Всероссийские школьные олимпиады по праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:24, дипломная работа

Описание работы

Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников «основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний».

Работа содержит 1 файл

Олимпиады диплом.doc

— 419.00 Кб (Скачать)

В российских школах определенная работа в этом направлении уже ведется:

- в содержание образовательных стандартов общего образования включены блоки правовых знаний;

- созданы программы и учебники по обществознанию с правовым компо­нентом для учащихся различных возрастных групп;

- разработаны учебно-методические комплексы по праву с учетом перехода школ на профильное обучение;

- право появляется в учебном расписании значительного числа школ как самостоятельный курс, курс по выбору или факультатив;

- разрабатываются и внедряются программы правового образования в сис­теме дополнительного образования детей;

- при образовательных учреждениях создаются правовые клубы, кружки, заметно оживилась работа с одаренными детьми.

В целом ряде образовательных учреждений успешно реализуются про­екты в области правового и гражданского образования, связанные с форми­рованием правового пространства в школе, созданием демократического уклада жизни, разработкой и реализацией социальных проектов, предполагаю­щих правовое решение возникших проблемных ситуаций.

Однако было бы неверным связывать системное правовое образование и просвещение исключительно с введением новых курсов, появлением в школах учебников по праву или реализацией отдельных проектов. Очевидно, что за всеми этими действиями должна быть серьезная поддержка проводи­мой работы со стороны семьи, социума, иных партнеров образовательных учреждений, в том числе представляющих профессиональное юридическое сообщество и органы местного самоуправления.

Такими соображениями мы руководствовались в ходе определения ак­туальности и значимости разработки программы правового просвещения «Азбука практического права: изучаем вместе», рассчитанного на учащихся трех ступеней школьного образования - младшей (начальная школа - 1-4 классы), средней (основная школа - 5-9 классы) и старшей (средняя школа -10-11 классы) - и их родителей.

Данная программа базируется на следующих принципах:

1. Сотрудничество и доброжелательность.

Программа предполагает доброжелательное и ненавязчивое взаимодейст­вие ученика, родителя, педагога, представителя сообщества и изучение всех вопросов практического права, механизмов правовой защиты прав ребенка че­рез сотрудничество. В связи с этим существенно изменяется позиция педаго­га: в большей степени он становится организатором взаимодействия и в меньшей - выполняет привычную для него функцию «носителя знания». «Но­сителями знания» в ходе взаимодействия могут выступать как учащиеся, так и их родители или представители различных сообществ, компетентные в тех или иных обсуждаемых вопросах, обладающие личностным опытом позитив­ного правового решения реальной социальной проблемы.

2. Вариативность и право выбора.

Программа не является догмой и документом, обязательным для исполне­ния, а скорее предлагает некую общую идеологию правового просвещения учащихся и родителей в образовательном учреждении, базирующуюся на приоритетности прав ребенка, и представляет примерный набор тем, вокруг которых может выстраиваться обсуждение, с учетом возрастных особенно­стей учащихся. Реальная жизнь будет вносить свои поправки в предлагаемую последовательность изучения, изменять тематику (например: вышел новый закон, затрагивающий интересы, как учащихся, так и родителей, возникла правовая ситуация, нуждающаяся в обсуждении и практическом решении и т.д.). Право выбора тем, их последовательности, способов освоения, партне­ров остается за всеми участниками взаимодействия (учащиеся, родители, пе­дагоги, представители сообществ), и это - один из ключевых принципов про­граммы.

3. Связь с практикой.

Освоение программы предполагает связь с региональными (местными) осо­бенностями правоприменительной практики и призвано оказывать реальную практическую пользу ее участникам. В ходе работы по программе желатель­но создание условий для участия учащихся, родителей и педагогов в поиске правового решения обсуждаемой проблемы, а также в нормотворчестве (прежде всего, на уровне школы).

4. Непрерывное совместное обучение.

Это касается всех участников программы, в том числе и педагогов, как правило, не имеющих специальной подготовки или юридического образова­ния. Программа предполагает регулярное и постепенное совместное освоение новых и интересных для учащихся, родителей и педагогов правовых тем. Ее участники принимают это правило работы и готовы к постоянному изучению и поискам правового решения реальных жизненных ситуаций.

5. Готовность к изменениям и практическому использованию права.

Освоение практического права предполагает не только и не столько изуче­ние и запоминание той или иной правовой нормы, сколько сознательную го­товность к ее практическому использованию в реальной жизни, в ходе реше­ния той или иной проблемы, связанной с жизнедеятельностью образователь­ного учреждения и/ или социума. Как правило, это связано с готовностью, так или иначе, изменять окружающую действительность и свое собственное пове­дение в ней.

6. Добровольность участия в программе.

Предполагается, что учащиеся, родители и педагоги на одной из первых организационных встреч оговаривают это правило работы, как одно из важ­нейших. Выполнению этого правила поможет соблюдение всех других, на­званных выше принципов.

Кадровое обеспечение Программы. Предполагается, что в качестве главного организатора деятельности по Программе выступит образовательное учреждение, общее руководство в котором может осуществлять заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, основными организаторами станут классные руководители, экспертами и консультантами -учителя общественных дисциплин и права, социальные педагоги, родители, представители юридического сообщества, органов местного самоуправления и т.д.

Методическое обеспечение Программы. Поскольку основная нагрузка по реализации Программы ложится на плечи классных руководителей, не являющихся специалистами в области права, к данной Программе прилагаются подробные методические рекомендации, содержащие по каждой теме всю необходимую информацию (в том числе: отдельные правовые нормы с комментариями специалистов, описание ситуаций, в которых возможно применение тех или иных норм, алгоритмы действий, памятки, образцы оформления документов и т.д.), ссылки на литературу и Интернет-источники, а также описание вариантов методик проведения занятий с учащимися и встреч с родителями. Кроме того, предусмотренная Программой вариативность обеспечивается возможностью выстраивать различную продолжительность работы по каждой теме с учетом потребностей и возможностей конкретной группы учащихся и родителей.

Цель программы правового просвещения «Азбука практического права: изучаем вместе» (далее - Программы) — создание образовательных, информационных и иных условий для формирования правовой культуры учащихся и их родителей, включая позитивные для общества правовые ориентации, убеждения, ценности, образцы юридически значимого поведения.

В результате организованной системы взаимодействий в рамках Программы ее участники смогут:

-определить свое отношение к праву, как общественной ценности;

-составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества;

-иметь компетенции, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции;

-получить образовательные, информационные и иные возможности для дальнейшего непрерывного правового самообразования.

Достижение общих целей Программы предполагает создание соответствующих им образовательных и информационных условий, включающих в себя систематическое проведение:

-правовых занятий с учащимися (прежде всего, в рамках классных ча­сов), с возможным последующим предоставлением продуктов их образова­тельной деятельности на встречах с родителями;

-совместных обсуждений учащимися и их родителями наиболее акту­альных правовых проблем;

-встреч учащихся и родителей с представителями юридического сооб­щества;

-родительских собраний по обсуждению вопросов практического пра­ва;

-социальных практик и социальных проектов учащихся, предусматри­вающих правовое знание.

Предпочтительные формы работы определяются в зависимости от про­граммы развития, избранного профиля, реальных возможностей образова­тельного учреждения, а также индивидуальных потребностей и возрастных возможностей учащихся и с учетом интересов и запросов их родителей.

Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации программы в образовательных учреждениях можно считать наличие откры­того доступа педагогов, учащихся и родителей к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как: «Гарант», «Консультант», а также к правовой ли­тературе, содержащейся в библиотечных фондах школ, и Интернет-ресурсам.

 

Учитывая то обстоятельство, что природа права - это взаимодействие, коммуникация, сотрудничество, методически вся работа по Програм­ме ведется в активном и интерактивном режиме, предполагает ис­пользование в правовом просвещении и детей, и взрослых методик учебного сотрудничества, различные варианты работы в группах, кооперации, моделирования жизненных ситуаций и проектирования.

В целом, методика работы по Программе предполагает реализацию не­скольких идей:

1)деятельностного подхода в обучении и просвещении (обучение через мо­делирование ситуаций, практическое решение задач и рассмотрение жизнен­ных ситуаций, проектную деятельность, социальную практику);

2)продуктивного обучения (участники Программы не получают знания в го­товом виде, а самостоятельно создают их, выполняя индивидуально, в парах или малых группах предложенную работу, проводя групповые обсуждения, исследования);

3)изменения системы взаимоотношений между педагогом и другими участ­никами Программы (переход от субъект-объектных к субъект-субъектным взаимоотношениям);

4)обязательности мотивационного и рефлексивного периодов в ходе работы по Программе.

Независимо от избранных конкретным образовательным учреждением приоритетных форм работы, на каждой ступени общего образования Про­грамма предусматривает решение определенных образовательных задач.

Начальная школа

-знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка;

-понимание важности и значимости для каждого человека правил поведе­ния в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуа­ций и т.д.);

-приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений со взрослыми, старшими;

-знание и использование конкретных правил и норм: наиболее важные права ребенка; правила, обеспечивающие безопасность человека (в частности

-правила дорожного движения); этические правила и нормы (например, пра­вила поведения в общественных местах, в образовательном учреждении, транспорте); правила, регулирующие жизнедеятельность конкретного обра­зовательного учреждения;

-получение первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу и т.д.).

Основная школа

-формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний для жизни в обществе;

-знание и грамотное использование в речи элементарных правовых поня­тий (таких, как: «закон», «право», «права человека», «права ребенка», «норма права», «правонарушение» и др.);

-уточнение первоначальных представлений о справедливости, равнопра­вии, свободе, праве выбора, ответственности, защищенности, статусе граж­данина, демократии, гражданском обществе, правовом государстве, роли го­сударства и права в обществе и т.д.;

-приобретение готовности и способности разрешать конфликт мирным пу­тем, в том числе с использованием различных норм и правил;

-формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регули­руемых правовыми нормами;

-умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

-приобретение готовности и способности прибегать к правовым механиз­мам защиты прав ребенка;

-накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере за­конов школьного или классного самоуправления и т.д.);

-получение опыта разработки и участия в социальных проектах и социаль­ных практиках, предусматривающих правовое знание.

Средняя школа

-приобретение убеждения в необходимости практического использования права как регулятора в целом ряде жизненных ситуаций;

-формирование собственного отношения к таким ценностям, как справед­ливость, равноправие, свобода, выбор, ответственность и т.д.;

-получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источ­никах права и умение их использовать для решения практических правовых задач;

-формирование готовности и способности строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод и обязанностей;

Информация о работе Всероссийские школьные олимпиады по праву