Влияние художественной литературы на создание выразительного образа в рисунках старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Задачи перестройки народного образования в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено – дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Содержание

Введение
Глава 1
Характеристика детского изобразительного творчества.
1.1Своеобразие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
1.2Взгляды учёных и исследований на проблемы развития ребёнка-дошкольника в изобразительной деятельности.
1.3Требования к подбору художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по I главе
Глава 2
Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1Роль творческого воображения в создании выразительного образа детьми дошкольного возраста
2.2Образная выразительность в рисунках детей дошкольного возраста.
2.3 Методика руководства изобразительной деятельностью в подготовительной группе
Выводы по II главе
Глава 3
Экспериментальная работа по организации изобразительной деятельности в подготовительной группе.
3.1 Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированости передачи выразительного образа детьми подготовительной группы.
3.2 Описание системы работы по формированию изобразительных навыков у детей подготовительной группы (формирующий эксперимент)
3.3 Оценка эффективности методики специальной работы по рисованию по литературным произведениям вподготовительной группе (контрольный эксперимент)
Выводы по III главе
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 224.75 Кб (Скачать)

 Дети с «эмоциональным»  воображением цветом выражают  свое отношение к рисунку, они  любят его варьировать и в  меньшей степени озабочены степенью реалистичной цветовой характеристики образа (корова может быть красной).

Н.А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок  одновременно открывает взрослым новое  о себе, и потому отношение к  детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н.П. Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает как непременные составные творчества.

В последние годы отчетливо  обозначилась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества, без снисходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы - понимания психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. Наметился своеобразный пересмотр отношений между миром взрослых и миром детства. За последним признается право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых, построение отношений на новых принципах: равенства, диалога (взрослый учит ребенка, но при этом и сам развивается, воспитывается); соразвития (гармонизации в личности ребенка и взрослого позитивных начал взрослости и детства); единства этих миров, принятия любого человека, любого возраста таким, каков он есть. В свете этой позиции не следует понимать детство только как подготовку ребенка ко взрослой жизни, а отношение к нему мира взрослых только как обеспечение постепенного взросления детей.

«...Есть основание говорить о творчестве в дошкольном возрасте в самом полновесном значении этого понятия». Обосновывая эту позицию, Г.Г.Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. «В контексте проблемы развития личности получает новое освещение проблема детского творчества. Понятие творчества оказывается отнесенным не столько к внешним предметным результатам творческих актов, сколько к внутреннему самоизменению творящего субъекта».

Особый интерес для  теории и практики развития детского творчества представляют психологические исследования, в которых не только утверждается наличие творчества у детей, но и изучаются механизмы творчества и возможность целенаправленного их формирования. Это исследования Е.Е. Кравцовой, посвященные развитию воображения в единстве с развитием личности в игре и других видах деятельности; О. М. Дьяченко, посвященные воображению как одной из универсальных творческих способностей. Он позволяет глубже осмыслить и специфику детского изобразительного творчества, и некоторые подходы к руководству им.

Педагог В.Н. Шацкая считает: в условиях общего эстетического  воспитания детское художественное творчество скорее рассматривается  как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства  и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных  художественных ценностей.

Исследователь детского творчества Е.А. Флерина[29;23] оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.

А. А. Волкова  утверждает: "Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие  на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное".

И. Я. Лернер так определяет черты  творческой деятельности ребенка: 
• самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; 
• видение новой функции предмета (объекта); 
• видение проблемы в стандартной ситуации; 
• видение структуры объекта; 
• способность к альтернативным решениям; 
• комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

И. Я. Лернер утверждает: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.

В философском  аспекте проблема художественного  образа разрабатывается в исследованиях  А.И. Бурова, К. Горанова, А.Н. Дремова, В.И. Костина, А.С. Мигунова, И.Ф. Смольянинова, М.Б. Храпченко и других, которые  рассматривают  художественный образ как способ и форму отображения действительности в искусстве.

В современной  эстетико-педагогической литературе (А.И. Буров, Н.И. Киященко, В.К. Скатерщиков, В.А. Разумный и др.) отмечается, что  всестороннее развитие личности ребенка  самым непосредственным образом  связано с формированием у  него эстетического отношения к  действительности и высокой художественной культуры.[17;15]

Эстетическое  отношение ребенка к миру и  к искусству складывается в процессе познания действительности как непосредственно - через ощущения, восприятия, так  и опосредствованно - через представления, понятия. Важную роль в поникании  психических механизмов творческого  процесса имеют труды Л.С. Выготского[6;76], В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Е.И. Игнатьева, С.Л.Рубинштейна, Н.Н. Поддъякова и других.

Проблема  формирования художественного образа в изобразительной деятельности старших дошкольников рассматривается  с позиций

 а) обучения  детей эстетическому восприятия  и отображению художественными  средствами идейно-образного содержания;

 б) обучаемости  ребенка, т.е. специфики детского  восприятия, возрастных особенностей  и возможностей к воспроизведению  образа в рисунке; 

в) разработки критериев художественности образа в рисунке.

В развивающем  обучении детей эстетическому восприятию и отображению действительности важную роль играют доступное возрасту ориентирование их в понятиях красивое-некрасивое, а также выработка определенных умений и навыков передачи сформированного  художественного образа в рисунке. Мы подчеркиваем, что художественный образ формируется не безотносительно  к условиям окружающей жизни и  к обществу, а как основа обобщения  и идейного преобразования полученного  жизненного опыта.

В исследовании образ рассматривается  как форма художественного мышления, как художественное изображение (в  изобразительных и выразительных  средствах), как характернейшая особенность  процесса творчества (в диалектическом единстве общего и единичного, типичного  и индивидуального).

 

Таким образом, детская изобразительная  деятельность по своим объективным  возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в  условиях правильного руководства  ребенок развивается как творческая личность.

1.3Требования к подбору художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. 
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. 
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. 
Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. 
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. 
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией. 
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами. 
Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия. 
В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи. 
Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной речи, словарная работа и др. Однако мы будем сейчас касаться только задач, связанных с ознакомлением детей с литературными произведениями. 
В соответствии с «Программой» педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача. 
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни. 
В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.). 
Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам. 
Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. 
Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой. 
В дошкольной педагогике и в детской литературе на основе общих положений разработаны требования к художественным произведениям для детей (тематика, содержание, язык, объем) и оформлению книг, а также принципы составления репертуара для чтения детям. 
В «Программе воспитания в детском саду» помещены списки литературы для каждой возрастной группы, в которых представлены устное народное творчество (сказки, песенки, потешки), произведения русских, и зарубежных писателей. Весь рекомендуемый материал равномерно распределен по кварталам учебного года с учетом воспитательно-образовательной работы, которая проводится на каждом временном отрезке. В «Программе» указываются методы ознакомления детей с этими произведениями. Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его. Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу предыдущей группы и наметить материал для повторения.

Сказка  является источником творчества детей дошкольного возраста.            Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Социально-педагогическое значение сказки обусловлено тем, что слушающий её имеет возможность, опираясь на реально-бытийные моменты сказки, психологически принять её «небытийную» ирреальную сторону. Она создаёт богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному, ирреальному плану. При этом социализируется вся сенсорная система слушателя: зрение, слух, осязание, пространственные моторные механизмы.

В сказках— сюжет, фабула развития событий, атрибутивные характеристики персонажей, зачины и концовки и  т. д. могут быть схожими, инвариантными, а повторы сюжета, названия персонажей, многогранность эпитетов и т. д. всегда вариативны. Это имеет важное значение для социально-педагогической практике, поскольку позволяет развивать  творческое воображение слушателя, его композиционное мышление на базе стандартных элементов. Имеется  в виду не только психологически опережающее слушание, но и внутренние предвосхищение, додумывание, дорисовывание образов, ситуаций, сюжетов.

Любая сказка ориентирована  на социально-педагогический эффект: она  обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности. Иначе говоря, сказка является одним  из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.

Чтобы ребёнок полностью  прожил, почувствовал сказку, нужно, чтобы  она была отражена во всех видах  деятельности ребёнка, чтобы он жил  в ней какое-то время. Используя  сказочные сюжеты, сказочные мотивации  в разных видах деятельности, можно  успешно развивать творческий потенциал  детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по I главе

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес  многочисленных исследователей. Представители  различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть  в истоки творчества. Психологи через  детское рисование ищут возможность  проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные  пути обучения, способствующие всестороннему  развитию детей.

Так что же это такое  «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения  ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к  нему, живут в рисунке. Рисование  – это не только забава, но и творческий труд.

Воспитанию у детей  стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей  способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и  искусстве - посвящены многие педагогические исследования: Н.А.Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С Комаровой  показывают, что изобразительная  деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения. Сказка может сыграть  большую роль в формировании личности ребёнка. Она доставляет детям много  радости. Эмоционально пережитая сказка помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам, их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и не быть похожими на отрицательных

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста

 

2.1Роль творческого  воображения в создании выразительного  образа детьми дошкольного возраста

Воображение -это психический процесс заключается в таких образах и предметов которые мы раньше не воспринемали.

Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном Сущность художественного воображения  заключается прежде всего в том, чтобы уметь создать новые  образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения  заключается в том, чтобы создать  новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.

Восприятие протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ мы можем его назвать: щенок), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия).

Творческое воображение

Творческое воображение  зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности 
(устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению  с опытом взрослого. Отношение к  среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и  влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Информация о работе Влияние художественной литературы на создание выразительного образа в рисунках старших дошкольников