Влияние художественной литературы на создание выразительного образа в рисунках старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Задачи перестройки народного образования в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено – дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Содержание

Введение
Глава 1
Характеристика детского изобразительного творчества.
1.1Своеобразие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
1.2Взгляды учёных и исследований на проблемы развития ребёнка-дошкольника в изобразительной деятельности.
1.3Требования к подбору художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по I главе
Глава 2
Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1Роль творческого воображения в создании выразительного образа детьми дошкольного возраста
2.2Образная выразительность в рисунках детей дошкольного возраста.
2.3 Методика руководства изобразительной деятельностью в подготовительной группе
Выводы по II главе
Глава 3
Экспериментальная работа по организации изобразительной деятельности в подготовительной группе.
3.1 Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированости передачи выразительного образа детьми подготовительной группы.
3.2 Описание системы работы по формированию изобразительных навыков у детей подготовительной группы (формирующий эксперимент)
3.3 Оценка эффективности методики специальной работы по рисованию по литературным произведениям вподготовительной группе (контрольный эксперимент)
Выводы по III главе
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 224.75 Кб (Скачать)

Задачи

Словарная работа, материал

Методы и приёмы

1.формировать умение делать выводы  о поступках героев, и передавать  характер героев с помощью  выразительных средств. 

 

2.учить делать набросок  карандашом, не прорисовывая деталей

 

3.Закреплять умение закрашивать  рисунок карандашом без пробелов  и не заходя за линию.

 

4.Закреплять умение составлять  узор.

 

4.вызывать положительные  эмоции

карандашный набросок

 

простые карандаши, восовые  мелки,цветные карандаши

I часть

 

1.Создание проблемной  ситуации: «у нас в группе очень  мало картин, давайте нарисуем  наших любимых героев и украсим  группу»

 

2.Вопросы к детям:

какой герой из сказки вам  больше всего понравился?

что он умеет делать (в  сказке)?

как вы его нарисуете?

какие цвета будете использовать?

 

3. обследование

3.1. показ иллюстраций

3.2. обследование туловище, головы, мелких деталей

3.3. имитационное движение

 

 4. показ способа выполнения, особое внимание стоит уделить рисованию наброска

 

5. Физкультминутка: Пальчиковая  гимнастика

 

II часть

  1. Игровой приём
  2. Напоминание о ходе работы
  3. Совет, помощь,  поощрение

 

III часть

              Вопросы к детям:

  1. Нравятся ли вам ваши работы?
  2. Какие материалы  использовали
  3. С чего начинали свою работу?
  4. Чему вы научились на занятии?
  5. Получились ли у вас картины?
  6. Давайте их повесим.

 

Работа по сказке: «Заюшкина избушка»: «Зайчишка-храбришка»

  1. Предварительная работа: дидактическая игра «Угадай какой герой из какой сказки»

Задачи

Словарная работа

Методы и приёмы

1.Продолжать развивать у детей  память, внимание.

 

2. развивать умение рассматривать  и анализировать иллюстрации  к сказке

 

3.воспитывать интерес  детей к художественной литературе

 

1.Чтение отрывка.

2.вспоминание сюжета.

 

3.Рассматривание иллюстраций,попросить детей составить рассказ по картинкам.

 

4,Вопросы к детям :

Кто главный герой?

Какой он по характеру?

  положительный?

что запомнилось больше всего?


 

№4 занятие по рисованию ,по сказке «Заюшкина избушка»:  «Зайчишка-храбришка»

Задачи

Словарная работа

Методы и приёмы

1. Учить детей рисовать по представлению

2.Учить передавать характер героя с помощью мимики и жестов.

3.Прдолжать формировать интерес к художественной литературе.

4.Воспитывать положительные эмоции

 

 

Простой карандаш,цветные  карандаши,восковые мелки.

I часть

 

1.Создание проблемной  ситуации: «у нас в группе очень  мало картин, давайте нарисуем  наших любимых героев и украсим  группу»

 

2.Вопросы к детям:

какой герой из сказки вам  больше всего понравился?

что он умеет делать (в  сказке)?

как вы его нарисуете?

какие цвета будете использовать?

 

3. обследование

3.1. показ иллюстраций

3.2. обследование туловище, головы, мелких деталей

3.3. имитационное движение

 

 4. показ способа выполнения, особое внимание стоит уделить рисованию наброска

 

5. Физкультминутка: Пальчиковая  гимнастика

 

II часть

  1. Игровой приём
  2. Напоминание о ходе работы
  3. Совет, помощь,  поощрение

 

III часть

              Вопросы к детям:

  1. Нравятся ли вам ваши работы?
  2. Какие материалы  использовали
  3. С чего начинали свою работу?
  4. Чему вы научились на занятии?
  5. Получились ли у вас картины?
  6. Давайте их повесим?

 

Работа по рассказу: «Цветик-семицветик»

  1. Предварительная работа: чтение рассказа «Цветик-семицветик»

Задачи

Словарная работа

Методы и приёмы

1.Продолжать учить внимательно слушать художественное произведение.

 

2.Формировать умение запоминать содержание рассказа.

 

3.Воспитывать положительное  отношение к художественной литературе

Запад,восток.

  1. Игровой приём:внесение книги с иллюстрациями.
  2. Чтение рассказа.
  3. Вопросы к детям:в чём главная мысль рассказа?какая девочка по характеру?что она сделала со своими желаниями?сколько их было всего?какой цветок «цветик-семицветик»?

 

№5 занятие по рисованию: «Цветик-семицветик»

Задачи

Словарная работа

Методы и приёмы

  1. Совершенствовать умение делать набросок простым карандашом.
  2. Продолжать учить смешивать основные цвета, сочетать их между собой.
  3. Развивать воображение у детей.
  4. Воспитывать в детях желание помогать друг другу.
 

I часть

 

1.Игровой приём: «Весна  ещё не скоро,а так хочется  цветов!давайте нарисуем  волшебный  цветок,который никогда не завянет» 

 

2.вспоминание рассказа.

Вопросы к детям: какой  цветок описан в рассказе?почему он волшебный?как можно это показать в рисунке?

как вы его нарисуете?

какие цвета будете использовать?

 

3. обследование

3.1. показ иллюстраций

3.2. обследование лепестков  (какой формы бывают,цвета,размера),листьев,стебля,остальных  мелких деталей.

 

3.3. художественное слово:  «ты лети,лети лепесток..»

 

 4. показ способа выполнения, особое внимание стоит уделить рисованию наброска

 

  1. Физкультминутка:
  2. Наши алые цветки 
    Распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх)  
    Ветерок чуть дышит, 
    Лепестки колышет. — (качание руками влево-вправо) 
    Наши алые цветки 
    Закрывают лепестки, — (присели, спрятались)  
    Головой качают, — (движения головой влево-вправо) 
    Тихо засыпают.

II часть

  1. Игровой приём
  2. Напоминание о ходе работы
  3. Совет, помощь,  поощрение

 

III часть

              Вопросы к детям:

  1. Нравятся ли вам ваши работы?
  2. Какие материалы  использовали
  3. С чего начинали свою работу?
  4. Чему вы научились на занятии?
  5. Теперь у нас в группе целая клумба волшебных цветов!

 

Работа по сказке «Снегурочка»

6.Предварительная работа: Чтение сказки «Снегурочка»

Задачи

Словарная работа

Методы и приёмы

  1. Развивать у детей слуховое внимание.
  2. Учить отвечать на вопросы полным ответом.
  3. Вызывать положительные эмоции у детей.
 
  1. Чтение сказки «Снегурочка»
  2. Вопросы к детям:кто главный герой сказки?какая была снегурочка?Какую ошибку совершила снегурочка?в чём мораль сказки?

 

№6 занятие по рисованию: «Шубка для снегурочки»

Задачи

Словарная работа

Методы и приёмы

1.Продолжать воспитывать интерес к народным сказкам.

2.Учить рисовать фигуру человека в длинной одежде.

 

3.Закреплять знания о свойствах  цвета (теплый, холодный).

 

4.Учить использовать цвет как  средство передачи настроения.

 

5.Продолжать учить узнавать и отображать в работе эмоциональные состояния.

6.Совершенствовать умения рисовать  ритмичные узоры на одежде.

 

I часть

 

1.Создание проблемной  ситуации: «У снегурочки не хватило  красок на шубку,давайте ей  поможем»

 

2.Вопросы к детям:

какой герой из сказки вам  больше всего понравился?

что он умеет делать (в  сказке)?

как вы его нарисуете?

какие цвета будете использовать?

 

3. обследование

3.1. показ иллюстраций

3.2. обследование туловище, головы, мелких деталей

3.3. имитационное движение

 

 4. показ способа выполнения, особое внимание стоит уделить рисованию наброска

 

5. Физкультминутка: Пальчиковая  гимнастика

 

II часть

  1. Игровой приём
  2. Напоминание о ходе работы
  3. Совет, помощь,  поощрение

 

III часть

              Вопросы к детям:

  1. Нравятся ли вам ваши работы?
  2. Какие материалы  использовали
  3. С чего начинали свою работу?
  4. Чему вы научились на занятии?
  5. Получились ли у вас картины?
  6. Давайте их повесим?

 

Работа по сказке «Двенадцать месяцев»

7.Предварительная  работа: чтение сказки «Двенадцать  месяцев»

Задачи

Словарная работа

Методы и приёмы

  1. Продолжать учить детей внимательно слушать сказку.
  2. Развивать у детей слуховое внимание, усидчивость.
  3. Закреплять знания детей о вркменах года,названии месяцев.
  4. Вызывать положительные эмоции.
 
  1. Чтение сказки.
  2. Рассматривание иллюстраций!
  3. Вопросы к детям: какие месяцы вы знаете?назовите их характерные особенности?опишите характер девочки?что помогло?какая главная мысль этой сказки?она вам понравилась?

 

№7 занятие по рисованию: «Месяц Март»

Задачи

Словарная работа

Методы и приёмы

  1. Учить детей рисовать по представлению, развивать воображение у детей.
  2. Учить передавать сезонные изменения в рисунке.
  3. Воспитывать любовь к природе; к искусству
 

1.чтение стихотворения «Весна  идёт!»

2.Вопросы к детям:

-какой второй весенний  месяц?

-вы хотите чтоб весна  пришла скорее?

-что можно для этого  сделать?

Предложить детям нарисовать месяц апрель

3. Обследование

3.1.Показ готовой работы

3.2. Обследование дерева,его  отдельных частей; ручейка- формы,величины.

3.3. художественное слово

4. показ способа выполнения,особое  внимание стоит уделить рисованию  заднего фона

5. Физкультминутка: Пальчиковая  гимнастика

II часть

  1. Игровой приём
  2. Напоминание о ходе работы
  3. Совет,помощ,поощрение

III часть

  1. Вопросы к детям:
  2. Нравятся ли вам ваши работы?
  3. Какие материалы  использовали
  4. С чего начинали свою работу?
  5. Давайте украсим раздевалку рисунками, чтоб было по настоящему весеннее настроение.

 

 

Работа по рассказу: «Незнайка и его друзья»

 

8.Предварительная  работа: чтение рассказа «Как  Незнайка был художником»

Задачи

Словарная работа

Методы и приёмы

  1. Развивать у детей память, интерес к чтению книг.
  2. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом.
  3. Развивать связную речь у детей.
  4. Воспитывать любовь к книгам.

палитра

  1. Чтение рассказа.
  2. Рассматривание иллюстраций.

 

  1. Попросить детей составить рассказ по картинкам.

 


 

№8 занятие по рисованию: «Портрет Незнайки»

Задачи

Словарная работа

Методы и приёмы

  1. Совершенствовать умение рисовать по представлению.
  2. Продолжать учить рисовать лицо человека, передавая характер с помощью мимики!
  3. Развивать у детей чувство цвета.
  4. Вызывать положительные эмоции.
 

I часть

1.игровой приём: «Незнайка-художник пришёл к ребятам в гости, и попросил нарисовать его портрет»

2.Вопросы к детям:

-Незнайка добрый?

-как можно это отобразить  в рисунке? С помощью чего?

3. Обследование

3.1.Показ готовой работы

3.2. Обследование туловища  головы,более мелких частей.

3.3. художественное слово

4. показ способа выполнения,особое внимание стоит уделить рисованию туловища,обратить внимание детей на мимику героя.

5. Физкультминутка: Пальчиковая  гимнастика

II часть

  1. Игровой приём
  2. Напоминание о ходе работы
  3. Совет,помощ,поощрение

III часть

  1. Вопросы к детям:
  2. Нравятся ли вам ваши работы?
  3. Какие материалы  использовали
  4. С чего начинали свою работу?
  5. Как вы думаете Незнайке понравятся ваши работы?

Информация о работе Влияние художественной литературы на создание выразительного образа в рисунках старших дошкольников