Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:24, дипломная работа
Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников «основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний».
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников «основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний».
Однако соревнования Всероссийской олимпиады на всех ее этапах, от школьного и до заключительного, лишь подытоживают результаты очередного ежегодного цикла совместной деятельности большого количества учащихся, учителей, педагогов дополнительного образования, преподавателей вузов, сотрудников НИИ, методических комиссий, родителей, объединённых общей целью по всей России.
Всероссийская олимпиада школьников — это образовательный процесс, охватывающий всю Россию, и соревнования — лишь часть этого процесса. Важнейшая, системообразующая, но лишь часть процесса, который его участники — дети и взрослые — уже давно назвали олимпиадным движением.
Актуальность темы заключается в том, что история олимпиадного движения отражает эволюцию подходов к определению содержания образования в средней школе, произошедшую в прошлом веке и существующую и в настоящее время. От образовательной парадигмы, включающей понимание содержания образования как педагогически адаптированных основ наук, с идеями приобщения школьников к науке и производству, а не к полноценной самостоятельной жизни в обществе: на это время — начиная с середины XX века — пришелся расцвет олимпиад по математике, физике, химии, астрономии. СССР бурно развивался в техническом отношении, покорял космос, и стране нужны были активные и талантливые инженеры, «технари».
Через признание самоценным совокупности знаний, умений и навыков (ЗУН) (например, в 70-е года.), которые должны были быть усвоены учениками, ориентация на конструктивно-деятельностный подход в обучении. Олимпиады по математике, физике, химии становятся традиционными и удерживают лидирующие позиции. В стране происходит научно-техническая революция, ей нужны ученые в различных областях, и в том числе — в естественно-научной. В этот период к уже ставшим традиционными олимпиадам постепенно присоединяются олимпиады по биологии, и географии.
К современной педагогической парадигме, оценивающей среднее образование через призму задач школы по развитию личности, которое основано на усвоении учащимися педагогически адаптированного социального опыта человечества, культуре во всей ее полноте. Современная школа, призвана дать ученику не только и не столько готовые знания и опыт осуществления деятельности по образцу, а, прежде всего, опыт деятельности творческой, опыт эмоционально-ценностных отношений личностного порядка. Поэтому в конце XX века в числе олимпиад появляется большое количество гуманитарных — олимпиады по литературе, истории, обществоведению, иностранному языку, праву.
Цель дипломной работы рассмотреть историю и этапы проведения Всероссийских олимпиад в РФ, их задачи, особенности и перспективы.
Задача дипломной работы:
1. рассмотреть историю олимпиад по праву;
2. рассмотреть этапы проведения олимпиад в 2011-2012 году;
3. изучить проведение олимпиад в Марий Эл
1. ИСТОРИЯ ОЛИМПИАД ПО ПРАВУ, задачи и цели
Всероссийская олимпиада школьников — общественное движение, которое объединяет по всей России большое количество детей и взрослых. Соревнования олимпиады решают более широкий круг задач, выполняя присущие только им функции, от реализации которых зависит решение актуальнейших задач современного образования:
* переориентация образования на запросы личности, его индивидуализацию, превращение в средство жизненного и профессионального самоопределения, самореализации, самовыражения и самоутверждения личности подрастающего поколения, что придаст ей социальную устойчивость, обеспечит адаптацию в динамично меняющихся социально-экономических условиях, сохранит здоровье и будет способствовать улучшению качества среды обитания в условиях современного экологического кризиса;
* развитие общей культуры подрастающего поколения посредством формирования у школьников научных форм системного мышления, которое станет основой для творческого подхода к собственной деятельности;
* обеспечение условий для практической реализации триады «воспитание — просвещение — образование» на основе личного опыта творческой познавательной деятельности;
* повышение креативности образования, переориентация процесса обучения на теоретические способности учащихся, что сделает эффективной их подготовку к жизни в различных образовательных средах, то есть сделает образование развивающим;
* переориентация процесса обучения на превращение знаний в инструмент творческого освоения мира, а образования — в источник процедурных знаний, знаний о том, как и где при необходимости самостоятельно получить новое знание, а затем эффективно его использовать.
Основной функцией Всероссийской олимпиады школьников является преобразование учащихся как субъектов познавательной деятельности и собственного развития. Включаясь в олимпийское движение, школьники осознанно и преднамеренно осуществляют свой личностный выбор, выступая в качестве субъекта социального становления, в котором старшеклассники сознательно направляют свою активность на усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, принимая ответственность за максимальную реализацию личностного потенциала. Создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, Всероссийская олимпиада школьников выполняет важнейшую функцию социализации.
Эта важнейшая функция реализуется в созданной посредством Всероссийской олимпиады школьников образовательной среде, в которой учащиеся осуществляют учебную, игровую, трудовую (природоохранительную, природовосстановительную), стихийного общения, эстетическую и другие виды деятельности. Когнитивной основой этих видов деятельности выступают субъективно и объективно новые знания, полученные школьниками в исследовательской деятельности, которую они осуществляют как при выполнении творческих заданий олимпиады, так и в ходе работы над конкурсными исследовательскими проектами (олимпиады по экологии, технологии, политехническая олимпиада).
Включение учащихся в исследовательскую деятельность в образовательной среде Всероссийской олимпиады обеспечивает объединение субъектов различных видов деятельности школьников (объединяющая функция); умственное развитие учащихся (развивающая функция); усвоение учащимися культурных норм (воспитательная функция), декларативных и процедурных знаний (обучающая функция). Реализация функций Всероссийской олимпиады школьников прямо связана с исследовательской деятельностью учащихся, которая является источником её содержания — субъективно и объективно новых декларативных и процедурных знаний, самостоятельно добытых или полученных учащимися на олимпиаде или во время подготовки к ней.
Такое усиление роли исследовательской деятельности в развитии школьников связано с их переходом к более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. На первый план выдвигается стремление к овладению глубокими, настоящими знаниями, хотя бы в какой-либо ограниченной области. Поэтому участие школьников в олимпиадах становится фактором личностной образовательной стратегии учащегося общеобразовательного учреждения как потенциального студента.
Способствуя пропаганде науки и образования, Всероссийская олимпиада школьников выявляет наиболее талантливых и подготовленных школьников, ориентируя их на продолжение образования в высших учебных заведениях. Это, так же как и знакомство с профессиональной деятельностью специалистов разных отраслей науки и производства при подготовке к соревнованиям олимпиады, обеспечивает реализацию профориентационной функции.
Всероссийские олимпиады школьников содержательно объединяют общее и высшее образование, обеспечивая реализацию индивидуальных проблемно-познавательных программ учащихся и приводя на студенческую скамью наиболее подготовленных к обучению школьников. Результаты олимпиад, содержание заданий, их типы, характер требований, предъявляемых в ходе состязаний, отслеживаются педагогами, методистами, нередко родителями учащихся, становятся объектами изучения самими школьниками. Поэтому Всероссийская олимпиада все в большей степени становится информационным каналом, через который, кроме прочего, вузы предъявляют свои требования к подготовленности абитуриента для поступления и обучения (функция содержательной интеграции общего и высшего образования).
Олимпиады — один из эффективных путей формирования интеллектуальной элиты нации. Но победители олимпиад — еще не элита. Жизненно важен вопрос дальнейшего обучения выявленных таким образом одарённых детей, их высшего образования. В последние годы, когда эксперимент по введению ЕГЭ охватывает все большее число регионов, а его результаты засчитываются все большим числом вузов, актуальным стал вопрос об альтернативных формах поступления в вузы. Министерство образования и науки России в качестве такой альтернативы рассматривает Всероссийскую олимпиаду школьников. Таким образом, олимпиада готовится к выполнению новой для нее конкурсной функции — вступительных испытаний в вузы.
Существенно, что кроме победителей заключительного этапа олимпиады льготы при поступлении имеют также победители третьего и четвертного этапов. Это, несомненно, дает возможность региональным вузам получить «свой» контингент студентов. Важно, что победители и призеры третьего и четвертого этапов олимпиады получили подобные льготы. Так формируется элита будущих первокурсников. Но при этом приоритетными целями Всероссийской олимпиады, конечно должны оставаться поиск, поддержка и воспитание молодежи, интересующейся наукой.
Участие в подготовке к олимпиаде и в ее соревнованиях удовлетворяет потребность подрастающего поколения в игре и обеспечивает эффективное усвоение процедуры самостоятельного исследования. Почти во всех играх присутствует соревновательный элемент. Учащиеся хотят соревноваться и соотносить свои возможности и достижения с достижениями других. Для талантливых детей очень важны моральные стимулы, и они должны чувствовать интерес к себе, интерес к своим способностям.
Свойственный подростково-юношескому возрасту дух состязательности является стимулом к систематическим углубленным занятиям отдельными предметами с целью максимальной реализации своих способностей во время олимпиады. Можно сказать, что Всероссийская олимпиада — это творческое соревнование, являющееся гармоничным сочетанием спорта (точнее, интеллектуального состязания), науки и образования.
Наиболее массовыми и потому самыми важными являются первые два этапа олимпиады — школьный и районный (городской). Рассматривая олимпиаду как самый массовый образовательный форум следует учитывать роль именно этих этапов в становлении у подростков интереса к науке. Заложенные в них принципы массовости и доступности гарантируют привлечение ребят, не обладающих выдающимися способностями, но заинтересованными наукой и укрепляющими свой интерес. Поэтому поощрение этих ребят является не менее важным, чем определение победителей. Нельзя забывать, что интеллектуально одаренный учащийся стремится к саморазвитию, самореализации и остро реагирует на оценку результатов своей деятельности.
Поддержать любознательность, интерес к науке, дать почувствовать себя в своей среде, в обществе тех, кто также охвачен увлечением, наконец, получить заряд уверенности или, наоборот, «сбить» излишнее самомнение, проверить свои знания, даже если победа прошла мимо. В этом заключается мотивационная функция Всероссийской олимпиады, обеспечивающая настрой школьников на продуктивную познавательную деятельность, способствующая личностному росту.
Для успешного развития, самореализации и самоутверждения личности школьника на олимпиаде необходимо эмоциональное переживание успеха, формирующее у него чувство удовлетворения от своего участия в соревновании, для реализации которого необходимо, чтобы режим испытания соответствовал возрастным особенностям участников олимпиады, а уровень сложности заданий подчинялся принципу посильности и творческой самостоятельности участников. Нельзя забывать, что первые этапы не являются элитарными. Поэтому на них не должно быть режима жесткого отбора победителей. Эти этапы в наибольшей степени стимулируют включение учащихся в олимпиадное движение.
Общение участников олимпиады между собой, экспериментальная работа в вузовских лабораториях, беседы с преподавателями вуза, консультации, даваемые видными преподавателями, посещение различных предприятий, заводов и т.д., бесспорно, производили и производят на школьников сильное впечатление, способствуют развитию их познавательного интереса. Общение является очень важным воспитательным аспектом олимпиады. Без него интеллектуальное соревнование воспринимается как «забег на короткую дистанцию», при котором получение максимального результата является самоцелью. Конференции, круглые столы, лекции, семинары и, конечно, общение в неформальной обстановке — вот, что должно войти обязательными пунктами в программу олимпиад всех уровней, обеспечивая реализацию коммуникативной функции.
Всероссийская олимпиада школьников является средством, фактором и образовательной средой личностного развития не только учащихся. Всероссийская олимпиада школьников создает условия для личностного и профессионального роста представителей педагогической и научной общественности, которые участвуют в ее подготовке и проведении: учителей, педагогов дополнительного образования, специалистов НИИ, преподавателей вузов, методистов, ученых.
Включение в деятельность, направленную на подготовку школьников к олимпиаде, обеспечивает учителям, педагогам дополнительного образования, родителям, специалистам вузов и НИИ опыт организации совместной деятельности в форме педагогического сопровождения (функция обеспечения совместной деятельности субъектов образования).
Информация о работе Всероссийские школьные олимпиады по праву