Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:24, дипломная работа
Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников «основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний».
Предлагаются следующие принципы формирования олимпиадных заданий на школьном и муниципальном уровнях:
1.Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся.
2. Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся и этапов Олимпиады.
Конкретные число заданий и время на их выполнение на школьном и муниципальном этапах Олимпиады определяет муниципальная и региональная предметно-методическая комиссии в зависимости от сложившейся традиции проведения Олимпиад, организационных возможностей и санитарных норм с учетом рекомендаций центральной предметно-методической комиссии.
3. Отражения в заданиях различных содержательных линий курса и степени, глубины их рассмотрения на уроках ко времени проведения этапа Олимпиады с возможным в условиях соревнований обращением к максимально большому количеству этих содержательных линий.
4. Проверка соответствия готовности участников Олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.
5. Сочетание заданий с кратким ответом (тесты) до развернутого текста (решение правовых задач).
6. Представление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.).
7. Опора на межпредметные связи в части заданий.
Возможен следующий алгоритм подготовки заданий Олимпиады по праву для каждой параллели участников школьного и муниципального этапов:
В основе работы – определение целей проведения этапа на основе общего целеполагания всероссийской олимпиады школьников;
1)
2)
3)
4)
Наиболее распространенными типами заданий Олимпиады по праву являются (примеры для каждого типа задания даны в соответствующих изданиях, о которых сказано ниже):
1. Определение правильности или ошибочности утверждений («да» – «нет»).
2. Соответствие элементов из двух или нескольких перечней (напр.: Право собственности
Б. обязательственное;
В. исключительное;
Г. относительное).
3. Работа с таблицами и схемами, например:
1) составьте таблицу, используя все предложенные понятия и термины, отразив их соотношение (напр.: Установите соответствие:
А. Гипотеза;
Б. Диспозиция;
В. Санкция.
1. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив;
2. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет;
3. Влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
А –
Б –
В –)
2) начертите схему, которая, например, отражает принципы построения правовой нормы.
4. Задания по работе с правовыми понятиями:
4.1. Правильность написания правовых терминов (раскройте содержание понятий (напр.: аллонж) или перечислите признаки или гарантии (напр.: местного самоуправления)).
4.2. Замена выделенного фрагмента правовым термином.
5. Работа с правовыми текстами:
5.1. Заполнение пропущенных слов и словосочетаний (напр. Конституция Российской Федерации и ____________ ___________ имеют__________ на всей территории Российской Федерации).
5.2. Задания к тексту по его анализу, поиску примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте.
5.3. Поиск и исправление ошибок в тексте.
6. Правовые задачи (например: правовая ситуация… необходимо ответить кратко или с обоснованием ответа):
6.1. Какое решение вынесет суд?
6.2. Правомерны ли действия (требования) Х.? Кто прав в этой ситуации?
6.3. Какой из законов подлежит применению? К какому нормативному акту нужно обратиться для решения спора? Какой нормативный акт регулирует этот вопрос?
6.4. Будет ли Х. привлечен к ответственности? К какому виду ответственности будет привлечен Х.?
6.5. Может ли Х. обратиться в суд за защитой своих прав?
6.6. Правомерен ли отказ Х. от исполнения обязательств по договору?
6.7. Кто должен разрешить конфликт?
6.8. Возможно ли обжалование решения?
(Напр. Собственник 3-х комнатной квартиры гражданин Костромин, являясь индивидуальным предпринимателем, организовал в одной из комнат своей квартиры пошив женской одежды. Жалоб от соседей Костромина никуда не поступало, поскольку деятельность Костромина им не мешала. Однако сотрудники ДЭЗ потребовали у Костромина прекратить заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью на дому и арендовать для этого нежилое помещение. Кто прав в споре? Ответ обоснуйте?)
7. Расшифруйте аббревиатуры (например МКАС при ТПП РФ; УПК РФ)
8.Переведите или соотнесите латинское выражение (напр.:
1. Nemo judex in propria causa
2. Obligatio est juris vinclum
3. Imperitia pro culpa habetur
4. Jus est ars boni et aequi
А) Право – это искусство добра и справедливости
Б) Неведение вменяется в вину
В) Никто не может быть судьёй в собственном деле
Г) Обязательства – это оковы права.)
Предметно-методическая комиссия каждого этапа Олимпиады обеспечивает ее проведение не только соответствующим комплектом заданий, но и системой их оценивания.
Необходимо создание ее дифференцированной шкалы, позволяющей учитывать различные нюансы ответов участников соревнований. В значительном числе случаев итог выполнения задания не подводится через дихотомию: «решил – не решил», а требуют оценивать отдельные их стороны, нередко автономно.
Количество олимпиадных заданий в каждом комплекте (на каждую параллель учащихся – один комплект) зависит от сложности отдельных заданий, трудоемкости их выполнения. Ниже дается таблица, которая содержит рекомендации по времени, отводимому для работы школьников на этапе Олимпиады.
Сравнительная характеристика школьного и муниципального этапов Олимпиады
Вопросы для сравнения | Школьный этап | Муниципальный этап |
Параллели участников. | 9 – 11 классы | 9 -11 классы |
Рекомендуемое время для проведения. | 1 час. (астрономический) для 9 классов. 1 час. 20 мин. для 10 –11 классов. | 1 час. 20 мин. для 9классов. 1 час. 30 мин. для 10 –11 классов. |
При оценивании олимпиадных работ рекомендуется каждую из них проверять двум членам комиссии с последующим подключением дополнительного члена жюри (председателя) при значительном расхождении оценок тех, кто первоначально проверил работу. Это особенно важно при обращении к творческим заданиям, требующим развернутого текста.
Ниже приведены издания, в которых собраны олимпиадные задания по праву. Данный банк заданий может напрямую использоваться при формировании комплектов заданий, или быть основой для создания собственных заданий (переделки предложенных) муниципальными и региональными предметно-методическими комиссиями.
Основы правовых знаний. В 2-х кн. Учеб. для 8-9 классов /С.И. Володина, А.М.Полиевктова, В.В.Спасская – изд. 6-е испр. и доп. – М.: Новый учебник, 2008
Всероссийская олимпиада школьников по праву: материалы и комментации /Под ред. С.И.Володиной, В.В. Спасской – М.: Школа-пресс, 2003
Всероссийская олимпиада школьников по праву: Методическое пособие /Пож ред. С.И.Володиной – М. : АПКиППРО, 2005
С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.В. Спасская. Всероссийская олимпиада школьников по праву в 2006 г. :Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006
* * *
http://www.president.kremlin.r
http://www.medvedev-da.ru/ – сайт Президента РФ Д.А. Медведева.
http://premier.gov.ru/ – официальный сайт Председателя Правительства РФ В.В. Путина.
http://www.gov.ru/ – сервер органов государственной власти РФ.
http://www.edu.ru/ – федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.
http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.
http://www.mioo.ru – сайт Московского институт открытого образования.
http://ecsocman.edu.ru/ – федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.
http://www.philos.msu.ru/libra
http://www.philososophe.ru/ – философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы.
http://www.garant.ru/ – «Гарант» (законодательство с комментариями).
3.Программа правового просвещения учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе»
Эффективность становления и развития правового государства и гражданского общества в нашей стране, как и повсюду в мире, тесно связана с вовлечением в этот процесс широких слоев населения. Прослеживается зависимость успешности развития данных процессов от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.
Сегодня в России наблюдается пробуждение практического интереса населения к праву и правовым институтам, в целом ряде случаев отмечается стремление прибегать к правовым механизмам защиты собственных прав и прав ребенка. На уровне семьи и личности можно констатировать все возрастающую заинтересованность в формировании правовой компетенции всей семьи и каждого ее члена в отдельности, т.е. способности защищать свои права, осознавать ответственность за выполнение обязанностей, выстраивать свое поведение в соответствии с существующими в обществе нормами права и морали. Однако в связи с тем, что в стране происходит непрерывный процесс нормотворчества, обновления законодательства, накопления правоприменительной практики, разрыв между современным демократическим законодательством и низким уровнем правосознания населения становится все заметнее. Отсутствие опыта выстраивания модели собственного поведения в условиях постоянного обновляющейся нормативно-правовой базы усложняет формирование правового сознания молодежи, подростков и детей младшего возраста. Старшие не могут передать подрастающему поколению свой правовой опыт, им самим сложно разобраться в огромной массе создающихся и исчезающих законов и подзаконных актов - не хватает базовой подготовки, включающей, главным образом, основы знаний по праву, навыки работы со специфической правовой информацией и ее применением. Поэтому то, что в странах с длительной правовой традицией закладывается внутри семьи, воспитывается через взаимодействие старших и младших, создается естественным образом, в наших условиях должно иметь поддержку извне, стать предметом целенаправленной работы существующих и заинтересованных в этом государственных и общественных институтов.
Как показывает мировая практика, ведущая роль в решении этой проблемы может принадлежать системе образования, отличающейся определенной стабильностью, располагающей материальной и кадровой базой и объединяющей вокруг себя, по крайней мере, два поколения граждан страны: детей и их родителей.
Информация о работе Всероссийские школьные олимпиады по праву