Воспитание патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:40, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить технологию формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.
Объект исследования – педагогический процесс формирования патриотических чувств.
Предмет исследования – процесс формирования патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..с. 3.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников.
1.1. Историко-логический анализ проблемы патриотического воспитания дошкольников………………………………………………………………….с. 6
1.2. Методы и приемы развития патриотических чувств старших дошкольников…………………………………………………………………с.11
Вывод по I главе……………………………………………………………….с.29
Глава 2. Экспериментальное исследование возможности формирования
патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………с.31
2.2. Методика воспитания патриотических чувств………………………….с.41
2.3. Динамика сформированности патриотических чувств дошкольников..с.50
Вывод по II главе……………………………………………………………....с.56
Заключение…………………………………………………………………….с.57
Библиография ….……………………

Работа содержит 1 файл

ОКР Развитие патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка.doc

— 515.50 Кб (Скачать)

    Для более подробного ознакомления с  родным поселком было проведено занятие  «Улицы нашего поселка».

    После занятия, чтобы закрепить у детей  полученные знания, было предложено выполнить рисунки на тему: «Главная улица поселка» или «Родная улица поселка» и поиграть в игру «Экскурсия по поселку». По всей групповой комнате расставляются изображения различных зданий, памятников, улиц. Детям предлагается сконструировать автобус. Один ребенок берет на себя роль экскурсовода и рассказывает остальным о том, что изображено на картинках. Затем дети менялись ролями.

    С целью закрепить полученные знания детей о малой родине, поселке, использовался прием воображаемой ситуации, предложенный Э.К.Сусловой.

    1. Представь себе, что ты приехал  в другую страну, к примеру,  в Японию. Что бы ты рассказал  японским ребятам о родном поселке?

    2. Представь себе, что ты известный  художник. И с помощью иллюстраций  хочешь рассказать ребятам, которые  никогда не видели Унъюган, о его самых красивых и интересных местах, его достопримечательностях. Что бы ты нарисовал?

    На  следующем занятии дети знакомятся с понятием «большая Родина» (Приложение 4).

    При ознакомлении детей с темой «Природа родного края» пользовались картинками: дикие животные и птицы, растительный мир, на занятиях по ознакомлению с общественной жизнью, трудом и культурой русского народа применялись картины и фотографии, рассказывающие о жизни и труде родителей. По содержанию этих картин дети составляли небольшие рассказы, придумывали простые и сложные предложения.

    На  современном этапе жизни изучение истории государственных символов страны и родного края имеет огромное значение в деле воспитания новых  поколений людей, уважающих и  любящих свою Родину, помнящих предков, отстоявших её свободу, честь и независимость.  

    Нами  было проведено открытое итоговое комплексное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Основная его цель - воспитание интереса к истории своей страны и родного края, чувства патриотизма и гражданственности, сохранение преемственности поколений, привитие гордости за свою Родину, формирование представлений о назначении Герба, Флага, Гимна России и Дагестана, уважения к государственным символам.

    В начале занятия дети и взрослые исполнили Гимн России под оркестровую фонограмму. Дети рассказали об истории основных символов страны, их использовании.

    С удовольствием рассказали воспитанники о своих работах, изображающих Государственную  символику на правительственных зданиях, машине Президента, кораблях, ракете, подводной лодке, здании детсада во время проведения праздника-олимпиады и т. д. Работы были выполнены в детсаду, дома с родителями карандашами, красками, техникой аппликации.

    Занятие показало высокий уровень развития речи детей, знание ими основных символов России, своей республики и родного города. Работы, представленные на выставке, продемонстрировали навыки детей по изобразительной деятельности.

    Пониманию дошкольниками сущности и значения государственных символов способствовала большая целенаправленная работа: экскурсии в краеведческий музей и по поселку, цикл бесед об истории страны и родного края, работа с картой России и Ханты-Мансийского автономного округа, знакомство с Гербом, обогащение словарного запаса, заучивание стихов о Родине, дидактические игры, конкурс рисунков, выставка лучших работ.

    Любовь  к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении  личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Маленький ребёнок ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах. Для него важно любить свою семью, свой родной поселок, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны. Необходимо отметить, что герб и флаг несут в себе воспитательную функцию наряду со своим основным назначением – служить отличительным знаком государства. Патриотическое воспитание (патриотизм) проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горячи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с давних пор.

    2.3. Динамика сформированности  патриотических чувств дошкольников

    На  третьем – контрольном этапе  исследования – мы поставили задачу уточнения полученных выводов.

    В определении уровней полноты  представлений в экспериментальной группе несколько ребят смогли дать четкое определение понятия патриот, чего не было зафиксировано в контрольной группе.

    Все дети  экспериментальной группы назвали страну, в которой живут.

    Никто из детей не ошибся в названии столицы нашей Родины.

    Большая часть детей разграничивают понятия  большой и малой Родины. 

Таблица 5

Характеристика уровня полноты представлений

уровни Конец эксперимента
Экспериментальная группа А Контрольная группа В
Кол-во детей В % Кол-во детей В %
Высокий

Средний

Низкий

3

6

6

20%

40%

40%

1

4

10

7%

27%

67%

 

    Графическая интерпретация полученных числовых данных об уровне полноты представлений о чувстве патриотизма у дошкольников представлена в Гистограмме 5.

Гистограмма 5

      

    Четыре  ребенка в экспериментальной  группе и один в контрольной в ответах на вопросы использовали эпитеты.

    Большая часть детей экспериментальной группы (9 человек) показали достаточную эмоциональность в ответах на вопросы: «За что ты любишь свой поселок?», «Что бы ты мог рассказать о своей стране, поселке?». В контрольной же группе число детей отвечающих на ряд вопросов односложно: «не знаю», «ничего не могу рассказать», не изменилось. 

    Таблица 6

Характеристика  сформированности

эмоциональных проявлений у детей

уровни Конец эксперимента
Экспериментальная группа А Контрольная группа В
Кол-во детей В % Кол-во детей В %
Высокий

Средний

Низкий

4

9

2

27%

60%

13%

1

8

7

0%

53%

47%

 

    Графическая интерпретация полученных числовых данных об уровне сформированности эмоциональных представлений о чувстве патриотизма у дошкольников представлена в Гистограмме 6.

Гистограмма 6

      

    Таким образом, можно сделать вывод, что  значительная часть детей экспериментальной группы стали более эмоционально воспринимать такие понятия как Родина, малая родина, столица нашей Родины, родной край и др.

    Итоги опроса по определению характера поведения детей показали, что в экспериментальной группе количество детей умеющих найти нравственно правильный ответ выросло с 0% до 13%. Тогда как в контрольной группе в процентном соотношении картина не изменилась. Количество детей с низким уровнем поведения в экспериментальной группе снизилось на 20%, а в контрольной всего лишь на 7%. 
 

    Таблица 7

Характеристика  поведения детей

уровни Конец эксперимента
Экспериментальная группа А Контрольная группа В
Кол-во детей В % Кол-во детей В %
Высокий

Средний

Низкий

2

8

5

13%

53%

33%

1

8

6

7%

53%

40%

 

    Графическая интерпретация полученных числовых данных о характере нравственного поведения  дошкольников представлена в Гистограмме 7. 

Гистограмма 7

    

    Далее нами были сделаны сравнительный анализ сформированности патриотических чувств дошкольников экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах, что нашло графическое отображение в Гистограммах 8 и 9.

    Гистограмма 8

    Гистограмма 9

 

    Из  Гистограмм 8 и 9 видно, что разница в процентном соотношении уровня сформированности патриотических чувств детей в экспериментальной группе претерпела значительные изменения, а изменение процентных соотношений в контрольной группе незначительно, поэтому можно считать, что работу по формированию патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка можно считать успешной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выводы  по второй главе

    Работа, проведенная на констатирующем, формирующем и контрольном этапах исследования показала, что в ДОУ недостаточно проводится работа по формированию патриотических чувств дошкольников. Об этом свидетельствует тот факт, что на констатирующем этапе эксперимента значительная часть детей имела низкий уровень сформированности патриотических чувств.

    На  формирующем этапе эксперимента с детьми и родителями проводились специальные занятия по формированию патриотических чувств в процессе ознакомления с историей поселка Унъюган, а также занятия и беседы с педагогическим коллективом.

    Контрольный этап эксперимента позволил получить убедительные данные о росте сформированности патриотических чувств у старших дошкольников в процессе специальных занятий. Таким образом, мы можем сделать вывод, что проведенная нами работа по формированию у детей патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка имела положительный результат.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Настоящее исследование заключалось в том, чтобы выявить, как происходит развитие патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка у детей дошкольного возраста, которая является одной из наиболее значимых в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника.

Информация о работе Воспитание патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного поселка