Выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Объект исследования: подготовительная работа дошкольников к обучению грамоте.
Предмет исследования: методы и приемы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Задачи исследования:
Раскрыть лингвистические особенности по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Рассмотреть содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Предложить эффективные, приёмы и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к обучению грамоте.
Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

     Итоги задания на словообразование ( приложение Б) обнаружили, что 2 ребенка - 20% (Катя С., Денис П.) показали высокий уровень словообразования, группу со средним уровнем словообразования составили 6 человек (60%), 2 ребенка (20%) имеют низкий уровень словообразования (Паша П., Лена М.). 

     По  результатам выполнения детьми задания  на выявление уровня развития словаря 3 ребенка – 30% (Катя С., Денис П., Аня  А.) показали высокий уровень развития словаря, а остальные дети – 7 человек (70%) оказались на среднем уровне.

     Средний показатель детей имеющих высокий  уровень состояния речи составил 30,2% от всего числа испытуемых, 63,8% детей показали средний уровень  и 6%  - балл группы с низким уровнем.

     Результаты  исследования состояния речи детей  наглядно представлены на рисунке 2.

     Рис. 2. Средние показатели уровня состояния речи детей

     На  втором, формирующем, этапе с детьми старшей группы ДОУ №5 с. Новоназимово проведена система занятий по развитию  готовности детей к обучению грамоте.

     Разработаны и проведены занятия по обучению грамоте: «Гласные и согласные звуки», «Гласный звук [а]», «Гласный звук [у]», планы занятий предложены (приложение В). Кроме этого подобрана и апробирована система игр по обучению грамоте, которые использовались не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей, на прогулке (приложение Г).

     При подготовке конспектов занятий использовалась следующая литература [4:22, 5:75, 14:49, 15:48, 18:101].

     На третьем этапе дети были обследованы с помощью методик, использованных на первом этапе. При исследовании на предмет готовности к овладению чтением с помощью методики «Звуковые прятки»  (приложение Д), у 4 ребят - 40% (Костя Е., Катя С., Наташа С., Денис П.) выявлен высокий уровень нахождения звуков в слове, эти ребята выполнили задание без ошибок; другая часть ребят 60% - 6 человек показали средний уровень нахождения звуков в слове; 

     После обследования на предмет умения называть самостоятельно  слова с заданным звуком (приложение Д), у 5 ребят - 50% (Катя С., Наташа С., Денис П., Вика С., Света С.) выявлен высокий уровень умения самостоятельно называть слова с заданным звуком; 4 ребенка (40%) показали средний уровень и лишь 1 ребенок - 10% (Паша П.) находится на низком уровне умения самостоятельно называть слова с заданным звуком.

     После того, как дети были обследованы  на умение интонационно выделять необходимый звук  (приложение Д), у 4 ребят (40%) выявлен высокий уровень данного умения, эти ребята выполнили задание без ошибок;   у остальных детей - 6 детей, что составляет 60% от общей численности группы детей, выявлен средний уровень умение интонационно выделять необходимый звук.

      При обследовании умения услышать в стихотворении  часто повторяющийся звук (приложение Д) 5 детей (50%) назвали звук верно и имеют высокий уровень умения услышать в стихотворении часто повторяющийся звук. Не справились с заданием 5 ребят – 50%, которые показали низкий уровень.

     Итоги проведенного задания на исследование особенностей звукового анализа слова (приложение Д) показали, что 4 детей (40%) имеют высокий уровень звукового анализа слова (Катя С., Денис П., Наташа С., Вика С.), средний уровень выявлен у 5 детей. Низкий уровень звукового анализа слова показали 10% детей все группы – 1 мальчик (Паша П.).

     Таким образом, по итогам всех тестовых заданий  были выделены три группы детей: дети имеющие высокий, средний и низкий уровни готовности к овладению чтением.

     Средний балл детей имеющих высокий уровень  готовности к овладению чтением  составил 44% от всего числа испытуемых, 42% детей показали средний уровень и 14%  - балл группы с низким уровнем готовности к овладению чтением, с которыми требуется проведение развивающей работы.

     Результаты  исследования готовности детей к  овладению чтением наглядно представлены на рисунке 3.

      Рис. 3. Средние показатели уровня готовности к овладению чтением

     После того, как ребята были обследованы  на предмет состояния речи с помощью  задания на образование предложений  (приложение Е), у 5 ребят (50%) выявлен высокий уровень образования предложений, эти ребята выполнили задание без ошибок – составили 2 логичных предложения с использованием всех слов; у остальных детей - 5 человек, что составляет 50% от общей численности группы детей, выявлен средний уровень нахождения звуков в слове

     Итоги задания на словообразование (приложение 8) обнаружили, что 4 ребенка - 40% (Катя С., Денис П., Наташа, Вика С.) показали высокий уровень словообразования, группу со средним уровнем словообразования составили 5 человек (50%), 1 ребенок (10%) имеют низкий уровень словообразования (Паша П.). 

     По  результатам выполнения детьми задания  на выявление уровня развития словаря 4 ребенка – 40% (Катя С., Денис П., Наташа, Вика С.) показали высокий уровень  развития словаря, а остальные дети – 6 человек (60%) оказались на среднем уровне.

     Средний показатель детей имеющих высокий  уровень состояния речи составил 43,3% от всего числа испытуемых, 53,3% детей показали средний уровень  и 3,4%  - балл группы с низким уровнем.

     Результаты  исследования состояния речи детей наглядно представлены на рисунке 4.

      Рис. 4. Средние показатели уровня состояния речи детей

     Динамику  изменения готовности детей к  овладению чтением и состояния  речи детей на констатирующем и контрольном  этапах исследования можно отследить по диаграммам, представленным на рисунках, где видно, что динамика больше на контрольном этапе исследования, что свидетельствует о правильности выбранной и проведенной с детьми развивающей работы и эффективности апробированной системы занятий по обучению грамоте, использования разнообразных игр и упражнений (приложение В, Г, Ж), помогающих усваивать материал по обучению грамоте.

     Динамику  изменения результатов диагностики  на констатирующем и контрольном  этапах исследования мы рассматриваем  по двум группам показателей: готовность детей к овладению чтением и состояние речи воспитанников.

     Наглядно  проследить динамику изменения показателей  готовности детей к овладению  чтением на начальном и конечном этапах работы наглядно представлены на диаграмме, представленной на рисунке 5.

             Констатирующая диагностика            Контрольная диагностика

     Рис. 5. Динамика изменения показателей готовности детей к овладению чтением на начальном и конечном этапах работы 

     Таким образом, количество детей, имеющих  высокий уровень готовности детей к овладению чтением возросло, а количество детей с низким уровнем уменьшилось.

     Наглядно  проследить динамику изменения состояния  речи детей на начальном и конечном этапах работы наглядно представлены на диаграмме на рисунке 6.

                  Констатирующая диагностика                     Контрольная диагностика

      Рис. 6. Динамика изменения состояния речи детей на начальном и конечном этапах работы

      Можно отметить, что на констатирующем этапе  исследования низким уровнем по двум группам показателей обладал только один ребенок (Паша П.), между низким и средним уровнем находилась Лена М., между средним и высоким уровнем Вика С. После проведенной работы с детьми по результатам контрольной диагностики можно констатировать, что Лена М. вышла на средний уровень, а Вика С. на высокий.

     Анализируя  полученные данные, можно отметить, что снизилось количество детей, показатели которых можно отнести  к низкому, уровню готовности детей  к овладению чтением и состояния  речи детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Организуя, процесс обучения грамоте воспитатель должен хорошо знать лингвистические основы обучения грамоте и учитывать их в процессе обучения дошкольников чтению и письму.

       Подготовка дошкольников к обучению грамоте начинается в младшей группе и заканчивается к концу учебного года в подготовительной группе детского сада. Но основная работа по обучению грамоте ведётся  с детьми старшего дошкольного возраста.

     Рассмотрев  содержание работы по подготовке дошкольников обучению грамоте можно сделать следующий вывод.

     В младшей группе работа направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.

     Дети  старшей группы  знакомятся:

-  с  терминами «слово», «звук» практически,  без определений, т.е. учатся  понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений и в речевых играх;

-  с  тем, что слова состоят из  звуков, звучат по-разному и сходно;

-  что  звуки в слове произносятся  в определенной последовательности, а также обращают внимание  детей  на длительность звучания слов (короткие и длинные);

- продолжают  формировать  умения различать  на слух твердые и мягкие  согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить  первый звук в слове, называть  слова с заданным звуком;

- учатся  выделять голосом звук в слове,  произносить заданный звук протяжно (рррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

     Таким образом, в старшей группе дети умеют:

     В подготовительной группе детей учат делить речевой поток на предложения  – на отдельные слова, делать графическую запись. Дошкольники этого возраста уже умеют объяснить, что есть заглавные и строчные буквы. Воспитатель учит детей изменять слова, заменяя гласные буквы (лук-люк-лак). Одновременно дети овладевают навыком слогового чтения с помощью пособия «окошечки».

     В подготовительной группе на основе программы «Истоки» завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение дошкольников чтению и письму. К концу учебного года дети овладевают плавным слоговым и слитным чтением. Дети пишут отдельные буквы, знакомятся с элементами рукописного шрифта русских букв. Списывают в одну строку запись с доски. Пишут своё имя и самостоятельно пишут задуманные слова. Читают хором записываемый на доске рукописный текст.

     Мы  проанализировали программы воспитания и развития дошкольников («Радуга», «Развитие», «Детство» и другие) по разделу «Обучение грамоте» и выяснили, что они  принципиально не отличаются друг от друга. Раздел «Обучение грамоте» учитывает возрастные возможности дошкольников и построен на введении детей в звуковую действительность языка, выработке у детей соответствующих средств и навыков выделения, сопоставления единиц языковой действительности служит непременным условием грамотности.

        Мы рассмотрели методы и приемы, которые использует воспитатель при подготовке детей к обучению грамоте.  Наглядные (показ   картин,   иллюстраций,   предметов,   игрушек, фотографий, использование схем, показ действий), практические (дидактические игры, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры – занятия, чистоговорки, скороговорки), словесные методы (чтение художественной     литературы, произнесение слов воспитателем, словесные упражнения;   объяснение,   повторение,   указания, вопросы, речевые образцы). Приёмы: Количественный и порядковый счёт слогов в слове; схематическое изображение слогового состава слова; подсчёт тыльной стороной ладони к подбородку при произнесении слова; дополнение слога до полного слова; «превращение» коротких слов в длинные (лиса, лисонька); подбор слов с заданным количеством слогов (на материале игрушек, окружающих предметов и т.д.), хоровые и индивидуальные повторения, образная физкультурная пауза. Предложили серию игр, которые могут использовать при подготовке дошкольников обучению грамоте.

Информация о работе Выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте