Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:21, курсовая работа
Цель исследования выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Объект исследования: подготовительная работа дошкольников к обучению грамоте.
Предмет исследования: методы и приемы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Задачи исследования:
Раскрыть лингвистические особенности по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Рассмотреть содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Предложить эффективные, приёмы и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к обучению грамоте.
Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.
Не
забывая объяснять детям
«Утки и окуни»
Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.
Ход игры: дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети – «окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а «утки» - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.
Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.
«Дружные звуки»
Цель:
научить узнавать звуки, произносимые
с утрированной интонацией.
Ход игры: педагог создаёт игровую ситуацию
следующим рассказом: Жили-были разные
звуки в одном Звуковом государстве. Когда
стали создаваться слова, пришлось им
разойтись по своим домам - словам. И вместо
одного звука А появилось много таких
же звуков А. Хотят они собраться вместе,
потому что скучают друг без друга. Помогите
звукам собраться вместе. Я буду произносить
по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том
случае, если звуки будут одинаковые. Чтобы
легче вам было искать друзей, я буду их
произносить протяжно, громко. Сначала
нужно сказать, какой звук я называю громко
в первом слове, а потом - во втором слове.
После этого мы сравним звуки и обрадуемся,
если они одинаковые, хлопнем в ладоши.
Примерный речевой материал: ААА-ня - ААА-лла, УУУ-ля - ИИ-ра....
«Куклы заблудились»
Цель: научить выделять в слове звук, произносимый с утрированной интонацией.
Ход игры: у детей несколько кукол. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля. Куклы пошли в лес и заблудились.
Какой звук попросим пойти искать Аню? Каждый ребёнок должен найти свою куклу, то есть назвать тот звук, который произносил ведущий с большей силой (выделяются голосом ударные гласные).
«Сколько слов со звуком Ш?»
Цель: научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.
Ход
игры: педагог читает стихотворение,
в тексте которого много слов со
звуком Ш. Дети получают задание слушать
текст, находить слова с данным звуком
и запоминать их. После прочтения ведущий
спрашивает детей, какие слова они запомнили.
Выигрывает тот, кто запомнил больше слов.
Речевой материал к игре:
- В тишине лесной глуши, Шёпот к шороху спешит, Шёпот к шороху спешит, Шёпот по лесу шуршит.
- Вот девочка
Марина, А вот её машина, На, машина,
чашку, Ешь, машина, кашку.
- Наша Маша рано встала: кукол всех пересчитала:
2 Матрёшки на окошке, 2 Танюшки на подушке,
2 Иринки на перинке, а Петрушка в колпачке,
на дубовом сундучке.
- Мы в магазин ходили, и шар себе купили, Будем шар мы надувать, будем шариком играть, Раздувайся наш шар, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся.
«Слышишь ли ты звук?»
Наглядный материал: картинки с изображением разных предметов.
Педагог показывает детям картинку, на которой изображён РАК. Дети громко произносят: РАК. Затем показывает чистый лист такого же размера, как картинка, и просит сказать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. (МАК) Слова МАК и РАК неоднократно произносятся отдельными детьми и одновременно всеми. Педагог предлагает вслушаться в них и сказать, что же у них общее, - звучат похоже, а что разное? Педагог сам отчётливо произносит ММак- РРРак, как бы пропевает начальные звуки этих слов, и, если дети затрудняются, сам сообщает, что непохоже звучат слова в самом начале, в них слышатся разные звуки М и Р. Аналогично проводится упражнение со словами мышка - мишка, кит- кот.
«Подскажи Петрушке звук»
Наглядный материал: Петрушка, ширма.
Петрушка сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук. Его должны подсказать дети. Педагог внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили всё слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию. Дети должны быстро подсказывать последний звук, чтоб прозвучало всё слово целиком. На солнышке грелся черноухий котёно... На него смотрел белоухий щено... Охотники развели в лесу костё... Ученик держал в руке каранда... Малыш попросил маму завязать красный шар... На лесную полянку выскочил зая... В зоопарке жили ено..., бегемо..., крокоди... По стволу стучал пёстрый дяте... Белочка спрятала орешки в дупл... По двору бродили петух..., куриц..., утк...
«Какое слово задумала?»
Наглядный материал: предметные картинки (ромашка, ключ, книга, стол, цветок, шкаф).
Педагог показывает картинку с изображением ромашки и говорит: Это ...омашка. Дети улыбаются и поправляют: ромашка. Он соглашается: я же и говорю: ...омашка. Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука р: ррромашка. Но почему же у меня не так получается, может я что - то пропускаю?
- Да. Вы пропускаете звук Р.
Эта же игра может проводиться иначе: может пропускаться последний звук или звук в середине слова, главное, чтобы дети его услышали и выделили его на слух.
«Подарки гостям»
Педагог представляет гостя занятия: (Матрёшку, Пафа, Буратино, Карлсона, Золушку) и прочих. Детям предлагается придумать и назвать подарки и кушанья, которые можно было бы предложить гостю с учётом того, что первый звук в названии подарка должен совпадать с таковым в имени гостя.
«Пропускаем мы во двор слов особенный набор»
Педагог предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх. Далее объясняет, что во двор мы будем «пропускать» только слова с определенным звуком. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».
«Предмет и имя»
Педагог показывает детям кукол, изображающих мальчиков или девочек, даёт им имена в зависимости от темы занятия (Маша, Коля, Света Вова). Каждой кукле предлагается подобрать подарки из ряда предметов, стоящих на отдельном столике так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени куклы совпадали.
«Чудесная удочка»
На
конце нитки у маленькой
Лото «Назови картинку и найди первый звук»
Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Материал: карты по 4 картинки.
Описание игры: педагог называет любой гласный звук, дети произносят вслух название своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, разрешается закрыть её фишкой.
«Доскажи звук»
Цель: научить выделять в слове последний звук по представлению.
Ход игры: игру можно проводить с перекидыванием мяча. Педагог произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч любому играющему. Тот ловит мяч и досказывает нужный звук. Какой я пропустила звук?
Материал:
Ходит по лесу хорёк, хищный маленький
звере...
Голосок твой так хорош, очень сладко ты
поё...
Лежебока рыжий кот, отлежал себе живо...
«Найди сбежавший звук»
Цель: определение первого звука в словах собственной речи.
Ход игры: педагог читает стихи, в которых есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать «сбежавший звук». За каждый правильный звук даётся очко.
Материал:
- Смотрит ..олнышко в окошко, Светит в нашу комнатку, Мы захлопали в ладоши, Очень рады ..олнышку.
- В этой речке утром рано, Утонули два ..арана.
- Кто один имеет рог? Ну, конечно, ..осорог!
«Полслова за вами»
Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.
Содержание: педагог произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций.
«Опиши предмет»
Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.
Содержание: педагог или ребенок задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.
«Я знаю»
Цели: Развитие речи, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.
Содержание: педагог (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:
- Я знаю пять имен мальчиков:
Саша - раз, Дима - два, Игорь - три, Денис - четыре, Володя - пять.
Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья).
«Догадайся, что показал» (пантомима)
Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.
Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается.
Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.
«День - ночь»
Цель: Развитие речи, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.
Содержание: педагог называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и другие.
«Идем в гости»
Дети
делятся на группы: хозяева и гости.
«Хозяева» должны встретить
«гостей», используя «волшебные слова».
«Гости отвечают тем же».
«Когда это бывает»
Дети
отгадывают время года (весна, лето,
зима, осень) по изменениям в природе,
указанным учителем. В ходе игры
повторяются временные
Приложение Д
Протокол диагностики готовности к овладению чтением
(контрольная
диагностика)
* Методика «Звуковые прятки» проводится в виде игры.
Катя С. не допустила ошибок. Вывод: по результатам проведенной методики можно говорить о высоком уровне нахождения звуков в слове.
Костя Е. не допустил ошибок. Вывод: по результатам проведенной методики можно говорить о высоком уровне нахождения звуков в слове.