Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:20, курсовая работа
Задачи перестройки народного образования в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено – дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.
Введение
Глава 1
Характеристика детского изобразительного творчества.
1.1Своеобразие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
1.2Взгляды учёных и исследований на проблемы развития ребёнка-дошкольника в изобразительной деятельности.
1.3Требования к подбору художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по I главе
Глава 2
Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1Роль творческого воображения в создании выразительного образа детьми дошкольного возраста
2.2Образная выразительность в рисунках детей дошкольного возраста.
2.3 Методика руководства изобразительной деятельностью в подготовительной группе
Выводы по II главе
Глава 3
Экспериментальная работа по организации изобразительной деятельности в подготовительной группе.
3.1 Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированости передачи выразительного образа детьми подготовительной группы.
3.2 Описание системы работы по формированию изобразительных навыков у детей подготовительной группы (формирующий эксперимент)
3.3 Оценка эффективности методики специальной работы по рисованию по литературным произведениям вподготовительной группе (контрольный эксперимент)
Выводы по III главе
Заключение.
Литература.
Дети с «эмоциональным» воображением цветом выражают свое отношение к рисунку, они любят его варьировать и в меньшей степени озабочены степенью реалистичной цветовой характеристики образа (корова может быть красной).
Н.А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе, и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н.П. Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает как непременные составные творчества.
В последние годы отчетливо обозначилась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества, без снисходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы - понимания психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. Наметился своеобразный пересмотр отношений между миром взрослых и миром детства. За последним признается право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых, построение отношений на новых принципах: равенства, диалога (взрослый учит ребенка, но при этом и сам развивается, воспитывается); соразвития (гармонизации в личности ребенка и взрослого позитивных начал взрослости и детства); единства этих миров, принятия любого человека, любого возраста таким, каков он есть. В свете этой позиции не следует понимать детство только как подготовку ребенка ко взрослой жизни, а отношение к нему мира взрослых только как обеспечение постепенного взросления детей.
«...Есть основание говорить о творчестве в дошкольном возрасте в самом полновесном значении этого понятия». Обосновывая эту позицию, Г.Г.Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. «В контексте проблемы развития личности получает новое освещение проблема детского творчества. Понятие творчества оказывается отнесенным не столько к внешним предметным результатам творческих актов, сколько к внутреннему самоизменению творящего субъекта».
Особый интерес для теории и практики развития детского творчества представляют психологические исследования, в которых не только утверждается наличие творчества у детей, но и изучаются механизмы творчества и возможность целенаправленного их формирования. Это исследования Е.Е. Кравцовой, посвященные развитию воображения в единстве с развитием личности в игре и других видах деятельности; О. М. Дьяченко, посвященные воображению как одной из универсальных творческих способностей. Он позволяет глубже осмыслить и специфику детского изобразительного творчества, и некоторые подходы к руководству им.
Педагог В.Н. Шацкая считает: в условиях общего эстетического воспитания детское художественное творчество скорее рассматривается как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей.
Исследователь детского творчества Е.А. Флерина[29;23] оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.
А. А. Волкова утверждает: "Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное".
И. Я. Лернер так определяет черты
творческой деятельности ребенка:
• самостоятельный перенос ранее усвоенных
знаний в новую ситуацию;
• видение новой функции предмета (объекта);
• видение проблемы в стандартной ситуации;
• видение структуры объекта;
• способность к альтернативным решениям;
• комбинирование ранее известных способов
деятельности с новыми.
И. Я. Лернер утверждает: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.
В философском
аспекте проблема художественного
образа разрабатывается в
В современной эстетико-педагогической литературе (А.И. Буров, Н.И. Киященко, В.К. Скатерщиков, В.А. Разумный и др.) отмечается, что всестороннее развитие личности ребенка самым непосредственным образом связано с формированием у него эстетического отношения к действительности и высокой художественной культуры.[17;15]
Эстетическое отношение ребенка к миру и к искусству складывается в процессе познания действительности как непосредственно - через ощущения, восприятия, так и опосредствованно - через представления, понятия. Важную роль в поникании психических механизмов творческого процесса имеют труды Л.С. Выготского[6;76], В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Е.И. Игнатьева, С.Л.Рубинштейна, Н.Н. Поддъякова и других.
Проблема формирования художественного образа в изобразительной деятельности старших дошкольников рассматривается с позиций
а) обучения
детей эстетическому
б) обучаемости
ребенка, т.е. специфики
в) разработки критериев художественности образа в рисунке.
В развивающем обучении детей эстетическому восприятию и отображению действительности важную роль играют доступное возрасту ориентирование их в понятиях красивое-некрасивое, а также выработка определенных умений и навыков передачи сформированного художественного образа в рисунке. Мы подчеркиваем, что художественный образ формируется не безотносительно к условиям окружающей жизни и к обществу, а как основа обобщения и идейного преобразования полученного жизненного опыта.
В исследовании образ рассматривается
как форма художественного
Таким образом, детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность.
1.3Требования к подбору художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.
Значение художественной
литературы в воспитании детей определяется ее общественной,
а также воспитательно-образовательной
ролью в жизни всего нашего народа.
Искусство слова отражает действительность
через художественные образы, показывает
наиболее типичное, осмысливая и обобщая
реальные жизненные факты. Это помогает
ребенку познавать жизнь, формирует его
отношение к окружающему. Художественные
произведения, раскрывая внутренний мир
героев, заставляют детей волноваться,
переживать, как свои, радости и горести
героев.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими
произведениями для детей и на этой основе
решает целый комплекс взаимосвязанных
задач нравственного, умственного, эстетического
воспитания.
Процесс развития эстетического восприятия
очень заметен в дошкольном возрасте.
Понять, что художественное произведение
отражает типичные черты явлений, ребенок
может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают
такую особенность художественного восприятия
ребенка, как активность, глубокое сопереживание
героям произведений. У старших дошкольников
появляется способность мысленно действовать
в воображаемых обстоятельствах, как бы
становиться на место героя. Например,
вместе с героями сказки дети испытывают
чувство страха в напряженные драматические
моменты, чувство облегчения, удовлетворения
при победе справедливости.
Художественное произведение привлекает
ребенка не только своей яркой образной
формой, но и смысловым содержанием. Старшие
дошкольники, воспринимая произведение,
могут дать сознательную, мотивированную
оценку персонажам, используя в своих
суждениях сложившиеся у них под влиянием
воспитания критерии поведения человека
в нашем социалистическом обществе. Прямое
сопереживание героям, умение следить
за развитием сюжета, сопоставление событий,
описанных в произведении, с теми, что
ему приходилось наблюдать в жизни, помогают
ребенку сравнительно быстро и правильно
понимать реалистические рассказы, сказки,
а к концу дошкольного возраста — перевертыши,
небылицы. Недостаточный уровень развития
отвлеченного мышления затрудняет восприятие
детьми таких жанров, как басни, пословицы,
загадки, обусловливает необходимость
помощи взрослого.
Исследователями установлено, что дошкольники
способны к овладению поэтическим слухом
и могут понимать основные различия между
прозой и поэзией.
Дети старшего дошкольного возраста под
воздействием целенаправленного руководства
воспитателей способны увидеть единство
содержания произведения и его художественной
формы, найти в нем образные слова и выражения,
почувствовать ритм и рифму стихотворения,
даже вспомнить образные средства, использованные
другими поэтами.
Задачи детского сада по ознакомлению
детей с художественной литературой строятся
с учетом рассмотренных выше возрастных
особенностей эстетического восприятия.
В настоящее время в педагогике для определения
речевой деятельности, имеющей ярко выраженную
эстетическую направленность, принят
термин «художественно-речевая деятельность
детей». По своему содержанию это деятельность,
связанная с восприятием литературных
произведений и их исполнением, включающая
развитие начальных форм словесного творчества
(придумывание рассказов и сказок, загадок,
рифмованных строк), а также образности
и выразительности речи.
Ясно видно, что в данное понятие входят
и формирование связной речи, словарная
работа и др. Однако мы будем сейчас касаться
только задач, связанных с ознакомлением
детей с литературными произведениями.
В соответствии с «Программой» педагоги
должны знакомить детей в каждой возрастной
группе с большим количеством произведений
детской художественной литературы. Обеспечить
усвоение ребенком содержания произведений,
правильное их понимание — важная задача.
Воспитатель формирует у детей умение
воспринимать литературное произведение.
Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок
должен не только усвоить его содержание,
но и пережить те чувства, настроения,
которые хотел передать автор. Важно также
учить детей сопоставлять прочитанное
(услышанное) с фактами жизни.
В детском саду у ребенка формируют также
некоторые элементарные умения анализировать
произведение (его содержание и форму).
К моменту поступления в школу каждый
ребенок должен уметь определить основных
героев (о ком говорится в произведении),
высказать свое отношение к ним (кто нравится
и почему), определить жанр произведения
(стихотворение, рассказ, сказка), уловить
наиболее яркие примеры образности языка
(определения, сравнения и др.).
Часть программных произведений дети
должны выучить наизусть (стихотворения,
малые фольклорные жанры), часть — уметь
передавать близко к тексту (пересказывать).
Кроме того, ребенок овладевает способами
исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации
по литературным сюжетам.
Одна из важных задач — формировать самостоятельность
детей в художественно-речевой и театрально-игровой
деятельности, развивать их творческие
способности.
Нужно также воспитывать у детей избирательное
отношение к художественным произведениям,
умение ориентироваться в мире книг. Необходимо
выработать правильное отношение к книге
и чтению; воспитывать навык совместного
слушания, умение организованно отвечать
на вопросы и спрашивать о прочитанном,
внимательно рассматривать иллюстрации,
соотносить их со знакомым текстом; воспитывать
навыки аккуратного обращения с книгой.
В дошкольной педагогике и в детской литературе
на основе общих положений разработаны
требования к художественным произведениям
для детей (тематика, содержание, язык,
объем) и оформлению книг, а также принципы
составления репертуара для чтения детям.
В «Программе воспитания в детском саду»
помещены списки литературы для каждой
возрастной группы, в которых представлены
устное народное творчество (сказки, песенки,
потешки), произведения русских, и зарубежных
писателей. Весь рекомендуемый материал
равномерно распределен по кварталам
учебного года с учетом воспитательно-образовательной
работы, которая проводится на каждом
временном отрезке. В «Программе» указываются
методы ознакомления детей с этими произведениями.
Предлагаемые списки художественной литературы
облегчают отбор текстов, но не исчерпывают
его. Воспитателям нужно знать, с какими
произведениями знакомились дети в предыдущих
возрастных группах, чтобы постоянно закреплять
их. В начале года нужно просмотреть программу
предыдущей группы и наметить материал
для повторения.
Сказка является источником творчества детей дошкольного возраста. Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Социально-педагогическое значение сказки обусловлено тем, что слушающий её имеет возможность, опираясь на реально-бытийные моменты сказки, психологически принять её «небытийную» ирреальную сторону. Она создаёт богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному, ирреальному плану. При этом социализируется вся сенсорная система слушателя: зрение, слух, осязание, пространственные моторные механизмы.
В сказках— сюжет, фабула развития событий, атрибутивные характеристики персонажей, зачины и концовки и т. д. могут быть схожими, инвариантными, а повторы сюжета, названия персонажей, многогранность эпитетов и т. д. всегда вариативны. Это имеет важное значение для социально-педагогической практике, поскольку позволяет развивать творческое воображение слушателя, его композиционное мышление на базе стандартных элементов. Имеется в виду не только психологически опережающее слушание, но и внутренние предвосхищение, додумывание, дорисовывание образов, ситуаций, сюжетов.
Любая сказка ориентирована
на социально-педагогический эффект: она
обучает, воспитывает, предупреждает,
учит, побуждает к деятельности.
Иначе говоря, сказка является одним
из важнейших социально-
Чтобы ребёнок полностью прожил, почувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.
Вывод по I главе
Вот уже почти столетие
детское рисование вызывает интерес
многочисленных исследователей. Представители
различных наук подходят к изучению
детского рисунка с разных сторон.
Искусствоведы стремятся
Так что же это такое
«изобразительная деятельность», или,
другими словами, рисование? Прежде
всего – одно из первых и наиболее
доступных средств
Воспитанию у детей
стремления участвовать в преобразовании
окружающего мира, развитию у детей
способности воспринимать, чувствовать,
понимать прекрасное в жизни и
искусстве - посвящены многие педагогические
исследования: Н.А.Ветлугиной, В.А. Сухомлинского,
Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих
других. Исследования Т.С Комаровой
показывают, что изобразительная
деятельность способствует развитию познавательных
процессов и в частности
Глава 2
Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1Роль творческого
воображения в создании
Воображение -это психический процесс заключается в таких образах и предметов которые мы раньше не воспринемали.
Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном Сущность художественного воображения заключается прежде всего в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.
Восприятие протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ мы можем его назвать: щенок), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия).
Творческое воображение
Творческое воображение
зависит от многих факторов: возраста,
умственного развития и особенностей
развития (присутствия какого-либо
нарушения психофизического развития),
индивидуальных особенностей личности
(устойчивости, осознанности и направленности
мотивов; оценочных структур образа «Я»;
особенностей коммуникации; степени самореализации
и оценки собственной деятельности; черт
характера и темперамента), и, что очень
важно, от разработанности процесса обучения
и воспитания.
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.