Воспитание патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:40, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить технологию формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.
Объект исследования – педагогический процесс формирования патриотических чувств.
Предмет исследования – процесс формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..с. 3.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников.
1.1. Историко-логический анализ проблемы патриотического воспитания дошкольников………………………………………………………………….с. 6
1.2. Методы и приемы развития патриотических чувств старших дошкольников…………………………………………………………………с.11
Вывод по I главе……………………………………………………………….с.29
Глава 2. Экспериментальное исследование возможности формирования
патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………с.31
2.2. Методика воспитания патриотических чувств………………………….с.41
2.3. Динамика сформированности патриотических чувств дошкольников..с.50
Вывод по II главе……………………………………………………………....с.56
Заключение…………………………………………………………………….с.57
Библиография ….……………………

Работа содержит 1 файл

ОКР Развитие патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.doc

— 515.50 Кб (Скачать)

    По  результатам констатирующего эксперимента выяснилось, что у детей слабо развиты патриотические чувства, что отразили данные констатирующего эксперимента. На основе этого был составлен комплекс работ по развитию патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка, которая включает: игры, занятия, беседы, игры – инсценировки, создание мини-музея, исследовательскую работу по истории родного поселка, края. Целью работы было: развить патриотические чувства детей в процессе ознакомления с историей родного поселка.

    Результаты  контрольного эксперимента показывают, что нами были выбраны оптимальные средства и методы формирования патриотических чувств, определено содержание работы и разработано четкое планирование процесса по ознакомлению детей с историей родного поселка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография

  1. Аденов С.Г. Соотношение общественной и семейной форм нравственного воспитания учащихся. – Алма-Ата. – Мектеп, 1984. - 53 с.
  2. Аюева И. Воспитай личность // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 2 – С. 8.
  3. Бабанский Ю.К. Педагогика. – Москва, - 1988. - 608 с.
  4. Базисная программа развития ребенка – дошкольника «Истоки» /Л.А. Парамонова. – М., 2001.Белинский В.Г. Избр.философ. соч. – М.- 1948, т. 2. - 249 с.
  5. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92.
  6. Богланова О.С., Амосова Р.Г. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М., -1979. - 190 с.
  7. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – Москва.

- 1973. –  256 с.

  1. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М., Просвещение, 1990
  2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников./ Буре Р.С., Година Г.Н. и др. – М., 1989. С. 49 – 74.
  3. Горький М. Собр. Соч., т. 25, 1953. - 175 с.
  4. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы. - Российская газета. 2010 год. 
  5. Детские подвижные игры народов СССР / Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1988.— 239 с: ил.
  6. Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Автор-составитель В. А. Титов. - М.: Приор-издат, 2002. - 192 с.
  7. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., 1997.
  8. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. – М.-
  9. 1975, - 319 с.
  10. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург,- 1999 год.
  11. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
  12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 2000. - 416 с.
  13. Концепция дошкольного воспитания (1989) // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 2000. - С. 389 - 399.
  14. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилет-
  15. него возраста. –М, - 1988. - 189 с.
  16. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. М.,-1982.- 445с
  17. Кочуровский В.П. Совершенствовать процесс воспитания и обучения в детском саду.//Дошкольное воспитание.- 1989. – №2, с. 98-99.
  18. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего ребенка. – М.- 1988. – 224 с.
  19. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с.
  20. Лихачев Б. Педагогика: курс лекций. – М. – 1999. - 463 с.
  21. Логинова В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. – М.- 1988. –524 с.
  22. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. N 8. - С. 57 - 59.
  23. Макаренко А.С. Соч.т.5. – М.- 1951. – 404 с.
  24. Максименко Н. З. Патриотическое воспитание учащихся - важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей. // Начальная школа № 7. - 2000 год.
  25. Материалы научно-практической конференции по проблемам гражданского и патриотического воспитания молодежи «Воспитание патриота и гражданина XXI века», Шадринск, 2001г.
  26. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М, - 1975. - 239 с.
  27. Мягченков С. Комплексный характер воспитания//Политическое самообразование. – 1983. -№ 1 с. 73-81.
  28. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996.
  29. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,  1997.
  30. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание// Педагогика и психология. – 1983.-№10. 14 – 17 с.
  31. О новых актуальных программах по дошкольному образованию //Дошкольное воспитание. – 2003. - №1.
  32. Основы дошкольной педагогики / Под редакцией А.В. Запорожца. –
  33. Островская Л.Ф. Беседа с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М, - 1987. - 143 с.
  34. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.
  35. «Психологическая наука и образование» – 1997, №6.
  36. Парамонова Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. – М,- 1987. - 160 с.
  37. Педагогическая энциклопедия /Под редакцией И.А. Конрова. – М.,1966.
  38. Петрова И.А., Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. – М.- 1990. - 95 с.
  39. Подпрограмма Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2002 годы», // Вестник образования. Декабрь № 23, 2001 год.
  40. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева. – М., 1985.
  41. Программа «Гармония» / Д.И. Воробьева. – СПб., 1995.
  42. Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада «Радуга» / Доронова Т.Н. – М., 1993.
  43. Программа «Природа и художник». – М., 2001.
  44. Программа «Развитие» / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М., 1994.
  45. Программа развития и воспитания детей в детском саду  «Детство» / В.И.Логинова. – СПб., 1995.
  46. Пухова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте: Автореф. канд. дис. М., 2000.
  47. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина, Т. В. Вохмянина и др.: Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Издательский центр <Академия>, 2000. - 160 с.
  48. Русскова Л.В. Методические рекомендации к «Программе воспитание и обучение в детском саду». –М, - 1986. - 397 с.
  49. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.- 1972. - 144 с.
  50. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
  51. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М,- 1972. - 96 с.
  52. Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.
  53. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев, - 1975. -

273 г.

  1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие   для студентов средних педагогических учебных заведений: 2 изд. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. – С.336.
  2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1997.
  3. Ушинский К.Д. Соч., т. 9. –М, - 1950. - 775 с.
  4. Хозиева М.В.Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия»-2002.-320с.
  5. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение? –М.-1986. - 80 с.
  6. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1995.
  7. Эмоциональное здоровье вашего ребенка: Пер. с англ. М., 1996.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 1

    Вопросы для родителей  и воспитателей.

  1. Изучаете ли Вы вопросы патриотического воспитания?
    • Да
    • Нет
    • Иногда
  1. Нужно ли развивать патриотические чувства?
    • Да
    • Частично
    • Скорее нет, чем да
  1. Где должно происходить развитие патриотических чувств?
    • В детском саду
    • Дома
    • В семье и детском саду
  1. Воспитываете ли Вы своего ребенка как патриота своей страны?
    • Конечно
    • Частично
    • Нет
  1. Знакомите ли Вы своего ребенка с историей родного поселка?
    • Конечно
    • Частично
    • Нет
  1. Воспитываете ли Вы у ребенка такие нравственные качества, как уважение, взаимопомощь, доброжелательность, чувство собственного достоинства?
    • Определенно, да
    • Скорее да, чем нет
    • Скорее нет, чем да
  1. Считаете ли Вы нужным использование этнопедагогики в воспитании патриотических чувств?
    • Определенно, да
    • Скорее да, чем нет
    • Скорее нет, чем да

    Приложение  2

    Тематический  план работы по нравственно-патриотическому  воспитанию детей  старшей группы

Сентябрь   
Тема «Моя семья»  
Содержание занятия по развитию речи  
Работа над понятием «родня». Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня»)  
Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д.  
Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.  
Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения».  
Связь с другими видами деятельности  
Рисование на тему «Моя семья».  
Беседы на тему «Где мы отдыхали летом» (рассматривание фотографий).  
Обсуждение ситуаций из жизни семьи.  
Сюжетно-ролевая игра «Семья».  
Октябрь  
Тема «Мой любимый детский сад»  
Содержание занятия по развитию речи  
Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.  
Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы.  
Пение песен и чтение стихов о детском саде.  
Связь с другими видами деятельности  
Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.  
Труд по уборке листьев на участке детского сада.  
Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».  
Ноябрь  
Тема «Мой район и поселок, в котором я живу»  
Экскурсия по району и поселку на «автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям).  
Игра «Магазин сувениров» («продажа» сувениров мастеров ХМАО).  
Прослушивание песен о родном крае (в записи).  
Связь с другими видами деятельности  
Экскурсия по району и поселку на автобусе (желательно с родителями).  
Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, поселке.  
Изготовление альбома «Природа моего края».  
Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада)  
Декабрь 1, 2 недели  
Тема «Я люблю свой детский сад и поселок, где я живу»  
Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.  
Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах района и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). Рассматривание фотографий.  
Пометка на карте района (каким-либо значком) самых интересных объектов, детского сада.  
Связь с другими видами деятельности  
Экскурсия (пешая) по поселку.  
Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад).  
Встреча с лучшими людьми поселка (бабушками и дедушками).  
Семейный праздник «Моя родословная».  
 
Декабрь 3, 4 недели  
Тема «Новый год у ворот»  
Содержание занятия по развитию речи  
Загадки о зиме.  
Беседа о встрече Нового года в других странах.  
Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.  
Составление письма Деду Морозу  
Связь с другими видами деятельности  
Рисование на тему «Новогоднее представление».  
Аппликация «Елка».  
Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).  
Акция «Подкормим птиц».  
Январь  
Тема «Наша Родина – Россия»  
Содержание занятия по развитию речи  
Рассматривание репродукций с картин о родной природе.  
Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»  
Объяснение значения пословиц о Родине.  
Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).  
Связь с другими видами деятельности  
Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.  
Рисование на тему «Моя Родина».  
Пение русских народных песен, частушек, калядок.  
Рождественское развлечение.  
Народные игры.  
Февраль 1, 2 недели  
Тема «Москва - главный город нашей Родины»  
Сюжетно-ролевая игра «Пароход по Москве-реке».  
«Экскурсия по Красной площади» (по иллюстрациям).  
«Экскурсия по Кремлю» (по иллюстрациям).  
«Прогулка по Москве» (видеофильм под песни о Москве).  
Связь с другими видами деятельности  
Оформление стенда «Москва столица нашей Родины» (вместе с родителями).  
Конструирование Московского Кремля.  
Чтение стихов о Москве.  
Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).  
Февраль 3. 4 недели  
Тема «Наши защитники» (ко Дню Защитника Отечества)  
Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества.  
Просмотр видеофильма «Защитники Отечества».  
Пение песен об армии.  
Связь с другими видами деятельности  
Изготовление подарков для пап и дедушек.  
Спортивное развлечение «Вместе с папой».  
Рассказы пап о службе в армии.  
Март  
Тема «Очень я люблю маму милую мою»  
Беседа о мамах.  
Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».  
Пение песен о маме, чтение стихов.  
Связь с другими видами деятельности  
Рисование портрета «Моя мама».  
Изготовление подарка маме.  
Семейные посиделки «Вместе с мамой».  
Апрель  
Тема «Наши космонавты»  
Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).  
Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.  
Игра «Космонавты».  
Связь с другими видами деятельности  
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты».  
Рисование на данную тему.  
Конструирование космического корабля.  
Май  
Тема «Этот День Победы»  
Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).  
Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.  
Слушание и пение фронтовых песен.  
Игры (соревновательного характера)  
Связь с другими видами деятельности  
Экскурсия к Вечному огню.  
Изготовление праздничных открыток.  
Высаживание цветов на аллею детского сада.  
Оформление стенда.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение  3

    Занятие по ознакомлению детей с поселком Унъюган.

Цели:

  • Продолжать знакомить детей с нашим краем, Севером, ХМАО, п. Унъюган.
  • Развивать интерес к родному краю, коренным жителям Севера, их быту, жизни; речь, память.
  • Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа:

  • Фото-выставка “Природа Севера”, “Жители Севера”.
  • Чтение сказок, рассказов о природе, жителях, животных севера.

Материал: фото и иллюстрации с изображением природы севера, жителей севера.

Ход занятия

1. Разминка для ума

Дидактическая игра, “Какой? Какая? Какое?”

Зима, какая? (Красивая, белоснежная, морозная, холодная ит.д.)

Снег, какой? (Холодный, белый, хрустящий, искристый, грязный, мягкий, твердый)

Небо, какое? (Голубое, белое, серое, черное, лунное, звездное)

2. Чтение стихотворения собственного сочинения

Как ты прекрасен,

Дорогой мой  Унъюган!

И нет тебя дороже и прекрасней!

Ты – моя  Родина! Ты – мой любимый край!

Ты – моя  жизнь, а значит – моё счастье!

Беседа

Дети, в каком  крае мы живем? (Север, ХМАО)

А как называется поселок, в котором мы живем? (Унъюган)

Какой национальности люди живут на Севере? (Коренные –  ханты, манси; русские, киргизы, украинцы, татары, башкиры)

А вы знаете, что  людей, которые живут на Севере, в  ХМАО называют северянами. Северяне не боятся ни холодной зимы, ни жаркого  лета, они живут здесь и работают.

Самые главные  люди это те, которые добывают нефть и газ их профессия – нефтяники. В городе живут люди, которые тоже много полезного делают для нашего города. Это врачи, учителя, водители, пожарные и др.

Физкультурная минутка

Мы играем на гармошке, 
Громко хлопаем в ладошки, 
Головой слегка качаем, 
Руки кверху поднимаем, 
Наши ножки топ, топ, 
Наши ручки хлоп, хлоп.

Ребята, а ваши родители кем работают? (Дети рассказывают о профессии своих родителей)

3. Игра “Узнай свой поселок”

Дети рассматривают  фото и называют знакомые места, затем  обмениваются и рассказывают друг другу о городе.

Тема: “Мой край”.

Программное содержание:

1. Закрепить  знания детей о родном крае.

2. Проявлять  интерес к прошлому, настоящему,   будущему родного края.

3. Развивать  воображение, фантазию во время  рисования.

4. Формирование  любви к малой Родине.

Предварительная работа: Беседы о родном поселке, рассматривание фотографий, иллюстраций о родном крае, экскурсии по улицам поселка, слушание песен, стихов о родном крае и поселке.

Индивидуальная работа: с Костей, Валерией, Юлей активизация на занятии.

Словарная работа: Пассам – хантыйское имя женщины.

Материал: макет центральной площади поселка, иллюстрации, фотографии, альбомные листы, цветные карандаши.

Методы и приемы:

1. Рассказ.

2. Вопросы.

3. Сюрпризный  момент.

4. Использование  ТСО.

5. Рисование  цветными карандашами.

6. Рассматривание  макета.

Методика проведения: Звучит музыка. Входит гостья в хантыйском костюме.

– Здравствуйте! Меня зовут девушка Пассам.

Я очень рада всех вас видеть.

Скажите, куда я  попала?

Воспитатель: В д/сад “Сказка”, в подготовительную группу.

У нас сегодня  занятие, посвящено нашему родному  краю.

Пассам: Интересно! Как называется поселок, в котором вы живете?

– Унъюган!

– А округ?

– Ханты-Мансийский автономный округ!

– Вы знаете коренных жителей вашего округа?

– Ханты и  манси!

– Молодцы!

Воспитатель: У каждого из нас есть на земле место, где он родился и впервые увидел зорю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называют малой Родиной. Для многих из нас – это наш поселок Унъюган. Раньше он был маленький, а потом вырос и поменял свой облик. Дети рассматривают фотографии из альбома “Родной Унъюган”. Пассам подходит к макету центральной площади поселка.

Информация о работе Воспитание патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка