Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:40, дипломная работа
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить технологию формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.
Объект исследования – педагогический процесс формирования патриотических чувств.
Предмет исследования – процесс формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.
Введение…………………………………………………………………..с. 3.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников.
1.1. Историко-логический анализ проблемы патриотического воспитания дошкольников………………………………………………………………….с. 6
1.2. Методы и приемы развития патриотических чувств старших дошкольников…………………………………………………………………с.11
Вывод по I главе……………………………………………………………….с.29
Глава 2. Экспериментальное исследование возможности формирования
патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………с.31
2.2. Методика воспитания патриотических чувств………………………….с.41
2.3. Динамика сформированности патриотических чувств дошкольников..с.50
Вывод по II главе……………………………………………………………....с.56
Заключение…………………………………………………………………….с.57
Библиография ….……………………
Далее нами были сделаны общие выводы о сформированности патриотических чувств дошкольников, что нашло графическое отображение в Гистограмме 4.
Гистограмма 4
Из
Гистограммы 4 видно, что разница в процентном
соотношении уровней сформированности
патриотических чувств детей в контрольной
и экспериментальной группах незначительная,
поэтому можно считать, что при прочих
равных условиях на начальном этапе формирующего
эксперимента уровень развития детей
в контрольной и экспериментальной группах
был приблизительно одинаков.
2.2. Методика воспитания патриотических чувств.
Основной
задачей второго - формирующего этапа
исследования явилось создание и
апробация развивающей
Педагогов и родителей подготовили к участию в предстоящей работе по развитию патриотических чувств. Использовались следующие методы: мини-лекторий, дискуссионные и проблемные вопросы, обсуждение противоположных точек зрения, «Семейный клуб».
Российская дошкольная педагогика имеет богатую историю развития. Призывая воспитывать граждан Отечества, общественные деятели и педагоги всегда указывали на то, что необходимо в доступной форме знакомить детей с важнейшими событиями современности, пробуждать у них интерес к жизни страны, народа, привлекать к посильному участию в делах общества.
Чувство любви к Родине зарождается и развивается с ранних лет. У маленького ребенка оно получает свое выражение в любви к тому, что его окружает, и к тем, с кем он находится в близком общении. Формирование любого чувства у ребенка начинается с его эмоционального реагирования на какое-то явление, событие.
Следующий этап работы – решение такой задачи, как систематизация представлений о поселке, родном крае, Родине.
В подготовительной группе в начале учебного года детям был предложен проект «Я и мой поселок». Был составлен план проекта.
Дети изъявили желание узнать больше о своей малой Родине. К работе были привлечены родители, совет ветеранов, библиотека, школа. Наша роль заключалась в развитии и поддержке творческой активности детей, чему способствовала развивающая среда, создание условий. Данная задача решалась в процессе серии занятий:
Целью этого проекта были:
Задачи, решаемые нами:
Мы начали собирать и систематизировать информацию и материалы. Взрослые и дети включились в оформление материала, приносили фотографии, вырезки из газет. Были оформлены фотоальбомы «Родной Унъюган», «Будущее нашего поселка», «Природа нашего края».
Созданы папки рисунков «Унъюган глазами детей и родителей», «Воспоминания старожилов», «Наши земляки в средствах массовой информации».
Проведена выставка изделий из дерева, экскурсия в библиотеку, где мы услышали рассказ библиотекаря об образовании нашего поселка.
Родители начали работу над макетом центральной площади поселка. Был изготовлен макет «Центральная площадь поселка».
В процессе знакомства с родным краем, историей родного поселка детей увлек процесс совместной деятельности со взрослыми. Дети приобрели опыт общения со сверстниками, опыт совместных переживаний, опыт разнообразной деятельности. Дети нашей группы проявили готовность участвовать в проекте, предложенном взрослыми.
Российская дошкольная педагогика имеет богатую историю развития. Призывая воспитывать граждан Отечества, общественные деятели и педагоги всегда указывали на то, что необходимо в доступной форме знакомить детей с важнейшими событиями современности, пробуждать у них интерес к жизни страны, народа, привлекать к посильному участию в делах общества.
Чувство любви к Родине зарождается и развивается с ранних лет. У маленького ребенка оно получает свое выражение в любви к тому, что его окружает, и к тем, с кем он находится в близком общении. Формирование любого чувства у ребенка начинается с его эмоционального реагирования на какое-то явление, событие.
В
ХМАО более 50% населения составляют
русские, но коренными жителями являются
ханты и манси. Поэтому воспитательно-
Современное общество придает очень большое значение культурному наследию, поэтому вовлечение детей, в том числе и дошкольников, в музейную работу, становится одним из факторов дальнейшего развития музейного дела в целях воспитания любви к родному краю и интереса к истории своей страны.
На 1-м этапе мы формировали у детей элементарные знания о появлении поселка, о его рождении, воспитывая тем самым интерес к истории своей малой Родины и осознанное отношение к тому, что их окружает. Специально для этого были разработаны серии прогулок, экскурсий, бесед, наблюдений, игр; составлялись фотоальбомы о поселке; широко использовались художественные средства; к сотрудничеству привлекались родители и педагоги, и детская библиотека, общественные организации.
В результате у детей сформировалось частичное понимание того, что наша земля хранит память о том, как начиналась жизнь нашего поселка, как жили и работали первые жители, и как с каждым годом разрастался наш поселок. Дети стали лучше ориентироваться в ближайшем окружении, научились пользоваться картой, читать условные обозначения. У многих детей сложилось собственное понимание красоты и привлекательности нашего поселка и его окрестностей, отношение к его прошлому, настоящему, людям; осознание своего вклада в жизнь поселка (посадка цветов на клумбах, поздравление ветеранов с праздниками и др.)
На 2-м этапе была разработана программа знаний об истории п. Унъюган для детей старшего дошкольного возраста - « История ХМАО». В нашем ДОУ был создан краеведческий музей. Это произошло при активном участии родителей наших воспитанников и педагогов учреждения. Совместная практическая деятельность по созданию музея стала основой формирования у детей интереса к истории своего поселка.
В процессе создания детского музея совершенствовалась профессиональная подготовка наших педагогов в области патриотического воспитания детей; в педагогический процесс вовлекались родители дошкольников; апробировалась методика семейной педагогики, направленная на формирование исторических знаний, доброжелательного отношения к согражданам и интереса к судьбе своего города.
Одной из главных особенностей нашего детского музея «История края» является создание условий для проявления детской активности. Дети или сами участвуют в создании экспозиций, или получают возможность «поработать» с тем или иным предметом (потрогать, исследовать), или проявляют себя в творчестве - мастерят, рисуют, играют. Иными словами, в основе нашего детского музея лежит принцип интерактивности, или «hands on» (знание через руки). Поэтому обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление детской активности. Знакомясь в музее с событиями прошлых и сегодняшних дней, дети совершают путешествие во времени и пространстве. Они получают возможность прикасаться к экспонатам, пользоваться ими, называть улицы и достопримечательности поселка в альбоме, находить на карте округа район, поселок, ближайший город; использовать поделки местных умельцев в качестве образцов для своих поделок, наряжать куклу в национальный костюм, играть с ней, используя знания национальных традиций округа; создавать собственные экспонаты совместно со сверстниками и взрослыми. Так знание, «пропущенное через руки», становится личным приобретением каждого ребенка.
Через наглядные средства систематизируем и расширяем представления детей об отдельно-значимых местах нашего поселка, способствуем формированию в сознании детей роли труда взрослых в истории образования поселка, в настоящем и будущем нашей малой Родины; знакомим с разными видами труда, характерного для нашей местности, с орудиями труда, машинами, необходимыми для труда людей; обогащаем знания детей о жизни коренных народов ханты и манси, интерес к их истории, традициям, фольклору; учим проявлять гуманные отношения к растениям и животным родного края, любоваться красотой окружающей природы.
Поэтапное стимулирование взрослым проектной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка; умение работать в коллективе, умение обсуждать результаты деятельности, оказывать помощь друг другу. Дети имели возможность получить новые знания в разных сферах окружающей действительности. Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность – потребность в саморазвитии.
Та работа, которую мы проводим, показывает, что в старшем дошкольном возрасте у детей хорошо формируются патриотические чувства и элементарные исторические представления о своем городе.
Приобщение ребенка к родословной своей семьи, к истории детского сада, города, края начинается задолго до школы. История города отражается в биографии близких и знакомых людей, в названиях улиц, деревень. Используя программу «Детский музей « История края»», мы стараемся обращать на это внимание детей и взрослых.
На базе музея проходят занятия по темам:
«Чти всегда следы прошлого»;
«История родного поселка»;
«О Дне Победы»;
«Твои защитники»;
«Нет в мире краше Родины нашей».
Та работа, которую мы проводим, показывает, что в старшем дошкольном возрасте у детей хорошо формируются патриотические чувства и элементарные исторические представления о своем поселке.
Приобщение ребенка к родословной своей семьи, к истории детского сада, поселка, края начинается задолго до школы. История поселка отражается в биографии близких и знакомых людей, в названиях улиц. Используя программу «Детский музей «История края», мы стараемся обращать на это внимание детей и взрослых.