Выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Объект исследования: подготовительная работа дошкольников к обучению грамоте.
Предмет исследования: методы и приемы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Задачи исследования:
Раскрыть лингвистические особенности по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Рассмотреть содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Предложить эффективные, приёмы и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к обучению грамоте.
Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

    Сейчас  прошел испытание автомобиль на воздушной  подушке, а по дорогам многих стран  уже бегают автомобили, работающие на электричестве. Они не отравляют воздух ядовитыми газами.

    VII. Итог. Что нового узнали на занятии? 

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы 

     Тема: Гласный звук [у]

      Задачи: закреплять понятие «звук», учить выделять звук [у] из речи. Развивать фонематический слух детей, речь, мелкие мышцы рук. Учить общению в коллективе.

      Оборудование: тетради для штриховки, простые карандаши.

      Ход занятия:

    I. Повторение о звуке.

    II. Работа по теме «Знакомство  со звуком [у]».

    1. Как воет волк? (У-у-у).

    Выделение звука [у] из слова «утка». (Картинка.)

    Произнесите слово у-у-утка. Какой звук слышите  в начале? [У].

    2. Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха).

    Какой это звук? (Гласный. Произносится голосом, воздух проходит свободно).

    3. Игра «Угадай звук» (хлопки, если есть звук [у], его место в слове).

    Паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица, зубы, утка, наука, стена, окно, кенгуру.

    4. Придумывание слов с новым звуком.

    5. Стихотворения:

    У пруда утенок-крошка

    В страхе кличет утку-мать:

    «Ой, боюсь!

    Укусит  мошка,

    Помоги  мне убежать!»  Ф. Бобылев 

    Улитка  просит уточку:  Утром с шуткой-прибауткой

    – Закинь-ка в речку удочку. Прихорашивалась утка:

    Уточка  закинула –   «Я пригожа и стройна

    Уклейку-рыбку вынула.  И умом наделена.

                Плавная походочка,

                Славная молодочка!»

    III. Игра «Доскажи словечко».

    Он  плывет по простыне,          Все ребята со двора

    Как кораблик по волне.            Малярам кричат ...  (ура).

    Он  хозяйкам добрый друг,       Кто шагает с сумкой книг

    Электрический ... (утюг).      Утром в школу? ... (ученик)

    Долгожданный  дан звонок –

    Это кончился ... (урок).

    IV. Физзарядка.

    Уточка  луговая

Дети: Уточка луговая, серая, полевая,

Где ты ночку ночевала?

Утка: Под кустиком, под зелененьким

Сама, утя, хожу, детей своих я вожу.

Сама, утя, поплыву, детей своих поведу. (Дети имитируют движения утки).

Физкультпривет

    На  болоте две подружки, две зеленые  лягушки

    Утром рано умывались, полотенцем растирались,

    Ножками топали, ручками хлопали,

    Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

    Вот здоровья в чем секрет!

    Всем  друзьям физкультпривет.

    V. Штриховка «Утка»

    VI. Словарная работа «Чем слышат  животные?».  

Усы и  уши

    Оказывается, слышать можно не только ушами, но и усами, как моль, животом, как  саранча, и даже всем телом, как рыбы и раки. У всех животных прекрасный слух, но вот у морской медузы он особенный. Своим «ухом» она за 15 часов слышит приближение бури.

    Летучая мышь «видит» ушами в полной темноте. Летает она и тихонько посвистывает. Свист, наткнувшись на какую-нибудь ночную мошку, возвращается обратно, и мышь ухом «видит», что это – мошка, а не кошка.

    Что же касается усов, то только у дяденек  они для красы. Животные же усами  ощупывают предметы. Чтобы поесть, процеживают между усов воду, как  киты, у которых усы... во рту. И даже пугают своих врагов, грозно шевеля усами. Помнишь, как таракан-тараканище напугал зверей?

    VII. Чтение учителем сказки Г. Юдина  «Про маленького паучка». (Запомнить как можно больше слов со звуком [у].)

Про маленького паучка

    На  берегу пруда в укропе жил маленький-маленький  паучок, который больше всего на свете боялся мух.

    Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и  даже сами мухи смеялись над ним, а  его братья – большие пауки  – ругали и называли лодырем.

    «Надо доказать всем, что я не лодырь», – решил маленький паучок. И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду. «Вот обрадуются утром братья, – думал довольный паучок, – ведь это так красиво – красная паутина!»

    Но  увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.

    Мухи  сразу замечали красные сети, и  ни одна из них не попалась.

    А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет...

    VIII. Итог. Что было интересно? Что запомнили? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  Г

 Игры  для развития речи 

    Игры  – звукоподражания

    Игра 1

    Ты  слышал, как жужжат пчёлы? Попробуй пожужжать так же – ЖЖЖ. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчёлки. Вот  так: "Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивёшь? А я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пирожками и мороЖЖЖеным."

      Игра 2

    Для протягивания звука В можно разыграть  встречу двух машин: "Я ВВВожу оВВВощи. А ты что ВВВозишь? Ты умеешь поВВВорачиВВВать напраВВВо? А налеВВВо? ДаВВВай посореВВВнуемся – кто лучше заВВВодится. ВВВВВВВ..."

    Игра 3

    Можно звукоподражательные игры проводить, читая детские стихи.

    Выделение звука К

Много разных есть ККлючей: 
Ключ – родник среди ККамней, 
ККлюч скрипичный, завитой, 
И обычный ККлюч дверной.

    Выделение звука Л

Лена искала булавку, 
А булавка упала под лавку. 
Подлавку залезть было лень, 
Искала булавку весь день...

    Выделение звука Т

Тигр – он страшный зверь, но всё же 
Тихим тигр бывает тоже. 
Тигр бывает тих с тигрицей, 
Так как сам её боится.

    Выделение звука С

Слонёнок  удивил ребят,

Слонёнок стал на самокат, 
Немножко покатался –  
И самокат сломался.

    Выделение звука Р

Роса  искрится на траве.

Река  струится в синеве.

Резвится рыбка на волне.

Рыбак рыбачит в тишине.

    «Кто  больше»

      Содержание: педагог предлагает ребенку придумать слова, в которых звук   [а] был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).

- Назови  имена людей, клички животных, в которых звук[ а ] был бы  в начале (Аня, Андрей, Антон), в середине (Валя, Таня, Рая), в конце слова (Мурка, Бурёнка, кнопка).

- Вспомни  слова о зиме со звуком [а] (зима, горка, сосулька, санки, варежки), без звука [ а ] (Дед Мороз,  лёд, лыжи, холод, снег, коньки).

- Перечисли  месяцы года, в которых есть звук [а] (январь, февраль, март, апрель, май, август).

     Такую же игру можно проводить с любым  звуком.

      «Кто  внимательный»

  1. Найдите одинаковый звук в словах: роза, стрекоза, рот, рысь (р).
  2. С какого звука начинаются слова? Стул, сани, собака, сорока, сыр, смородина (с).
  3. Хлопни в ладоши, если услышишь «у в словах: яблоко, 
    ёлка, Эдик, Елена, Юра, юмор, улица, яма.
  4. Назови предметы, которые можно погрузить на корабль: в их названии должен быть звук [у] (утюги, ружья, ульи, утки, груши).

    «С  какого звука начинается слово?»

    Педагог говорит: Буратино скоро пойдёт в  школу, а сегодня он пришел к тебе в гости, чтобы узнать с какого звука начинается его имя. Ребёнок  определяет. Тогда взрослый предлагает вспомнить слова, начинающиеся на звук [б]. Потом ребёнок определяет, на какой звук начинаются имена членов его семьи и его имя.

    «Магазин»

    На  прилавке расположены разнообразные  предметы: мелкие игрушки, книжки, карандаши,  ластики,  пуговицы,  яблоки,  печенье,  конфеты  и т. д. Продавец – педагог. Ребёнок приводит в магазин покупателей – это куклы и игрушечные звери. Каждый покупатель выбирает себе товар на свой вкус. Продавец продаёт товар только в том случае, если покупатель правильно назовёт первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.

    «Начни с той же буквы»

    Надо  называть слова, начинающиеся с одной  буквы, например м. Игра очень хорошо расширяет словарный запас.

    Начинает  педагог, затем дети. (Макароны, мыло, мясо, молоко).

    «Какой  звук пропал в слове?»

    Педагог говорит: «Незнайка написал Знайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил один звук. Отгадай, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен? И где находится этот звук – в начале, в конце, в середине слова?»

- Написал  письмо я Знайке, Но забыл приклеить  ...арки     (марки)

    Какое слово хотел написать Незнайка?

- Своей  младшей дочке Тосе, Заплетает  мама ...осы (косы)

- Подарили  нам игрушки: Целый день стреляют ...ушки (пушки)

- Землю  роет старый к...от, (крот) Под землёю  он живет.

- В зоопарке  живёт с...он, (слон) Словно дом огромный он.

- Мама  кукле шар... (шарф) вязала, Ей Наташа  помогала.

- Серый  вол... (волк), голодный, злой, Бродит  по лесу зимой.

- Нам темно. Мы просим папу, Нам включить поярче ла...пу (лампу)

- Прыгал  птенчик по дорожке И клевал  большие к...ошки (крошки)

- Друг  приехал из Полтавы, Он привез  письмо от ..лавы (Славы, Клавы)

- На  арену вышли ...игры, (тигры), Мы  от страха все притихли.

    «Угадай слово по начальному слогу»

    Угадай  слово по начальному слогу: про-гулка, про-макашка, про-смотреть

    ла... (-па, -комка, -сточка)

    ля... (-гушка), лу...(-на), лю...(-бимый)

    пи... (-ла, -рамида), ре...(-па, -ка, -шето, -монт, -дис, -дак-тор, -зинка)

Информация о работе Выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте