Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:21, курсовая работа
Цель исследования выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Объект исследования: подготовительная работа дошкольников к обучению грамоте.
Предмет исследования: методы и приемы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Задачи исследования:
Раскрыть лингвистические особенности по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Рассмотреть содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Предложить эффективные, приёмы и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к обучению грамоте.
Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.
- Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. То есть, учатся составлять рассказ самостоятельно.
- Способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды.
- Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ – инсценировку.
- В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания.
- Наиболее яркой характеристикой речи детей является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).
- В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру [1:147].
Таким
образом, мы выяснили особенности развития
речи детей дошкольного возраста.
Для них характерен достаточно высокий
уровень развития речи.
1.3 Общие направления в работе по подготовке дошкольников
к обучению
грамоте
Дошкольный возраст — время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребёнка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности.
Обучение грамоте как особая ступень выступает в качестве введения дошкольников в систематическое изучение курса русского языка. Именно в этот период дошкольники обращаются к звуковому, фонетическому устройству слова. Дети склонны принимать звук за название буквы, в то время как в действительности буква и её название служат для обозначения звука [3:86].
Подобная тенденция у детей образуется в связи с тем, что при овладении речью они узнают: всякий предмет имеет своё название. Звук для детей, не правильно обученных чтению, не выступает ещё объективным материальным предметом, а буква служит именно таким реальным предметом. Поэтому дети склонны заменять действительные отношения, существующие в языке между звуком и буквой, обратными и считать звук названием буквы.
Д.Б. Эльконин подчёркивал: «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамотности, но и всё последующие усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии» [31:30]. То, что часто кажется элементарным взрослому, не всегда доступно ребёнку. Усвоение новых фонетических понятий осуществляется чаще всего на уровне первичного и общего представления.
Одним из приоритетных направлений работы детского сада является обучение родному языку. В настоящее время работа по данному направлению включает в себя развитие речи, повышение языковой культуры детей и обучение детей грамоте.
В младшей группе работа направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.
В ходе занятий дети знакомятся со звуками окружающего мира, звуком как единицей речи. Вычленяя звуки из общего потока, дети распознают, то или что их издаёт. Затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (м-мь, п-пь, б-бь, т-ть и др.), кроме шипящих и свистящих. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные и т.п.) на занятиях не используются. Воспитатель интонацией выделяет любой звук в слове. Такие упражнения используются в игровой деятельности при разыгрывании сказочных ситуаций, в самостоятельной деятельности и на занятиях. Значительную роль при этом играет эмоциональная окраска: выразительные движения, интонация, мимика и жесты. Дети этого возраста с удовольствием включаются в совместную деятельность по подражанию и «проживанию» ситуаций, предлагаемых взрослым. Вычленяя звуки из общего потока дети узнают: деревянные, стеклянные, металлические и звуки отдельных музыкальных инструментов.
В старшей группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи и овладению элементарными графическими умениями. Продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности (измерение слоговой структуры слов хлопками, шагами). Дети знакомятся с протяжённостью слова. Вводится термин «слог» и графическая запись слогового деления. Дети продолжают интонационно выделять заданные звуки в словах, подбирать слова на определенный звук, вычленять первый звук в слоге.
Параллельно детей знакомят со смысловой функцией звука: объясняют, что некоторые слова отличаются друг от друга лишь одним звуком (дом – сом, врач – грач и так далее).
Звуковой анализ в старшей группе предполагает различение звуков по их качественной характеристике: гласные, твердые и мягкие согласные. Дошкольники открывают для себя звуки, которые моно петь, долго тянуть голосом. Это «поющие» гласные звуки. Чуть позже детей знакомят с делением на твердые и мягкие согласные звуки. Дети отмечают, что эти звуки нельзя пропеть. Используемый при знакомстве с делением звуков дидактический материал делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям дошкольного возраста. С его помощью они условно – символические модели различной сложности.
В старшей группе дети овладевают технической стороной письма и элементарными графическими умениями. К этому возрасту дети уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения формируются в процессе специальных упражнений, в ходе которых обводятся внешние контуры предметов, проводятся прямые, замкнутые и прерывистые линии, выполняется штриховка; работа ведется в ограниченном пространстве и с выходом за него [20:45].
В подготовительной группе педагог возвращается к этому материалу на каждом занятии, постепенно усложняя его.
Работа по подготовке детей к обучению грамоте проводится один раз в неделю 15-20 минут на занятии по родному языку в объеме программы для детских садов. В течение года воспитатель проводит около сорока таких занятий.
Для того, чтобы дети быстрее научились читать необходимо вести работу по усвоению понятия о звуке как простейшем элементе слога и слова. Работу по восприятию звука в любом положении его в слове, по установлению последовательности звуков в словах и слогах, по сливанию звуков в слоги и слова. Детям дают общее представление о звуке как о явлении, которое рождается определенным способом и может быть воспринято слухом.
Одновременно с работой, направленной на знакомство детей с предложением, словом, слогом, звуком на вооружение их первоначальными умениями в звуковом анализе и синтезе, следует проводить работу и по подготовке детей к письму. Это можно осуществлять на занятиях рисованием, лепкой и математикой.
Обучению письму элементов букв предшествует большая подготовительная работа, когда дети занимаются обводкой и штриховкой конкретных изображений овощей, фруктов, игрушек, геометрических фигур и так далее.
В старшей группе можно научить детей ставить точки, соединять их прямыми линиями. Этот материал включен в программу детского сада. При правильной организации работы, интересном и разнообразном проведении занятий воспитатель сможет хорошо подготовить детей к дальнейшему обучению грамоте.
Дети старшей группы продолжают знакомиться:
- с
терминами «слово», «звук»
- с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно;
- что
звуки в слове произносятся
в определенной
- продолжают
формировать умения различать
на слух твердые и мягкие
согласные (без выделения
- учатся
выделять голосом звук в слове,
В подготовительной группе детей учат делить речевой поток на предложения – на отдельные слова, делать графическую запись. Дошкольники этого возраста уже умеют объяснить, что есть заглавные и строчные буквы. Воспитатель учит детей изменять слова, заменяя гласные буквы (лук-люк-лак). Одновременно дети овладевают навыком слогового чтения с помощью пособия «окошечки».
В подготовительной группе завершается работа по овладению основами грамоты.
Подготовка
дошкольников к обучению грамоте
начинается в младшей группе и
заканчивается к концу учебного
года в подготовительной группе детского
сада. Но основная работа по обучению грамоте
ведётся с детьми старшего дошкольного
возраста. Обучение грамоте – важнейший
этап развития осознания звуковой стороны
языка.
2 МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
2.1 Содержание работы по подготовке дошкольников
к
обучению грамоте
Современные программы предусматривают различный объем работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
В Разделе «Подготовка к
Раздел «Звуковая культура речи» предполагает:
Программа «Детство» выделяет следующие основные задачи:
Программа
«Детство» состоит таких
Блок «Развиваем речь детей» старшего возраста включает в себя работу по следующим разделам:
- развитие связной речи;
- развитие словаря;
- освоение грамматически правильной речи;
- освоение звуковой культуры речи.
В
контексте подготовки к обучению
грамоте в старшей группе программа
предусматривает работу над умением делить
слова на слоги
и производить звуковой анализ слов (это
становится основой для
ознакомления детей с буквами и обучения
чтению); осуществлением звукового
анализа слова, используя различные
средства: схему звукового состава слова,
фишки, интонационное выделение звуков
в слове; анализом слов разного состава;
составлением предложений из 3 - 4 слов,
делением предложения на слова, называя
их по порядку [8:210].
Программа «Радуга» основана на современных подходах к воспитанию детей и предусматривает создание в детском саду условий, обеспечивающих детям психологический комфорт и их всестороннее развитие.
Всестороннее развитие детей осуществляется по следующим направлениям: «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Физическая культура», «Как играть с детьми», «Как развивать речь ребенка», «Ребенок познает мир», «Малыш и математика», «Музыка в жизни ребенка», «Красота в жизни и изобразительном искусстве», «Конструирование и ручной труд».