Влияние художественной литературы на создание выразительного образа в рисунках старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Задачи перестройки народного образования в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено – дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Содержание

Введение
Глава 1
Характеристика детского изобразительного творчества.
1.1Своеобразие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
1.2Взгляды учёных и исследований на проблемы развития ребёнка-дошкольника в изобразительной деятельности.
1.3Требования к подбору художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по I главе
Глава 2
Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1Роль творческого воображения в создании выразительного образа детьми дошкольного возраста
2.2Образная выразительность в рисунках детей дошкольного возраста.
2.3 Методика руководства изобразительной деятельностью в подготовительной группе
Выводы по II главе
Глава 3
Экспериментальная работа по организации изобразительной деятельности в подготовительной группе.
3.1 Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированости передачи выразительного образа детьми подготовительной группы.
3.2 Описание системы работы по формированию изобразительных навыков у детей подготовительной группы (формирующий эксперимент)
3.3 Оценка эффективности методики специальной работы по рисованию по литературным произведениям вподготовительной группе (контрольный эксперимент)
Выводы по III главе
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 224.75 Кб (Скачать)

 

  1. Кряжев Макар, 2004г.

Физическое развитие горманическое

Уровень развития психических  процессов:

-память: образная

-внимание: устойчивое

-мышление: репродуктивное

-речь: развита хорошо

-воображение: воссоздающее

-восприятие: субъективное

Отношение к изобразительной  деятельности: любит рисовать красками, раскрашивать.

  1. Машков Семён, 2004г.

Физическое развитие горманическое

Уровень развития психических  процессов:

-память: кратковременная

-внимание: непроизвольное

-мышление: наглядно-образное

-речь: развита хорошо

-воображение: воссоздающее

-восприятие: целостное

Отношение к изобразительной  деятельности: рисует с удовольствием, любит лепить из пластилина.

 

  1. Кочетова Дарина, 2004г.

Физическое развитие горманическое

Уровень развития психических  процессов:

-память: долговременная

-внимание: устойчивое

-мышление: репродуктивное

-речь: развита хорошо

-воображение: воссоздающее

-восприятие: детализированное

Отношение к изобразительной  деятельности: любит рисовать фломастерами.

 

 

 

  1. Османова Мадина, 2004г.

Физическое развитие горманическое

Уровень развития психических  процессов:

-память: кратковременная

-внимание: непроизвольное

-мышление: наглядно-образное

-речь: развита хорошо

-воображение: воссоздающее

-восприятие: целостное

Отношение к изобразительной  деятельности: рисует с удовольствием, любит лепить из пластилина.

 

  1. Тиминская Яна, 2004г.

Физическое развитие горманическое

Уровень развития психических  процессов:

-память: образная

-внимание: устойчивое

- мышление: репродуктивное

-речь: развита хорошо

-воображение: воссоздающее

-восприятие: детализированное

Отношение к изобразительной  деятельности любит рисовать кукол, раскрашивать карандашами

 

 

  1. Шилкина Женя, 2004г.

Физическое развитие горманическое

Уровень развития психических  процессов:

-память: образная

-внимание: устойчивое

- мышление: репродуктивное

мышление: репродуктивное

-речь: развита хорошо

-воображение: воссоздающее

-восприятие: детализированное

 

8. Капкина  Маша

Физическое развитие- горманическое

Уровень развития психических  процессов:

-память: Образная, долговременная

-внимание: устойчивое

-мышление: наглядно-оброзное

-речь: развита хорошо

-воображение: произвольное

-восприятие: целостное

Отношение к изобразительной  деятельности: любит рисскрашивать карандашами .

 

 

3.1 Констатирующий  эксперимент по выявлению уровня  сформированости выразительного  образа детьми старшей группы.

 

Задачи констатирующего  этапа эксперимента:

  1. выявить уровень передачи художественного образа (используя выразительные средства в процессе рисования у старших дошкольников)
  2. проанализировать технику работы различным материалом
  3. определить уровень замысливания детей будущей работы
  4. выяснить уровень умения детей оценивать свою работу других детей

 

 

По I эксперименту проведена работа с:

-родителями

-детьми

 

 

-С родителями  были проведены консультации  на тему: «Дети и творчество»

- С детьми проведена предварительная работа: Чтение народной сказки «Мороз –Иванович»

Задачи

Словарная работа

Методы и приёмы

1.учить детей внимательно слушать  сказку.

2. развивать умение рассматривать  и анализировать иллюстрации  к сказке

 

3.воспитывать интерес  кдетей к художественной литературе

Народная сказка,сюжет.

1.Игровой приём: внесение книги со сказкой.

2.Чтение сказки

 

3,Рассматривание иллюстраций

 

4,Вопросы к детям :

какие герои понравились?

какие нет?

 какие из них положительные?

 какие отрицательные?

что запомнилось больше всего?

5.Попросить детей пересказать  сказку.


 

№1 занятие по рисованию ,по народной сказке «Мороз-Иванович» : «Рукодельница»

Задачи

Словарная работа, материал.

Методы и приёмы

1.Воспитывать интерес к народным сказкам.

2.Развивать воображение у детей.

 

3.Закреплять знания о свойствах  цвета (теплый, холодный).

 

4.Учить использовать цвет как  средство передачи настроения.

 

5.Продолжать учить узнавать  и отображать в работе эмоциональные  состояния.

 

6.Закреплять умение пользоваться  акварелью.

 

7.Воспитывать эмоционально-эстетические  чувства

 

Композиция.

 

Гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.

I часть

 

1.Вспоминание народной сказки «Мороз-Иванович»

 2.Мотивация

3.Вопросы к детям: 

Кто её автор?

Какие герои положительные?

какие отрицательные?

 какие герои понравились?

какие нет?

почему?

как они выглядят?

как относятся друг к другу?

4.Работа с фланелиграфом

4.1. показ иллюстраций

4.2. обследование

4.3. художественное слово

5. Показ способа выполнения, особое внимание уделит прорисовыванию мелких деталей

 

6. Физкультминутка: Пальчиковая  гимнастика

II часть

Игровой приём

  1. Напоминание о ходе работы
  2. Совет, помощь, поощрение

III часть

1.Мотивация

2.Вопросы к детям:

    1. Нравятся ли вам ваши работы?
    2. Какие материалы  использовали
    3. С чего начинали свою работу?
    4. Чья работа вам понравилась?

 

Диагностика по I эксперименту

1 критерий (исполнительские способности)

Стремиться получить выразительный  образ.

Уровень 3

Высокий

Уровень 2

Средний

Уровень 1

Низкий

  1. Маша
  2. Яна
  3. Дарина
  1. Женя
  2. Мадина
  1. Юля
  2. Макар
  3. Семён

 

Уровень  3- 37,5%

Уровень 2- 25%

Уровень 1- 37.5%

2 критерий (исследовательские способности)

Уточнять представление о будущем  сюжете.

Уровень 3

Высокий

Уровень 2

Средний

Уровень 1

Низкий

  1. Маша
  2. Яна
  3. Дарина
  4. Мадина
  1. Женя
  2. Юля
  1. Макар
  2. Семён

 

 

Уровень  3- 50%

Уровень 2- 25%

Уровень 1- 25%

 

3 критерий (рефликсивные способности)

Видеть выразительность работ, уметь объяснить способ действий

Уровень 3

Высокий

Уровень 2

Средний

Уровень 1

Низкий

  1. Маша
  2. Яна
  1. Дарина
  2. Макар
  1. Женя
  2. Мадина
  3. Юля
  4. Семён

 

Уровень  3- 25%

Уровень 2- 25%

Уровень 1- 50%

 

3.2 Описание системы работы по  формированию изобразительных навыков  у детей старшей группы (формирующий  эксперимент)

Задачи:

  1. Учить детей передачи художественного образа (используя выразительные средства в процессе рисования у старших дошкольников)

 

  1. Формировать умение у детей пользоваться различным материалом

 

 

  1. Развивать уровень замысливания детей будущей работы

 

  1. Формировать умение детей оценивать свою работу других детей

Работа по сказке: «Заюшкина избушка»

  1. Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка»

Задачи

Словарная работа

Методы и приёмы

1.Продолжать учить  внимательно слушать сказку

 

2.Формировать умение  запоминать содержание сказки

 

3.Воспитывать положительное  отношение к сказке

Лубяная избушка, закоулочки.

1.Чтение сказки «Заюшкина избушка»

2.Вопросы к детям:

понравилась ли сказка?

кто запомнил последовательность действий в этой сказки?

главная мысль этой сказке?


 

№2 занятие по рисованию: «Заюшкина избушка»

Задачи

Словарная работа, материал

Методы и приёмы

1.Продолжать формировать умение составлять композицию в рисунке

2.закреплять умения смешивать краски

3. Учить изображать один из эпизодов сказки, продумывать и передавать расположение основных персонажей, их характерные особенности, показать место и время действия.

3.Воспитывать интерес  к рисованию

4.Вызывать положительные  эмоции

палитра,

акварель, кисти, баночка с водой, салфетки

I часть

1.игровой приём: «В  книге мало иллюстраций, а мл  группа очень любит рассматривать  картинки—давайте нарисуем!»

2.Вопросы к детям:

чтобы вы нарисовали для  малышей по этой сказке?

3. Обследование

3.1.Показ готовой работы

3.2. Обследование туловища  головы,мелких деталей главных  герое

3.3. художественное слово

4. показ способа выполнения,особое  внимание стоит уделить рисованию  кругов ,способап смешивания красок

5. Физкультминутка: Пальчиковая  гимнастика

II часть

  1. Игровой приём
  2. Напоминание о ходе работы
  3. Совет,помощ,поощрение

III часть

  1. Вопросы к детям:
  2. Нравятся ли вам ваши работы?
  3. Какие материалы  использовали
  4. С чего начинали свою работу?
  5. Как вы думаете у вас получилась иллюстрация к книге?
  6. Чья работа вам понравилась?
  7. Как вы думаете малышам понравятся ваши рисунки?

 

 

 

 

Работа по сказке: «Заюшкина избушка»: «Лисонька-кумушка и Лисонька-голубушка»

  1. Предварительная работа: дидактическая игра «Узнай сказку по отрывку»

Задачи

Словарная работа

Методы и приёмы

1.Развивать память

 

2.Учить отвечать  на вопросы полным ответом

 

Кума

  1. Чтение отрывка

 

  1. .вопросы к детям:

 

вы узнали сказку?

Как называется сказка?

кто её автор?

Какие народные сказки вы знаете?


 

№3 занятие: «Заюшкина избушка»: «Лисонька-кумушка  и Лисонька-голубушка»

Информация о работе Влияние художественной литературы на создание выразительного образа в рисунках старших дошкольников