Всероссийские школьные олимпиады по праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:24, дипломная работа

Описание работы

Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников «основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний».

Работа содержит 1 файл

Олимпиады диплом.doc

— 419.00 Кб (Скачать)
tyle="text-align:justify">- общая культура участников, их эрудированность.

Предлагаются следующие принципы формирования олимпиадных заданий на школьном и муниципальном уровнях:

1.Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся.

2. Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся и этапов Олимпиады.

Конкретные число заданий и время на их выполнение на школьном и муниципальном этапах Олимпиады определяет муниципальная и региональная предметно-методическая комиссии в зависимости от сложившейся традиции проведения Олимпиад, организационных возможностей и санитарных норм с учетом рекомендаций центральной предметно-методической комиссии.

3. Отражения в заданиях различных содержательных линий курса и степени, глубины  их рассмотрения на уроках ко времени проведения этапа Олимпиады с возможным в условиях соревнований обращением к максимально большому количеству этих содержательных линий.

4. Проверка соответствия готовности участников Олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.

5. Сочетание заданий с кратким ответом (тесты) до развернутого текста (решение правовых задач).

6. Представление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.).

7. Опора на межпредметные связи в части заданий.

Возможен следующий алгоритм подготовки заданий Олимпиады по праву для каждой параллели участников школьного и муниципального этапов:

В основе работы – определение целей проведения этапа на основе общего целеполагания всероссийской олимпиады школьников;

1)                                 определение того, какие содержательные линии, в какой степени и на основе какого учебно-методического комплекса изучены школьниками данной параллели к началу этапа Олимпиады;

2)                                 вычленение дидактических единиц, вынесение которых в олимпиадные задания наиболее целесообразно;

3)                                 выделение типов заданий, доступных для выполнения учащимися данной параллели, позволяющих в наибольшей степени выявить уровень их подготовленности, творческие задатки;

4)                                 определение ориентировочного времени выполнения каждого из предлагаемых заданий для вывода о возможном наборе комплекта для параллели.

Наиболее распространенными типами заданий Олимпиады по праву являются  (примеры для каждого типа задания даны в соответствующих изданиях, о которых сказано ниже):

1. Определение правильности или ошибочности утверждений («да» – «нет»).

2. Соответствие элементов из двух или нескольких перечней (напр.: Право собственности

Б.  обязательственное;

В.  исключительное;

Г.  относительное).

3. Работа с таблицами и схемами, например:

1) составьте таблицу, используя все предложенные понятия и термины, отразив их соотношение (напр.: Установите соответствие: 

А. Гипотеза;

Б. Диспозиция;

В. Санкция.

1. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив;

2. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет;

3. Влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

        А –

        Б –

        В –)

2) начертите схему, которая, например, отражает принципы построения правовой нормы.

4. Задания по работе с правовыми понятиями:

4.1. Правильность написания правовых терминов (раскройте содержание понятий (напр.: аллонж) или перечислите признаки или гарантии (напр.: местного самоуправления)).

4.2. Замена выделенного фрагмента правовым термином.

5. Работа с правовыми текстами:

5.1. Заполнение пропущенных слов и словосочетаний (напр. Конституция Российской Федерации и ____________ ___________ имеют__________ на всей территории Российской Федерации).

5.2. Задания к тексту по его анализу, поиску примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте.

5.3. Поиск и исправление ошибок в тексте.

6. Правовые задачи (например: правовая ситуация…  необходимо ответить кратко или с обоснованием ответа):

6.1. Какое решение вынесет суд?

6.2. Правомерны ли действия (требования)  Х.? Кто прав в этой ситуации?

6.3. Какой из законов подлежит применению? К какому нормативному акту нужно обратиться для решения спора? Какой нормативный акт регулирует этот вопрос?

6.4. Будет ли Х. привлечен к ответственности? К какому виду ответственности будет привлечен Х.?

6.5. Может ли Х. обратиться в суд за защитой своих прав?

6.6. Правомерен ли отказ Х. от исполнения  обязательств по договору?

6.7. Кто должен разрешить конфликт?

6.8. Возможно ли обжалование решения?

(Напр. Собственник 3-х комнатной квартиры гражданин Костромин, являясь индивидуальным предпринимателем, организовал в одной из комнат своей квартиры пошив женской одежды. Жалоб от соседей Костромина никуда не поступало, поскольку деятельность Костромина им не мешала. Однако сотрудники ДЭЗ потребовали у Костромина прекратить заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью на дому и арендовать для этого нежилое помещение. Кто прав в споре? Ответ обоснуйте?)

7. Расшифруйте аббревиатуры (например МКАС при ТПП РФ; УПК РФ)

8.Переведите  или соотнесите латинское выражение (напр.:

1.                      Nemo judex in propria causa

2.                      Obligatio est juris vinclum

3.                      Imperitia pro culpa habetur

4.                      Jus est ars boni et aequi

А) Право – это искусство добра и справедливости

Б) Неведение вменяется в вину

В) Никто не может быть судьёй в собственном деле

Г) Обязательства – это оковы права.)

 

 

Предметно-методическая комиссия каждого этапа Олимпиады обеспечивает ее проведение не только соответствующим комплектом заданий, но и системой их оценивания.

Необходимо создание ее дифференцированной шкалы, позволяющей учитывать различные нюансы ответов участников соревнований. В значительном числе случаев итог выполнения задания не подводится через дихотомию: «решил – не решил», а требуют оценивать отдельные их стороны, нередко автономно.

Количество олимпиадных заданий в каждом комплекте (на каждую параллель учащихся – один комплект) зависит от сложности отдельных заданий, трудоемкости их выполнения. Ниже дается таблица, которая содержит рекомендации по времени, отводимому для работы школьников на этапе Олимпиады.

 

Сравнительная характеристика школьного и муниципального этапов Олимпиады

 

Вопросы для сравнения

Школьный этап

Муниципальный этап

Параллели участников.

9 – 11 классы

9 -11 классы

Рекомендуемое время для проведения.

1 час. (астрономический) для 9 классов.

1 час. 20 мин. для 10 –11 классов.

1 час. 20 мин. для 9классов.

1 час. 30 мин. для 10 –11 классов.

 

При оценивании олимпиадных работ рекомендуется каждую из них проверять двум членам комиссии с последующим подключением дополнительного члена жюри (председателя) при значительном расхождении оценок тех, кто первоначально проверил работу. Это особенно важно при обращении к творческим заданиям, требующим развернутого текста.

 

Ниже приведены издания, в которых собраны олимпиадные задания по праву. Данный банк заданий может напрямую использоваться при формировании комплектов заданий, или быть основой для создания собственных заданий (переделки предложенных) муниципальными и региональными предметно-методическими комиссиями.

                          Основы правовых знаний. В 2-х кн. Учеб. для 8-9 классов /С.И. Володина, А.М.Полиевктова, В.В.Спасская – изд. 6-е испр. и доп. – М.: Новый учебник, 2008

                          Всероссийская олимпиада школьников по праву: материалы и комментации /Под ред. С.И.Володиной, В.В. Спасской – М.: Школа-пресс, 2003

                          Всероссийская олимпиада школьников по праву: Методическое пособие /Пож ред. С.И.Володиной – М. : АПКиППРО, 2005

                          С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.В. Спасская. Всероссийская олимпиада школьников по праву в 2006 г. :Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006

*   *   *

http://www.president.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ.

http://www.medvedev-da.ru/  – сайт Президента РФ Д.А. Медведева.

http://premier.gov.ru/ –  официальный сайт Председателя Правительства РФ В.В. Путина.

http://www.gov.ru/ – сервер органов государственной власти РФ.

http://www.edu.ru/ – федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.

http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.

http://www.mioo.ru – сайт Московского институт открытого образования.

http://ecsocman.edu.ru/ –  федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.

http://www.philos.msu.ru/library.php – библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

http://www.philososophe.ru/ – философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы.

http://www.garant.ru/ – «Гарант» (законодательство с комментариями).


3.Программа правового просвещения учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе»

 

Эффективность становления и развития правового государства и граж­данского общества в нашей стране, как и повсюду в мире, тесно связана с во­влечением в этот процесс широких слоев населения. Прослеживается зави­симость успешности развития данных процессов от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений лю­дей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.

Сегодня в России наблюдается пробуждение практического интереса населения к праву и правовым институтам, в целом ряде случаев отмечается стремление прибегать к правовым механизмам защиты собственных прав и прав ребенка. На уровне семьи и личности можно констатировать все возрас­тающую заинтересованность в формировании правовой компетенции всей семьи и каждого ее члена в отдельности, т.е. способности защищать свои права, осознавать ответственность за выполнение обязанностей, выстраивать свое поведение в соответствии с существующими в обществе нормами права и морали. Однако в связи с тем, что в стране происходит непрерывный про­цесс нормотворчества, обновления законодательства, накопления правопри­менительной практики, разрыв между современным демократическим зако­нодательством и низким уровнем правосознания населения становится все заметнее. Отсутствие опыта выстраивания модели собственного поведения в условиях постоянного обновляющейся нормативно-правовой базы усложняет формирование правового сознания молодежи, подростков и детей младшего возраста. Старшие не могут передать подрастающему поколению свой пра­вовой опыт, им самим сложно разобраться в огромной массе создающихся и исчезающих законов и подзаконных актов - не хватает базовой подготовки, включающей, главным образом, основы знаний по праву, навыки работы со специфической правовой информацией и ее применением. Поэтому то, что в странах с длительной правовой традицией закладывается внутри семьи, вос­питывается через взаимодействие старших и младших, создается естествен­ным образом, в наших условиях должно иметь поддержку извне, стать пред­метом целенаправленной работы существующих и заинтересованных в этом государственных и общественных институтов.

Как показывает мировая практика, ведущая роль в решении этой про­блемы может принадлежать системе образования, отличающейся определен­ной стабильностью, располагающей материальной и кадровой базой и объе­диняющей вокруг себя, по крайней мере, два поколения граждан страны: де­тей и их родителей.

Информация о работе Всероссийские школьные олимпиады по праву