Воспитание патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:40, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить технологию формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.
Объект исследования – педагогический процесс формирования патриотических чувств.
Предмет исследования – процесс формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..с. 3.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников.
1.1. Историко-логический анализ проблемы патриотического воспитания дошкольников………………………………………………………………….с. 6
1.2. Методы и приемы развития патриотических чувств старших дошкольников…………………………………………………………………с.11
Вывод по I главе……………………………………………………………….с.29
Глава 2. Экспериментальное исследование возможности формирования
патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………с.31
2.2. Методика воспитания патриотических чувств………………………….с.41
2.3. Динамика сформированности патриотических чувств дошкольников..с.50
Вывод по II главе……………………………………………………………....с.56
Заключение…………………………………………………………………….с.57
Библиография ….……………………

Работа содержит 1 файл

ОКР Развитие патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.doc

— 515.50 Кб (Скачать)
    • люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т.д. (в зависимости от специфики области). Они всегда готовы помочь друг другу, результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности:
    • в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;
    • в родном крае могут жить люди разных национальностей. Они вместе трудятся, отдыхают;
    • здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;
    • каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

    Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории нашей страны - рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.

    Патриотическое  воспитание включает в себя решение  задач не только нравственного, но и  трудового, умственного. Эстетического, а также физического воспитания.

    Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.

    Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

    Четырехлетний ребенок должен знать название своей  улицы и той, на которой находится детский сад.

    Внимание  детей постарше нужно привлечь к  объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все  это создано для удобства людей.

    Диапазон  объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

    Аденов  С.Г., Островская Л.Ф. считают, что формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности (1).

    Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

    В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших  членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной  войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. (13).

    Продолжением  данной работы является знакомство детей  с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

    Однако  следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического  воспитания может видоизменяться в  зависимости от конкретных условий.

    Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

    Показать  через малое большое, зависимость  между деятельностью одного человека и жизнью всех людей вот что  важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

    Организованная  таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви  к своей стране.

    Например, воспитывая у детей любовь к своему городу (поселку), необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:  
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

    Привлечение семьи к нравственно-патриотическому  воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.

    Необходимо  отметить, что в настоящее время  у людей наблюдается интерес  к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей  родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

    • корни каждого в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
    • семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;
    • счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

    Родителям можно посоветовать и такие формы  привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии  и целью знакомства с историческими  местами (близкой истории), памятниками  погибшим воинам; посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств, дома-музея знаменитого художника, революционера и т. д.

    Чувство любви к Родине начинается у ребенка  с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае.

    Семья - первый коллектив ребёнка, и в  нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть  скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора  с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

    Постепенно  ребёнок понимает, что он - частица  большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей  страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой  воспитания гражданских чувств и  патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках.

    Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и  т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, народные национальные праздники и т.д.

    Безусловно, все это приобщает детей к  истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине (1).

    Быть  гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.  
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

    К концу дошкольного периода ребенок  должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого  народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

    Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического  воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями  детей, учитывая следующие принципы:

    • «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
    • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
    • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
    • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
    • деятельностный подход;
    • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

    Планирование  данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад». Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам праздники.

    Тематическое  планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями (13).

    В частности, патриотическое воспитание дошкольников должно решать более широкий  круг задач. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному наследию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них отказаться нельзя, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье.

    Психологи уверяют: у дошкольника необходимо сформировать эмоционально насыщенный образ родного дома. Требуется для этого немало, но все это вещи естественные и понятные. Прежде всего, дошкольник должен получить представление о доме как общечеловеческой ценности. Малыш должен понимать, что иметь свой дом – большое благо. Каждый человек, каждое живое существо стремится обзавестись домом и устроить его по своему вкусу, охраняет и оберегает его, дорожит семейным уютом и теплом. Потерять дом – страшная беда. Кстати говоря, детям можно рассказать о беженцах и горе людей, лишившихся родного дома, постараться вызвать у ребят сочувствие, желание быть внимательными, доброжелательными к беженцам, позаботиться о них, облегчить их страдания.

    Важными условиями для формирования у  детей эмоционально насыщенного образа родного дома и детского сада, который, по сути, должен являться вторым родным домом для ребенка, могут стать:

Информация о работе Воспитание патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка