Влияние художественной литературы на создание выразительного образа в рисунках старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Задачи перестройки народного образования в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено – дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Содержание

Введение
Глава 1
Характеристика детского изобразительного творчества.
1.1Своеобразие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
1.2Взгляды учёных и исследований на проблемы развития ребёнка-дошкольника в изобразительной деятельности.
1.3Требования к подбору художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по I главе
Глава 2
Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1Роль творческого воображения в создании выразительного образа детьми дошкольного возраста
2.2Образная выразительность в рисунках детей дошкольного возраста.
2.3 Методика руководства изобразительной деятельностью в подготовительной группе
Выводы по II главе
Глава 3
Экспериментальная работа по организации изобразительной деятельности в подготовительной группе.
3.1 Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированости передачи выразительного образа детьми подготовительной группы.
3.2 Описание системы работы по формированию изобразительных навыков у детей подготовительной группы (формирующий эксперимент)
3.3 Оценка эффективности методики специальной работы по рисованию по литературным произведениям вподготовительной группе (контрольный эксперимент)
Выводы по III главе
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 224.75 Кб (Скачать)

При рассматривании иллюстраций  путем сопоставления картины  удаётся показать детям, как меняется цвет снега в разное время дня, ночью, как меняются краски в зависимости  от солнечной, пасмурной погоды и  т.д.

Как показал опрос, дети обычно представляют себе снег только белым. При рассматривании иллюстраций  обнаруживается, что они тоньше воспринимают цветовые сочетания и ищут слова  для выражения различного состояния  в изображаемой природе.

Следующий этап обучения включает в себя дорисовывание предметов, работа над образом. Здесь задачей  является направлять внимание детей  при восприятии иллюстраций на передачу характера образов (характерных  признаков, поз, движений) и использовать эти средства выражения рисунке.     В процессе формирования замысла очень важно помочь наглядным материалом, углубить зрительный образ прочитанного, помочь представить обстановку, время действия, внешний вид героев.

И здесь, в формировании замысла, важно, чтобы ребёнок как можно  подробнее “рисовал” словом то, что он впоследствии нарисует на бумаге.

Представление чувственного характера может сформироваться только путём восприятия самого предмета или его изображения.

Качество представления  зависит от качества восприятия, однако замысел не копия объективных  предметов и явлений, а живое  отражение, в котором что-то берется, подчёркнуто, что-то опускается, отбирается и т.д. Замысел является всегда конкретно-чувственным представлением: он складывается, развивается и осуществляется только в образах. Процесс формирования образа-замысла представляет собой целеустремлённую работу, при которой действуют, по словам Горького, “две творческие силы: познание и воображение”. Детские замыслы обычно неотчётливы, не оформлены; это и понятно, ибо образы-замыслы формируются в основном из воспоминаний, сохранённых памятью, поэтому они лишены конкретности.

Вот почему в детском творчестве при создании “первоначального”  образа такую большую роль играет наглядность.

Одна из особенностей формирования образов в замыслах под влиянием иллюстраций сводится к тому, что  иллюстрация даёт материал создавать  новые образы путём сложной переработки  увиденного, проявляется умение мысленно объединять образы в новых сочетаниях и комбинациях.

На занятиях у детей  появляется стремление подойти к  решению образа, использовав движение персонажей. Активная и самостоятельная  проработка воспринятых иллюстраций  даёт возможность в собственном  рисунке найти творческое решение  образа.

Все дети учатся реалистической передаче формы с её признаками и  относительной пропорциональностью  частей. Лиса имеет вытянутую острую мордочку, острые небольшие уши, длинный  пушистый хвост; заяц имеет длинные  уши, короткий хвост, овальное тело; медведь  с короткими толстыми лапами, крупной  головой, у него полукруглые маленькие  уши.

Но для выразительности  рисунка нужна не только передача признаков, но и передача характера  образа. Характер - это не только многообразие, но и определённость. Это очень  важно для создания полноценного, яркого, выразительного образа. Всегда выявляется что-то ведущее, главное, что  обуславливает поведение персонажа. Часто одни и те же персонажи фигурируют в разных произведениях, но они разные по характеру.

Чтобы дети правильно передали образ того или иного персонажа, необходимо раскрыть характерные особенности  этого персонажа, тогда рисунки  будут выразительными.

Большую выразительность  детским рисункам придаёт изображение  формы предметов в движении, динамике.

После ряда занятий, дети уже имеют представление и навыки в рисовании не только человека и животных, но и дворцов, избушек, могут подобрать такие краски, которые красиво гармонируют с фоном и одна с другой.

Они знают, каким элементами украсить костюм сказочного героя, могут  украсить дворец разными узорами, нарисовать сказочные деревья, над изображением которых работали на занятиях.

Чтобы у детей возникло чёткое представление о том или  ином животном из сказки, нужно показывать иллюстрации и подчёркивать при  этом характерные особенности животных, положение туловища, головы.

В рисунках нужно не только изобразить животное, а составить  композицию, которая объединяет животных (людей). Необходимо увидеть и осмыслить  позу людей (животных), так как расположение фигуры в пространстве и придаёт  сюжетность и сказочность изображения. Передавать взаимоотношения персонажей, динамику действия.                                                                                       Детям дошкольного возраста недоступно перспективное изображение. Поэтому нужно учить правильному построению композиции на плоскости листа.

Выбор композиции всегда должен быть самостоятельным. Не должно быть прямых указаний для обучения детей  дошкольного возраста в правильной постановке композиции, поэтому и  применяется моделирование.

Для того, чтобы дети более  осознанно относились к пространственной композиции рисунка, путём моделирования  на плоскости можно показать, что  предметы располагаются по всему  полю места - правее, левее, выше, ниже (то есть ближе и дальше). Это заинтересовывает детей и вызывает желание изобразить сюжет сказки самостоятельно.

Организации занятий по изобразительной  деятельности детей, выполнению ими  творческих заданий по сюжету стихотворных авторских сказок предшествует длительная, планомерная предварительная работа. Её необходимость объясняется спецификой детского творчества— его поэтапным  характером.

Этапы детского творчества

Первый этап детского художественного  творчества— этап возникновения, развития, осознания и оформления замысла— имеет важнейшее значение для  всего процесса творческого развития ребёнка.

Второй этап детского творчества—этап  реализации замысла— связан с поисками художественных средств, нужно стараться  создавать предметно-вещевую среду, максимально способствующую развитию каждого ребёнка, предлагая детям  изобразительные материалы, стимулирующие  развитие их зрительных, тактильных, обонятельных, кинестетических ощущений.

Третий этап детского творчества—  этап анализа результатов деятельности—  знаменуется появлением новой продукции. Ребёнок начинает интересоваться качеством  своей продукции и, испытывая  эстетическое удовольствие, стремиться сделать её завершённой. Считается, что особую роль в этом процессе. играет такое явление, как социальная адресованность детского творчества.

 

Классификация методов обучения.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие  методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить  способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной  деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части  метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога 
(объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:

. наглядные;

. словесные;

> беседу;

> рассказ, искусствоведческий  рассказ;

> использование  образцов педагога;

> художественное  слово.

 

 

. практические.

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана  новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

. информативно - рецептивный;

> рассматривание;

> наблюдение;

> экскурсия;

> образец воспитателя;

> показ воспитателя

-Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

> прием повтора;

> работа на  черновиках;

> выполнение  формообразующих движений рукой.

-Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком 
- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

Метод проблемного  изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по  II главе

На основе анализа философской, искусствоведческой и пснхолого-педагогической литературы мы пришли к заключению, что живописный художественный образ  отличается динамичностью, подвижностью. Развитие его обусловлено исторической целесообразностью. Он содержит в себе композиционно-цветовую структуру  произведения, и выражает субъективно-объективные  отношения, связи между предметами окружающей действительности, а также  между ними и художником.

Дети старшего дошкольного  возраста создают в своих рисунках художественный образ, в котором  отражают сюжет услышанной сказки, с определенными свойствами и  признаками при соответствующем  эмоциональном и эстетическом отношением к художественной литературе. При  создании образа дети передают свое отношение  к изображаемому, свои чувства, переживания. Многие советские педагоги (Е.А Флорина, Н.П. Саккулина, Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Л.В. Пантелеева, Г.Н. Пантелеев к  другие) отмечали, что творческая деятельность затрагивает все стороны личности ребенка,  насыщена эмоциями,  требует активной работы мысли,  волевых усилий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

Экспериментальная работа по организации изобразительной  деятельности в старшей группе.

Название ДОУ:

 Муниципальное дошкольное учреждение детски сад комбинированного вида № 117 «Ласточка»

 Задачи работ МДОУ №117 на 2010-2011 годы:

  1. Способствовать формированию ценностного отношения к

здоровому образу жизни в  детском саду и семье.

 

  1. Продолжить совершенствование развития речи через 

русское народное творчество.

 

  1. Создать систему работы в детском саду и семье по

формированию у дошкольников нравственно-патриотической

культуры.

Программа «Детство» 
Авторский коллектив: В. Логинова, Т. Бабаева, Н. Никитина и др. (РГИУ им. Герцена, кафедра дошкольной педагогики, Санкт-Петербург).

 
     Цель - обеспечение целостного  развития личности ребенка в  период дошкольного детства: интеллектуального,  физического, эмоционально-нравственного,  волевого, социально-личностного. Введение  ребенка в окружающий мир осуществляется  с различными сферами бытия  и культуры. В программе представлены  фольклор, произведения устного  народного творчества, прикладные  игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное  искусство росписи. Обучение на  занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного  опыта ребенка. 

 

Программа «Кроха» 
Автор: Г.Г. Григорьева. 
    Программа предназначена для воспитания детей раннего возраста (с 1 года до 3 лет). 
В программе раскрываются особенности развития детей раннего возраста, даются рекомендации для родителей и воспитателей по организации работы дома и в детском саду. Программа проста в понимании и использовании.

 

Характеристика  детей:

  1. Ильина Юлия 2004г.

Физическое развитие- горманическое

Уровень развития психических  процессов:

-память: Образная, долговременная

-внимание: устойчивое

-мышление: наглядно-оброзное

-речь: развита хорошо

-воображение: произвольное

-восприятие: целостное

Отношение к изобразительной  деятельности: любит рисскрашивать карандашами .

Информация о работе Влияние художественной литературы на создание выразительного образа в рисунках старших дошкольников