Воспитание патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:40, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить технологию формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.
Объект исследования – педагогический процесс формирования патриотических чувств.
Предмет исследования – процесс формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..с. 3.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников.
1.1. Историко-логический анализ проблемы патриотического воспитания дошкольников………………………………………………………………….с. 6
1.2. Методы и приемы развития патриотических чувств старших дошкольников…………………………………………………………………с.11
Вывод по I главе……………………………………………………………….с.29
Глава 2. Экспериментальное исследование возможности формирования
патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………с.31
2.2. Методика воспитания патриотических чувств………………………….с.41
2.3. Динамика сформированности патриотических чувств дошкольников..с.50
Вывод по II главе……………………………………………………………....с.56
Заключение…………………………………………………………………….с.57
Библиография ….……………………

Работа содержит 1 файл

ОКР Развитие патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.doc

— 515.50 Кб (Скачать)

– А что здесь  у вас?

– Это макет  центральной площади поселка.

– Очень красиво. Вы любите свой поселок?

– Да!

Пассам предлагает нарисовать детям то, что больше всего нравится в поселке.

Выполняют рисунки на тему “ Унъюган глазами детей”.

В конце занятия  выставка рисунков.

Презентация мини-музея  “История края”.

СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО  КОМПОНЕНТА.

1. Природа Севера.

  • Знакомство детей с растительным и животным миром северного края.
  • Прививать экологически целесообразные нормы поведения.

2. Материальная  культура.

  • Знакомство с родным поселком, его улицами, зданиями, культурной жизнью.
  • Транспортные средства.
  • Труд с учетом специфики сурового Севера.

3. Духовная культура.

  • Народные обычаи, обряды, праздники.
  • Народное творчество (сказки, детские игры, музыка)
  • Искусство (песни, танцы, литература, предметы декоративно-прикладного творчества).

ФОРМЫ РАБОТЫ.

  • занятия, интегрированные занятия;
  • экскурсии;
  • целевые прогулки;
  • изодеятельность;
  • игры;
  • чтение худ. литературы;
  • рассматривание картин;
  • слушание музыки;
  • ручной труд;
  • разгадывание загадок;
  • разучивание стихов;
  • наблюдения.
 

Художественный труд

Тема: Закладка в книгу с использованием орнамента народов ханты

Цели:

  • Продолжать знакомить детей с северным краем, с особенностями национальной одежды ханты, их орнаментом и украшениями.
  • Развивать интерес к родному краю, коренным жителям, их быту и жизни.
  • Воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма
  • Развивать вкус, побуждения детей к проявлению инициативы и творческой самостоятельности при выборе орнамента.

Предварительная работа:

  • Беседа о Северном крае, чтение сказок, рассказов народов Севера.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением народов ханты в национальных костюмах, игры с мозаикой.

Словарь: малица, кисы, нарты, орнамент – зайчик, оленьи рога, уточка.

Материал: куклы в национальных костюмах, заготовки орнаментов, закладки.

Ход занятия

Ребята, где мы живем? (На Севере)

Как называется поселок, в котором мы живем? (Унъюган)

Какие коренные жители населяют наш край. (Ханты, манси)

Как называется одежда манси и ханты? (Малица, кисы)

Чем украшена одежда? (Орнаментом, бисером, тесьмой)

К нам в гости  пришла кукла хантыйка в своем  национальном наряде (рассматривание куклы и ее одежды).

Каким видом  орнамента украшена одежда хантыйки? (Заячьи ушки, оленьи рога, уточка)

Сегодня мы с  вами сделаем закладки книг с использованием разных орнаментов, которые вы сами выберете.

Самостоятельная работа детей.

В конце занятия  поощрить детей за самостоятельный  подбор орнамента и цветовые решения. 

Тема: В гостях у северных птиц и животных

Цели:

  • Продолжать знакомить детей с животными и птицами Севера.
  • Расширять знания о жизни животных и птиц в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Учить различать животных и птиц по внешнему виду, месту обитания.
  • Развивать речь, внимание, память; интерес к жизни животных.
  • Воспитывать любовь и понимание к животным и птицам, желание им помочь в трудное время.

Предварительная работа: Рассматривание картинок, иллюстраций о животных и птицах, чтение рассказов, сказок, д\игры; имитация движений, голоса.

Материал: Иллюстрации, картинки животных и птиц Севера; муз. произведение “Северные мелодии”, игрушка зайка, волшебный сундучок.

Словарь: тундра, ягель – мох, нарты.

Ход занятия

Разминка

Ребята мы сегодня  совершим путешествие в гости  к животным и птицам, которые живут  у нас на Севере. Давайте подумаем, на чём мы можем поехать к ним. (Дети называют виды транспорта, а затем выбирают один из видов транспорта, который не напугает животных и птиц; не навредит природе, это нарты на которых по тундре передвигаются ханты, ненцы.)

Давайте представим себе, что мы сели на нарты с оленями и помчались быстро, быстро в тундру. Посмотрите налево, направо, вперёд, вверх, вниз.

Ребята, а что  это такое, давайте посмотрим, да это же волшебный сундучок, кто  его здесь оставил? Давайте откроем  и посмотрим что в сундучке, да здесь же письмо. (Читаем).

Здравствуйте, ребята, вы решили поехать в гости к  жителям тундры, значит вы смелые, сильные, умные, вы ничего не боитесь. Вас в  пути ждут интересные приключения и  преграды, но вы не сдавайтесь, мы ждём вас в гости птицы и звери  Севера.

Ну тогда продолжим путешествие. (Звучит муз. “Северные мелодии”)

Ой, ребята посмотрите, это кто там впереди сидит. (Зайка) Он наверное нас встречает, да нет, что-то случилось, зайка грустный, давайте у него спросим. (Дети спрашивают, слушают рассказ зайчика.)

С моими друзьями зверями и птицами Севера случилась беда, их заколдовала злая колдунья, она не хочет, чтобы вы приехали в гости и встретились.

Ребята, что же нам делать, надо зверей, птиц выручать. Поможем? Зайка, а что же надо делать, подскажи нам?

Ну слушайте. Злая колдунья очень боится загадок. Если мы разгадаем загадки, некоторые звери и птицы освободятся. (Загадки о зверях и птицах.)

Молодцы, ребята!

Вот мы и помогли  некоторым птицам и животным. Но самые славные животные и птицы  Севера ещё в беде. Если мы им не поможем, то они исчезнут навсегда, и мы их не увидим никогда.

Зайка, что же нам дальше делать?

Ребята, давайте  отдохнём, а потом решим, что делать дальше.

Физ. минутка

У оленя дом  большой 
Он глядит в свое окошко, 
Зайка по лесу бежит, 
В дверь к нему стучит. 
Тук-тук дверь открой 
Там в лесу охотник злой. 
Зайка, зайка забегай, 
Лапку мне давай.

Ребята, а зайка  придумал, как выручить Северных друзей. Надо поиграть в игру “Знаешь, отвечаешь”. (Детям воспитатель задаёт вопросы  на северную тематику).

Где мы с вами живём?

Как называется наш поселок?

Какие коренные жители живут у нас на севере?

Как называется одежда ханты?

На чём коренные жители передвигаются по тундре?

Какие деревья  растут у нас на Севере?

Какие ягоды  растут у нас в лесу?

Какие животные живут на Севере?

Какими видами орнамента ханты и манси украшают свою одежду?

Что едят олени? (ягель, мох)

Какие вы молодцы!

Злые чары колдуньи исчезли и все животные и птицы  свободны.

А теперь мы порадуемся вместе со всеми и изобразим всех птиц и животных, которым мы помогали. (Дети имитируют движения и голоса птиц и животных).  
 
 
 
 
 
 

    Приложение  4

    Фрагмент  занятия по ознакомлению детей со  страной.

    Программное содержание. Систематизировать у  детей знания о России – большой  Родине; познакомить со столицей Росси, гимном, гербом, флагом. Воспитывать у детей любовь к Родине, развивать желание узнать больше о ней.

    Занятие начинается со стихотворения Е. Карасевой  «наша Родина»:

    У каждого листочка,

    У каждого ручья

    Есть  главное на свете – 

    Есть  Родина своя.

    Показывая на картине границы страны воспитатель говорит: «Ребята, это наша страна, наша Родина – это земля, реки, озера, леса, горы, города, села». Дети узнают, что наша страна не только самая большая, но и очень красивая. На севере она белая, в среденей полосе – зеленая и голубая, на юге – желтая (показывает соответствующие картины, где изображены Арктика, тундра, леса, озера, пустыни).

    - Обратите внимание на богатство  красок, их разнообразие. Имя нашей  страны звучит по-разному: Россия, Русь. Слов «Русь» обозначает «светлое место». Люди, которые живут в России, называются россиянами. 
 
 
 
 
 
 

Игра-викторина  для подготовительной к школе группы: «Россия — родина моя!»

Старый  двор, берёзки молодые,

Хоровод кудрявых тополей,

Это всё страна моя  Россия,

Милый образ Родины моей!

Самыми главными и важными задачами патриотического  воспитания являются:

  • развитие духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родной стране, городу, семье, дому, детскому саду;
  • к окружающей природе родного края;
  • к культурному наследию своих предков;

Воспитание любви  и уважения к своей нации, чувства  собственного достоинства как представителя  своего народа и толерантного отношения  к представителям других национальностей.

Патриотизм, применительно  к ребёнку старшего дошкольного  возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Неотъемлемой частью патриотического воспитания всегда было и остается знакомство детей с важнейшими государственными символами.

Вашему вниманию предлагается досуг на тему: “Россия  – Родина моя!” (государственные  символы России.)

Программное содержание:

  1. Закрепить знания детей о государственных символах России;
  2. Обобщить элементарные преставления о происхождении и функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов (орел, всадник);
  3. Воспитывать чувство любви к своей Родине – России;
  4. Развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам;
  5. Формировать умение быстро схватывать услышанное;
  6. Развивать познавательные интересы;
  7. Воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга;
  8. Развивать саморегуляцию детей;
  9. Создать радостное, весёлое настроение у детей.

Оборудование: карточки и изображением гербов разных стран (конкурс №4); разноцветные ленточки и картон (конкурс №4); карточки с изображением флагов (конкурс №6*); карточки с историческими гербами России (конкурс №7); буквы для составления слов (конкурс №8).

Музыка: Гимн России, песня “ Что зовем мы Родиной?”, спокойная классическая музыка во время выполнения заданий.

Предварительная работа:

Изучение государственных  символов России (их происхождение и история), работа над подборкой прилагательных к словам, изготовление эмблем и стягов групп, написание девизов групп, повторить пословицы и поговорки о Родине и родном крае.

Информация о работе Воспитание патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка