Выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Объект исследования: подготовительная работа дошкольников к обучению грамоте.
Предмет исследования: методы и приемы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Задачи исследования:
Раскрыть лингвистические особенности по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Рассмотреть содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Предложить эффективные, приёмы и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к обучению грамоте.
Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

      На  этом этапе обучения можно модифицировали игру, по называнию слов по модели. Воспитатель выставляет на доске модель какого-либо слова и предлагает детям угадать, какое слово он задумал. Здесь уже недостаточно просто назвать любое слово с подобным звуковым составом, надо точно угадать слово, задуманное воспитателем. При отгадывании загадки дети должны научиться ставить перед педагогом вопросы, уточняющие ту область действительности, к которой принадлежит слово.

     На  следующем этапе развития этой игры дети сами загадывают загадки, выкладывая на доске модели задуманных слов. В этом случае в отгадывание загадок включается и воспитатель. Надо заметить, что дети загадывают загадки несравненно более сложные, чем воспитатель, состоящие из большого количества звуков.

     В подготовительной группе занятия по запоминанию образа буквы можно организовать по разному. Например: написать букву в воздухе, на столе; выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек; написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; выложить букву из крупных пуговиц; вырывать из бумаги образ буквы; угостить фигурным печеньем в виде буквы; вылепить из пластилина, теста букву; написать на плакате букву разного размера и цвета и т.д.

     Занятия по обучению детей грамоте обусловлены  жёсткой структурой их проведения. Поэтому очень важно, чтобы занятия были окрашены эмоционально.

       

      2.3 Опытно-экспериментальная работа по подготовке дошкольников  к обучению грамоте 

     Изучив  проблему подготовки дошкольников старшей  группы к обучению грамоте, проанализировав  методическую, научно-педагогическую литературу по этой проблеме мы поставили целью эксперимента – выявить уровень готовности к обучению грамоте детей старшей группы. Исследование проходило на базе ДОУ №5 с. Новоназимово в старшей группе. Группа детей в количестве 10 человек.

     В процессе нашей работы для реализации цели исследования был определен алгоритм последовательности этапов:

- на  первом этапе в ходе констатирующего  эксперимента (февраль 2011 года) проходила диагностика подготовленности детей старшей группы к обучению грамоте;

- вторым  этапом исследования стал формирующий  эксперимент (март, апрель, май 20011 года), в ходе которого была подобрана специальная система игр по развитию умений, необходимых при обучении грамоте;

- третьим  этапом исследования стал контрольный  эксперимент (сентябрь 2011 года), в ходе которого было проведено повторное диагностирование подготовленности детей старшей группы к обучению грамоте.

      Эффективность работы, направленной на обучение детей  старшей группы к обучению грамоте  оценивается диагностикой.

      Опираясь  на критерии оценки, предложенные Л.Е. Журовой, О.С. Ушаковой, С.М. Струниной [28:76] была разработана методика оценки готовности детей старшей группы к обучению грамоте.

      Методика  включает в себя две группы показателей:

  1. Готовность к овладению чтением:

    -    умеет  услышать в стихотворении часто  повторяющийся звук; 
    -     умеет произнести слово, стихотворение, интонационно подчеркивая в нём нужный звук; 
    -     умеет определить место звука в слове; 
    -     умеет самостоятельно назвать слова с заданным звуком. 
    2. Состояние речи воспитанников:

- лексика  (активный, пассивный словарь);

- согласование  слов в предложении;

- умение  образовывать однокоренные слова;

- умение  строить предложение.

      Для оценки каждой группы показателей были подобраны специальные диагностические задания.

      Готовность  к овладению чтением изучалась  с помощью следующих заданий:

* Методика  «Звуковые прятки» проводится  в виде игры.

      Условия игры: каждый раз договариваются, какой  звук нужно искать, после чего экспериментатор  называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.

      Предлагается  поочередно искать звуки: о, а, ш, с.

      Слова: кот, шар, самовар, сало, лапа.

      Слова необходимо произносить четко, выделяя  каждый звук. Можно предложить ребенку  самому произнести это слово и прослушать его. Слово можно повторить несколько раз.

      Оценка  результатов: высокий уровень –  не допущено ошибок; средний уровень  – допущена одна ошибка; низкий уровень  – допущено более одной ошибки.

* Придумай  как можно больше слов на букву С. (Время 1 мин.)

      Оценка  результатов: высокий уровень – 7-10 слов; средний уровень – 4-6 слов; низкий уровень – 1-3 слова.

* Задание  на умение услышать в стихотворении  часто повторяющийся звук.

      Условия: я прочитаю стихотворение, а ты послушай и скажи какой звук здесь повторяется чаще других.

      Стихотворение: дятел жил в дупле пустом, дуб  долбил, как долотом.

      Оценка  результатов: высокий уровень –  звук назван верно; низкий уровень –  звук не назван.

* Задание  на умение произнести стихотворение,  интонационно подчеркивая в нем нужный звук.

      Условия: я прочитаю стихотворение, а ты послушай его, повтори и выдели звук Б.

      Стихотворение: бегемот разинул рот: булки просит бегемот.

      Оценка  результатов: высокий уровень –  звук выделен 3 раза; средний уровень – звук выделен 1-2 раза; низкий уровень – звук не выделен интонацией.

* Задание  на исследование особенностей  звукового анализа слова.

     Инструкция: я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое  начинается на букву д, сразу хлопнешь в ладоши.

     Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка.

     Оценка  результатов: высокий уровень –  допущена 1 ошибка; средний уровень  – допущено 2-3 ошибки; низкий уровень  – допущено 4 и более ошибки.

      Состояние речи воспитанников изучалась с  помощью следующих заданий:

* Задание  на образование предложений.

     Ребенку предлагается составить фразу, в  которую входили бы следующие  слова:

     1) девочка, мячик; 2) лето, лес, грибы.

      Оценка результатов: высокий уровень – составлены 2 логичных предложения с использованием всех слов; средний уровень – составлено 1 логичное предложение с использованием слов; низкий уровень – предложения не составлены.

* Задание  на словообразование.

     Условия: я буду называть тебе предмет, а ты скажешь как будет называться маленький такой предмет.

     Слова: мяч - мячик; рука - ...; солнце - ...; трава - ...; плечо - ...; ухо - ...; таз - ...

      Оценка  результатов: высокий уровень –  образовано и названо 5-6 слов; средний уровень – образовано и названо 3-4 слова; низкий уровень – названо менее 3 слов.

* Задание  на изучение словаря.

     Экспериментатор называет обобщающие понятия, испытуемый должен назвать слова, которые входят в данные понятия. 

- животные. Каких животных ты знаешь?

- посуда. Какую посуду ты знаешь?

      Оценка  результатов: высокий уровень –  названо 10 понятий (по 5 в каждой группе); средний уровень – названо 6 понятий (по 3 в каждой группе); низкий уровень  – названо менее 6 понятий.

     Всё исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.

     Методика  включает в себя две группы показателей:

1. Готовность  к овладению чтением;

2. Состояние  речи воспитанников.

     После того, как все участники были обследованы  на предмет готовности к овладению  чтением с помощью методики «Звуковые прятки»  (приложение А), у 3 ребят (30%) выявлен высокий уровень нахождения звуков в слове, эти ребята выполнили задание без ошибок; лишь 2 человека, что составляет 20% от всей группы ребят показали низкий уровень нахождения звуков в слове;  у остальных детей - 5 человек, что составляет 50% от общей численности группы детей, выявлен средний уровень нахождения звуков в слове

     Результаты  проведения методики «Звуковые прятки»  показали, что высокий уровень  нахождения звуков в слове имеют: Катя С., Наташа С., Денис П. Низкий уровень выявлен у: Паши П., Лены М. Остальные дети имеют средний уровень нахождения звуков в слове.

     После обследования на предмет умения называть самостоятельно  слова с заданным звуком с помощью задания «Назови  как можно больше слов на букву с» (приложение А), у 4 ребят (40%) выявлен высокий уровень умения самостоятельно называть слова с заданным звуком; 5 ребят (50%) показали средний уровень и лишь 1 ребенок (10%) находится на низком уровне умения самостоятельно называть слова с заданным звуком.

     Результаты  проведения задания показали, что  высокий уровень умения самостоятельно называть слова с заданным звуком имеют: Катя С., Наташа С., Денис П., Вика С. Низкий уровень выявлен у: Паши П. Остальные дети имеют средний  уровень.

     После того, как дети были обследованы на умение интонационно выделять необходимый звук  (приложение Д), у 3 ребят (30%) выявлен высокий уровень данного умения, эти ребята выполнили задание без ошибок; лишь 2 человека (20%) показали низкий уровень;  у остальных детей - 5 детей, что составляет 50% от общей численности группы детей, выявлен средний уровень умение интонационно выделять необходимый звук.

      При обследовании умения услышать в стихотворении часто повторяющийся звук (приложение А) 5 детей (50%) назвали звук верно и имеют высокий уровень умения услышать в стихотворении часто повторяющийся звук. Не справились с заданием 5 человек – 50% (Паша П., Лена М. и Оля К., Света С., Костя Е.), которые показали низкий уровень.

     Итоги проведенного задания на исследование особенностей звукового анализа слова (приложение А) показали, что 2 ребенка (20%) имеют высокий уровень звукового анализа слова (Катя С., Денис П.), средний уровень выявлен у 6 детей. Низкий уровень звукового анализа слова показали 20% детей все группы – 2 ребенка (Паша П., Лена М.).

     Таким образом, по итогам всех тестовых заданий  были выделены три группы детей: дети имеющие высокий, средний и низкий уровни готовности к овладению чтением.

     Средние показатели уровня готовности к овладению  чтением детей имеющих высокий уровень составил 34% от всего числа испытуемых, 42% детей показали средний уровень и 24%  - балл группы с низким уровнем готовности к овладению чтением, с которыми требуется проведение развивающей работы.

     Результаты  исследования готовности детей к овладению чтением наглядно представлены на рисунке 1.

Рис 1. Средние показатели уровня готовности к овладению чтением

     После того, как ребята были обследованы  на предмет состояния речи с помощью  задания на образование предложений  (приложение Б), у 3 ребят (30%) выявлен высокий уровень образования предложений, эти ребята выполнили задание без ошибок – составили 2 логичных предложения с использованием всех слов; лишь 1 ребенок, что составляет 10% от всей группы ребят показал низкий уровень;  у остальных детей - 6 человек, что составляет 60% от общей численности группы детей, выявлен средний уровень нахождения звуков в слове

     Результаты  проведения задания показали, что  высокий уровень нахождения звуков в слове имеют: Катя С., Наташа С., Денис П. Низкий уровень выявлен у: Паши П. Остальные дети имеют средний уровень образования предложений.

Информация о работе Выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте