Влияние художественной литературы на создание выразительного образа в рисунках старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Задачи перестройки народного образования в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено – дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Содержание

Введение
Глава 1
Характеристика детского изобразительного творчества.
1.1Своеобразие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
1.2Взгляды учёных и исследований на проблемы развития ребёнка-дошкольника в изобразительной деятельности.
1.3Требования к подбору художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по I главе
Глава 2
Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1Роль творческого воображения в создании выразительного образа детьми дошкольного возраста
2.2Образная выразительность в рисунках детей дошкольного возраста.
2.3 Методика руководства изобразительной деятельностью в подготовительной группе
Выводы по II главе
Глава 3
Экспериментальная работа по организации изобразительной деятельности в подготовительной группе.
3.1 Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированости передачи выразительного образа детьми подготовительной группы.
3.2 Описание системы работы по формированию изобразительных навыков у детей подготовительной группы (формирующий эксперимент)
3.3 Оценка эффективности методики специальной работы по рисованию по литературным произведениям вподготовительной группе (контрольный эксперимент)
Выводы по III главе
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 224.75 Кб (Скачать)

Как отмечалось выше, воображение  у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение  богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из ничего сделать все, говорил Гете. 
Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях: детство  и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла; юность – сочетание  вымысла и деятельности, «трезвого  расчетливого рассудка»; зрелость –  подчинение воображения уму интеллекту.

Воображение у ребенка  начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его  жизни.

Этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

1.До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

2.В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

3.В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало.

Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Сочетание двух функций в  художественном образе - изображение  и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и  исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику  способностей к данному виду деятельности.

Этапы творческой деятельности:

1. Стремление художника  выразить свое впечатление.

2. «Вынашивание замысла».

3. «Исполнение, реализация  замысла».

4. Оценка полученного  результата и его доработка.

В деятельности дошкольника  представлены все этапы, но они сокращены по времени, а замысливание и реализация замысла совмещены.

 

Влияние изобразительной  деятельности в развитии творческого  воображения детей дошкольного  возраста.

В изобразительную деятельность включаются зрительные, двигательные, мускульно- осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве  начинает манипулировать карандашами  и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию  карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок  связывает некоторые из своих  каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное  формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с  воспоминанием знакомого ему  графического образа. Чаще всего это  кругоподобные кривые, в которых  ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. 
Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. 
Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при  условии систематического влияния  со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. 
Присутствует творческая переработка представлений.

Итак, развивая воображение  с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность  к творчеству, но и формируем личность ребенка.

2.2Образная выразительность  в рисунках детей дошкольного  возраста. 
Изобразительное искусство в современной эстетике определяется как форма общественного сознания, форма познания действительности, отражающая мир в конкретных, зримых образах, т.е. художественных. Изобразительное искусство отличаются от других видов искусства по предмету преимущественного отражения, по характеру и типу образности, по способу удовлетворения эстетической потребности, по материалу и по законам создания своего специфического художественного образа.  
Художественный образ в изобразительном искусстве содержит в себе как общие признаки художественного образа как основной эстетической категории, так и имеет только ему присущие отличительные особенности.  
Характеризуя художественный образ как общеэстетическую категорию, следует отметить, что проблема его изучения имеет глубокие исторические корни. Еще Ф.Шиллер рассматривал художественный образ как структурную единицу всякого искусства в учении Г.Гегеля, давшем толчок множеству дальнейших теорий, художественный образ определялся как специфический способ художественного познания абсолютной идеи. В.Г.Белинский, сохраняя гегелевское понимание образа, предметом познания считал не абсолютную идею, а реальный мир, окружающую действительность.  
Одно из интересных определений художественного образа было дано болгарским теоретиком Тодором Павловым. Согласно этому определению художественный образ - это неразрывное единство эстетической реальности, идейности-духовности и художественной меры, а искусство есть система художественных образов.  
В настоящее время ни на гносеологическом, ни на психологическом уровнях не существует единого понимания природы художественного образа,  
его строения, закономерностей его порождения и формирования в творческом процессе. Работы и высказывания ряда исследователей Б.С.Мейлаха, А.С.Мигунова, ГЛ.Ермаш[8;109], Х.Ш.Якубовой и др. по данной проблеме свидетельствуют о том, что исследования художественного образа далеки от завершения и сама категория «художественного образа» требует дальнейшего изучения. На современном этапе развития философской и психологической наук в исследовании художественного образа можно выделить несколько основных тенденций. Так Ю.Б.Борев рассматривает образ как форму мышления в искусстве, раскрывая наряду с В.В.Скатерщиковым, Ю.А.Лукиным, А.Я.Зисем и др. его характеристики.

Художественный образ всегда метафоричен. Это иносказательная метафоричная мысль, раскрывающая одно явление через другое. Метафоричность придает искусству глубокий внутренний смысл, помогает глубже познавать мир и воздействовать на чувства человека. Художественный образ отличается ассоциативностью. Мышление художника ассоциативно. В известном смысле образ строится через сопряжение далеко отстоящих друг от друга явлений. Он обладает самоподвижностью, имеет свою логику, развивается по своим внутренним законам, и нарушать эти законы нельзя. Одна из отличительных черт художественного образа - многозначность. Образ так же глубок и богат по своему значению и смыслу, как глубока и многозначна сама жизнь, исчерпать которую невозможно, поэтому одним из аспектов многозначности является недосказанность. Эмоциональность -исторически ранняя и эстетически важнейшая первооснова художественного образа. Для его создания важно не только отражение действительности, но и идейно-эмоциональная температура, достаточная для переплавки впечатлений бытия. Французский скульптор О.Роден писал : «Искусство ... это отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается.»

Художественный образ  выступает как единство объективного и субъективного. В нем отражаются существенные стороны действительности, заключено большое жизненное  содержание. Вместе с тем искусство  не предполагает, чтобы его образы принимались за реальность. В образ  входит не только материал действительности, переработанный творческой фантазией  художника, но и его отношение  к изображаемому, а также все  богатство личности творца, и чем  ярче, значительнее эта личность, тем  значительнее сам образ.

Художественный образ  соединяет в себе индивидуальное и типическое. Всякий художественный образ выступает либо как конкретное изображение тех или иных явлений  действительности, либо как выражение  определенных событий духовной жизни  человека, либо переплетает между  собой то и другое. Но при этом в нем не просто представлены индивидуально  определенные черты, а раскрываются общие существенные черты и закономерности, лежащие в их основе.

 Образ неповторим, принципиально  оригинален. Даже осваивая один  и тот же жизненный материал, раскрывая одну и ту же тему, разные творцы создают разные  произведения. На них накладывает  свой отпечаток авторский почерк, особенности его творческой манеры. Оригинальность выполняет интегративную  функцию при формировании образа, способствует более яркому, своеобразному  отражению, переломленному через  субъективное видение и исполнение. Художественный образ имеет познавательную, оценочную и процессуальную стороны.

 Образ как процесс  рассматривается Х.Ш. Я кубовой,  которая выделяет три основных  этапа его развития создание  в сознании художники прообраза  будущего произведения воплощение  этого прообраза художником в  материале ; восприятие зрителем  произведения искусства и его  отражение в сознании воспринимающего.

Как творческий процесс художественный образ исследовался в работах  КХаронова, который прослеживал  в становлении и существовании  образа следующие этапы : формирование художественного замысла ; реализация замысла в языке и по законам  данного искусства до окончательного завершения произведения ; бытие законченного произведения как относительно самостоятельной  целостной структуры ; художественное восприятие, в котором не только репродуцируется творческий процесс, но и осуществляется вновь индивидуальное и историческое переосмысление объективной  ценности художественного образа.

 Как специфический  способ творческой переработки  материала действительности в  искусстве художественный образ  изучался Г.Л. Ермаш.[8;98]

В этом сложном динамическом явлении она особо подчеркивала значение развертывания образа. Отдельный  образ и вся система взаимодействующих  образов художественного произведения развертываются в форме последовательных фаз, эти фазы могут быть расположены  пространственно или во временной  последовательности, они образуют «горизонтальное» развертывание образа сюжетного  или логического характера, а  также в форме ассоциативных, взаимодополняющих, причинно-следственных и др. связей и противопоставлений. Развертывание образа - это разработка его особенностей, логики и тенденций  развития. Она осуществляется через  сочинение перепетий, эпизодов, через  выявление нюансов и деталей  изображаемого явления. В разработке проявляются богатство ассоциаций и воображения художника,

Образная  выразительность в рисунках детей  старшего дошкольного возраста.

На современном этапе  развития педагогики детское творчество нельзя рассматривать в отрыве от практики обучения изобразительной  деятельности. 
Результаты анализов детских рисунков свидетельствуют о наличии у дошкольников умения наблюдать, запоминать увиденное, передавать цвет, форму предметов. Однако качества творческого рисунка оцениваются не только по “правильности” изображения, но и по выразительности образа, его художественности.

В. С. Мухина полагает, что  рассмотрение детских рисунков с  точки зрения какого-либо одного из этих направлений не может привести к истинному пониманию природы  детского изобразительного творчества. Детское рисование невозможно объяснить, исходя исключительно из одной идеи. Односторонний теоретический подход к детским рисункам отражается на их интерпретации[22;200]

Л. С. Выготский подчеркивает особенность графической формы  детских изображений, свидетельствующих, по его мнению, о том, что “ребенок рисует не то, что видит, а то, что  знает”, не считаясь с действительным видом предметов.[67;45]

Таким образом, анализ содержания детских рисунков дает основание, что  индивидуальные ориентации ребенка  обусловлены различными психологическими и педагогическими воздействиями  и его личным опытом; ребенок выделяет наиболее значимое для себя и делает это предметом содержания рисунка.

Рисунок как определенный продукт детского творчества оценивается  в педагогической литературе различно. Одних привлекает, прежде всего, непосредственность, своеобразная выразительность, иногда даже неожиданность образов, оригинальность композиционных построений, ярко выраженная декоративность. Другие рассматривали  его с точки зрения правдивости, способности к наблюдению, точности изображения, наличия определенных умений и навыков.

Информация о работе Влияние художественной литературы на создание выразительного образа в рисунках старших дошкольников