Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:24, дипломная работа
Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников «основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний».
В российских школах определенная работа в этом направлении уже ведется:
- в содержание образовательных стандартов общего образования включены блоки правовых знаний;
- созданы программы и учебники по обществознанию с правовым компонентом для учащихся различных возрастных групп;
- разработаны учебно-методические комплексы по праву с учетом перехода школ на профильное обучение;
- право появляется в учебном расписании значительного числа школ как самостоятельный курс, курс по выбору или факультатив;
- разрабатываются и внедряются программы правового образования в системе дополнительного образования детей;
- при образовательных учреждениях создаются правовые клубы, кружки, заметно оживилась работа с одаренными детьми.
В целом ряде образовательных учреждений успешно реализуются проекты в области правового и гражданского образования, связанные с формированием правового пространства в школе, созданием демократического уклада жизни, разработкой и реализацией социальных проектов, предполагающих правовое решение возникших проблемных ситуаций.
Однако было бы неверным связывать системное правовое образование и просвещение исключительно с введением новых курсов, появлением в школах учебников по праву или реализацией отдельных проектов. Очевидно, что за всеми этими действиями должна быть серьезная поддержка проводимой работы со стороны семьи, социума, иных партнеров образовательных учреждений, в том числе представляющих профессиональное юридическое сообщество и органы местного самоуправления.
Такими соображениями мы руководствовались в ходе определения актуальности и значимости разработки программы правового просвещения «Азбука практического права: изучаем вместе», рассчитанного на учащихся трех ступеней школьного образования - младшей (начальная школа - 1-4 классы), средней (основная школа - 5-9 классы) и старшей (средняя школа -10-11 классы) - и их родителей.
Данная программа базируется на следующих принципах:
1. Сотрудничество и доброжелательность.
Программа предполагает доброжелательное и ненавязчивое взаимодействие ученика, родителя, педагога, представителя сообщества и изучение всех вопросов практического права, механизмов правовой защиты прав ребенка через сотрудничество. В связи с этим существенно изменяется позиция педагога: в большей степени он становится организатором взаимодействия и в меньшей - выполняет привычную для него функцию «носителя знания». «Носителями знания» в ходе взаимодействия могут выступать как учащиеся, так и их родители или представители различных сообществ, компетентные в тех или иных обсуждаемых вопросах, обладающие личностным опытом позитивного правового решения реальной социальной проблемы.
2. Вариативность и право выбора.
Программа не является догмой и документом, обязательным для исполнения, а скорее предлагает некую общую идеологию правового просвещения учащихся и родителей в образовательном учреждении, базирующуюся на приоритетности прав ребенка, и представляет примерный набор тем, вокруг которых может выстраиваться обсуждение, с учетом возрастных особенностей учащихся. Реальная жизнь будет вносить свои поправки в предлагаемую последовательность изучения, изменять тематику (например: вышел новый закон, затрагивающий интересы, как учащихся, так и родителей, возникла правовая ситуация, нуждающаяся в обсуждении и практическом решении и т.д.). Право выбора тем, их последовательности, способов освоения, партнеров остается за всеми участниками взаимодействия (учащиеся, родители, педагоги, представители сообществ), и это - один из ключевых принципов программы.
3. Связь с практикой.
Освоение программы предполагает связь с региональными (местными) особенностями правоприменительной практики и призвано оказывать реальную практическую пользу ее участникам. В ходе работы по программе желательно создание условий для участия учащихся, родителей и педагогов в поиске правового решения обсуждаемой проблемы, а также в нормотворчестве (прежде всего, на уровне школы).
4. Непрерывное совместное обучение.
Это касается всех участников программы, в том числе и педагогов, как правило, не имеющих специальной подготовки или юридического образования. Программа предполагает регулярное и постепенное совместное освоение новых и интересных для учащихся, родителей и педагогов правовых тем. Ее участники принимают это правило работы и готовы к постоянному изучению и поискам правового решения реальных жизненных ситуаций.
5. Готовность к изменениям и практическому использованию права.
Освоение практического права предполагает не только и не столько изучение и запоминание той или иной правовой нормы, сколько сознательную готовность к ее практическому использованию в реальной жизни, в ходе решения той или иной проблемы, связанной с жизнедеятельностью образовательного учреждения и/ или социума. Как правило, это связано с готовностью, так или иначе, изменять окружающую действительность и свое собственное поведение в ней.
6. Добровольность участия в программе.
Предполагается, что учащиеся, родители и педагоги на одной из первых организационных встреч оговаривают это правило работы, как одно из важнейших. Выполнению этого правила поможет соблюдение всех других, названных выше принципов.
Кадровое обеспечение Программы. Предполагается, что в качестве главного организатора деятельности по Программе выступит образовательное учреждение, общее руководство в котором может осуществлять заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, основными организаторами станут классные руководители, экспертами и консультантами -учителя общественных дисциплин и права, социальные педагоги, родители, представители юридического сообщества, органов местного самоуправления и т.д.
Методическое обеспечение Программы. Поскольку основная нагрузка по реализации Программы ложится на плечи классных руководителей, не являющихся специалистами в области права, к данной Программе прилагаются подробные методические рекомендации, содержащие по каждой теме всю необходимую информацию (в том числе: отдельные правовые нормы с комментариями специалистов, описание ситуаций, в которых возможно применение тех или иных норм, алгоритмы действий, памятки, образцы оформления документов и т.д.), ссылки на литературу и Интернет-источники, а также описание вариантов методик проведения занятий с учащимися и встреч с родителями. Кроме того, предусмотренная Программой вариативность обеспечивается возможностью выстраивать различную продолжительность работы по каждой теме с учетом потребностей и возможностей конкретной группы учащихся и родителей.
Цель программы правового просвещения «Азбука практического права: изучаем вместе» (далее - Программы) — создание образовательных, информационных и иных условий для формирования правовой культуры учащихся и их родителей, включая позитивные для общества правовые ориентации, убеждения, ценности, образцы юридически значимого поведения.
В результате организованной системы взаимодействий в рамках Программы ее участники смогут:
-определить свое отношение к праву, как общественной ценности;
-составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества;
-иметь компетенции, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции;
-получить образовательные, информационные и иные возможности для дальнейшего непрерывного правового самообразования.
Достижение общих целей Программы предполагает создание соответствующих им образовательных и информационных условий, включающих в себя систематическое проведение:
-правовых занятий с учащимися (прежде всего, в рамках классных часов), с возможным последующим предоставлением продуктов их образовательной деятельности на встречах с родителями;
-совместных обсуждений учащимися и их родителями наиболее актуальных правовых проблем;
-встреч учащихся и родителей с представителями юридического сообщества;
-родительских собраний по обсуждению вопросов практического права;
-социальных практик и социальных проектов учащихся, предусматривающих правовое знание.
Предпочтительные формы работы определяются в зависимости от программы развития, избранного профиля, реальных возможностей образовательного учреждения, а также индивидуальных потребностей и возрастных возможностей учащихся и с учетом интересов и запросов их родителей.
Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации программы в образовательных учреждениях можно считать наличие открытого доступа педагогов, учащихся и родителей к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как: «Гарант», «Консультант», а также к правовой литературе, содержащейся в библиотечных фондах школ, и Интернет-ресурсам.
Учитывая то обстоятельство, что природа права - это взаимодействие, коммуникация, сотрудничество, методически вся работа по Программе ведется в активном и интерактивном режиме, предполагает использование в правовом просвещении и детей, и взрослых методик учебного сотрудничества, различные варианты работы в группах, кооперации, моделирования жизненных ситуаций и проектирования.
В целом, методика работы по Программе предполагает реализацию нескольких идей:
1)деятельностного подхода в обучении и просвещении (обучение через моделирование ситуаций, практическое решение задач и рассмотрение жизненных ситуаций, проектную деятельность, социальную практику);
2)продуктивного обучения (участники Программы не получают знания в готовом виде, а самостоятельно создают их, выполняя индивидуально, в парах или малых группах предложенную работу, проводя групповые обсуждения, исследования);
3)изменения системы взаимоотношений между педагогом и другими участниками Программы (переход от субъект-объектных к субъект-субъектным взаимоотношениям);
4)обязательности мотивационного и рефлексивного периодов в ходе работы по Программе.
Независимо от избранных конкретным образовательным учреждением приоритетных форм работы, на каждой ступени общего образования Программа предусматривает решение определенных образовательных задач.
Начальная школа
-знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка;
-понимание важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуаций и т.д.);
-приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений со взрослыми, старшими;
-знание и использование конкретных правил и норм: наиболее важные права ребенка; правила, обеспечивающие безопасность человека (в частности
-правила дорожного движения); этические правила и нормы (например, правила поведения в общественных местах, в образовательном учреждении, транспорте); правила, регулирующие жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения;
-получение первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу и т.д.).
Основная школа
-формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний для жизни в обществе;
-знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий (таких, как: «закон», «право», «права человека», «права ребенка», «норма права», «правонарушение» и др.);
-уточнение первоначальных представлений о справедливости, равноправии, свободе, праве выбора, ответственности, защищенности, статусе гражданина, демократии, гражданском обществе, правовом государстве, роли государства и права в обществе и т.д.;
-приобретение готовности и способности разрешать конфликт мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;
-формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами;
-умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;
-приобретение готовности и способности прибегать к правовым механизмам защиты прав ребенка;
-накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере законов школьного или классного самоуправления и т.д.);
-получение опыта разработки и участия в социальных проектах и социальных практиках, предусматривающих правовое знание.
Средняя школа
-приобретение убеждения в необходимости практического использования права как регулятора в целом ряде жизненных ситуаций;
-формирование собственного отношения к таким ценностям, как справедливость, равноправие, свобода, выбор, ответственность и т.д.;
-получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических правовых задач;
-формирование готовности и способности строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод и обязанностей;
Информация о работе Всероссийские школьные олимпиады по праву