Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:40, дипломная работа
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить технологию формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.
Объект исследования – педагогический процесс формирования патриотических чувств.
Предмет исследования – процесс формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.
Введение…………………………………………………………………..с. 3.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников.
1.1. Историко-логический анализ проблемы патриотического воспитания дошкольников………………………………………………………………….с. 6
1.2. Методы и приемы развития патриотических чувств старших дошкольников…………………………………………………………………с.11
Вывод по I главе……………………………………………………………….с.29
Глава 2. Экспериментальное исследование возможности формирования
патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………с.31
2.2. Методика воспитания патриотических чувств………………………….с.41
2.3. Динамика сформированности патриотических чувств дошкольников..с.50
Вывод по II главе……………………………………………………………....с.56
Заключение…………………………………………………………………….с.57
Библиография ….……………………
Глава 2. Экспериментальное исследование возможности формирования патриотических чувств
детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Экспериментального исследование проводилось на базе ДОУ «Сказка» п. Унъюнган ХМАО и включало в себя несколько этапов.
На основе выдвинутой гипотезы констатирующий эксперимент предусматривал решение следующих задач:
На первом – констатирующем этапе осуществлялся предварительный мониторинг возможностей ДОУ «Сказка», с целью дальнейшего построения открытой социально-педагогической системы, которая могла бы обеспечить комплексное решение задач развития патриотического сознания дошкольников, разрабатывалась ее концепция. Наряду с этим выявлялась степень готовности коллектива ДОУ к участию в подобной работе, выявлялся исходный уровень сформированности осознанного отношения к малой родине у детей старшего дошкольного возраста и воспитанности патриотических чувств. Проводилось анкетирование среди воспитателей и родителей с целью выяснения отношения к поставленной проблеме (Приложение 1).
Анализ
отношения педагогов и
Нравственным
воспитанием своих детей
Несмотря на попытки использования в ДОУ элементов народной педагогики северных народов в патриотическом аспекте, прекрасные детские стихи и песни, танцы самобытных исполнителей северной культуры почти не используются в практике дошкольных учреждений в виде системы. Большинство педагогов считают, что включение этнопедагогических компонентов в процесс формирования патриотического сознания у дошкольников положительно влияет на развитие личности ребенка, его творческих способностей.
Вместе с тем, педагоги обращаются к этнопедагогическому материалу, в основном при организации утренников, занятий по ознакомлению с родным краем, причем это обращение носит лишь разовый и эпизодический характер. Однако, все педагоги осознают важность использования регионального компонента в патриотическом образовании детей. Педагоги достаточно слабо владеют краеведческими знаниями, о чем также свидетельствует проведенное анкетирование. В реальной практике это отчасти связано с отсутствием необходимых методических рекомендаций. Поэтому первоначально наша работа преследовала цели повышения уровня патриотической культуры и, в частности, компетентности педагогов. В ходе подготовки и проведения специальных семинаров, консультаций и практических занятий с педагогами нами были использованы материалы научных и методических работ по проблемам патриотического воспитания и образования.
Для выявления уровня развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на критерии, предложенные Козловой С.А. Этими критериями явились следующие:
Таблица 1
Критерии и уровни развития у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма.
критерии | Уровни сформированности | ||
высокий | средний | низкий | |
Полнота представлений | Имеют полное представление о том, что такое Родина, гражданин. | Относительно полные представления о Родине. | Затрудняются с ответом на вопрос, что такое Родина, гражданин. |
Сформированность эмоциональных проявлений | Эмоционально рассказывают о своей Родине. | Недостаточна эмоциональность рассказов о Родине. | Эмоциональная бедность рассказов о Родине. |
Активность в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровнях | Бережно относятся к природе, памятникам культуры, способны оценить поступки и действия других. | Недостаточное проявление заботы о природе и памятниках культуры. | Отсутствует забота о природе, памятниках культуры, не способны оценить поступки других людей. |
Экспериментальная
работа включала несколько этапов и
проводилась в условно-
Для диагностики уровня имеющихся представлений детей о своей Родине и сформированности эмоциональных представлений был проведен опрос по следующим вопросам:
Характеризовались ответы детей в зависимости от:
и
Ни один ребенок не ответил на вопрос: «Кто такой патриот?». И, соответственно, никто из детей не смог назвать себя патриотом.
Не все дети смогли назвать страну, в которой живут.
Некоторые дети назвали столицей нашей Родины город Тюмень.
На
вопрос: «Что такое Родина?» 3 ребенка
ответил следующим образом: «Это
моя родня»; многие сказали: «Место,
где я живу»; и лишь 4 ребенка
ответили: «Место, где я родился и живу»
и они же свой поселок назвали Родиной.
Таблица 2
Характеристика уровня полноты представлений
|
Графическая интерпретация полученных числовых данных об уровне полноты представлений о чувстве патриотизма у дошкольников представлена в Гистограмме 1.
Гистограмма 1
Лишь один ребенок из двух групп в ответах на вопросы использовал эпитеты: «Москва белокаменная», «родная сторонка».
Большинство детей проявили недостаточную эмоциональность в ответах на вопросы: «За что ты любишь свой поселок?», «Что бы ты мог рассказать о своей стране, поселке?»: «Люблю свой поселок, потому что здесь живут мои мама и папа», «Люблю, так как мама говорит, что свой поселок надо любить».
И
значительная часть детей отвечали
на ряд вопросов односложно, «не знаю»,
«ничего не могу рассказать».
Таблица 3
Характеристика сформированности
эмоциональных проявлений у детей
|
Графическая
интерпретация полученных числовых
данных об уровне сформированности эмоциональных
представлений о чувстве патриотизма
у дошкольников представлена в Гистограмме
2.
Гистограмма 2
Таким образом, можно сделать вывод, что значительная часть детей не достаточно владеют представлениями о чувстве патриотизма, а если и знают что-либо о патриотических чувствах, то эмоционально их представления сформированы очень слабо.
С целью определения характера поведения детей, было предложено им решить проблемные ситуации.
Итоги опроса показали, что не все дети находят нравственно правильный ответ. Ответы детей зачастую однозначные и неполные. Так, например, на первый вопрос дети говорили, что «во дворе что-то сломано – это не страшно; ну и пусть кто-то сломал деревце, что тут такого?». На второй вопрос о том, как ребенок помогает маме отдохнуть, встречались такие ответы как «развеселю ее – попрошу поиграть со мной, или почитать книжку» или «начинаю капризничать». На вопрос о том, как нужно поступить, в случае того, если кто-то рисует на стенах в подъезде, отвечали, что «сами иногда рисуют».
Таблица 4
Характеристика поведения детей
|
Графическая
интерпретация полученных числовых
данных о характере нравственного поведения
дошкольников представлена в Гистограмме
3.
Гистограмма 3