Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:21, курсовая работа
Цель исследования выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Объект исследования: подготовительная работа дошкольников к обучению грамоте.
Предмет исследования: методы и приемы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Задачи исследования:
Раскрыть лингвистические особенности по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Рассмотреть содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Предложить эффективные, приёмы и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к обучению грамоте.
Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.
На этом этапе обучения можно модифицировали игру, по называнию слов по модели. Воспитатель выставляет на доске модель какого-либо слова и предлагает детям угадать, какое слово он задумал. Здесь уже недостаточно просто назвать любое слово с подобным звуковым составом, надо точно угадать слово, задуманное воспитателем. При отгадывании загадки дети должны научиться ставить перед педагогом вопросы, уточняющие ту область действительности, к которой принадлежит слово.
На следующем этапе развития этой игры дети сами загадывают загадки, выкладывая на доске модели задуманных слов. В этом случае в отгадывание загадок включается и воспитатель. Надо заметить, что дети загадывают загадки несравненно более сложные, чем воспитатель, состоящие из большого количества звуков.
В подготовительной группе занятия по запоминанию образа буквы можно организовать по разному. Например: написать букву в воздухе, на столе; выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек; написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; выложить букву из крупных пуговиц; вырывать из бумаги образ буквы; угостить фигурным печеньем в виде буквы; вылепить из пластилина, теста букву; написать на плакате букву разного размера и цвета и т.д.
Занятия по обучению детей грамоте обусловлены жёсткой структурой их проведения. Поэтому очень важно, чтобы занятия были окрашены эмоционально.
2.3
Опытно-экспериментальная работа по подготовке
дошкольников к обучению грамоте
Изучив проблему подготовки дошкольников старшей группы к обучению грамоте, проанализировав методическую, научно-педагогическую литературу по этой проблеме мы поставили целью эксперимента – выявить уровень готовности к обучению грамоте детей старшей группы. Исследование проходило на базе ДОУ №5 с. Новоназимово в старшей группе. Группа детей в количестве 10 человек.
В процессе нашей работы для реализации цели исследования был определен алгоритм последовательности этапов:
- на
первом этапе в ходе
- вторым
этапом исследования стал
- третьим
этапом исследования стал
Эффективность работы, направленной на обучение детей старшей группы к обучению грамоте оценивается диагностикой.
Опираясь на критерии оценки, предложенные Л.Е. Журовой, О.С. Ушаковой, С.М. Струниной [28:76] была разработана методика оценки готовности детей старшей группы к обучению грамоте.
Методика включает в себя две группы показателей:
- умеет
услышать в стихотворении
- умеет произнести слово,
стихотворение, интонационно подчеркивая
в нём нужный звук;
- умеет определить место
звука в слове;
- умеет самостоятельно назвать
слова с заданным звуком.
2. Состояние речи воспитанников:
- лексика (активный, пассивный словарь);
- согласование слов в предложении;
- умение
образовывать однокоренные
- умение строить предложение.
Для
оценки каждой группы показателей были
подобраны специальные
Готовность к овладению чтением изучалась с помощью следующих заданий:
* Методика «Звуковые прятки» проводится в виде игры.
Условия игры: каждый раз договариваются, какой звук нужно искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.
Предлагается поочередно искать звуки: о, а, ш, с.
Слова: кот, шар, самовар, сало, лапа.
Слова необходимо произносить четко, выделяя каждый звук. Можно предложить ребенку самому произнести это слово и прослушать его. Слово можно повторить несколько раз.
Оценка результатов: высокий уровень – не допущено ошибок; средний уровень – допущена одна ошибка; низкий уровень – допущено более одной ошибки.
* Придумай как можно больше слов на букву С. (Время 1 мин.)
Оценка результатов: высокий уровень – 7-10 слов; средний уровень – 4-6 слов; низкий уровень – 1-3 слова.
* Задание
на умение услышать в
Условия: я прочитаю стихотворение, а ты послушай и скажи какой звук здесь повторяется чаще других.
Стихотворение: дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.
Оценка результатов: высокий уровень – звук назван верно; низкий уровень – звук не назван.
* Задание
на умение произнести
Условия: я прочитаю стихотворение, а ты послушай его, повтори и выдели звук Б.
Стихотворение: бегемот разинул рот: булки просит бегемот.
Оценка результатов: высокий уровень – звук выделен 3 раза; средний уровень – звук выделен 1-2 раза; низкий уровень – звук не выделен интонацией.
* Задание на исследование особенностей звукового анализа слова.
Инструкция: я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву д, сразу хлопнешь в ладоши.
Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка.
Оценка результатов: высокий уровень – допущена 1 ошибка; средний уровень – допущено 2-3 ошибки; низкий уровень – допущено 4 и более ошибки.
Состояние речи воспитанников изучалась с помощью следующих заданий:
* Задание на образование предложений.
Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:
1) девочка, мячик; 2) лето, лес, грибы.
Оценка результатов: высокий уровень – составлены 2 логичных предложения с использованием всех слов; средний уровень – составлено 1 логичное предложение с использованием слов; низкий уровень – предложения не составлены.
* Задание на словообразование.
Условия: я буду называть тебе предмет, а ты скажешь как будет называться маленький такой предмет.
Слова: мяч - мячик; рука - ...; солнце - ...; трава - ...; плечо - ...; ухо - ...; таз - ...
Оценка результатов: высокий уровень – образовано и названо 5-6 слов; средний уровень – образовано и названо 3-4 слова; низкий уровень – названо менее 3 слов.
* Задание на изучение словаря.
Экспериментатор называет обобщающие понятия, испытуемый должен назвать слова, которые входят в данные понятия.
- животные. Каких животных ты знаешь?
- посуда. Какую посуду ты знаешь?
Оценка результатов: высокий уровень – названо 10 понятий (по 5 в каждой группе); средний уровень – названо 6 понятий (по 3 в каждой группе); низкий уровень – названо менее 6 понятий.
Всё исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.
Методика включает в себя две группы показателей:
1. Готовность к овладению чтением;
2. Состояние речи воспитанников.
После того, как все участники были обследованы на предмет готовности к овладению чтением с помощью методики «Звуковые прятки» (приложение А), у 3 ребят (30%) выявлен высокий уровень нахождения звуков в слове, эти ребята выполнили задание без ошибок; лишь 2 человека, что составляет 20% от всей группы ребят показали низкий уровень нахождения звуков в слове; у остальных детей - 5 человек, что составляет 50% от общей численности группы детей, выявлен средний уровень нахождения звуков в слове
Результаты проведения методики «Звуковые прятки» показали, что высокий уровень нахождения звуков в слове имеют: Катя С., Наташа С., Денис П. Низкий уровень выявлен у: Паши П., Лены М. Остальные дети имеют средний уровень нахождения звуков в слове.
После обследования на предмет умения называть самостоятельно слова с заданным звуком с помощью задания «Назови как можно больше слов на букву с» (приложение А), у 4 ребят (40%) выявлен высокий уровень умения самостоятельно называть слова с заданным звуком; 5 ребят (50%) показали средний уровень и лишь 1 ребенок (10%) находится на низком уровне умения самостоятельно называть слова с заданным звуком.
Результаты проведения задания показали, что высокий уровень умения самостоятельно называть слова с заданным звуком имеют: Катя С., Наташа С., Денис П., Вика С. Низкий уровень выявлен у: Паши П. Остальные дети имеют средний уровень.
После того, как дети были обследованы на умение интонационно выделять необходимый звук (приложение Д), у 3 ребят (30%) выявлен высокий уровень данного умения, эти ребята выполнили задание без ошибок; лишь 2 человека (20%) показали низкий уровень; у остальных детей - 5 детей, что составляет 50% от общей численности группы детей, выявлен средний уровень умение интонационно выделять необходимый звук.
При обследовании умения услышать в стихотворении часто повторяющийся звук (приложение А) 5 детей (50%) назвали звук верно и имеют высокий уровень умения услышать в стихотворении часто повторяющийся звук. Не справились с заданием 5 человек – 50% (Паша П., Лена М. и Оля К., Света С., Костя Е.), которые показали низкий уровень.
Итоги проведенного задания на исследование особенностей звукового анализа слова (приложение А) показали, что 2 ребенка (20%) имеют высокий уровень звукового анализа слова (Катя С., Денис П.), средний уровень выявлен у 6 детей. Низкий уровень звукового анализа слова показали 20% детей все группы – 2 ребенка (Паша П., Лена М.).
Таким образом, по итогам всех тестовых заданий были выделены три группы детей: дети имеющие высокий, средний и низкий уровни готовности к овладению чтением.
Средние показатели уровня готовности к овладению чтением детей имеющих высокий уровень составил 34% от всего числа испытуемых, 42% детей показали средний уровень и 24% - балл группы с низким уровнем готовности к овладению чтением, с которыми требуется проведение развивающей работы.
Результаты исследования готовности детей к овладению чтением наглядно представлены на рисунке 1.
Рис 1. Средние показатели уровня готовности к овладению чтением
После того, как ребята были обследованы на предмет состояния речи с помощью задания на образование предложений (приложение Б), у 3 ребят (30%) выявлен высокий уровень образования предложений, эти ребята выполнили задание без ошибок – составили 2 логичных предложения с использованием всех слов; лишь 1 ребенок, что составляет 10% от всей группы ребят показал низкий уровень; у остальных детей - 6 человек, что составляет 60% от общей численности группы детей, выявлен средний уровень нахождения звуков в слове
Результаты проведения задания показали, что высокий уровень нахождения звуков в слове имеют: Катя С., Наташа С., Денис П. Низкий уровень выявлен у: Паши П. Остальные дети имеют средний уровень образования предложений.