Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:24, дипломная работа
Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников «основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний».
Совместная деятельность в ходе Всероссийской олимпиады школьников обеспечивает содержательное взаимодействие между учащимися и взрослыми, способствует передаче и закреплению социального опыта, создает условия для установления личностного контакта и заинтересованного диалога между представителями различных поколений (диалогическая функция).
Очень многие победители олимпиад различного уровня, став студентами, аспирантами, сотрудниками вузов и НИИ, остаются в олимпиадном движении, активно работая со школьниками. В этом заключается принцип преемственности поколений — наиважнейший принцип развития олимпиадного движения в России.
Разработка оригинальных конкурсных заданий олимпиады учителями, педагогами дополнительного образования, специалистами НИИ и вузов в составе методических комиссий способствует раскрытию их творческого потенциала, обеспечивает их профессиональный и творческий рост (функция обеспечения профессионального роста работников образования). В настоящее время уже можно говорить, что в стране сложилась уникальная система поиска и подготовки молодых талантливых специалистов в образовательной среде, сформированной посредством Всероссийской олимпиады школьников. Основой этой системы является неформальное сообщество российских педагогов высокой квалификации, которых традиционно отличает подвижнический труд и преданность своему делу.
При подготовке учащихся к олимпиаде, а также для организации ее соревнований учителя, педагоги дополнительного образования, методические комиссии применяют самые передовые образовательные технологии, что позволяет Всероссийской олимпиаде школьников выполнять инновационную функцию, считать ее своеобразным испытательным «полигоном» инновационной деятельности в сфере общего образования.
Всероссийская олимпиада школьников способствует накоплению и распространению в педагогической среде научно-методического опыта, обеспечивающего оптимизацию исторического, географического, математического, биологического, исторического, литературного, экологического, обществоведческого и т.д. образования, создавая благоприятные условия для перехода к профильному обучению (организационно-методическая функция).
Всероссийская олимпиада школьников является источником ценной информации о состоянии важнейшего сегмента общего образования, демонстрируя уровень подготовленности, широту кругозора и мышления лучших учащихся из разных регионов России, представляющих единое образовательное пространство (информационно-индикаторная функция).
Проведение олимпиад в различных городах России способствует знакомству учащихся с историей Родины. Любовь к родной земле не возникает на пустом месте. Гордость за Отчизну возникает при посещении исторических святынь Рязани, Великого Новгорода, Пскова, Владимира, Твери с которыми связано становление российской государственности, памятных мест кровопролитных сражений времен Второй мировой войны — Прохоровского поля, Мамаева кургана, современных научных учреждений — передовых исследовательских институтов Новосибирска, Владивостока, медицинского центра Елизарова под Курганом, посещение Константинова — Родины С.А.Есенина, краеведческих и художественных музеев, и конечно экскурсии на химические заводы и фабрики. Поэтому для проведения четвертого и пятого этапов выбираются города, которые имеют не только хорошую материально-техническую базу, но славятся своей историей, культурными и научными традициями. В этом заключается патриотическая функция Всероссийской олимпиады школьников.
Всероссийская олимпиада школьников проводится по таким предметам (олимпийским дисциплинам) как русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, физика, астрономия, химия, экология, биология, история, география, технология, экономика, право, обществознание, основы предпринимательской деятельности и потребительских знаний, физическая культура. Поэтому Всероссийскую олимпиаду школьников на всех ее этапах следует рассматривать как творческую систему, развивающую активный интерес учащихся к отдельным школьным предметам и к образованию в целом.
Отдельно следует остановиться на особых функциях (природоохранительной, природовосстановительной, оздоровительной, эстетической и игровой) Всероссийской олимпиады школьников, которые реализуются в ходе подготовки конкурсных исследовательских проектов по таким дисциплинам как технология, экология и политехническая олимпиада. Эти функции можно было бы считать частными, если бы не сопровождающий их реализацию существенный воспитательный эффект.
Природоохранительная и природовосстановительная функции реализуются тогда, когда конкурсное исследование выступает неотъемлемой частью природоохранительной или природовосстановительной деятельности школьников, обеспечивая школьников необходимыми знаниями о свойствах подлежащего охране (сохранению) или восстановлению объекта или явления живой или неживой природы. Эти функции реализуются не только в связи с обеспечением охраны или восстановления природных объектов, но и при непосредственном осуществлении ученического исследования. Завершив сбор эмпирической информации о природном объекте, незначительно измененном рекреационной деятельностью людей (например, замусоренная прибрежная часть водоема, участок леса или луга и др.), учащиеся возвращают его к первоначальному состоянию, собирая мусор, удаляя загрязненный слой грунта и т.д. Такой незапланированный непродолжительный труд, являясь, по сути, логическим продолжением и завершением ученического исследования, может быть рассмотрен как непосредственное проявление природовосстановительной функции. Точно также незапланированное пресечение учащимися разведения костра на пожароопасном участке леса, выявление незаконной рубки деревьев во время проведения полевых исследований могут быть рассмотрены как непосредственное проявление природоохранительной функции экологического исследования.
Оздоровительная (валеологическая, рекреационная) функция реализуется опосредованно, во время проведения исследований на природе, когда учащиеся находятся под постоянным воздействием разнообразных бальнеологических природных факторов. Кроме того, как и в случае природоохранительной функции, ее проявление может быть специально организовано педагогом как во время пребывания учащихся на природе, так и при проведении учебных занятий в аудитории (производственная гимнастика, подвижные игры, музыкальные паузы и т.д.).
Эстетическая функция реализуется непосредственно, при выполнении школьниками конкурсного задания на природе. Созерцая объекты живой и неживой природы, учащиеся получают возможность оценить их естественную красоту. Эстетические переживания, вызванные красотой и незащищенностью перед человеком мира живой и неживой природы, оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие школьников, укрепляя в их сознании необходимость бережного отношения к окружающей природе.
Игровая функция проявляется, так же как и предыдущая, непосредственно, вне зависимости от содержания конкурсного задания. Приобретение опыта и знаний в игре происходит стабильно, хотя и в виде побочного результата. В отличие от учебы и исследования в игре мотив сдвинут с результата деятельности на ее процесс, на особенности ее процедуры. И именно эта особенность игры сближает ее с ученическим исследованием. В этом смысле любое ученическое исследование в той или иной степени несет на себе отпечаток игры (т.е. содержательно с ней связано), что позволяет говорить о реализации игровой функции при осуществлении исследовательской деятельности в образовательной среде Всероссийской олимпиады школьников.
Таким образом, Всероссийская олимпиада школьников является эффективным средством формирования знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения. Всероссийская олимпиада стимулирует и мотивирует личностное и интеллектуальное развитие подрастающего поколения, поддерживает одаренных детей, содействует их самоопределению и продолжению образования, раскрывает связь областей знаний, составляющих содержание олимпийских дисциплин, с другими областями знаний, развивает и поддерживает интерес учащихся к познавательной деятельности. Цель Всероссийской олимпиады школьников — не формирование узкой касты вундеркиндов, а выявление молодых дарований и приобщение к интеллектуальной деятельности как можно большего количества школьников и как можно раньше, оказание помощи в развитии их талантов и становлении как будущих высококвалифицированных специалистов, без которых в современную эпоху нашей стране не обойтись.
Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства после распада СССР в 1991 году. Однако история олимпиадного движения в России начинается гораздо раньше. Так, например, еще в XIX веке «Олимпиады для учащейся молодежи» проводило Астрономическое общество Российской Империи. К сожалению, до нас не дошли подробности олимпиадного движения тех лет.
История олимпиадного движения в России позволяет увидеть, как расставлялись акценты в системе образования России (СССР) на протяжении более чем полувека. По ней можно проследить, какие учебные предметы и в какое время считались главными, а какие — второстепенными, какие новые предметы активно входили в жизнь, а какие утрачивали свои позиции, и с чем были связаны эти процессы. В то же время менялись и подходы к определению содержания образования в средней школе, а содержание образования, как известно, является социальным заказом общества государству.
Всероссийская олимпиада школьников проводится в пять туров — школьный; городской (районный); региональный; федеральный окружной и всероссийский (международный).
Обычно Всероссийская олимпиада школьников проходит по 21 предмету — русский язык, литература, английский язык, немецкий язык, французский язык, математика, информатика, физика, астрономия, химия, экология, биология, история, обществознание, география, физкультура, технология, экономика, право, основы предпринимательской деятельности и потребительских знаний, политехническая олимпиада. Самыми популярными предметами, по данным Рособрнадзора, сейчас являются физика, математика, информатика, химия, биология.
От каждого региона в олимпиадах смогут участвовать не менее, чем по одному представителю от всех классов с 8-го по 11-й. Точное количество участников определяется в зависимости от количества школьников в данном регионе плюс количество победителей олимпиад прошлого года.
Как ответ на резкое ухудшение состояния окружающей среды, вызванное бурным промышленным ростом прошлых лет, создается и становится популярной олимпиада по экологии. Высокий уровень информационных технологий современного общества заложил основу создания и развития олимпиады по информатике. В связи с переходом России на модель рыночной экономики возникают олимпиады по экономике и основам предпринимательской деятельности. Появляются школьные олимпиады по технологии и политехническая олимпиада школьников.
Право, будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, создает уникальные возможности для решения современных образовательных задач. Оно позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере. В частности, изучение правового материала создает условия для развития и самоопределения личности, освоения общепринятых в обществе норм и конструктивных моделей поведения, формирования активной жизненной позиции, умения принимать самостоятельные решения, нести ответственность за себя и свои действия.
В 2001-2002 году РФПР при поддержке Министерства образования Российской Федерации возобновил проведение Всероссийских олимпиад школьников по праву.
С 2003 годов Всероссийская олимпиада школьников по праву имеет официальный статус и проводится в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации.
В 2002-2003 году она прошла в г.Рязани.
В 2003-2004 году она прошла в г.Тамбове.
В 2004-2005 году она прошла в г.Перми.
Статус олимпиады дает право победителям заключительного этапа быть зачисленными в высшие учебные заведения без вступительных испытаний. Для предоставления такого права победителям предметных олимпиад в Закон об образовании была внесена специальная поправка.
Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· развитие личности учащегося, осознающего себя полноправным членом общества, знающего свои права и свободы, умеющего ими пользоваться и защищать их; уважающего закон и правопорядок, добровольно исполняющего свои обязанности; формирование его представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях;
· воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
· освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, необходимых для эффективного использования и защиты своих прав и исполнения обязанностей, правомерного поведения в обществе; подготовки к продолжению образования в системе профессионального образования;
· овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности в повседневной жизни, умением использовать возможности правовой системы России; соотносить свои действия и действия других людей с нормами поведения, установленными законом, прогнозировать возможную меру ответственности; содействовать правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе; решать практические задачи в социально-правовой сфере, а также учебные задачи в образовательном процессе;
· развитие основ правовой культуры; культуры поведения в рамках закона и общепринятых правил; формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом; самостоятельному принятию правовых решений, связанных с защитой прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализацией гражданской позиции.
1.2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в России.
Гражданство в Российской Федерации. Избирательная система и избирательный процесс. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.
Субъекты гражданского права. Организационно-правовые фор мы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность[1]. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Информация о работе Всероссийские школьные олимпиады по праву