Всероссийские школьные олимпиады по праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:24, дипломная работа

Описание работы

Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников «основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний».

Работа содержит 1 файл

Олимпиады диплом.doc

— 419.00 Кб (Скачать)
style="text-align:justify">-приобретение навыков реализации своих прав в социальной сфере; дальнейшее накопление опыта разработки собственных правил и норм, их

практического применения и коррекции;

-накопление опыта разработки и участия в различных социальных проек­тах и социальных практиках с опорой на имеющиеся правовые знания и уме­ния.

Реализация Программы в работе с родителями в ее полном объеме будет способствовать:

-формированию позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;

-выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного . на существующих в обществе моральных и правовых нормах;

-знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защи­ты, а также формированию умений их использования на практике;

-приобретению опыта участия в детских социальных проектах;

-созданию доверительных отношений в семье и собственного позитивного имиджа в глазах ребенка за счет участия в совместных делах;

-обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, ре­гулируемых правом;

-созданию совместно с детьми и использованию на практике уже сущест­вующих правил и норм (правила, регулирующие жизнедеятельность кон­кретного образовательного учреждения, класса; правила дорожного дви­жения; правила поведения в общественных местах в образовательном учреждении, на транспорте и др.);

-приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав, дополнений и поправок в устав шко­лы и др.);

-умению выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обра­щаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

-формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регули­руемых правовыми нормами.

Особенностью Программы является то, что у ее участников по завер­шении работы будет накоплен определенный опыт, способный стать основой для дальнейшего непрерывного правового самообразования, а именно:

-опыт получения правовой информации из различных источников, ее осмысления и интерпретации;

-опыт использования полученной информации в типичных жизненных си­туациях, предполагающих использование права (первоначально - в учеб­ных моделируемых ситуациях, затем - в жизненных ситуациях);

-опыт суждений о различных моделях поведения в правовых ситуаци­ях, о последствиях выбора той или иной модели поведения;

-опыт взаимодействия с педагогами и работниками школы, учащими­ся, родителями, жителями микрорайона, представителями различных обще­ственных организаций, органов местного самоуправления, юридического со­общества и другими по защите прав ребенка;

-опыт конструктивного разрешения конфликтных ситуаций с опорой на правовые механизмы;

-опыт совместной деятельности в социальных проектах в школе, микро­районе, населенном пункте;

-опыт нормотворчества (прежде всего, на уровне образовательного учреж­дения).

Для диагностики результативности Программы можно использовать различные варианты оценивания.

Оценивание, проводимое педагогом-организатором:

1) Оценивание осведомленности учащихся и родителей в области права (на входе и выходе) может проводиться с помощью традиционных способов: тестирование (различных видов), интервьюирование, анкетирование, вклю­ченное и невключенное наблюдение в ходе проведения дискуссий, группо­вых обсуждений и т.д.

2) Оценивание различных результатов деятельности (социальных проектов, предусматривающих использование полученных правовых знаний, выпол­ненного группой учащихся и родителей; социальных практик и т.д.).

3) Отслеживание и оценивание процесса работы в группах (парах) на заняти­ях, встречах (оценка взаимодействия родителей и учащихся, учащихся межу собой, родителей между собой, учащихся и родителей с приглашенными гос­тями и т.д.).

4) Оценивание формальных показателей, связанных с правомерным или про­тивоправным поведением учащихся (количество правонарушений, число учащихся, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и т.д.).

Оценивание, проводимое самими участниками:

5) Самооценка, реализуемая через выполнение различных рефлексивных за­даний.

6) Самооценка ежегодного правового портфолио семьи «Азбука практиче­ского права», который может включать в себя:

-описание тех или иных жизненных ситуаций (не являющихся личной или семейной тайной), которые решались в семье с использованием практическо­го права;

-подборки информации к конкретным темам (источники права, газетные статьи, списки Интернет-сайтов, образцы правовых документов, которые мо­гут использоваться в разрешении тех или иных жизненных ситуаций и т.д.);

-образцы индивидуальных и групповых творческих работ по темам Про­граммы;

-описание результатов проектной деятельности;

-самостоятельно или совместно с родителями составленные викторины, кроссворды, чайнворды, ребусы по темам Программы;

-рисунки, схемы, таблицы и другие дополнительные материалы, созданные самими учащимися и их родителями;

-словарь по темам курса;

-другие результаты практической деятельности учащихся и родителей.

Правовой портфолио семьи «Азбука практического права» позволит провести оценку и педагогу-организатору, поможет определить, насколько заинтересованно данная семья принимает участие в Программе, использует ли полученные знания для решения своих жизненных ситуаций, занимается ли самообразованием. Кроме того, возможно проведение ежегодных выста­вок наиболее полных и полезных портфолио. Подобные мероприятия, с од­ной стороны, станут хорошим стимулом для дальнейшего правового самооб­разования и собирания информации по практическому праву (по типу «Ко­пилки полезных советов»), а с другой - позволят организовать итоговое об­щение и обмен опытом между людьми по использованию правовых знаний в тех или иных жизненных ситуациях. Технически правовой портфолио семьи «Азбука практического права» представляет собой папку-скоросшиватель, в которую крепятся прозрачные файлы. В них можно помещать материалы на листах разного размера, легко менять их местами, вынимать одни и заменять их другими.

Внешняя экспертная оценка

7) Для экспертизы могут привлекаться специалисты, являющиеся внешними по отношению к данной группе учащихся и родителей; ученики старших классов, представители педагогического коллектива, социальные педагоги, психологи, профессиональные юристы, работники социальных служб, мест­ного самоуправления, соседи и т.д.

Обращаем особое внимание на то, что нами предложены лишь возмож­ные варианты оценивания, но право выбора способов оценивания и, прежде всего, самооценки и фиксирования достижений участников Программы в ка­ждом конкретном случае остается за самой группой участников (педагоги, учащиеся и родители).

 

3.1 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Программа предусматривает обсуждение четырех ключевых тем в течение каждого учебного года. Эти темы могут быть рассмотрены как отдельно на занятиях с учащимися и на встречах с родителями, так и в ходе их совме­стных обсуждений.

Изучение тем с учащимися и родителями может происходить последова­тельно, как это предложено в программе, или циклично. Во втором случае к каждой теме или некоторым из них возвращаются повторно (возможно, неоднократно) в течение учебного года.

Количество времени, которое может быть затрачено на рассмотрение той или иной темы варьируется от 2 до 8 академических часов и определяется потребностями конкретной группы учащихся и родителей, а также имею­щимися ресурсами (временными, кадровыми и т.д.).

Занятия по предложенным темам могут проходить как аудиторные (в учебном классе), так и внеаудиторные (экскурсии, социальные практики, проекты, походы, встречи и т.д.).

По каждой теме предлагается перечень некоторых информационных ре­сурсов (литература и Интернет-источники), которыми при желании могут воспользоваться участники Программы.

Начальная школа

1 класс

Тема 1. «Правила вокруг нас». Зачем нужны правила? Правила в игре. Мо­делирование и обсуждение игры без правил. Справедливость. Правила, ко­торые важно знать. Конвенция о правах ребенка — документ, который тебя защищает.

Информационные ресурсы

1. Конвенция о правах ребенка (любое издание).

2. Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. — М.: Молодежный центр прав чело­века и правовой культуры. 1999.

3. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учеб­ное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.

4. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей, - М.: «Академия», 1998.

5. Пронъкин В.Н., Гутников А.Б, Живое право. Занимательная энцикло­педия практического права. Книга для ученика. Т. 1. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Олъденбургского. 2000.

6. Горева И.Ю., Петрушкина О.Н., Широкова В.Г. Поурочное планирова­ние по курсу «Я, ты, мы» //Организация преподавания права в общеобра­зовательном учреждении. Региональный опыт / Сборник материалов. — М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002, - С. 66-72.

7. http://school-sector.relarn.ru/prava - Программа «Права и дети в Интер­нете»

8. http://www.ycentre.org - Молодежный центр прав человека (Козьмодемьянск)

Тема 2. «Наш класс». Конвенция о правах ребенка о праве на имя. Права учащихся в нашем классе. Ответственность. Дежурство по классу. Разра­ботка правил поведения в классе.

Информационные ресурсы

1. Конвенция о правах ребенка (любое издание).

2. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учеб­ное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.

3. Права человека иучебный процесс. М.: Благотворительный фонд «Точ­ка опоры», 2004.

4. Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

5. Данаева Г.П., Булохова Т.Е., Сечко В.Ф. Понятие «Я» и имена.// Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. - М.: Молодежный центр прав человека и пра­вовой культуры. 1999. — С. 33-35.

6. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. — М.: «Просвещение», 2003.

7. http://school-sector.relarn.ru/prava - Программа «Права и дети в Интер­нете»

Тема 3. «Безопасная дорога». Безопасность. Право ребенка на безопасность в образовательном учреждении. Основные правила безопасности пешехода (правила дорожного движения). Мой безопасный маршрут от дома до школы. Встреча с работником ГИБДД.

Информационные ресурсы

1. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. М.: Третий Рим, 2002.

2. Козловская Е.Л., Козловский С.А, Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-3 кл. М.: Третий Рим, 2002.

3. Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради «Азбука пе­шехода». - М.: Мнемозина. 2004.

4. Правила дорожного движения.

Тема 4. «Я и мои друзья». Дружба. Все мы - разные. Конвенция о правах ребенка о защите права на индивидуальность. Толерантность. Памятка «Как не ссориться с друзьями». Встреча со школьным психологом.

Информационные ресурсы

1. Конвенция о правах ребенка (любое издание).

2. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учеб-ное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.

3. Толерантность: теоретические подходы и методики обучения основам толерантного поведения: Сборник методических материалов, —Пермь, 2006.

4. Иоффе А.Н. Многообразие понимания толерантности: Учебно-методические материалы по курсу «Права человека». - М.: Изд. дом «Ка­мерон», 2004.

5. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников, - М.: «Просвещение», 2003.

6. Горева ИМ., Петрушкина О.Н., Широкова Б.Г. Поурочное планирование по курсу «Я, ты, мы» //Организация преподавания права в общеобра­зовательном учреждении. Региональный опыт / Сборник материалов. — М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. - С. 72-83.

7. http://www.ycentre.org - Молодежный центр прав человека (Козьмодемьянск)

2 класс

Тема 1. «Наша школа». Конвенция о правах ребенка о праве на образова­ние. Знакомство со школой и ее внутренним распорядком. Устав школы -основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность уча­щихся. Встреча с руководителями образовательного учреждения.

Информационные ресурсы

1. Конвенция о правах ребенка (любое издание).

2. Закон РФ «Об образовании».

3. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учеб­ное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.

4. О соблюдении и защите прав детей в образовательных учреждениях российской Федерации. Доклад/ под ред. Лебедева О.Е. - М.: «Интеллект-Центр», 2003.

Информация о работе Всероссийские школьные олимпиады по праву