Воспитание патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:40, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить технологию формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.
Объект исследования – педагогический процесс формирования патриотических чувств.
Предмет исследования – процесс формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..с. 3.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников.
1.1. Историко-логический анализ проблемы патриотического воспитания дошкольников………………………………………………………………….с. 6
1.2. Методы и приемы развития патриотических чувств старших дошкольников…………………………………………………………………с.11
Вывод по I главе……………………………………………………………….с.29
Глава 2. Экспериментальное исследование возможности формирования
патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………с.31
2.2. Методика воспитания патриотических чувств………………………….с.41
2.3. Динамика сформированности патриотических чувств дошкольников..с.50
Вывод по II главе……………………………………………………………....с.56
Заключение…………………………………………………………………….с.57
Библиография ….……………………

Работа содержит 1 файл

ОКР Развитие патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.doc

— 515.50 Кб (Скачать)

    Появились программы, нацеленные на приобщение детей  к истокам русской народной культуры, например «Знакомство детей с русским народным творчеством» (авторы-составители Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др.), к традиционной отечественной культуре — «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьевой и к истории страны — «История и культура России – дошкольнику» Г.Н. Данилиной. Не оставлены без внимания вопросы патриотического воспитания и в программе С.А. Козловой «Я – Человек». Созданы комплексные программы, где в той или иной мере отражена обсуждаемая тема. Увидели свет новые методические пособия для воспитателей детских садов, в частности «С чего начинается Родина? Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений» (сост. Л.А. Кондрыкинская. М., 2003). Предпринимаются попытки разработать дидактические игры патриотического содержания.

    Среди серьезных научных исследований замечена кандидатская диссертация Л.В. Кокуевой «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста», защищенная в Ярославском государственном педагогическом университете в 2002 году. Автор стремится переосмыслить теорию и практику отечественного патриотического воспитания, определить содержание основных понятий, цели и задачи деятельности современного дошкольного учреждения в этой области.

    Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется исследователем как потребность  участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. 
Под патриотическим воспитанием Л.В. Кокуева понимает взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. 
К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников исследователь причисляет:

    • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу;
    • к природе родного края;
    • к культурному наследию своего народа;
    • воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.

    По  словам  Максименко Н.З. «Практики  увлеклись воспитанием национального  самосознания и чересчур рьяно взялись  укоренять детей в русской культуре, по сути, замкнулись в ней, не считая нужным расширять культурные представления дошкольников, знакомить их с иными культурами и народами. Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношения полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но и лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Человек не может считаться культурным, интеллигентным, если не знаком с другими культурами и народами, не проявляет к ним интереса.

    Кроме того, знакомство с культурой народов  ближайшего национального окружения  – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к  людям иных национальностей и  этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации» (5).

    Этнонациональная  культура помогает сформировать у малышей  эмоционально-положительное отношение  к самому факту существования  разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Вот почему мы стремимся подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, встречаются плохие люди. О человеке судят не по цвету его кожи и волос, а по делам и поступкам. Не так важно, кто человек по национальности, главное — каков он. Попытки объявить отдельные народы плохими чреваты обострением межнациональных конфликтов и очередными вооруженными столкновениями.

    Поэтому параллельно с работой по приобщению дошкольников к своим национальным истокам должна вестись серьезная работа по ознакомлению с культурой народов ближайшего национального окружения, а затем и некоторых зарубежных стран.

    Приоритет в дошкольном возрасте отдается изучению родной культуры и культуры тех, с  кем ребенок общается непосредственно. Конечно, имеет смысл познакомить малыша с отдельными зарубежными странами и элементами их культуры, тем более что современные дети изучают иностранные языки.

    1. 2. Методы и приемы развития патриотических чувств старших дошкольников.

    Чувство Родины у ребенка начинается с  любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры на проспект и школа – сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие го впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.

    По  мнению Островской Л.Ф., Запорожца А.В., Максименко Н.З., Князевой О.Л., Виноградовой Н.Ф., Боглановой О.С. и др. очень важны для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

    Естественно развивающееся чувство привязанности  к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируется убеждение и готовность действовать соответствующим образом.

    Патриотическое  воспитание дошкольника включает в  себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию  доступной возрасту деятельности. Чувство патриотизма очень многогранно и сложно по своему содержанию. Оно не всегда доступно детям дошкольного возраста.

    О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку  обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

    В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному  вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического  воспитания детей в конкретных видах  деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

    Исходя  из этого, перед педагогами встает целый комплекс задач:

    • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
    • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
    • воспитание уважения к труду;
    • развитие интереса к народным традициям и промыслам;
    • формирование элементарных знаний о правах человека;
    • расширение представлений о городах России;
    • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
    • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
    • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Данные  задачи решаются во всех видах детской  деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту так как воспитывают  в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

    Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

    Штольц  Х. утверждает, что немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами (50).

    Основной  формой нравственно-патриотического  воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д (8).

    Следует подчеркнуть, что для ребенка  дошкольного возраста характерны кратковременность  интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей Родины - Москва»).

    Учет  возрастных особенностей детей требует  широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения  познавательной активности детей, так  и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

    Следует подчеркнуть, что трудности в  ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами  вызваны тем, что дошкольникам свойственно  наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

    Задача  педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные  ему:

    • природа и мир животных дома (детского сада, родного края);
    • труд людей, традиции, общественные события и т.д.

    Причем  эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

    Каиров  И.А., Виноградова Н.Ф., Князева О.Л. и др. указывают на то, начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только данной местности, доступно показать связь родного города (села) со всей страной (7, 13, 14).

    Любой уголок нашей страны неповторим. В  одном городе много заводов, фабрик, высотных домов, широких проспектов. Другой город славен своим революционным  прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялись в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.

    В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые  рабочие или колхозники.

    Труд  в каждой местности тоже разный: в одной ведущей является труд машиностроителей, в другой – животноводов, овощеводов, в третьей – рыбаков, хлеборобов и т.д. Замечательно и неповторимо народное творчество: умельцы Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью кружев, село Богородское радует малышей деревянными игрушками.

    В старших группах уже можно  так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного  края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

    Важно подчеркнуть, что, каким бы особенным  ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

Информация о работе Воспитание патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка