Влияние художественной литературы на создание выразительного образа в рисунках старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Задачи перестройки народного образования в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено – дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Содержание

Введение
Глава 1
Характеристика детского изобразительного творчества.
1.1Своеобразие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
1.2Взгляды учёных и исследований на проблемы развития ребёнка-дошкольника в изобразительной деятельности.
1.3Требования к подбору художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по I главе
Глава 2
Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1Роль творческого воображения в создании выразительного образа детьми дошкольного возраста
2.2Образная выразительность в рисунках детей дошкольного возраста.
2.3 Методика руководства изобразительной деятельностью в подготовительной группе
Выводы по II главе
Глава 3
Экспериментальная работа по организации изобразительной деятельности в подготовительной группе.
3.1 Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированости передачи выразительного образа детьми подготовительной группы.
3.2 Описание системы работы по формированию изобразительных навыков у детей подготовительной группы (формирующий эксперимент)
3.3 Оценка эффективности методики специальной работы по рисованию по литературным произведениям вподготовительной группе (контрольный эксперимент)
Выводы по III главе
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 224.75 Кб (Скачать)

Реализовав эту цель и  подробно изучив материал о развитии способностей, делаю выводы:

- художественно-творческие  способности могут проявиться  только в деятельности, связанной  так или иначе с искусством;

-детское творчество нельзя  рассматривать в отрыве от  практики обучения изобразительной деятельности. 
В изобразительную деятельность включаются зрительные, двигательные, мускульно- осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Результаты анализов детских  рисунков свидетельствуют о наличии  у дошкольников умения наблюдать, запоминать увиденное, передавать цвет, форму предметов. Однако качества творческого рисунка  оцениваются не только по “правильности” изображения, но и по выразительности  образа, его художественности.

Дети старшего дошкольного  возраста создают в своих рисунках художественный образ, в котором  отражают сюжет услышанной сказки, с определенными свойствами и  признаками при соответствующем  эмоциональном и эстетическом отношением к художественной литературе. При  создании образа дети передают свое отношение  к изображаемому, свои чувства, переживания.

Гипотиза выдвинутая в  начале полностью подтвердилась.

Используемая  литература:

  1. Аникин В.А., Русская народная сказка: Пособие для учителей. – М.:

Просвещение, 1977.

  1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1978.
  2. Боголюбская М.К., Габенкина А.Л. Хрестоматия по детской литературе.

– М.: Просвещение, 1975.

  1. Бородич А.М., «Методика развития речи детей»М.,1981
  2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. –М.:Педагогика, 1972.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.– С.-П., 1997
  4. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников
  5. Ермаш Г. Л. Искусство как творчество, М. Искусство. 1972г. 184 с
  6. Зубарева Н.М. Дети и изоискусство. –М., 1969.
  7. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. –М., 1961.
  8. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1984.
  9. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников, М. Педагогика. 1983г. 112 с.
  10. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М., 1968.
  11. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: "Мнемозина", 1995.
  12. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. 2-е издание. –М., 1981
  13. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду . М.:

Педагогика, 1990.

  1. Комарова Т. С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?, журнал "Дошкольное воспитание" № 2, 2005
  2. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М.: Педагогика, 1990.
  3. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М., 1965.
  4. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971.
  5. Мирошкина Р. Формирование выразительности в детских рисунках.

//Дошкольное воспитание. – 1988. - № 7.

  1. Мухина В. С. Психология дошкольника учебное пособие для студентов педагогических институтов и учащихся педагогических училищ, Москва. Просвещение. 1975 г. 300 с
  2. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М.: Молодая гвардия,

1980.

  1. Обучение детей рисованию: Пособие для воспитателей детских садов.

/Под ред. С.В.Парафеевой. – М.: Просвещение, 1972.

  1. Особенности восприятия художественного произведения /Под ред. А.Д.

Кошелевой . – М.: Просвещение, 1985.

  1. .Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой.- М.:Просвещение 1937.
  2. Роден. Сборник статей о творчестве. М, Издательство Иностранной Литературы, 1960 г. c. 194
  3. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. м., «Просвещение»,1965
  4. Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста, М.,1956
  5. Шорохов Е. В. Композиция, М. Просвещение 1986г. 288 с.,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение:

№1 занятие по рисованию ,по народной сказке «Мороз-Иванович» : «Рукодельница»

Задачи:

1.Воспитывать интерес к народным сказкам.

2.Развивать воображение у детей.

 

3.Закреплять знания о свойствах  цвета (теплый, холодный).

 

4.Учить использовать цвет как  средство передачи настроения.

 

5.Продолжать учить узнавать  и отображать в работе эмоциональные  состояния.

 

6.Закреплять умение пользоваться  акварелью.

 

7.Воспитывать эмоционально-эстетические  чувства

 

Ход занятия:

I часть

1.Вспоминание народной сказки «Мороз-Иванович»

2.Мотивация

3.Вопросы к детям: 

Кто её автор?

Какие герои положительные?

какие отрицательные?

 какие герои понравились?

какие нет?

почему?

как они выглядят?

как относятся друг к другу?

4.Работа с фланелиграфом

4.1. показ иллюстраций

4.2. обследование

4.3. художественное слово

5. Показ способа выполнения, особое внимание уделит прорисовыванию мелких деталей

6. Физкультминутка: Пальчиковая  гимнастика

II часть

  1. Игровой приём
  2. Напоминание о ходе работы
  3. Совет, помощь, поощрение

III часть

10. Мотивация

11.Вопросы к детям:

  1. Нравятся ли вам ваши работы?
  2. Какие материалы  использовали
  3. С чего начинали свою работу?
  4. Чья работа вам понравилась?

 

 

 

 

 

№2 Конспект занятие по рисованию: «Заюшкина избушка»

Задачи:

1.Продолжать формировать умение составлять композицию в рисунке

2.закреплять умения смешивать краски

3. Учить изображать один из эпизодов сказки, продумывать и передавать расположение основных персонажей, их характерные особенности, показать место и время действия.

3.Воспитывать интерес к рисованию

4.Вызывать положительные эмоции

Ход занятия

 I часть

1.игровой приём: «В книге мало  иллюстраций, а мл группа очень  любит рассматривать картинки—давайте  нарисуем!»

2.Вопросы к детям:

чтобы вы нарисовали для малышей  по этой сказке?

3. Обследование

3.1.Показ готовой работы

3.2. Обследование туловища головы,мелких  деталей главных герое

3.3. художественное слово

4. показ способа выполнения,особое  внимание стоит уделить рисованию  кругов ,способап смешивания красок

5. Физкультминутка: Пальчиковая  гимнастика

II часть

  1. Игровой приём
  2. Напоминание о ходе работы
  3. Совет,помощ,поощрение

III часть

  1. Вопросы к детям:
  2. Нравятся ли вам ваши работы?
  3. Какие материалы  использовали
  4. С чего начинали свою работу?
  5. Как вы думаете у вас получилась иллюстрация к книге?
  6. Чья работа вам понравилась?
  7. Как вы думаете малышам понравятся ваши рисунки?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№3 Конспект занятие: «Заюшкина избушка»: «Лисонька-кумушка и Лисонька-голубушка.

Задачи:

1.формировать умение делать  выводы о поступках героев, и  передавать характер героев с  помощью выразительных средств. 

2.учить делать набросок карандашом, не прорисовывая деталей

3.Закреплять умение закрашивать  рисунок карандашом без пробелов  и не заходя за линию.

4.Закреплять умение составлять  узор.

5.вызывать положительные эмоции

Ход занятия:

I часть

1.Создание проблемной ситуации: «у нас в группе очень мало  картин, давайте нарисуем наших  любимых героев и украсим группу»

2.Вопросы к детям:

какой герой из сказки вам больше всего понравился?

что он умеет делать (в сказке)?

как вы его нарисуете?

какие цвета будете использовать?

3. обследование

3.1. показ иллюстраций

3.2. обследование туловище, головы, мелких деталей

3.3. имитационное движение

 4. показ способа выполнения, особое внимание стоит уделить рисованию наброска

5. Физкультминутка: Пальчиковая  гимнастика

II часть

  1. Игровой приём
  2. Напоминание о ходе работы
  3. Совет, помощь,  поощрение

III часть

              Вопросы к детям:

  1. Нравятся ли вам ваши работы?
  2. Какие материалы  использовали
  3. С чего начинали свою работу?
  4. Чему вы научились на занятии?
  5. Получились ли у вас картины?

Давайте их повесим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№4 Конспект занятие по рисованию ,по сказке «Заюшкина избушка»:  «Зайчишка-храбришка»

 

Задачи:

1. Учить детей рисовать по представлению

2.Учить передавать характер героя с помощью мимики и жестов.

3.Прдолжать формировать интерес к художественной литературе.

4.Воспитывать положительные эмоции

Ход занятия:

I часть

1.Создание проблемной ситуации: «у нас в группе очень мало  картин, давайте нарисуем наших  любимых героев и украсим группу»

2.Вопросы к детям:

какой герой из сказки вам больше всего понравился?

что он умеет делать (в сказке)?

как вы его нарисуете?

какие цвета будете использовать?

3. обследование

3.1. показ иллюстраций

3.2. обследование туловище, головы, мелких деталей

3.3. имитационное движение

 4. показ способа выполнения, особое внимание стоит уделить рисованию наброска

5. Физкультминутка: Пальчиковая гимнастика

 

II часть

  1. Игровой приём
  2. Напоминание о ходе работы
  3. Совет, помощь,  поощрение

III часть

              Вопросы к детям:

  1. Нравятся ли вам ваши работы?
  2. Какие материалы  использовали
  3. С чего начинали свою работу?
  4. Чему вы научились на занятии?
  5. Получились ли у вас картины?

Давайте их повесим?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№5Конспект занятие по рисованию: «Цветик-семицветик»

Задачи:

  1. Совершенствовать умение делать набросок простым карандашом.
  2. Продолжать учить смешивать основные цвета, сочетать их между собой.
  3. Развивать воображение у детей.
  4. Воспитывать в детях желание помогать друг другу.

Ход занятия:

I часть

1.Игровой приём: «Весна ещё  не скоро,а так хочется цветов!давайте  нарисуем  волшебный цветок,который  никогда не завянет» 

2.вспоминание рассказа.

Вопросы к детям: какой цветок описан в рассказе?почему он волшебный?как  можно это показать в рисунке?

как вы его нарисуете?

какие цвета будете использовать?

3. обследование

3.1. показ иллюстраций

3.2. обследование лепестков (какой  формы бывают,цвета,размера),листьев,стебля,остальных  мелких деталей.

3.3. художественное слово: «ты  лети,лети лепесток..»

 4. показ способа выполнения, особое внимание стоит уделить рисованию наброска

  1. Физкультминутка:
  2. Наши алые цветки 
    Распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх)  
    Ветерок чуть дышит, 
    Лепестки колышет. — (качание руками влево-вправо) 
    Наши алые цветки 
    Закрывают лепестки, — (присели, спрятались)  
    Головой качают, — (движения головой влево-вправо) 
    Тихо засыпают.

II часть

  1. Игровой приём
  2. Напоминание о ходе работы
  3. Совет, помощь,  поощрение

III часть

              Вопросы к детям:

  1. Нравятся ли вам ваши работы?
  2. Какие материалы  использовали
  3. С чего начинали свою работу?
  4. Чему вы научились на занятии?

Теперь у нас в группе целая  клумба волшебных цветов.

Информация о работе Влияние художественной литературы на создание выразительного образа в рисунках старших дошкольников