Выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Объект исследования: подготовительная работа дошкольников к обучению грамоте.
Предмет исследования: методы и приемы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Задачи исследования:
Раскрыть лингвистические особенности по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Рассмотреть содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Предложить эффективные, приёмы и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к обучению грамоте.
Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

     Данная  программа ориентирована на раннее  обучение детей в школе (с 6 лет). В связи с этим программа предполагает в подготовительной группе уже непосредственно обучение детей грамоте.

       В старшей группе осуществляется подготовка к обучению грамоте. Начиная со старшей  группы, детей знакомят с буквами, так как по мнению авторов программы, эту задачу можно решить в детском саду с меньшими потерями для здоровья детей, чтобы далее в подготовительной группе обучать их чтению [25:64].

       Основными   целями   программы   «Развитие», авторами которой выступили Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и другие видные специалисты являются развитие   умственных  и художественных   способностей   ребенка,   а   также   развитие   специфики дошкольных видов деятельности.

      Программа «Развитие» в соответствии с задачами по обучению грамоте детей старшей группы предполагает к окончанию года наличие таких умений у детей:

  • проводить звуковой анализ слов;
  • называть слова с заданным звуком;
  • различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные;
  • вычленять словесное ударение;
  • различать ударные и безударные гласные.

      Кроме того, дети знакомятся с построением  модели слова, используя фишки [24:68].

     Программ  «Истоки» даже в своем названии отражает непреходящее значение дошкольного  детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

     Теоретической основой программы являются фундаментальные  положения классиков отечественной  психологии — Л. С. Высотского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца. Содержание программы построено  по возрастному принципу.

     В программе «Истоки» ребенок, его  личность является центральной фигурой  воспитательного процесса. Цель программы  – разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

     Содержание  программы ориентировано на три  возраста: ранний – от 0 до 3 лет, младший  дошкольный – от 3 до 5 лет и старший дошкольный – от 5 до 7 лет. Такое деление определяется тем, что на границах обозначенных возрастов происходят существенные качественные изменения в развитии ребенка, выявленные во многих психологических исследованиях и эмпирическом опыте воспитания.

     Для детей дошкольного возраста выделены разделы: «Ведущая деятельность — игра», «Речь и речевое общение», «Социальное развитие», «Познавательное развитие», «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок», «Конструирование», «Начала грамоты», «Эстетическое развитие», «Художественная литература», «Изобразительное искусство», «Дети в музее изобразительного искусства», «Музыка», «Физическое развитие», «Здоровье».

      Таким образом, «Начала грамоты» представлены в программе как самостоятельный раздел.

     Под началами грамоты подразумевается обучение речевым канонам фонетики, семантики, грамматики: знакомство со звуковой стороной речи, дается понятие «звук», изучение состава слова, дети учатся определять место звука в слове. В разделе подчеркивается роль словотворчества, игр детей со звуками, рифмами, смыслами.

     В подготовительной группе дети обладают следующими умениями:

     - рисуют росчерки («с горки на  горку»)  и находят в них  элементы письменных букв;

     - самостоятельно читают слоговую  запись в три, четыре слога;

     - записывают в одну строку запись  с доски;

     - пишут буквы в строке (приложение  З);

     - пишут своё имя рукописно и самостоятельно пишут задуманные слова;

     - читают небольшие печатные тексты;

     - читают хором записываемый на  доске рукописный текст (4-5 слов). 

         - правильно произносят все звуки родного языка [12:182].

      Для образовательной работы с группой  умственно одаренных детей шестого, седьмого года жизни предназначена  программа «Одаренный ребенок». Использование  данной программы требует от педагога не только общей квалификации, но и знания психологии одаренных детей.

     Программа «Одаренный ребенок» является вариантом  программы «Развитие». Программы  имеют общую концептуальную основу и базируются на теоретических положениях научной школы Л.А. Венгера о развитии детских способностей. Программа «Одаренный ребенок» предусматривает более высокий уровень сложности задач и рассчитана на одаренных в плане общих способностей детей. Она содержит материал, направленный на эффективное развитие способностей (интеллектуальных и художественных) умственно одаренных детей, а также предлагает уникальную технологию их обучения.

       Умственно одаренный ребенок дошкольного  возраста отличается от своих сверстников  более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового.

       Основная  задача программы - не дать одаренности  угаснуть, способствовать ее дальнейшему  развитию.

      Программа «Одаренный ребенок» имеет следующие  отличия от других программ:

   Программа состоит из  10 разделов:

  • Ознакомление с пространственными отношениями.
  • Развитие элементов логического мышления.
  • Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.
  • Развитие элементарных математических представлений.
  • Подготовка к обучению грамоте.
  • Конструирование.
  • Подготовка к сюжетно — ролевой игре.
  • Ознакомление с природой.
  • Ознакомление с элементарными физическими явлениями.
  • Изобразительное искусство.

       Раздел  «Подготовка к обучению грамоте» предусматривает:

* Обучение на  материале всего алфавита;

* Членение предложений  на слова и составление слов  из разрезной азбуки;

* Ознакомление  с некоторыми грамматическими  правилами русского языка;

* Решение некоторых  орфографических задач.

     Ведется работа по расширению познавательного  материала в звуковой стороне  речи, направленная на формирование у  детей умственных действий фонемного анализа слов (знакомство со «слабой» и «сильной» позициями звуков в слове).

       Предусмотрена работа о звуковой действительности языка, которая предполагает свободное  оперирование звуковыми и графическими моделями слов.

      Решение орфографических задач предполагает работу поэтапам: Определение «слабой» и «сильной» позиции гласных звуков в заданном слове («слабая» - безударный гласный, «сильная» - ударный);

       Решение орфографических задач обеспечит  в дальнейшем грамотное письмо. Этап обучения чтению предполагает усвоение детьми знаковой системы языка. К концу года у детей складывается способ слогового чтения с помощью пособия «окошечки» [23:71].

      Таким образом, в программе «Радуга», «Программа воспитания, обучения, и развития в  детском саду», «Развитие», «Детство», «Истоки»,  «Одаренный ребенок» большое внимание уделяется направлениям по обучению грамоте. В этом разделе предусматривается обучение чтению на материале всего алфавита, осуществляется звуковой анализ слова, составление предложения из 2-4 слов, умения проводить звуковой анализ слов, составление слов из букв разрезной азбуки.

       Программы по разделу «Обучение  грамоте»  не отличаются друг  от друга. Раздел «Обучение  грамоте» учитывает возрастные  возможности дошкольников  и построен  на введении детей в звуковую действительность языка, выработке у детей соответствующих средств и навыков выделения, сопоставления единиц языковой действительности служит непременным условием грамотности. Основной задачей в младшей группе является развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания, Вычленение звуков и их узнавание. Основной задачей в старшей группе является развитие фонематического слуха детей, знакомство со звуками и различение звуков в слогах и словах. В подготовительной группе предусматривается обучение чтению и письму.  Обучение грамоте в этих программах осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом.  

2.2 Методы и приемы по подготовке дошкольников к обучению грамоте 

      Руководя  работой по подготовке к обучению грамоте и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.

      Предпочтение  следует отдавать тем методам  и приемам, которые обеспечивают непосредственное участие детей в деятельности и активное овладение навыками. К таким методам относятся упражнения, задания, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, - рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.

      Методы  и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например игра с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения и так далее.

     Применяя  тот или иной метод, воспитатель  использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с чтением художественного текста воспитатель вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и так далее [7:80].

     Разнообразие  и эффективность методов и  приемов характеризует мастерство воспитателя.

      Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от возраста детей и накопленного ими опыта.

      В методической литературе выделяют различные  методы и приемы по подготовке дошкольников к обучению грамоте. Рассмотрим методы и приемы, которые используются при  подготовке дошкольников к обучению грамоте.

* Наглядные  методы. К ним относятся: показ   картин,   иллюстраций,   предметов,   игрушек,  фотографий,  схем. Наглядные  методы и приемы помогают дошкольникам  лучше усвоить  материал.

* Практические методы. Эта группа методов включает: дидактические игры, сюжетно-ролевые, игры-драматизации ведь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. К этой группе методов можно отнести упражнения, чистоговорки, скороговорки, чтение стихотворений усиливают эмоциональное воздействие учебного материала.

* Словесные  методы. Данная группа включает: чтение художественной     литературы, произнесение слов воспитателем, в том числе с  выделением    звука,    слога;    словесные  упражнения;   объяснение,   повторение,   указания,  вопросы [3:118].

      Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет  разнообразные приёмы. Ведущим приёмом  является образец правильного произношения (движение речедвигательного аппарата). Например произношение гласного звука а. В младших группах часто используется такой приём как образное называние звука (ззз – песенка колокольчика; тут-туп-туп – топает козлёнок). Активным приёмом являются хоровые и индивидуальные повторения. Такой приём – индивидуальная мотировка задания (Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Серёжи – он умеет быть ласковым, заботливым). На занятиях может употребляться и такой приём – образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков (игровая ситуация) служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала (выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут курочки).

     Приведём  разнообразные приёмы по подготовке дошкольников  обучению грамоте: количественный и порядковый счёт слогов в слове; схематическое изображение слогового состава слова; подсчёт тыльной стороной ладони к подбородку при произнесении слова; дополнение слога до полного слова; «превращение» коротких слов в длинные (лиса, лисонька); подбор слов с заданным количеством слогов (на материале игрушек, окружающих предметов). Воспитатель произносит слово и просит детей сделать столько шагов, сколько в слове слогов [16: 97].

Информация о работе Выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте