Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:40, дипломная работа
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить технологию формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.
Объект исследования – педагогический процесс формирования патриотических чувств.
Предмет исследования – процесс формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.
Введение…………………………………………………………………..с. 3.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников.
1.1. Историко-логический анализ проблемы патриотического воспитания дошкольников………………………………………………………………….с. 6
1.2. Методы и приемы развития патриотических чувств старших дошкольников…………………………………………………………………с.11
Вывод по I главе……………………………………………………………….с.29
Глава 2. Экспериментальное исследование возможности формирования
патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………с.31
2.2. Методика воспитания патриотических чувств………………………….с.41
2.3. Динамика сформированности патриотических чувств дошкольников..с.50
Вывод по II главе……………………………………………………………....с.56
Заключение…………………………………………………………………….с.57
Библиография ….……………………
Министерство образования Российской Федерации
ГОУ ВПО
«Шадринский Государственный
Социально-педагогический факультет
Кафедра
теории и методики дошкольного образования
Допущена к защите
«_____»_______________2007 г.
Приказ № ___________________
Зав.кафедрой_________________
Выпускная квалификационная работа
Тема:
Воспитание патриотических
чувств в процессе ознакомления
с историей родного
поселка
Исполнитель:
студентка
ОЗО социально-педагогического
Силюкина Т.Н.
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования
Каратаева
Н.А.
Шадринск, 2007
Содержание
Введение………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников.
1.1. Историко-логический
анализ проблемы патриотического воспитания
дошкольников………………………………………………
1.2. Методы
и приемы развития патриотических чувств
старших дошкольников………………………………………………
Вывод
по I главе……………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальное исследование возможности формирования
патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Диагностика
уровня сформированности патриотических
чувств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………
2.2. Методика воспитания патриотических чувств………………………….с.41
2.3. Динамика сформированности патриотических чувств дошкольников..с.50
Вывод
по II главе……………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Библиография
….…………………………………………………………......
Приложение……………………………………………………
Введение
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
11
июля 2005 года Правительством
На протяжении тысячелетней истории Российского государства содержание понятия «патриотизм» менялось. Каждая эпоха накладывала на него свой отпечаток. В Российской педагогической энциклопедии (М., 1999. Т.2. С.109) патриотизм трактуется как (от греч. patris — Родина, Отечество) “социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности».
Наиболее идеологически незащищенными оказались дошкольники. В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.
представления выпускников детского сада о патриотизме отрывочны и поверхностны. Возможно, это происходит потому, что в Программе задачи по знакомству дошкольников с родной культурой сформулированы слишком обще. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т. п. При этом совершенно не обозначенными остались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего нет соответствующих материалов и пособий.
Следует
отметить, что в последние годы
наша наука стала возвращаться к
этой проблеме, появляются исследования
по воспитанию патриотических чувств.
Преимущественно – это
Изменились
некоторые ведущие
Актуальность исследования обусловила выбор темы исследования «Воспитание патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка».
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить технологию формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.
Объект исследования – педагогический процесс формирования патриотических чувств.
Предмет исследования – процесс формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень развития патриотических чувств старших дошкольников повышается, если:
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость по-становки и решения следующих задач:
В ходе исследования нами были использованы следующие методы:
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников.
1.1. Историко-логический анализ проблемы патриотического воспитания дошкольников.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и к своему народу, к своей земле, воспринимаемые в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так К.Д Ушинский отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть «народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств. В. А Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно – патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И Жуковская, Н.В Виноградова, Е.И Радина и др. Современные исследования Т.Н Антоновой, Т.Т Зубовой, Е.П. Арнаутовой посвящены проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, через него Отечества. Труды С.А Козловой, О.А Князевой, С.Е Шукшиной раскрывают проблему осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода. Дошкольными работниками разработаны различные программы и пособия: «Наследие», «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры», «Открой себя», «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности», где представлены модели гражданского воспитания, в том числе сценарии, конспекты занятий, игры.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, писал К.Д. Ушинский, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «.. воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
В
настоящее время большое
Специалистами отмечается особая значимость темы патриотического воспитания в дошкольном образовании. Актуальность данной темы обусловлена реализацией государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.г.». На территории РФ успешно действуют межрегиональные координационные советы и центры патриотического воспитания, разработаны региональные программы, создан и успешно работает сайт «Патриоты России».
Араповой-Пискаревой
Н.А. издана программа нравственно-