Воспитание патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:40, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить технологию формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.
Объект исследования – педагогический процесс формирования патриотических чувств.
Предмет исследования – процесс формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..с. 3.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников.
1.1. Историко-логический анализ проблемы патриотического воспитания дошкольников………………………………………………………………….с. 6
1.2. Методы и приемы развития патриотических чувств старших дошкольников…………………………………………………………………с.11
Вывод по I главе……………………………………………………………….с.29
Глава 2. Экспериментальное исследование возможности формирования
патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………с.31
2.2. Методика воспитания патриотических чувств………………………….с.41
2.3. Динамика сформированности патриотических чувств дошкольников..с.50
Вывод по II главе……………………………………………………………....с.56
Заключение…………………………………………………………………….с.57
Библиография ….……………………

Работа содержит 1 файл

ОКР Развитие патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.doc

— 515.50 Кб (Скачать)
    • эмоционально благополучная атмосфера дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, господствует личностно ориентированный способ общения, отсутствуют суровые формы наказания, ребенок чувствует себя желанным и защищенным;
    • соблюдение прав ребенка на игру, на досуг, на национальную самобытность, на свою территорию, а также уважение права на собственность;
    • предоставление дошкольнику права участвовать в обсуждении программ семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада;
    • интересная, содержательная жизнь ребенка в семье и детском саду, предоставление ему возможности быть инициативным, оборудовать свою библиотеку, свой игровой уголок;
    • бережное отношение взрослых и сверстников к результатам творческой деятельности детей;
    • упражнение ребенка в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о нем заботится в детском саду и сам нуждается в его участии;
    • побуждение детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
    • самостоятельность ребенка (в пределах разумного) и ответственность за выполнение взятых на себя обязанностей;
    • предоставление ребенку возможности разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом;
    • активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

    Недостаточно  внимания в детских садах уделяется  воспитанию любви к природе родного  края и чувства сопричастности к  ней. Мы даем детям знания, но не учим с помощью художественного слова, классики чувствовать красоту природы, не учим восхищаться ею, а не научившись этому, ребенок не сможет в полной мере полюбить окружающий природный мир, останется безучастен к родным просторам, рассветам и закатам, былинкам и букашкам.

    С содержательной точки зрения патриотическое воспитание в ДОУ осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине, к своим родным местам.

    Успешность  этой деятельности обусловливается  определенным интересом детей дошкольного  возраста к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям. Формированию чувств национальной принадлежности и  национального достоинства способствует система занятий по освоению культурных национальных традиций. Она начинается на местном материале, с ознакомления прикладным искусством малой родины, поскольку это искусство в разных видах и жанрах ребенку можно показать в подлинниках. В каждом доме сохранились вязанные, вышитые, тканные, вырезанные, слепленные, сплетенные изделия разных эпох, доставшиеся по наследству от предков.

    Педагог должен подбирать литературу о талантливых  умельцах края, показывать детям мужскую  и женскую одежду, украшенную национальной вышивкой, различные изделия народного прикладного искусства, в которых нашли отражение местные природные, историко-культурные и этнографические особенности, в доступной форме разъяснять детям технологии художественной ремесленной деятельности, организовывать встречи с мастерами (7).

    Знакомство  с декоративно-прикладным искусством разных народов России является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств. Дошкольники  узнают, что мастер сохраняет наследие дошедшее до нашего времени ремесла: он вносит свое личное, индивидуальное, с учетом созданного ранее; сознает, что его труд является продолжением традиции отцов; он - творческая личность, связанная духовно со своим краем; он – образец уважения к художественным традициям, а уважение это называется патриотизмом (14).

    Сегодня, как никогда, актуальны слова  академика Д.С. Лихачева: «Забота  о народном искусстве всех народов  нашей страны – это долг, счастливая и радостная обязанность каждого  гражданина нашей великой многонациональной  Родины» (6).

    Педагог должен постепенно подвести ребенка  к пониманию того, что у каждого  россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность  к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая  Родина – Россия, Российская Федерация. Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще красивее, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.

    Патриотическое  воспитание должно носить комплексный  характер, как и прежде пронизывать  все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, за что долгое время сражались отечественные исследователи. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слабо развитым.

    Формирование  у детей нравственных чувств –  таких как патриотизм, возможно и  через организацию специально разработанных  физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.

    Чтобы достичь положительных результатов  в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи:

    1. Способствовать проявлению разумной  смелости, решительность, уверенности  в своих силах с помощью  подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и  индивидуальным особенностям детей.

    2. Создавать условия для выполнения  физических упражнений, направленных  на преодоление трудностей физического  характера. Развивать у детей  терпение и выносливость.

    3. Создавать условия для проявления  положительных эмоций. Для развития  патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.

    Уже в старшем дошкольном возрасте в  процессе игр, физкультурных занятий, можно учить детей «читать» карту  и составлять свои небольшие карты  «боевых действий». На них наносить условные обозначения (полосу препятствий), которую нужно преодолеть команде «разведчиков», чтобы выполнить «боевое задание». Командир каждой группы должен внимательно следить за ходом «операции». Тому, кто неверно выполнил задание, выдается штрафное очко (желтую карточку), прошедшие препятствие «на отлично» получают красную карточку.

    Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые  качества: выносливость, смелость, ловкость, т.е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.

    В игре «Зарничка» (с обязательным участием пап) дети могут показать выправку на «параде войск перед главнокомандующим  армии», «отражать» танковую атаку, метко  попадая «гранатами» в неприятеля, ликвидировать «очаги заражения», уничтожать «вражеские крепления». По окончании игры – салют в честь юноармейцев, горячий чай из самовара прямо на заснеженном поле.

    Подобные  занятия, досуги должны проходить с  обязательным участие родителей. Когда  взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

    Народная  педагогика располагает разнообразными средствами воспитания патриотических чувств у детей. Важное место среди  них занимают произведения устного  народного творчества. Фольклор – одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре (43).

    Особым  жанром, влияющим на нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа, в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, многовариантность возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение. Однако, в настоящее время этот вид народного творчества недостаточно широко используется в работе с детьми, либо не реализуется его воспитательный потенциал. Наблюдение за работой отдельных педагогов свидетельствует, что они не придают пословицам должного значения и не выделяют их как действенное средство воспитания патриотизма подрастающего поколения.

    Понятным  и ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая – мать родная» и др. 

    Выводы  по I главе.

    Итак, формирование у дошкольников любви  к своей родине, своему краю заключается  прежде всего в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого  процесса, а также во взаимосвязи  различных средств и методов  воспитания А. С. Макаренко предостерегал педагогов против преувеличения роли отдельных средств, против универсализации методов и приёмов воспитания (56).

    Важнейшим механизмом педагогического воздействия при формировании патриотических чувств  дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает.

    Однако  если педагог сведёт работу только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели - познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребёнка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к отечеству.

    Такую задачу можно решить только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства.

    Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная  деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать  на её благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче (35).

    Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной  из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

    Принципы педагогической деятельности:

  • Индивидуализация  обучения,  включающая в себя учет индивидуальных особенностей дошкольников.
  • Постоянное стимулирование творческой, познавательной активности дошкольников.
  • Использование в организации занятий по формированию нравственно – патриотических чувств  совместного творчества воспитателя и воспитанников.
  • Системность и последовательность воспитания и обучения, представленная  формированием целостного процесса  познания социального мира.
  • Обеспечение психологического комфорта при организации занятий.

Информация о работе Воспитание патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка