Влияние художественной литературы на создание выразительного образа в рисунках старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Задачи перестройки народного образования в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено – дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Содержание

Введение
Глава 1
Характеристика детского изобразительного творчества.
1.1Своеобразие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
1.2Взгляды учёных и исследований на проблемы развития ребёнка-дошкольника в изобразительной деятельности.
1.3Требования к подбору художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по I главе
Глава 2
Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1Роль творческого воображения в создании выразительного образа детьми дошкольного возраста
2.2Образная выразительность в рисунках детей дошкольного возраста.
2.3 Методика руководства изобразительной деятельностью в подготовительной группе
Выводы по II главе
Глава 3
Экспериментальная работа по организации изобразительной деятельности в подготовительной группе.
3.1 Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированости передачи выразительного образа детьми подготовительной группы.
3.2 Описание системы работы по формированию изобразительных навыков у детей подготовительной группы (формирующий эксперимент)
3.3 Оценка эффективности методики специальной работы по рисованию по литературным произведениям вподготовительной группе (контрольный эксперимент)
Выводы по III главе
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 224.75 Кб (Скачать)

 

 

Работа по сказке: «Золотая рыбка»

9.Предварительная  работа: дидактическая игра: «Узнай  сказку по отрывку»

Задачи

Словарная работа

Методы и приёмы

  1. Продолжать развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.
  2. Развивать память у детей, слуховое внимание, воображение.
  3. Воспитывать любовь к сказкам А.С. Пушкина.
 
  1. Рассматривание иллюстраций.
  2. Попросить детей составить рассказ по картинкам.
  3. Наблюдение за живой рыбкой
  4. Вопросы к детям:о чём сказка?как вы представляете себе золотую рыбку? Какие ещё рыбы могут обитать в море? Кто ещё живёт на морском дне?

 

№9 занятие по рисованию: «Золотая рыбка»

Задачи

Словарная работа

Методы и приёмы

  1. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке.
  2. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию.
  3. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования
  4. Воспитывать у детей стремление к достижению результата.
 

I

  1. проблемная ситуация «Подарок малышам»

 

2. Вопросы к детям:

-в какой сказке встречается  золотая рыбка?

-кто автор этой сказки?

-какой характер у волшебницы?

-хотите ли вы нарисовать  рыбку?

3. Обследовани:

3.1.Показ готовой работы

3.2. Обследование туловища  головы,мелких деталей .

3.3. художественное слово

4. показ способа выполнения,особое  внимание стоит уделить рисованию хвоста и плавников, способам смешивания красок

5. Физкультминутка: Пальчиковая  гимнастика

II часть

  1. Игровой приём
  2. Напоминание о ходе работы
  3. Совет,помощ,поощрение

III часть

  1. Вопросы к детям:
  2. Нравятся ли вам ваши работы?
  3. Какие материалы  использовали
  4. С чего начинали свою работу?
  5. Чья работа вам понравилась?
  6. Как вы думаете малышам понравятся ваши рисунки?

 


 

3.3 Оценка эффективности  методики специальной работы  по рисованию по литературным  произведениям в старшей группе (контрольный эксперимент)

Задачи:

      1    проанализировать способность детей замысливать образ

      2   выявить уровень усвоения знаний о выразительных средствах

  1. дать подтверждение значимости художествнной литературы для создания выразительного образа сказочного героя
  2. сделать выводы об отношении детей к сказкам

 

1Предварительная работа: Дидактическая игра «Узнай сказку по отрывку»        

Задачи

Словарная работа

Методы и приёмы

1.Развивать память у детей

 

2. Закреплять умение рассматривать и анализировать иллюстрации к сказке

 

3.воспитывать интерес  детей к художественной литературе

непогода,композиция

 

1.Чтение отрывка

 

2.вопросы к детям:

 

вы узнали сказку?

Как называется сказка?

кто её автор?

Какие сказки Сутеева  вы знаете?

3,Рассматривание иллюстраций


 

№1 занятие по рисованию, по народной сказке «Мороз-Иванович» : «Рукодельница»

Задачи

Словарная работа, материал.

Методы и приёмы

1.Воспитывать интерес к народным сказкам.

2.Развивать воображение у детей.

 

3.Закреплять знания о свойствах  цвета (теплый, холодный).

 

4.Учить использовать цвет как  средство передачи настроения.

 

5.Продолжать учить узнавать и отображать в работе эмоциональные состояния.

 

6.Закреплять умение пользоваться  акварелью.

 

7.Воспитывать эмоционально-эстетические  чувства

 

композиция.

 

акварель, кисти, баночка с водой, салфетки.

I часть

 

1.Вспоминание народной сказки «колобок» 2.Мотивация

3.Вопросы к детям: 

 

Кто её автор?

Какие герои положительные?

какие отрицательные?

 какие герои понравились?

какие нет?

почему?

как они выглядят?

как относятся друг к другу?

4.Работа с фланелиграфом

 

4.1. показ иллюстраций

4.2. обследование

4.3. художественное слово

 

5. Показ способа выполнения,особое  внимание уделит прорисовыванию  мелких деталей

 

6. Физкультминутка: Пальчиковая  гимнастика

 

 

II часть

 

  1. Игровой приём
  2. Напоминание о ходе работы
  3. Совет,помощ,поощрение

III часть

1.Мотивация

2.Вопросы к детям:

    1. Нравятся ли вам ваши работы?
    2. Какие материалы  использовали
    3. С чего начинали свою работу?
    4. Чья работа вам понравилась?

 

Диагностика по III эксперименту

1 критерий (исполнительские способности)

Стремиться  получить выразительный образ.

Уровень 3

Высокий

Уровень 2

Средний

Уровень 1

Низкий

    1. Маша
    2. Яна
    3. Дарина
    4. Женя
    5. Юля
  1. Макар
  2. Мадина
  1. Семён

 

Уровень  3- 62,5%

Уровень 2- 25%

Уровень 1- 12,5%

2 критерий (исследовательские способности)

Уточнять  представление о будущем сюжете.

Уровень 3

Высокий

Уровень 2

Средний

Уровень 1

Низкий

    1. Маша
    2. Яна
    3. Дарина
    4. Женя
  1. Юля
  2. Мадина
  3. Макар
  1. Семён

 

Уровень  3- 50%

Уровень 2- 37,5%

Уровень 1- 12,5%

3 критерий (рефликсивные способности)

Видеть выразительность  работ, уметь объяснить способ действий

 

Уровень 3

Высокий

Уровень 2

Средний

Уровень 1

Низкий

  1. Маша
  2. Яна
  3. Женя
  1. Юля
  2. Дарина
  3. Макар
  4. Семён
  1. Мадина

 

Уровень  3- 37,5%

Уровень 2- 50%

Уровень 1- 12,5%

 

 

 

 

Коллективная  работа:

Предварительная работа: Дидактическая игра: «Узнай какой герой из какой сказки»

Задачи

Словарная работа

Методы и приёмы

     

1.Развивать память у детей

 

2. Закреплять умение рассматривать и анализировать иллюстрации к сказке

 

3.воспитывать интерес  детей к художественной литературе

Лукошко

 

1.Чтение отрывков из сказок.

 

2.вопросы к детям:

 

вы узнали героя?

из какой он сказки?

кто её автор?

3,Рассматривание иллюстраций

     

 

Коллективное занятие  по рисованию на тему: «В стране сказок»

Задачи

Словарная работа,материал.

Методы и приёмы

1.Воспитывать интерес художественной литературе

2.Учить передавать выразительный  образ в рисунке

 

3.Воспитывать доброжелательное  отношение друг к другу

 

4.Вызывать положительные  эмоции;

Дикое дерево;

гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки,

I часть

1. Загадывание загадок

 2.Мотивация

3.Вопросы к детям:

узнали ли вы герояу?

Из какой он сказки?

Кто её автор?

Герои положительны?

Или отрицательный?

 Он вам понравился?

Или нет?

почему?

как он выглядят?

как относятся к другим героям?

4.Работа с фланелеграфом

 

4.1. показ иллюстраций

4.2. обследование всех героев по отдельности

4.3. художественное слово

5. Показ способа выполнения, особое внимание уделит прорисовыванию характерных особенностей для каждого из героев

6. Физкультминутка: Пальчиковая гимнастика

II часть

  1. Игровой приём
  2. Напоминание о ходе работы
  3. Совет, помощь, поощрение

 

III часть

1.Мотивация

2.Вопросы к детям:

    1. Нравятся ли вам ваши работы?
    2. Какие материалы  использовали
    3. С чего начинали свою работу?
    4. Чья работа вам понравилась?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительная графика:

(по каждому ребёнку)

Исполнительские способности

Исследовательские способности:

 

 

Рефлексивные способности:

Сравнительная графика:

(общая)

Исполнительские способности:

 

 

 

Исследовательские способности:

 

 

Рефлексивные способности:

 

 

 

 

ВЫВОДЫ по III главе

Исследование показало, что  дети старшего дошкольного возраста (на доступном им уровне)  создают в своих рисунках художественный образ,  в котором отражают сюжет сказки. Дети выделяют определенные свойства и признаки предметов,  эмоционально и эстетически их оценивают,  находят между ними взаимосвязь. 

 В процессе создания  образа цвет является сильным  эмоциональные побудителем и  выражает идейно-образное  содержание в рисунке.

 Результаты диагностического  эксперимента свидетельствуют о  том, что на формирование художественного  образа влияет следующие факторы:  умение детей воспринимать и оценивать действия в сказке,  понимать художественней образ произведений,  а также умение ребенка работать с цветом.

Были выделены критерии         художественности образа и показатели развитости чувства цвета у детей,  на основе  которых дети определены в группы по уровням сформированности художественного образа и развитости чувства цвета.  Показана тесная сопряженность этих уровней.

методика поэтапного формирования художественного образа имела следующую  последовательность:  от передачи детьми изображения отдельных предметов в их цветовой согласованности к созданию целостной сюжетной композиции. Четкие представления ребенка о тех предметах, которые он будет рисовать, об их свойствах и особенностях позволили детям изображать предметы в их внутренних связях. Умение представить образ, найти взаимосвязь между объектами в процессе замысла рисунка и адекватно его передать стало доступно для большинства детей.

  Результаты формирующего  эксперимента показали, что при  направленности на  создание выразительного  образа отмечается наибольшая  степень индивидуальных проявлений  ребенка,  его восприятия.

На основе полученных данных диагностики можно увидеть, что  половина детей достигли наилучшего результата.

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Целью моей работы было изучение и влияние художественной литературы на передачу выразительного образа в  рисунках старших дошкольников, применение соответствующей методики и проверка её эффективности на практике

Информация о работе Влияние художественной литературы на создание выразительного образа в рисунках старших дошкольников