Влияние художественной литературы на создание выразительного образа в рисунках старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Задачи перестройки народного образования в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено – дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Содержание

Введение
Глава 1
Характеристика детского изобразительного творчества.
1.1Своеобразие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
1.2Взгляды учёных и исследований на проблемы развития ребёнка-дошкольника в изобразительной деятельности.
1.3Требования к подбору художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по I главе
Глава 2
Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1Роль творческого воображения в создании выразительного образа детьми дошкольного возраста
2.2Образная выразительность в рисунках детей дошкольного возраста.
2.3 Методика руководства изобразительной деятельностью в подготовительной группе
Выводы по II главе
Глава 3
Экспериментальная работа по организации изобразительной деятельности в подготовительной группе.
3.1 Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированости передачи выразительного образа детьми подготовительной группы.
3.2 Описание системы работы по формированию изобразительных навыков у детей подготовительной группы (формирующий эксперимент)
3.3 Оценка эффективности методики специальной работы по рисованию по литературным произведениям вподготовительной группе (контрольный эксперимент)
Выводы по III главе
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 224.75 Кб (Скачать)

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства  и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей  способам создания изображений, средствам  их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение  впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. 
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного  зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить  его форму, величину, цвет, конструкцию  расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных  величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия при организации восприятия предметов  и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин 
(ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Обучение изобразительной  деятельности без формирования таких  мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение неосуществимо

На основе сходства предметов  по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы имеющие  круглую форму или части круглой  формы), необходимо раскатать кусочки  пластилина или глины кругообразными движениями. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по изобразительной  деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и  их оттенков, пространственных обозначений  способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов  деятельности, умственного развития детей большое значение имеют  те качества, навыки умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным  воспитанием.

Формирование представлений  о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в  пространстве. 
Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

Таким образом, изобразительная  деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного  мышления. Детское изобразительное  творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок  что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.

Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в  своей работе дети передают явления  общественной жизни.

Значение занятий изобразительной  деятельностью для нравственного  воспитания заключается также в  том, что в процессе этих занятий  у детей воспитываются нравственно-волевые  качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и  целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и  т.п.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных  чувств, которые возникают у них.

В процессе изобразительной  деятельности сочетается умственная и  физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять  трудовые усилия, овладевать трудовыми  навыками. 
Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

Дошкольники овладевают многими  практическими навыками, которые  позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают  ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием  таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У  детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в  подготовке к занятиям и уборке рабочих  мест.

Основное значение изобразительной  деятельности заключается в том, что она является средством эстетического  воспитания.

В процессе изобразительной  деятельности создаются благоприятные  условия для развития эстетического  восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического  отношения к действительности.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при  восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство  цвета, чувство пропорции, чувство  формы, чувство ритма.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных  способностей большое значение имеет  знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность  образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях  прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни  и находить образные выражения своих  впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается  художественный вкус.

1.2 Взгляды учёных и исследований на проблемы развития ребёнка дошкольника в изобразительной деятельности.

В конце XIX — начале XX в. создалась  целая «наука» о детском рисунке. Это время ознаменовалось выходом в свет ряда крупных исследований в области детского изобразительного творчества: в Италии (Риччи), во Франции (Люке, Рума), в Германии (Кершенштейнер, Лампрехт, Левенштейн, Бритш, Вульф, Кольб), в Англии (Томлинсон), в Австрии (Чижек), у нас в России (В. М. Бехтерев, К. М. Лепилов, Ф. И. Шмит, А. В. Бакушинский).

Авторами этих исследований были в основном психологи, искусствоведы  и педагоги. И это совершенно естественно. Рисунок как выразитель мышления, восприятия, воображения и чувств ребенка, т. е. психологии детского возраста, представляет большой интерес (не только теоретический, но и практический) для психолога.

Еще большее значение (если учитывать образовательное и  воспитательное значение изобразительной деятельности при правильном руководстве ею) имеет этот рисунок для педагога.

Поскольку изобразительное  творчество ребенка  не может рассматриваться  вне сферы влияния эстетических тенденций большого профессионального  искусства, оно не может не привлечь внимания также искусствоведа и художника.

При исследовании этого вопроса  необходимо рассматривать детское  изобразительное творчество в разных аспектах (если исследование претендует хотя бы на минимальную полноту и  объективность).

Внимание взрослых к воображению  и творчеству дошкольника в процессе руководства его изобразительной  деятельностью должно быть первоочередным.

В работах Л.С. Выготского раскрыты основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности.

Непроходящее значение имеют  замечания ученого о том, что  детское воображение развивается  относительно независимо от рассудка и потому недостаточно контролируется ребенком. Неприхотливость детской фантазии создает ложное впечатление его богатства. О бедности детского воображения и одновременной яркости, большом влиянии его на «неокрепшую душу ребенка», говорил еще К.Д.Ушинский. Л.С. Выготский также отмечал, что «образы воображения строятся из элементов, взятых из действительности, из опыта человека. Поскольку опыт ребенка мал, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого. В то же время он отмечал и объяснял яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребенка к продуктам своего воображения».

Сравнивая детское воображение  с воображением взрослых, он подчеркивал, что не только материал для образов у ребенка беднее, но и качество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослого. Говоря о специфике механизмов детского воображения, Л.С. Выготский отмечал, что выполнение комбинаторных действий при создании образа происходит во внешнем плане. Он также отметил такое качество образов детского воображения, как субъективность. Л.С. Выготский выделил два типа воображения: пластическое (объективное) и эмоциональное (субъективное). В первом образы строятся главным образом из материалов внешних впечатлений, а эмоциональное - из элементов, взятых изнутри. В связи с этим интересны и важны для понимания детского творчества рассуждения Л.С. Выготского о динамике воображения. Он говорит, что воображение развивается у человека всю жизнь. Но в кризисные, переходные периоды, в частности в детстве, происходит «глубокое преобразование воображения: постепенно из субъективного оно превращается в объективное».

В исследованиях современных  психологов раскрываются новые аспекты воображения.

Большой интерес вызывают идеи В.В.Давыдова. Он замечал, что определение  воображения как способности  человека видеть целое раньше частей (Э.В. Ильенков) не получило в психологии должной конкретизации. Опираясь на современные данные в психологии о воображении, он описывал психологический аспект этой человеческой способности, прослеживал ее возникновение и развитие в дошкольном возрасте.

Весьма существенно замечание  ученого о том, что воображение  нельзя путать с гибкостью и динамикой  репродуктивных представлений. В воображении главное — перенос определенных свойств с одного образа на другой. Перенесенное свойство - главенствующая целостность, которая определяет формирование других частей нового образа. «Схватывание» и «удерживание целого раньше его частей является существенной особенностью воображения».

В.В. Давыдов подчеркивал, что именно в замысле ребенка  обнаруживается одна из важных особенностей воображения, - умение «видеть» целое раньше частей. «Замысел - это некоторая общая целостность, которую нужно раскрыть через многие части. Такое раскрытие осуществляется в процессе реализации и воплощения замысла».

Свобода детского воображения  не беспредельна. А. В. Запорожец отмечал  реализм детского воображения.

О.М. Дьяченко установила, что  воображение имеет два компонента: порождение общей идеи решения задачи и составления плана реализации этой идеи. Общая идея (или замысел) создается по-разному. Дети от 3 до 5 лет в качестве центральной части образа используют элементы реальности, а у детей 6-7 лет эти элементы занимают второстепенное место, новый образ создается путем свободного оперирования представлениями.

Как показали исследования О.М. Дьяченко, уровень оригинальности детской продукции выше в младшей и подготовительной группах, а в средней и старшей несколько снижается.

По данным О.М. Дьяченко, дети с «познавательным» воображением более успешно планируют свою деятельность и более самостоятельны при выполнении задания. А ребенок с «эмоциональным» воображением действует более беспорядочно и нуждается в эмоциональной поддержке взрослого, чаще обращается за помощью. Такие дети более зависимы от взрослых в регуляции и оценке их собственной деятельности (хотя задания могут выполнять на высоком уровне). В связи с этим полагаем, что детей, у которых доминирует «эмоциональное» воображение, важно направлять на более четкое планирование содержания, способов, последовательности воплощения образа. При анализе их работ (в старшем возрасте), отмечая выразительность и оригинальность, связывать это со способами изображения, качеством планирования. В практике обучения дошкольников следует учитывать, что для детей с «познавательным» воображением цвет имеет меньшее значение как выразительное средство, чем для детей с «эмоциональным» воображением. Именно эти дети могут использовать карандаш одного цвета и меньше варьируют цвет. Цвет изображаемого обычно соответствует реальности.

Информация о работе Влияние художественной литературы на создание выразительного образа в рисунках старших дошкольников