Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:21, курсовая работа
Цель исследования выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Объект исследования: подготовительная работа дошкольников к обучению грамоте.
Предмет исследования: методы и приемы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Задачи исследования:
Раскрыть лингвистические особенности по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Рассмотреть содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Предложить эффективные, приёмы и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к обучению грамоте.
Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.
Для чёткого произношения звука необходимо правильное положение и движение органов речи (артикуляция). Можно использовать различные упражнения. Упражнения для губ, для языка, дыхательные упражнения необходимы для мышц речевого аппарата. Эту работу следует проводить с детьми на занятиях развития речи при подготовке к обучению грамоте. (Приложение 9)
Подготовка к обучению грамоте: специальные занятия по подготовке и обучению грамоте, которые проводятся в течение всего учебного года один раз в неделю; длительность занятий от 15 минут в начале года до 30 минут в конце учебного года.
К занятиям, способствующим подготовке к обучению грамоте относятся:
* Звуковая
культура речи - развитие фонематического
слуха, где дети
определяют место звука в слове (в начале
слова, в середине, в конце).
* Формирование
элементарных математических
занятиях дети штрихуют, работают с шаблонами,
трафаретами, что активно подготавливает
руки к письму.
* Занятия
по развитию речи: здесь дети
учатся составлять предложения
(по игрушкам, натуральным объектам, картинам),
знакомятся с основными грамматическими
формами, формируется активный и
пассивный словарь [26:160].
Занятия в старшей группе воспитатель начинает, знакомя детей со схемой звукового анализа слова. Для этих занятий можно использовать содержание первой части «Букваря» Д. Б. Эльконина на карточках. Таким образом, перед каждым ребенком на занятии лежит карточка, на которой нарисован предмет, слово - название которого будет предметом анализа, а под картинкой — схема звукового состава слова; такая же картинка в увеличенном масштабе висит на доске.
Кроме того, перед каждым ребенком стоят фишки. Фишки могут быть сделаны из любого материала белого или серого. Каждому нужна маленькая указка — удобно использовать для этого счетные палочки.
Познакомив детей со схемой звукового состава слова, воспитатель переходит к формированию действия звукового анализа слов. Если хорошо усвоен материал предыдущего года, дети легко понимают воспитателя.
Опираясь
на отработанное ранее у детей
умение интонационно выделять звуки
в слове, воспитатель должен научить
детей произносить
Только убедившись в том, что дети ориентируются в схеме звукового состава, можно переходить к выделению в слове отдельных звуков. Важно переходить к сложным формам моделирования только после усвоения более элементарных форм естественного натурального моделирования. Подготовленные дети легко усваивает способ звукового анализа слов с помощью интонационного выделения, схемы звукового состава слова и фишек. Способ проведения звукового анализа слова одинаков для анализа любого слова, поэтому, давая для разбора все новые и новые слова (а это совершенно необходимо, чтобы исключить момент механического запоминания звуков в слове), воспитатель постепенно добивается усвоения всеми детьми группы программного материала.
Вначале детям предлагаются для анализа трехзвуковые слова (мак, дом, сыр, кит, кот, шар). На каждом занятии дети разбирают вначале одно новое слово. Это слово анализируется несколько раз разными способами. Сначала детям предлагается просто разобрать новое слово, например дом. Вся группа работает за столами, а к доске вызывается по одному ребенку для выделения в слове каждого звука. Слово произносится с интонационным выделением нужного звука, указка фиксирует этот звук на схеме, затем соответствующая клетка схемы заполняется фишкой.
Следующий этап — воспитатель предлагает убирать со схемы фишки в соответствии с называемыми им звуками. При этом звуки не следует называть в той последовательности, в какой они стоят в слове, лучше называть их вразбивку. Такие задания побуждают детей к повторному внимательному проведению звукового анализа, к обследованию звукового состава слова по схеме. Очень хорошо закреплять звуковой анализ в форме игры: к доске вызываются трое детей, каждый из них получает фишку и название звука. Затем воспитатель вызывает к себе «звуки». Дети должны встать в том же порядке, в каком стоят звуки в слове. Постепенно игра усложняется: воспитатель раздает детям звуки по номерам («Ты первый звук в слове, ты второй» и так далее), а вызывает к себе по названиям звуков. Для того чтобы выполнить такое задание, ребенок, получивший от воспитателя номер звука в слове, должен прочесть слово по схеме с интонационным выделением и таким образом узнать, какой же он звук в слове. Разные варианты игры такого типа дают возможность опросить на занятии большое количество детей и предложить им задания, соответствующие их возможностям. Воспитатель включает в занятия много заданий, развивающих у детей важнейшие мыслительные операции сравнения, сопоставления, анализа: найдите одинаковые звуки в словах дом и мак; найдите разные звуки в словах дом и дым; какие мы с вами разбирали слова, которые кончаются таким же звуком, с которого начинается слово кот и другие.
Задания могут быть самыми разнообразными, но, используя их, нужно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Очень важно добиться, чтобы на занятиях активно работали все дети.
Самым активным и хорошо подготовленным детям могут быстро наскучить однообразные и легкие задания, поэтому воспитатель должен давать им для решения более сложные задачи (например, искать в словах разные звуки труднее, чем одинаковые). Можно использовать задание, которое не может быть выполнено: найди одинаковые звуки в словах.
После того как будут проанализированы все необходимые трехзвуковые слова и дети усвоят способ проведения звукового анализа, можно вводить в обучение новый момент — различение гласных и согласных звуков.
Воспитатель вывешивает на доске знакомую уже детям таблицу, на которой нарисован мак, и предлагает отгадать загадку: «В этом слове есть один звук — необыкновенный. Этот звук можно очень громко крикнуть, можно пропеть, когда мы его произносим, ничто нам во рту не мешает — ни губы, ни зубы, ни язык. Угадайте, что это за звук?» Дети отгадывают это звук а. Так же выбирают другие гласные звуки. Только после этого объединяет все эти звуки в одну группу и говорит, что они называются гласными, в отличие от согласных, которые нельзя ни крикнуть, ни петь, ни сказать так, чтобы во рту при этом ничто не мешало. Детям предлагается назвать согласные звуки из слов, изображенных на таблицах.
Если дети допускают ошибки, называя в числе гласных звуков – согласные, необходимо такую ошибку подробно анализировать, попытаться вместе с детьми этот звук громко прокричать, посмотреть, не мешает ли что-нибудь его произносить. Такое не выученное, а как бы самостоятельно сделанное определение гласных и согласных звуков прочно усваивается детьми, они легко оперируют своими знаниями.
С этого занятия гласные звуки обозначают красными фишками, а согласные — синими, белыми фишками больше не пользуются.
К анализу четырехзвуковых слов следует перейти сразу же после знакомства с гласными и согласными звуками (пила, луна, рыба, лиса).
Усложнение в занятиях идет за счет звуковых игр. Теперь воспитатель, «раздав» детям звуки слова по номерам, может позвать их к себе как гласные и согласные звуки («Подойди ко мне, первый гласный звук в слове, теперь второй согласный»), а на место посадить (поставить фишку обратно на схему), назвав их звуками.
В такой форме эта игра требует хорошего овладения действием звукового анализа слов, свободной ориентации в звуковом составе слов, твердого знания всего пройденного материала. Выполнить задания воспитателя, опираясь только на запоминание, ребенок не может, он должен постоянно активно мыслить.
Вторая игра, которую можно использовать на занятиях, заключается в назывании слов, отвечающих какому-то условию, поставленному воспитателем. Если вначале задания были несложные, типа «Назови слово, в котором есть звук р», то постепенно они усложняются: «Назови слова, которые начинаются с третьего звука слова роза». Это игра-соревнование, за каждое правильно названное слово дети получают фишку, в конце игры при подсчете фишек определяется победитель.
Кроме того, в этот период воспитатель знакомит детей с новой игрой: называнием слов по модели звукового состава слова. Например, на доске ставятся фишки: синяя, красная, синяя; детям предлагается назвать слова, имеющие такой звуковой состав. Игры этого типа с постепенным усложнением модели применяются течение всего года.
Следующий этап — знакомство с мягкими и твердыми согласными.
Для этого на занятии разбираются слова пила и лиса. После того как дети провели звуковой анализ этих слов, воспитатель предлагает им убрать одинаковые гласные звуки, затем согласные звуки, обозначенные буквами п, с. Выясняют какие же звуки остались. Далее выясняют одинаковые ли эти звуки или разные, внимательно слушают, как звучит звук л в слове пила и как он звучит в слове лиса. Воспитатель поддерживает правильно ответивших детей, но меняет их формулировку: «Звук л звучит в слове пила твердо, а в слове лиса — мягко».
Затем воспитатель предлагает детям определять в парах называемых им слов, где один и тот же звук звучит твердо, а где — мягко.
Научившись различать гласные, твердые и мягкие согласные, дети переходят к разбору все более сложных слов со стечением гласных и согласных звуков (утки, паук, лист, аист).
На всех этих занятиях отрабатывается действие звукового анализа слов. С введением различения мягких и твердых согласных усложнились и игры: в игре «Звуки слова» воспитатель имеет возможность давать множество вариантов заданий детям, и, что важно, заданий очень различных по сложности.
Количество разбираемых на занятии слов постепенно увеличивается: дети разбирают 3—4 новых слова. Очень важно обращать внимание детей на модели звукового состава слова, сравнивать слова по моделям.
К этому времени при разборе слов дети перестают пользоваться схемой звукового состава слова, выкладывают перед собой фишки прямо на столах. Но к отказу от схемы нужно приводить постепенно.
Для
детей этого возраста полный отказ
от моделирования звукового
Последний этап работы в старшей группе — знакомство с гласными буквами. Каждая новая буква вводится одним и тем же способом.
Детям предлагается разобрать несколько слов (марка, лампа, кран). Модели этих слов выложены перед детьми на столе и на доске. Затем предлагается найти в проанализированных словах одинаковые гласные звуки. Дети определяют, что это звук а. Тогда воспитатель показывает букву а и, рассмотрев ее с детьми, просит заменить во всех словах соответствующий звук — красную фишку — буквой а. Дальше дети разбирают слова, всегда ставя букву а вместо звука.
На каждом занятии для ознакомления дается новая буква. Целесообразнее вводить гласные буквы парами: а — я, о — ё, у — ю.
На
следующем занятии после
Дети не сразу усваивают это правило. Но повторение нового сложного правила при разборе каждого слова дает результат.
Для лучшего усвоения правила вводится специальную игру «Найди свое место». Игра заключается в следующем: каждый ребенок группы получает какую-нибудь гласную букву, два ребенка держат в руках зеленую и синюю фишки, означающие соответственно мягкий и твердый согласный звук. По сигналу воспитателя все буквы должны встать за своим звуком: буквы а, о, у, ы, э — за синей фишкой, буквы я, ё, ю, и, е — за зеленой. Игра помогает детям закрепить уже усвоенное правило.