Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:21, курсовая работа
Цель исследования выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Объект исследования: подготовительная работа дошкольников к обучению грамоте.
Предмет исследования: методы и приемы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Задачи исследования:
Раскрыть лингвистические особенности по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Рассмотреть содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Предложить эффективные, приёмы и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к обучению грамоте.
Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.
Данная программа ориентирована на раннее обучение детей в школе (с 6 лет). В связи с этим программа предполагает в подготовительной группе уже непосредственно обучение детей грамоте.
В старшей группе осуществляется подготовка к обучению грамоте. Начиная со старшей группы, детей знакомят с буквами, так как по мнению авторов программы, эту задачу можно решить в детском саду с меньшими потерями для здоровья детей, чтобы далее в подготовительной группе обучать их чтению [25:64].
Основными целями программы «Развитие», авторами которой выступили Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и другие видные специалисты являются развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфики дошкольных видов деятельности.
Программа «Развитие» в соответствии с задачами по обучению грамоте детей старшей группы предполагает к окончанию года наличие таких умений у детей:
Кроме того, дети знакомятся с построением модели слова, используя фишки [24:68].
Программ
«Истоки» даже в своем названии отражает
непреходящее значение дошкольного
детства как уникального
Теоретической
основой программы являются фундаментальные
положения классиков
В программе «Истоки» ребенок, его личность является центральной фигурой воспитательного процесса. Цель программы – разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.
Содержание программы ориентировано на три возраста: ранний – от 0 до 3 лет, младший дошкольный – от 3 до 5 лет и старший дошкольный – от 5 до 7 лет. Такое деление определяется тем, что на границах обозначенных возрастов происходят существенные качественные изменения в развитии ребенка, выявленные во многих психологических исследованиях и эмпирическом опыте воспитания.
Для детей дошкольного возраста выделены разделы: «Ведущая деятельность — игра», «Речь и речевое общение», «Социальное развитие», «Познавательное развитие», «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок», «Конструирование», «Начала грамоты», «Эстетическое развитие», «Художественная литература», «Изобразительное искусство», «Дети в музее изобразительного искусства», «Музыка», «Физическое развитие», «Здоровье».
Таким
образом, «Начала грамоты» представлены
в программе как
Под началами грамоты подразумевается обучение речевым канонам фонетики, семантики, грамматики: знакомство со звуковой стороной речи, дается понятие «звук», изучение состава слова, дети учатся определять место звука в слове. В разделе подчеркивается роль словотворчества, игр детей со звуками, рифмами, смыслами.
В подготовительной группе дети обладают следующими умениями:
- рисуют росчерки («с горки на горку») и находят в них элементы письменных букв;
-
самостоятельно читают
-
записывают в одну строку
- пишут буквы в строке (приложение З);
- пишут своё имя рукописно и самостоятельно пишут задуманные слова;
-
читают небольшие печатные
- читают хором записываемый на доске рукописный текст (4-5 слов).
- правильно произносят все звуки родного языка [12:182].
Для
образовательной работы с группой
умственно одаренных детей
Программа «Одаренный ребенок» является вариантом программы «Развитие». Программы имеют общую концептуальную основу и базируются на теоретических положениях научной школы Л.А. Венгера о развитии детских способностей. Программа «Одаренный ребенок» предусматривает более высокий уровень сложности задач и рассчитана на одаренных в плане общих способностей детей. Она содержит материал, направленный на эффективное развитие способностей (интеллектуальных и художественных) умственно одаренных детей, а также предлагает уникальную технологию их обучения.
Умственно
одаренный ребенок дошкольного
возраста отличается от своих сверстников
более высоким уровнем
Основная задача программы - не дать одаренности угаснуть, способствовать ее дальнейшему развитию.
Программа «Одаренный ребенок» имеет следующие отличия от других программ:
Программа состоит из 10 разделов:
Раздел «Подготовка к обучению грамоте» предусматривает:
* Обучение на материале всего алфавита;
* Членение предложений на слова и составление слов из разрезной азбуки;
* Ознакомление с некоторыми грамматическими правилами русского языка;
* Решение некоторых орфографических задач.
Ведется работа по расширению познавательного материала в звуковой стороне речи, направленная на формирование у детей умственных действий фонемного анализа слов (знакомство со «слабой» и «сильной» позициями звуков в слове).
Предусмотрена работа о звуковой действительности языка, которая предполагает свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов.
Решение орфографических задач предполагает работу поэтапам: Определение «слабой» и «сильной» позиции гласных звуков в заданном слове («слабая» - безударный гласный, «сильная» - ударный);
Решение
орфографических задач
Таким образом, в программе «Радуга», «Программа воспитания, обучения, и развития в детском саду», «Развитие», «Детство», «Истоки», «Одаренный ребенок» большое внимание уделяется направлениям по обучению грамоте. В этом разделе предусматривается обучение чтению на материале всего алфавита, осуществляется звуковой анализ слова, составление предложения из 2-4 слов, умения проводить звуковой анализ слов, составление слов из букв разрезной азбуки.
Программы по разделу «
2.2 Методы
и приемы по подготовке дошкольников к
обучению грамоте
Руководя работой по подготовке к обучению грамоте и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.
Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное участие детей в деятельности и активное овладение навыками. К таким методам относятся упражнения, задания, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, - рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.
Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например игра с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения и так далее.
Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с чтением художественного текста воспитатель вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и так далее [7:80].
Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризует мастерство воспитателя.
Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от возраста детей и накопленного ими опыта.
В методической литературе выделяют различные методы и приемы по подготовке дошкольников к обучению грамоте. Рассмотрим методы и приемы, которые используются при подготовке дошкольников к обучению грамоте.
* Наглядные
методы. К ним относятся: показ
картин, иллюстраций, предметов,
игрушек, фотографий, схем. Наглядные
методы и приемы помогают
* Практические методы. Эта группа методов включает: дидактические игры, сюжетно-ролевые, игры-драматизации ведь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. К этой группе методов можно отнести упражнения, чистоговорки, скороговорки, чтение стихотворений усиливают эмоциональное воздействие учебного материала.
* Словесные
методы. Данная группа включает:
чтение художественной
литературы, произнесение слов
Пользуясь
указанными методами, воспитатель применяет
разнообразные приёмы. Ведущим приёмом
является образец правильного
Приведём разнообразные приёмы по подготовке дошкольников обучению грамоте: количественный и порядковый счёт слогов в слове; схематическое изображение слогового состава слова; подсчёт тыльной стороной ладони к подбородку при произнесении слова; дополнение слога до полного слова; «превращение» коротких слов в длинные (лиса, лисонька); подбор слов с заданным количеством слогов (на материале игрушек, окружающих предметов). Воспитатель произносит слово и просит детей сделать столько шагов, сколько в слове слогов [16: 97].