Воспитание патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:40, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить технологию формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.
Объект исследования – педагогический процесс формирования патриотических чувств.
Предмет исследования – процесс формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..с. 3.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников.
1.1. Историко-логический анализ проблемы патриотического воспитания дошкольников………………………………………………………………….с. 6
1.2. Методы и приемы развития патриотических чувств старших дошкольников…………………………………………………………………с.11
Вывод по I главе……………………………………………………………….с.29
Глава 2. Экспериментальное исследование возможности формирования
патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………с.31
2.2. Методика воспитания патриотических чувств………………………….с.41
2.3. Динамика сформированности патриотических чувств дошкольников..с.50
Вывод по II главе……………………………………………………………....с.56
Заключение…………………………………………………………………….с.57
Библиография ….……………………

Работа содержит 1 файл

ОКР Развитие патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.doc

— 515.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Экспериментальное исследование возможности формирования патриотических чувств

детей старшего дошкольного  возраста.

2.1. Диагностика уровня сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

    Экспериментального  исследование проводилось на базе ДОУ  «Сказка» п. Унъюнган ХМАО и включало в себя несколько этапов.

    На  основе выдвинутой гипотезы констатирующий эксперимент предусматривал решение следующих задач:

  1. Изучить состояние работы по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Определить наличие у детей полноты представлений о родине и чувстве патриотизма.
  3. Выявить уровень сформированности эмоциональных проявлений
  4. Выявить уровень активности в решении проблемных ситуаций .

    На  первом – констатирующем этапе осуществлялся  предварительный мониторинг возможностей ДОУ «Сказка», с целью дальнейшего построения открытой социально-педагогической системы, которая могла бы обеспечить комплексное решение задач развития патриотического сознания дошкольников, разрабатывалась ее концепция. Наряду с этим выявлялась степень готовности коллектива ДОУ к участию в подобной работе, выявлялся исходный уровень сформированности осознанного отношения к малой родине у детей старшего дошкольного возраста и воспитанности патриотических чувств. Проводилось анкетирование среди воспитателей и родителей с целью выяснения отношения к поставленной проблеме (Приложение 1).

    Анализ  отношения педагогов и родителей  к проблеме формирования патриотического  сознания детей, проведенный по результатам  анкетирования показал, что вопросами патриотического воспитания никто из них целенаправленно не занимается. И если речь заходит о воспитании патриотических чувств, то для родителей нормой является мнение, что это, в первую очередь, обязанность воспитательных учреждений, в том числе детского сада. С историей родного поселка родители знакомят своих детей мало, по воле случая. Часто причиной этого служит плохое знание истории своего поселка.

    Нравственным  воспитанием своих детей родители занимаются так же от случая к случаю.

    Несмотря  на попытки использования в ДОУ  элементов народной педагогики северных народов в патриотическом аспекте, прекрасные детские стихи и песни, танцы самобытных исполнителей северной культуры почти не используются в практике дошкольных учреждений в виде системы. Большинство педагогов считают, что включение этнопедагогических компонентов в процесс формирования патриотического сознания у дошкольников положительно влияет на развитие личности ребенка, его творческих способностей.

    Вместе  с тем, педагоги обращаются к этнопедагогическому  материалу, в основном при организации  утренников, занятий по ознакомлению с родным краем, причем это обращение носит лишь разовый и эпизодический характер. Однако, все педагоги осознают важность использования регионального компонента в патриотическом образовании детей. Педагоги достаточно слабо владеют краеведческими знаниями, о чем также свидетельствует проведенное анкетирование. В реальной практике это отчасти связано с отсутствием необходимых методических рекомендаций. Поэтому первоначально наша работа преследовала цели повышения уровня патриотической культуры и, в частности, компетентности педагогов. В ходе подготовки и проведения специальных семинаров, консультаций и практических занятий с педагогами нами были использованы материалы научных и методических работ по проблемам патриотического воспитания и образования.

    Для выявления уровня развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на критерии, предложенные Козловой С.А. Этими критериями явились следующие:

  1. Полнота представлений.
  2. Сформированность эмоциональных проявлений.
  3. Активность в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровнях.

    Таблица 1

    Критерии  и уровни развития у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма.

критерии Уровни  сформированности
высокий средний низкий
Полнота представлений Имеют полное представление  о том, что такое Родина, гражданин. Относительно  полные представления о Родине. Затрудняются  с ответом на вопрос, что такое  Родина, гражданин.
Сформированность  эмоциональных проявлений Эмоционально  рассказывают о своей Родине. Недостаточна  эмоциональность рассказов о Родине. Эмоциональная бедность рассказов о Родине.
Активность  в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровнях Бережно относятся  к природе, памятникам культуры, способны оценить поступки и действия других. Недостаточное проявление заботы о природе и памятниках культуры. Отсутствует забота о природе, памятниках культуры, не способны  оценить поступки других людей.

    Экспериментальная работа включала несколько этапов и  проводилась в условно-обозначенных группах А и В, численностью по 15 человек в каждой.

    Для диагностики уровня имеющихся представлений  детей о своей Родине и сформированности эмоциональных представлений был проведен опрос по следующим вопросам:

      1. Что такое Родина? Как называется страна, село, где ты живешь? Что бы ты мог рассказать о них?
      2. Как называется столица нашей страны? Что ты знаешь о ней?
      3. Твой поселок – это Родина? За что ты любишь свой поселок? Кто в нем живет?
      4. Кто такой патриот? Считаешь ли ты себя патриотом?

    Характеризовались ответы детей в зависимости от:

    • правильности, точности, полноты;
    • неточности;
    • неправильности или отсутствия ответа.

    и

    • эмоционального богатства рассказа;
    • эмоциональной бедности;

    Ни  один ребенок не ответил на вопрос: «Кто такой патриот?». И, соответственно, никто из детей не смог назвать  себя патриотом.

    Не  все дети смогли назвать страну, в которой живут.

    Некоторые дети назвали столицей нашей Родины город Тюмень.

    На  вопрос: «Что такое Родина?» 3 ребенка  ответил следующим образом: «Это моя родня»; многие сказали: «Место, где я живу»; и лишь 4 ребенка  ответили: «Место, где я родился и живу» и они же свой поселок назвали Родиной. 
 
 

Таблица 2

Характеристика  уровня полноты представлений 

уровни Начало  эксперимента
Экспериментальная группа А Контрольная группа В
Кол-во детей В % Кол-во детей В %
Высокий

Средний

Низкий

0

3

12

0%

20%

80%

0

4

11

0%

27%

73%

 

    Графическая интерпретация полученных числовых данных об уровне полноты представлений о чувстве патриотизма у дошкольников представлена в Гистограмме 1.

Гистограмма 1

      

    Лишь  один ребенок из двух групп в ответах на вопросы использовал эпитеты: «Москва белокаменная», «родная сторонка».

    Большинство детей проявили недостаточную эмоциональность  в ответах на вопросы: «За что  ты любишь свой поселок?», «Что бы ты мог  рассказать о своей стране, поселке?»: «Люблю свой поселок, потому что здесь живут мои мама и папа», «Люблю, так как мама говорит, что свой поселок надо любить».

    И значительная часть детей отвечали на ряд вопросов односложно, «не знаю», «ничего не могу рассказать». 

    Таблица 3

Характеристика  сформированности

эмоциональных проявлений у детей

уровни Начало  эксперимента
Экспериментальная группа А Контрольная группа В
Кол-во детей В % Кол-во детей В %
Высокий

Средний

Низкий

1

8

6

6%

53%

41%

0

8

7

0%

53%

47%

 

    Графическая интерпретация полученных числовых данных об уровне сформированности эмоциональных представлений о чувстве патриотизма у дошкольников представлена в Гистограмме 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гистограмма 2

      

    Таким образом, можно сделать вывод, что значительная часть детей не достаточно владеют представлениями о чувстве патриотизма, а если и знают что-либо о патриотических чувствах, то эмоционально их представления сформированы очень слабо.

    С целью определения характера  поведения детей, было предложено им решить проблемные ситуации.

    • Как бы ты поступил, если бы увидел, что в вашем дворе кто-то разбросал бумагу, сломал деревце?
    • Что бы ты сделал, если бы, придя домой из детского сада, увидел, что мама устала и отдыхает?
    • Как бы ты поступил, если бы увидел, что кто-то рисует на стене в подъезде, на стене дома?

    Итоги опроса показали, что не все дети находят нравственно правильный ответ. Ответы детей зачастую однозначные  и неполные. Так, например, на первый вопрос дети говорили, что «во дворе  что-то сломано – это не страшно; ну и пусть кто-то сломал деревце, что тут такого?». На второй вопрос о том, как ребенок помогает маме отдохнуть, встречались такие ответы как «развеселю ее – попрошу поиграть со мной, или почитать книжку» или «начинаю капризничать». На вопрос о том, как нужно поступить, в случае того, если кто-то рисует на стенах в подъезде, отвечали, что «сами иногда рисуют».

    Таблица 4

Характеристика  поведения детей

уровни Начало  эксперимента
Экспериментальная группа А Контрольная группа В
Кол-во детей В % Кол-во детей В %
Высокий

Средний

Низкий

0

7

8

0%

47%

53%

1

7

7

6%

47%

47%

 

    Графическая интерпретация полученных числовых данных о характере нравственного поведения  дошкольников представлена в Гистограмме 3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гистограмма 3

Информация о работе Воспитание патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка