Воспитание патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:40, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить технологию формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.
Объект исследования – педагогический процесс формирования патриотических чувств.
Предмет исследования – процесс формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..с. 3.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников.
1.1. Историко-логический анализ проблемы патриотического воспитания дошкольников………………………………………………………………….с. 6
1.2. Методы и приемы развития патриотических чувств старших дошкольников…………………………………………………………………с.11
Вывод по I главе……………………………………………………………….с.29
Глава 2. Экспериментальное исследование возможности формирования
патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………с.31
2.2. Методика воспитания патриотических чувств………………………….с.41
2.3. Динамика сформированности патриотических чувств дошкольников..с.50
Вывод по II главе……………………………………………………………....с.56
Заключение…………………………………………………………………….с.57
Библиография ….……………………

Работа содержит 1 файл

ОКР Развитие патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.doc

— 515.50 Кб (Скачать)

    

    Далее нами были сделаны общие выводы о  сформированности патриотических чувств дошкольников, что нашло графическое  отображение в Гистограмме 4.

    Гистограмма 4

    Из  Гистограммы 4 видно, что разница в процентном соотношении уровней сформированности патриотических чувств детей в контрольной и экспериментальной группах незначительная, поэтому можно считать, что при прочих равных условиях на начальном этапе формирующего эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Методика воспитания патриотических чувств.

    Основной  задачей второго - формирующего этапа  исследования явилось создание и  апробация развивающей программы  и методики патриотического воспитания детей, соответствующего диагностического сопровождения. Практически внедрялась модель управления процессом патриотического воспитания, вводились новые формы методической работы, затрагивающие содержание деятельности педагогов. Формировались творческие, поисковые микрогруппы, в состав которых входили администрация поселка, представители общественности, родители, руководители и члены педагогического коллектива, принимающих участие в эксперименте.

    Педагогов и родителей подготовили к участию в предстоящей работе по развитию патриотических чувств. Использовались следующие методы: мини-лекторий, дискуссионные и проблемные вопросы, обсуждение противоположных точек зрения, «Семейный клуб».

      Российская  дошкольная педагогика имеет богатую  историю развития. Призывая воспитывать граждан Отечества, общественные деятели и педагоги всегда указывали на то, что необходимо в доступной форме знакомить детей с важнейшими событиями современности, пробуждать у них интерес к жизни страны, народа, привлекать к посильному участию в делах общества.

    Чувство любви к Родине зарождается и  развивается с ранних лет. У маленького ребенка  оно получает свое  выражение в любви к тому, что его окружает, и к тем, с кем он находится в близком общении. Формирование любого чувства у ребенка начинается с его эмоционального реагирования на какое-то явление, событие.

    Следующий этап работы – решение такой задачи, как систематизация представлений  о поселке, родном крае, Родине.

    В подготовительной группе в начале учебного года детям был предложен проект «Я и мой поселок». Был составлен план проекта.

    Дети  изъявили желание узнать больше о  своей малой Родине. К работе были привлечены родители, совет ветеранов, библиотека, школа. Наша роль заключалась  в развитии и поддержке творческой активности детей, чему способствовала развивающая среда, создание условий. Данная задача решалась в процессе серии занятий:

    • Беседа о жизни народов Крайнего Севера – ханты и манси.
    • Чтение легенд А.М. Коньковой.
    • Заучивание стихотворения Ю.Шесталова «Следопыт».
    • Экскурсия в библиотеку на выставку книг о нашем крае.
    • Просмотры видеофильмов о нашем детском саде, о поселке Унъюган, о лесопромышленном предприятии.
    • Интегрированные занятия.
    • Изготовление коллажей.
    • Рисование и штрихование рисунков о поселке Унъюган.
    • Оформление уголка быта народов ханты и манси.
    • Итоговый праздник «Олений праздник».

    Целью этого проекта  были:

    • Совместный поиск решения задач проекта практическим путем (материал для фотоальбомов, воспоминания старожилов, материал для макета).
    • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
    • Развитие специальных способов ориентации – экспериментирования и моделирования.

    Задачи, решаемые нами:

    • Закрепить знания детей о своей стране – России.
    • Дать знания о своеобразии жизни народов ханты и манси: природа, жилища, одежда, труд.
    • Познакомить с историей возникновения поселка Унъюган.
    • Закрепить знания детей о достопримечательностях родного поселка.
    • Воспитывать в детях чувство восхищения красотой своего родного поселка, уважение к ветеранам войны и труда.

    Мы  начали собирать и систематизировать  информацию и материалы. Взрослые и  дети включились в оформление материала, приносили фотографии, вырезки из газет. Были оформлены фотоальбомы «Родной Унъюган», «Будущее нашего поселка», «Природа нашего края».

    Созданы папки рисунков «Унъюган глазами детей и родителей», «Воспоминания старожилов», «Наши земляки в средствах массовой информации».

    Проведена выставка изделий из дерева, экскурсия в библиотеку, где мы услышали рассказ библиотекаря об образовании нашего поселка.

    Родители  начали работу над макетом центральной  площади поселка. Был изготовлен макет «Центральная площадь поселка».

    В процессе  знакомства с родным краем, историей родного поселка детей увлек процесс совместной деятельности со взрослыми. Дети приобрели опыт общения со сверстниками, опыт совместных переживаний, опыт разнообразной деятельности. Дети нашей группы проявили готовность участвовать в проекте, предложенном взрослыми.

    Российская  дошкольная педагогика имеет богатую  историю развития. Призывая воспитывать граждан Отечества, общественные деятели и педагоги всегда указывали на то, что необходимо в доступной форме знакомить детей с важнейшими событиями современности, пробуждать у них интерес к жизни страны, народа, привлекать к посильному участию в делах общества.

    Чувство любви к Родине зарождается и  развивается с ранних лет. У маленького ребенка  оно получает свое  выражение в любви к тому, что его окружает, и к тем, с кем он находится в близком общении. Формирование любого чувства у ребенка начинается с его эмоционального реагирования на какое-то явление, событие.

    В ХМАО более 50% населения составляют русские, но коренными жителями являются ханты и манси. Поэтому воспитательно-образовательную  работу с учетом национально-регионального компонента осуществляли в двух направлениях:

    1. Привитие любви и уважения к своему народу за его культурно-исторические достижения.
    2. Формирование знаний об этнической самобытности народов ханты и манси. (Приложение 3)

    Современное общество придает очень большое значение культурному наследию, поэтому вовлечение детей, в том числе и дошкольников, в музейную работу, становится одним из факторов дальнейшего развития музейного дела в целях воспитания любви к родному краю и интереса к истории своей страны.

    На 1-м этапе мы формировали у детей элементарные знания о появлении поселка, о его рождении, воспитывая тем самым интерес к истории своей малой Родины и осознанное отношение к тому, что их окружает. Специально для этого были разработаны серии прогулок, экскурсий, бесед, наблюдений, игр; составлялись фотоальбомы о поселке; широко использовались художественные средства; к сотрудничеству привлекались родители и педагоги, и детская библиотека, общественные организации.

    В результате у детей сформировалось частичное понимание того, что наша земля хранит память о том, как начиналась жизнь нашего поселка, как жили и работали первые жители, и как с каждым годом разрастался наш поселок. Дети стали лучше ориентироваться в ближайшем окружении, научились пользоваться картой, читать условные обозначения. У многих детей сложилось собственное понимание красоты и привлекательности нашего поселка и его окрестностей, отношение к его прошлому, настоящему, людям; осознание своего вклада в жизнь поселка (посадка  цветов на клумбах, поздравление ветеранов с праздниками и др.)

    На 2-м этапе была разработана программа знаний об истории п. Унъюган для детей старшего дошкольного возраста - « История ХМАО». В нашем ДОУ был создан краеведческий музей. Это произошло при активном  участии родителей наших воспитанников и педагогов учреждения. Совместная практическая деятельность по созданию музея стала основой формирования у детей интереса к истории своего поселка.

    В процессе создания детского музея совершенствовалась профессиональная подготовка наших педагогов в области патриотического воспитания детей; в педагогический процесс вовлекались родители дошкольников; апробировалась методика семейной педагогики, направленная на формирование исторических знаний, доброжелательного отношения к согражданам и интереса к судьбе своего города.

    Одной из главных особенностей нашего детского музея «История края» является создание условий для проявления детской  активности. Дети или сами участвуют  в создании экспозиций, или получают возможность «поработать» с тем  или иным предметом (потрогать, исследовать), или проявляют себя в творчестве - мастерят, рисуют, играют. Иными словами, в основе нашего детского музея лежит принцип интерактивности, или «hands on» (знание через руки). Поэтому обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление детской активности. Знакомясь в музее с событиями прошлых и сегодняшних дней,  дети совершают путешествие во времени и пространстве. Они получают возможность прикасаться к экспонатам, пользоваться ими, называть улицы и достопримечательности поселка в альбоме, находить на карте округа район, поселок, ближайший город; использовать поделки местных умельцев в качестве образцов для своих поделок, наряжать куклу в национальный костюм, играть с ней, используя знания национальных традиций округа; создавать собственные  экспонаты совместно со сверстниками и взрослыми. Так  знание, «пропущенное через руки», становится личным приобретением каждого ребенка.

    Через наглядные средства систематизируем  и расширяем представления детей об отдельно-значимых местах нашего поселка, способствуем формированию в сознании детей роли труда взрослых в истории образования поселка, в настоящем и будущем нашей малой Родины; знакомим с разными видами труда, характерного для нашей местности, с орудиями труда, машинами, необходимыми для труда людей; обогащаем знания детей о жизни коренных народов ханты и манси, интерес к их истории, традициям, фольклору; учим проявлять гуманные отношения к растениям и животным родного края, любоваться красотой окружающей природы.

    Поэтапное стимулирование взрослым проектной  деятельности позволяет формировать  личностные качества ребенка; умение работать в коллективе, умение обсуждать результаты деятельности, оказывать помощь друг другу. Дети имели возможность получить новые знания в разных сферах окружающей действительности. Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность – потребность в саморазвитии.

    Та  работа, которую мы проводим, показывает, что в старшем дошкольном возрасте у детей хорошо формируются патриотические чувства и  элементарные исторические представления о своем городе.

    Приобщение  ребенка к родословной своей  семьи, к истории детского сада, города, края начинается задолго до школы. История  города отражается в биографии близких и знакомых людей, в названиях улиц, деревень. Используя программу «Детский музей « История края»», мы стараемся обращать на это внимание детей и взрослых.

    На  базе музея проходят занятия по темам:

    «Чти  всегда следы прошлого»;

    «История  родного поселка»;

      «О Дне Победы»;

    «Твои защитники»;

    «Нет  в мире краше Родины нашей».

    Та  работа, которую мы проводим, показывает, что в старшем дошкольном возрасте у детей хорошо формируются патриотические чувства и  элементарные исторические представления о своем поселке.

    Приобщение  ребенка к родословной своей  семьи, к истории детского сада, поселка, края начинается задолго до школы. История поселка отражается в биографии близких и знакомых людей, в названиях улиц. Используя программу «Детский музей «История края», мы стараемся обращать на это внимание детей и взрослых.

Информация о работе Воспитание патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка