Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:21, курсовая работа
Цель исследования выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Объект исследования: подготовительная работа дошкольников к обучению грамоте.
Предмет исследования: методы и приемы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Задачи исследования:
Раскрыть лингвистические особенности по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Рассмотреть содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Предложить эффективные, приёмы и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к обучению грамоте.
Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.
Итоги задания на словообразование ( приложение Б) обнаружили, что 2 ребенка - 20% (Катя С., Денис П.) показали высокий уровень словообразования, группу со средним уровнем словообразования составили 6 человек (60%), 2 ребенка (20%) имеют низкий уровень словообразования (Паша П., Лена М.).
По результатам выполнения детьми задания на выявление уровня развития словаря 3 ребенка – 30% (Катя С., Денис П., Аня А.) показали высокий уровень развития словаря, а остальные дети – 7 человек (70%) оказались на среднем уровне.
Средний показатель детей имеющих высокий уровень состояния речи составил 30,2% от всего числа испытуемых, 63,8% детей показали средний уровень и 6% - балл группы с низким уровнем.
Результаты исследования состояния речи детей наглядно представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Средние показатели уровня состояния речи детей
На втором, формирующем, этапе с детьми старшей группы ДОУ №5 с. Новоназимово проведена система занятий по развитию готовности детей к обучению грамоте.
Разработаны и проведены занятия по обучению грамоте: «Гласные и согласные звуки», «Гласный звук [а]», «Гласный звук [у]», планы занятий предложены (приложение В). Кроме этого подобрана и апробирована система игр по обучению грамоте, которые использовались не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей, на прогулке (приложение Г).
При подготовке конспектов занятий использовалась следующая литература [4:22, 5:75, 14:49, 15:48, 18:101].
На третьем этапе дети были обследованы с помощью методик, использованных на первом этапе. При исследовании на предмет готовности к овладению чтением с помощью методики «Звуковые прятки» (приложение Д), у 4 ребят - 40% (Костя Е., Катя С., Наташа С., Денис П.) выявлен высокий уровень нахождения звуков в слове, эти ребята выполнили задание без ошибок; другая часть ребят 60% - 6 человек показали средний уровень нахождения звуков в слове;
После обследования на предмет умения называть самостоятельно слова с заданным звуком (приложение Д), у 5 ребят - 50% (Катя С., Наташа С., Денис П., Вика С., Света С.) выявлен высокий уровень умения самостоятельно называть слова с заданным звуком; 4 ребенка (40%) показали средний уровень и лишь 1 ребенок - 10% (Паша П.) находится на низком уровне умения самостоятельно называть слова с заданным звуком.
После того, как дети были обследованы на умение интонационно выделять необходимый звук (приложение Д), у 4 ребят (40%) выявлен высокий уровень данного умения, эти ребята выполнили задание без ошибок; у остальных детей - 6 детей, что составляет 60% от общей численности группы детей, выявлен средний уровень умение интонационно выделять необходимый звук.
При обследовании умения услышать в стихотворении часто повторяющийся звук (приложение Д) 5 детей (50%) назвали звук верно и имеют высокий уровень умения услышать в стихотворении часто повторяющийся звук. Не справились с заданием 5 ребят – 50%, которые показали низкий уровень.
Итоги проведенного задания на исследование особенностей звукового анализа слова (приложение Д) показали, что 4 детей (40%) имеют высокий уровень звукового анализа слова (Катя С., Денис П., Наташа С., Вика С.), средний уровень выявлен у 5 детей. Низкий уровень звукового анализа слова показали 10% детей все группы – 1 мальчик (Паша П.).
Таким образом, по итогам всех тестовых заданий были выделены три группы детей: дети имеющие высокий, средний и низкий уровни готовности к овладению чтением.
Средний балл детей имеющих высокий уровень готовности к овладению чтением составил 44% от всего числа испытуемых, 42% детей показали средний уровень и 14% - балл группы с низким уровнем готовности к овладению чтением, с которыми требуется проведение развивающей работы.
Результаты исследования готовности детей к овладению чтением наглядно представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Средние показатели уровня готовности к овладению чтением
После того, как ребята были обследованы на предмет состояния речи с помощью задания на образование предложений (приложение Е), у 5 ребят (50%) выявлен высокий уровень образования предложений, эти ребята выполнили задание без ошибок – составили 2 логичных предложения с использованием всех слов; у остальных детей - 5 человек, что составляет 50% от общей численности группы детей, выявлен средний уровень нахождения звуков в слове
Итоги задания на словообразование (приложение 8) обнаружили, что 4 ребенка - 40% (Катя С., Денис П., Наташа, Вика С.) показали высокий уровень словообразования, группу со средним уровнем словообразования составили 5 человек (50%), 1 ребенок (10%) имеют низкий уровень словообразования (Паша П.).
По результатам выполнения детьми задания на выявление уровня развития словаря 4 ребенка – 40% (Катя С., Денис П., Наташа, Вика С.) показали высокий уровень развития словаря, а остальные дети – 6 человек (60%) оказались на среднем уровне.
Средний показатель детей имеющих высокий уровень состояния речи составил 43,3% от всего числа испытуемых, 53,3% детей показали средний уровень и 3,4% - балл группы с низким уровнем.
Результаты исследования состояния речи детей наглядно представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Средние показатели уровня состояния речи детей
Динамику изменения готовности детей к овладению чтением и состояния речи детей на констатирующем и контрольном этапах исследования можно отследить по диаграммам, представленным на рисунках, где видно, что динамика больше на контрольном этапе исследования, что свидетельствует о правильности выбранной и проведенной с детьми развивающей работы и эффективности апробированной системы занятий по обучению грамоте, использования разнообразных игр и упражнений (приложение В, Г, Ж), помогающих усваивать материал по обучению грамоте.
Динамику
изменения результатов
Наглядно проследить динамику изменения показателей готовности детей к овладению чтением на начальном и конечном этапах работы наглядно представлены на диаграмме, представленной на рисунке 5.
Констатирующая диагностика
Рис. 5. Динамика изменения показателей готовности детей к овладению чтением на начальном и конечном этапах работы
Таким образом, количество детей, имеющих высокий уровень готовности детей к овладению чтением возросло, а количество детей с низким уровнем уменьшилось.
Наглядно проследить динамику изменения состояния речи детей на начальном и конечном этапах работы наглядно представлены на диаграмме на рисунке 6.
Констатирующая диагностика
Рис. 6. Динамика изменения состояния речи детей на начальном и конечном этапах работы
Можно отметить, что на констатирующем этапе исследования низким уровнем по двум группам показателей обладал только один ребенок (Паша П.), между низким и средним уровнем находилась Лена М., между средним и высоким уровнем Вика С. После проведенной работы с детьми по результатам контрольной диагностики можно констатировать, что Лена М. вышла на средний уровень, а Вика С. на высокий.
Анализируя
полученные данные, можно отметить,
что снизилось количество детей,
показатели которых можно отнести
к низкому, уровню готовности детей
к овладению чтением и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организуя, процесс обучения грамоте воспитатель должен хорошо знать лингвистические основы обучения грамоте и учитывать их в процессе обучения дошкольников чтению и письму.
Подготовка дошкольников к обучению грамоте начинается в младшей группе и заканчивается к концу учебного года в подготовительной группе детского сада. Но основная работа по обучению грамоте ведётся с детьми старшего дошкольного возраста.
Рассмотрев содержание работы по подготовке дошкольников обучению грамоте можно сделать следующий вывод.
В младшей группе работа направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.
Дети старшей группы знакомятся:
- с
терминами «слово», «звук»
- с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно;
- что
звуки в слове произносятся
в определенной
- продолжают
формировать умения различать
на слух твердые и мягкие
согласные (без выделения
- учатся выделять голосом звук в слове, произносить заданный звук протяжно (рррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.
Таким образом, в старшей группе дети умеют:
В подготовительной группе детей учат делить речевой поток на предложения – на отдельные слова, делать графическую запись. Дошкольники этого возраста уже умеют объяснить, что есть заглавные и строчные буквы. Воспитатель учит детей изменять слова, заменяя гласные буквы (лук-люк-лак). Одновременно дети овладевают навыком слогового чтения с помощью пособия «окошечки».
В подготовительной группе на основе программы «Истоки» завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение дошкольников чтению и письму. К концу учебного года дети овладевают плавным слоговым и слитным чтением. Дети пишут отдельные буквы, знакомятся с элементами рукописного шрифта русских букв. Списывают в одну строку запись с доски. Пишут своё имя и самостоятельно пишут задуманные слова. Читают хором записываемый на доске рукописный текст.
Мы проанализировали программы воспитания и развития дошкольников («Радуга», «Развитие», «Детство» и другие) по разделу «Обучение грамоте» и выяснили, что они принципиально не отличаются друг от друга. Раздел «Обучение грамоте» учитывает возрастные возможности дошкольников и построен на введении детей в звуковую действительность языка, выработке у детей соответствующих средств и навыков выделения, сопоставления единиц языковой действительности служит непременным условием грамотности.
Мы рассмотрели методы и приемы, которые использует воспитатель при подготовке детей к обучению грамоте. Наглядные (показ картин, иллюстраций, предметов, игрушек, фотографий, использование схем, показ действий), практические (дидактические игры, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры – занятия, чистоговорки, скороговорки), словесные методы (чтение художественной литературы, произнесение слов воспитателем, словесные упражнения; объяснение, повторение, указания, вопросы, речевые образцы). Приёмы: Количественный и порядковый счёт слогов в слове; схематическое изображение слогового состава слова; подсчёт тыльной стороной ладони к подбородку при произнесении слова; дополнение слога до полного слова; «превращение» коротких слов в длинные (лиса, лисонька); подбор слов с заданным количеством слогов (на материале игрушек, окружающих предметов и т.д.), хоровые и индивидуальные повторения, образная физкультурная пауза. Предложили серию игр, которые могут использовать при подготовке дошкольников обучению грамоте.