Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:20, курсовая работа
Задачи перестройки народного образования в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено – дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.
Введение
Глава 1
Характеристика детского изобразительного творчества.
1.1Своеобразие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
1.2Взгляды учёных и исследований на проблемы развития ребёнка-дошкольника в изобразительной деятельности.
1.3Требования к подбору художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по I главе
Глава 2
Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1Роль творческого воображения в создании выразительного образа детьми дошкольного возраста
2.2Образная выразительность в рисунках детей дошкольного возраста.
2.3 Методика руководства изобразительной деятельностью в подготовительной группе
Выводы по II главе
Глава 3
Экспериментальная работа по организации изобразительной деятельности в подготовительной группе.
3.1 Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированости передачи выразительного образа детьми подготовительной группы.
3.2 Описание системы работы по формированию изобразительных навыков у детей подготовительной группы (формирующий эксперимент)
3.3 Оценка эффективности методики специальной работы по рисованию по литературным произведениям вподготовительной группе (контрольный эксперимент)
Выводы по III главе
Заключение.
Литература.
Изобразительное творчество детей по сюжетам сказок питается образами героев-персонажей. Н. А. Ветлугина отмечает, что каждый ребенок обладает своим особым запасом впечатлений и наблюдений. Индивидуальные особенности жизненного опыта сказываются всегда на восприятии сюжетов. Это обстоятельство является источником неповторимости, оригинальности, своеобразия создаваемых образов.[5;69]
Интересно, что, создавая образ целого сюжета, стремясь к полноте, правдоподобию изображения, ребенок выбирает, однако, самые характерные его признаки и особенности.
Ребенок отходит уже от
абсолютно точного
Особенности передачи сюжета в композиции рисунка.
Образы в творческих рисунках
привлекают не только непосредственностью
видения, жизнерадостностью, но и композиционной
слаженностью, отобранностью деталей,
определенностью пластической характеристики
изображаемых предметов, цветовой гаммой
и т. д. Художественный образ отражаемых
героев произведения, прежде всего, зиждется
на выразительности. Цвет, форма, композиция
являются средствами выразительности
образа в детском рисунке.
Однако композиционный строй, ритм, цветовое
звучание рисунка сами по себе не существуют;
они неразрывно связаны с жизненной основой
образов и являются выражением определенной
мысли автора-ребенка. Способность чувствовать
колорит, ритм, композицию, пластическую
форму является одним из важнейших критериев
оценки творческого характера рисунка.
Известно, что рисунки дошкольников отличаются своим жизнерадостным настроением. Жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового строя. В большинстве детских рисунков мы видим яркие, открытые цвета: синее небо и белые облака, яркие цветы на светло-зеленом лугу и т. д. То есть резкий контраст цветовых пятен. При передаче отрицательных образов ребенок сознательно использует черную краску для передачи своего отношения к этим образам.
Композиция – это способ соединения образов, способ построения произведения. В рисунках детей встречаемся как с сюжетами, передающими развернутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия.
Характерным для дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в развернутом виде изображается, например, то место, где происходит событие. Предметы располагаются друг над другом; дорога тянется через весь лист, перпендикулярно к ней изображаются дома, деревья. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в ее реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать передачи пространственных отношений, при которых один
предмет закрывает часть другого. Однако в рисунках дошкольников можно встретить и воздушную перспективу.
Весьма характерно и стремление ребенка к ритму. Ритмичность придает организованность, упорядоченность построению рисунка. Это отвечает часто по существу избранной ребенком теме (например, ритм повторяющихся фигур в рисунке
Дети не до конца осмысливают порой как внутрипредметные, так и межпредметные связи; некоторые предметы включаются ими в связи совершенно непроизвольные. В сюжетных рисунках они часто нарушают пропорции предметов, хотя и не замечают этого (фигура человека выше дома, птицы больше дерева и т. д.).В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определенных поз, жестов, определенного расположения фигур.
Итак, дети находят выразительные средства для воплощения своего замысла – цветовые сочетания, форму, композицию, перспективу, расположение листа. В рисунке они передают свое отношение к героям сказки
У детей 5 - 6 лет наблюдается
уже сознательное использование
цвета, формы, построения рисунка как
выразительных средств для
Отражение в композиции рисунка детей старшего дошкольного возраста содержания сказки
Детский рисунок, выполненный после прослушивания сказки, содержит очень много ценной информации. Главное в детском рисунке – не воспроизведение жизненной реальности, как таковой, а воссоздание единичного мира, обобщенное и лаконичное воплощение жизни в сказке. Это исходная позиция при оценке и анализе творческих работ дошкольников.
2.3 Методика руководства
На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.
В связи с этим процесс рисования мы понимаем не только как усвоение детьми каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.
Ритм, цвет, линия, форма могут быть не только средствами образного отражения действительности, но и способствовать формированию художественного творчества.
Понимая процесс детского изобразительного творчества как постепенно развивающийся, необходимо находить пути его формирования. Обучение на занятиях рисованием определяет характер методического руководства. Приёмы обучения, характерные для художественной деятельности (наблюдение, слово воспитателя, показ способов изображения, моделирование и др.), важны на занятиях и творческого и обучающего характера.
Процесс наблюдений предметов и явлений окружающей действительности приобретает образный характер. По-иному используется образец. Художественные произведения становятся основным материалом, способствующим не только развитию эстетического восприятия, но и овладению детьми средствами выразительности.
Вопрос соотношения творчества и обучения рассматривается нами в процессе анализа некоторых методических приёмов: использование иллюстрированного материала, показа способа действий, иконическое моделирование, характера творческих заданий. Ставится задача учить детей замечать характерные признаки предметов, анализировать форму, определять сходство и различие, видеть богатство цвета и форм окружающего мира.
Использование произведений
изобразительного искусства может
быть одним из путей усвоения детьми
способов творческих действий. Это
объясняется тем, что в процессе
активного восприятия художественного
образа в картине, иллюстрации дети
знакомятся с выразительно-
Иллюстративный материал
и иконическое моделирование
могут рассматриваться как
Одним из методов является
и показ приёмов изображения.
Внимание воспитателя направлено на
показ детям приёмов передачи
в рисунке выразительных
Показ приёмов чаще всего имеет место на отдельных этапах выполнения детьми задания. Такая этапность помогает детям опереться на прошлый опыт.
Творческие задания
Тематика творческих заданий охватывает окружающую действительность, многие явления природы, мир сказочных образов. В основе лежит ряд факторов: специфика содержания творческого задания, степени его сложности, характер изобразительно-выразительных средств, которыми оно выполняется, уровень подготовленности детей.
Дети старшего дошкольного возраста хорошо воспринимают иллюстрации, анализируют их содержание.
Работы детей можно оценивать по следующим критериям:
1 Уровень: Высокий. реальное использование цвета, чёткое изображение формы, соблюдение симметрии, соответствие величины предмета и пропорции, сказочности. Загораживание одного предмета другим, правильное компанование предметов на листе.
Уровень: Средний. частичное использование цвета, искажённость формы, ошибочная передача величины предмета, не соблюдение симметрии и пропорции, частичное загораживание предметов, не соблюдение композиции.
3 Уровень: Низкий. Нарушение цветовой передачи, бесформенность, несоблюдение симметрии, неумение передачи величины предмета и пропорции, нет загораживания одного предмета другим, неумение компоновать изображение на листе.
Основываясь на полученных
результатах, переходим к следующим
задачам обучающего этапа - поиску оптимальных
путей, средств и форм работы для
улучшения изобразительной
На этом этапе исследования следует применять следующие формы и методы работы:
прослушивание произведения;
рассматривание иллюстраций ;
раскрашивание;
дорисовывание;
моделирование.
При обучении детей составлять сюжетный рисунок, целесообразно использовать иконические модели.
Основным материалом в работе являются иллюстрации к детским книгам. Это обусловлено специфическими способностями книжной графики для детей, её эмоциональностью, предметностью, наглядностью, чёткостью средств для детского восприятия (иллюстрации Е..Рачева, В.Лебедева, Е.Чарушина, Ю.Васнецова, В. Сутеева и др.)
Для обучения детей сюжетному рисованию необходимо использовать литературу, по которым рисование проводится не однократно. Содержание и идеи выбранных произведений должны быть понятны детям. Воссоздать рисунки можно только по тексту такого произведения, где картины действительно подразумеваются и воображаются. Эпизоды отобранных сказок носят избирательный характер.
Основные персонажи, доступны для изображения ребёнком дошкольного возраста. Это звери; например: медведи, лиса, заяц и другие.
Эти сказки дают возможность
детям в своих рисунках объединить
несколько предметов в
Главное - направить внимание детей при восприятии иллюстрации на цветовое решение темы и использовать в рисунке цвет средство выражения содержания.
Методические указания:
Цвет придает детским рисункам выразительность. Согласованность цветовых оттенков для выражения колорита имеет первостепенное значение. Дети дошкольного возраста могут уже выполнять задания, построенные на контрастных и тональных сочетаниях красок. В осознании цветовых сочетаний большую помощь окажет иллюстрированный материал.
Передача цвета является
одной из важнейших задач в
достижении выразительности рисунка.
Правильная живописная передача освещения
и верный подбор цветов являются одним
из необходимых условий
Детям объясняется, как используются краски одного цвета.
Например: для рисования реки надо взять темно-синюю краску. Небо сделать более светлым, чем река, для этого взять голубую краску, или в синюю добавить немного белил, иначе одинаковые краски сольются, и трудно будет разобрать, где небо, а где река. Или, если траву рисуют темно-зелёную, то для раскрашивания листьев надо взять зелень чуть светлее, при этом можно добавить в нее жёлтую краску.
Иконические модели помогают детям решить вопрос композиции рисунка, так как во время рисования они вспоминают, где, какие персонажи стоят в той или иной ситуации. В процессе рисования, вопросы композиции, с детьми больше не уточняются.
При рассматривании иллюстраций можно спросить детей: “Почему художник взял именно этот цвет краски, а не другой?” “Что получилось бы, если бы на месте синего цвета был светло-голубой?”
Эти вопросы заставляют детей понять, что цвет в картине берётся не случайно, а служит средством выразительности.