Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:24, дипломная работа
Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников «основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний».
практического применения и коррекции;
-накопление опыта разработки и участия в различных социальных проектах и социальных практиках с опорой на имеющиеся правовые знания и умения.
Реализация Программы в работе с родителями в ее полном объеме будет способствовать:
-формированию позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;
-выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного . на существующих в обществе моральных и правовых нормах;
-знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;
-приобретению опыта участия в детских социальных проектах;
-созданию доверительных отношений в семье и собственного позитивного имиджа в глазах ребенка за счет участия в совместных делах;
-обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;
-созданию совместно с детьми и использованию на практике уже существующих правил и норм (правила, регулирующие жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения, класса; правила дорожного движения; правила поведения в общественных местах в образовательном учреждении, на транспорте и др.);
-приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав, дополнений и поправок в устав школы и др.);
-умению выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;
-формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.
Особенностью Программы является то, что у ее участников по завершении работы будет накоплен определенный опыт, способный стать основой для дальнейшего непрерывного правового самообразования, а именно:
-опыт получения правовой информации из различных источников, ее осмысления и интерпретации;
-опыт использования полученной информации в типичных жизненных ситуациях, предполагающих использование права (первоначально - в учебных моделируемых ситуациях, затем - в жизненных ситуациях);
-опыт суждений о различных моделях поведения в правовых ситуациях, о последствиях выбора той или иной модели поведения;
-опыт взаимодействия с педагогами и работниками школы, учащимися, родителями, жителями микрорайона, представителями различных общественных организаций, органов местного самоуправления, юридического сообщества и другими по защите прав ребенка;
-опыт конструктивного разрешения конфликтных ситуаций с опорой на правовые механизмы;
-опыт совместной деятельности в социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте;
-опыт нормотворчества (прежде всего, на уровне образовательного учреждения).
Для диагностики результативности Программы можно использовать различные варианты оценивания.
Оценивание, проводимое педагогом-организатором:
1) Оценивание осведомленности учащихся и родителей в области права (на входе и выходе) может проводиться с помощью традиционных способов: тестирование (различных видов), интервьюирование, анкетирование, включенное и невключенное наблюдение в ходе проведения дискуссий, групповых обсуждений и т.д.
2) Оценивание различных результатов деятельности (социальных проектов, предусматривающих использование полученных правовых знаний, выполненного группой учащихся и родителей; социальных практик и т.д.).
3) Отслеживание и оценивание процесса работы в группах (парах) на занятиях, встречах (оценка взаимодействия родителей и учащихся, учащихся межу собой, родителей между собой, учащихся и родителей с приглашенными гостями и т.д.).
4) Оценивание формальных показателей, связанных с правомерным или противоправным поведением учащихся (количество правонарушений, число учащихся, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и т.д.).
Оценивание, проводимое самими участниками:
5) Самооценка, реализуемая через выполнение различных рефлексивных заданий.
6) Самооценка ежегодного правового портфолио семьи «Азбука практического права», который может включать в себя:
-описание тех или иных жизненных ситуаций (не являющихся личной или семейной тайной), которые решались в семье с использованием практического права;
-подборки информации к конкретным темам (источники права, газетные статьи, списки Интернет-сайтов, образцы правовых документов, которые могут использоваться в разрешении тех или иных жизненных ситуаций и т.д.);
-образцы индивидуальных и групповых творческих работ по темам Программы;
-описание результатов проектной деятельности;
-самостоятельно или совместно с родителями составленные викторины, кроссворды, чайнворды, ребусы по темам Программы;
-рисунки, схемы, таблицы и другие дополнительные материалы, созданные самими учащимися и их родителями;
-словарь по темам курса;
-другие результаты практической деятельности учащихся и родителей.
Правовой портфолио семьи «Азбука практического права» позволит провести оценку и педагогу-организатору, поможет определить, насколько заинтересованно данная семья принимает участие в Программе, использует ли полученные знания для решения своих жизненных ситуаций, занимается ли самообразованием. Кроме того, возможно проведение ежегодных выставок наиболее полных и полезных портфолио. Подобные мероприятия, с одной стороны, станут хорошим стимулом для дальнейшего правового самообразования и собирания информации по практическому праву (по типу «Копилки полезных советов»), а с другой - позволят организовать итоговое общение и обмен опытом между людьми по использованию правовых знаний в тех или иных жизненных ситуациях. Технически правовой портфолио семьи «Азбука практического права» представляет собой папку-скоросшиватель, в которую крепятся прозрачные файлы. В них можно помещать материалы на листах разного размера, легко менять их местами, вынимать одни и заменять их другими.
Внешняя экспертная оценка
7) Для экспертизы могут привлекаться специалисты, являющиеся внешними по отношению к данной группе учащихся и родителей; ученики старших классов, представители педагогического коллектива, социальные педагоги, психологи, профессиональные юристы, работники социальных служб, местного самоуправления, соседи и т.д.
Обращаем особое внимание на то, что нами предложены лишь возможные варианты оценивания, но право выбора способов оценивания и, прежде всего, самооценки и фиксирования достижений участников Программы в каждом конкретном случае остается за самой группой участников (педагоги, учащиеся и родители).
3.1 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа предусматривает обсуждение четырех ключевых тем в течение каждого учебного года. Эти темы могут быть рассмотрены как отдельно на занятиях с учащимися и на встречах с родителями, так и в ходе их совместных обсуждений.
Изучение тем с учащимися и родителями может происходить последовательно, как это предложено в программе, или циклично. Во втором случае к каждой теме или некоторым из них возвращаются повторно (возможно, неоднократно) в течение учебного года.
Количество времени, которое может быть затрачено на рассмотрение той или иной темы варьируется от 2 до 8 академических часов и определяется потребностями конкретной группы учащихся и родителей, а также имеющимися ресурсами (временными, кадровыми и т.д.).
Занятия по предложенным темам могут проходить как аудиторные (в учебном классе), так и внеаудиторные (экскурсии, социальные практики, проекты, походы, встречи и т.д.).
По каждой теме предлагается перечень некоторых информационных ресурсов (литература и Интернет-источники), которыми при желании могут воспользоваться участники Программы.
Начальная школа
1 класс
Тема 1. «Правила вокруг нас». Зачем нужны правила? Правила в игре. Моделирование и обсуждение игры без правил. Справедливость. Правила, которые важно знать. Конвенция о правах ребенка — документ, который тебя защищает.
Информационные ресурсы
1. Конвенция о правах ребенка (любое издание).
2. Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. — М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры. 1999.
3. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.
4. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей, - М.: «Академия», 1998.
5. Пронъкин В.Н., Гутников А.Б, Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для ученика. Т. 1. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Олъденбургского. 2000.
6. Горева И.Ю., Петрушкина О.Н., Широкова В.Г. Поурочное планирование по курсу «Я, ты, мы» //Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Региональный опыт / Сборник материалов. — М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002, - С. 66-72.
7. http://school-sector.relarn.ru
8. http://www.ycentre.org - Молодежный центр прав человека (Козьмодемьянск)
Тема 2. «Наш класс». Конвенция о правах ребенка о праве на имя. Права учащихся в нашем классе. Ответственность. Дежурство по классу. Разработка правил поведения в классе.
Информационные ресурсы
1. Конвенция о правах ребенка (любое издание).
2. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.
3. Права человека иучебный процесс. М.: Благотворительный фонд «Точка опоры», 2004.
4. Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
5. Данаева Г.П., Булохова Т.Е., Сечко В.Ф. Понятие «Я» и имена.// Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. - М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры. 1999. — С. 33-35.
6. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. — М.: «Просвещение», 2003.
7. http://school-sector.relarn.ru
Тема 3. «Безопасная дорога». Безопасность. Право ребенка на безопасность в образовательном учреждении. Основные правила безопасности пешехода (правила дорожного движения). Мой безопасный маршрут от дома до школы. Встреча с работником ГИБДД.
Информационные ресурсы
1. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. М.: Третий Рим, 2002.
2. Козловская Е.Л., Козловский С.А, Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-3 кл. М.: Третий Рим, 2002.
3. Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради «Азбука пешехода». - М.: Мнемозина. 2004.
4. Правила дорожного движения.
Тема 4. «Я и мои друзья». Дружба. Все мы - разные. Конвенция о правах ребенка о защите права на индивидуальность. Толерантность. Памятка «Как не ссориться с друзьями». Встреча со школьным психологом.
Информационные ресурсы
1. Конвенция о правах ребенка (любое издание).
2. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учеб-ное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.
3. Толерантность: теоретические подходы и методики обучения основам толерантного поведения: Сборник методических материалов, —Пермь, 2006.
4. Иоффе А.Н. Многообразие понимания толерантности: Учебно-методические материалы по курсу «Права человека». - М.: Изд. дом «Камерон», 2004.
5. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников, - М.: «Просвещение», 2003.
6. Горева ИМ., Петрушкина О.Н., Широкова Б.Г. Поурочное планирование по курсу «Я, ты, мы» //Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Региональный опыт / Сборник материалов. — М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. - С. 72-83.
7. http://www.ycentre.org - Молодежный центр прав человека (Козьмодемьянск)
2 класс
Тема 1. «Наша школа». Конвенция о правах ребенка о праве на образование. Знакомство со школой и ее внутренним распорядком. Устав школы -основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Встреча с руководителями образовательного учреждения.
Информационные ресурсы
1. Конвенция о правах ребенка (любое издание).
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.
4. О соблюдении и защите прав детей в образовательных учреждениях российской Федерации. Доклад/ под ред. Лебедева О.Е. - М.: «Интеллект-Центр», 2003.
Информация о работе Всероссийские школьные олимпиады по праву