод: по результатам  проведенной методики можно говорить о высоком уровне нахождения звуков в слове.

      Костя Е. допустил одну ошибку. Вывод: по результатам  проведенной методики можно говорить о среднем уровне нахождения звуков в слове. 

      Наташа  С. не допустила ошибок. Вывод: по результатам  проведенной методики можно говорить о высоком уровне нахождения звуков в слове.

      Оля К. допустила одну ошибку. Вывод: по результатам проведенной методики можно говорить о среднем уровне нахождения звуков в слове. 

      Паша  П. допустил две ошибки. Вывод: по результатам  проведенной методики можно говорить о низком уровне нахождения звуков в слове. 

      Вика  С. допустила одну ошибку. Вывод: по результатам проведенной методики можно говорить о среднем уровне нахождения звуков в слове. 

      Аня А. допустила одну ошибку. Вывод: по результатам проведенной методики можно говорить о среднем уровне нахождения звуков в слове. 

      Денис П. не допустил ошибок. Вывод: по результатам  проведенной методики можно говорить о высоком уровне нахождения звуков в слове. 

      Лена  М. допустила три ошибки. Вывод: по результатам проведенной методики можно говорить о низком уровне нахождения звуков в слове. 

      Света С. допустила одну ошибку. Вывод: по результатам проведенной методики можно говорить о среднем уровне нахождения звуков в слове.   

* Придумай  как можно больше слов на  букву С. (Время 1 мин.)

      Катя  С. назвала 9 слов. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о высоком уровне умения самостоятельно называть слова с заданным звуком.

      Костя Е. назвал 5 слов. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о среднем уровне умения самостоятельно называть слова с заданным звуком. 

      Наташа  С. назвала 10 слов. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о высоком уровне умения самостоятельно называть слова с заданным звуком.

      Оля К. назвала 6 слов. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о среднем уровне умения самостоятельно называть слова с заданным звуком.  

      Паша  П. назвал 3 слова. Вывод: по результатам проведенной методики можно говорить о низком уровне умения самостоятельно называть слова с заданным звуком.  

      Вика  С. назвала 9 слов. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о высоком уровне умения самостоятельно называть слова с заданным звуком.  

      Аня А. назвала 5 слов. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о среднем уровне умения самостоятельно называть слова с заданным звуком. 

      Денис П. назвал 7 слов. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о высоком уровне умения самостоятельно называть слова с заданным звуком.  

      Лена  М. назвала 4 слова. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о среднем уровне умения самостоятельно называть слова с заданным звуком. 

      Света С. назвала 6 слов. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о среднем уровне умения самостоятельно называть слова с заданным звуком. 

* Задание  на умение услышать в стихотворении часто повторяющийся звук.

5 детей  назвали звук верно без затруднений. Не справились с заданием 5 человек Паша П., Лена М. и Оля К., Света С., Костя Е.

* Задание  на умение произнести стихотворение, интонационно подчеркивая в нем нужный звук.

      Катя  С. выделила звук все 3 раза. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о высоком уровне умения произнести стихотворение, интонационно подчеркивая в нем нужный звук.

      Костя Е. выделил звук 2 раза. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о среднем уровне умения произнести стихотворение, интонационно подчеркивая в нем нужный звук. 

      Наташа  С. выделила звук все 3 раза. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о высоком уровне умения произнести стихотворение, интонационно подчеркивая в нем нужный звук.

      Оля К. выделила звук 1 раз. Вывод: по результатам проведенного задания можно говорить о среднем уровне умения произнести стихотворение, интонационно подчеркивая в нем нужный звук.  

      Паша  П. не смог выделить нужный звук. Вывод: по результатам проведенной методики можно говорить о низком уровне умения самостоятельно называть слова с заданным звуком.  

      Вика  С. выделила звук 2 раза. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о среднем уровне умения произнести стихотворение, интонационно подчеркивая в нем нужный звук.    

      Аня А. выделил звук 2 раза. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о среднем уровне умения произнести стихотворение, интонационно подчеркивая в нем нужный звук.  

      Денис П. выделил звук все 3 раза. Вывод: по результатам проведенного задания можно говорить о высоком уровне умения произнести стихотворение, интонационно подчеркивая в нем нужный звук.

      Лена  М. не выделила необходимый звук. Вывод: по результатам проведенного задания  можно говорить о низком уровне умения произнести стихотворение, интонационно подчеркивая в нем нужный звук. 

      Света С. выделила звук 1 раз. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о среднем уровне умения произнести стихотворение, интонационно подчеркивая в нем нужный звук. 

* Задание  на исследование особенностей звукового анализа слова.

      Катя  С. не допустила ошибок. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о высоком уровне звукового анализа  слова.

      Костя Е. допустил 3 ошибки. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о среднем уровне звукового анализа слова. 

      Наташа  С. допустила 2 ошибки. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о среднем уровне звукового анализа  слова. 

      Оля К. допустила 3 ошибки. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о среднем уровне звукового анализа слова.    

      Паша  П. допустил 4 ошибки. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о низком уровне звукового анализа  слова.    

      Вика  С. допустила 2 ошибки. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о среднем уровне звукового анализа слова.     

      Аня А. допустила 3 ошибки. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о среднем уровне звукового анализа  слова.  

      Денис П. допустил 1 ошибку. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о высоком уровне звукового анализа слова. 

      Лена  М. допустила 4 ошибки. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о низком уровне звукового анализа  слова.  

      Света С. допустила 3 ошибки. Вывод: по результатам  проведенного задания можно говорить о среднем уровне звукового анализа слова.   
 
 
 
 
 

Приложение  Б 

Протокол диагностики состояния речи воспитанников 

* Задание  на образование предложений.

      Катя  С. составила 2 логичных предложения  с использованием всех слов Вывод: по результатам проведенного задания можно говорить о высоком уровне образования предложений.

      Костя Е. составил 1 предложение с использованием слов. Вывод: по результатам проведенного задания можно говорить о среднем  уровне образования предложений.

      Наташа  С. составила 2 предложения с использованием слов. Вывод: по результатам проведенного задания можно говорить о высоком  уровне образования предложений.

      Оля К. составила 1 предложение с использованием слов. Вывод: по результатам проведенного задания можно говорить о среднем уровне образования предложений.

      Паша  П. не справился с заданием. Вывод: по результатам проведенного задания  можно говорить о низком уровне образования  предложений.

      Вика  С. составила 1 предложение с использованием слов. Вывод: по результатам проведенного задания можно говорить о среднем уровне образования предложений.

      Аня А. составила 1 предложение с использованием слов. Вывод: по результатам проведенного задания можно говорить о среднем  уровне образования предложений.

      Денис П. составил 2 предложения с использованием всех слов. Вывод: по результатам проведенного задания можно говорить о высоком уровне образования предложений.

      Лена  М. составила 1 предложение с использованием слов. Вывод: по результатам проведенного задания можно говорить о среднем уровне образования предложений.

Информация о работе Выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте