Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:13, дипломная работа
Цель исследования: выделить и экспериментальным путем проверить эффективность использования устного народного творчества в формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Введение……………………..…………………………………………...
Глава 1. Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема..…………………………………………………………..…….
1.1. Исследование проблемы формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста в педагогике….
1.2. Методы и средства формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста…….……………..…………………
1.3. Использование духовно-нравственного потенциала устного народного творчества в воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……..……………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством…...........................................................................................
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности качества гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……
2.2. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества……………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………..………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………
В
каком городе жил герой былины?
Как его звали? Каким ремеслом занимался
Садко? Почему Садко оказался на Ильмень-озере?
Как у Садко оказался волшебный шёлковый
невод? Что обещал подарить озёрный царь
Садко? Почему Садко решил отправиться
путешествовать по морю? Что случилось
с ним во время путешествия? Почему Садко
порвал струны на гуслях? Какую награду
предложил морской царь Садко? Чем закончилась
былина?
3. Слушание отрывков из оперы Римского-Корсакова «Садко».
Цель: Поощрять желание детей слушать симфоническую музыку, высказываться об образах, возникающих в их воображении, определять характер отдельных музыкальных отрывков.
Материал: Магнитофон, кассета с записью отрывков из оперы "Садко, бумага, краски, кисти.
Ход:
Дети садятся на ковёр. Воспитатель
предлагает послушать отрывки из
оперы «Садко» и рассказать, какие образы
возникли в их воображении, затем просит
их зарисовать.
4. Музыкально-
Цель: Формировать представление о разнообразии инструментов в оркестре. Расширить словарь детей: флейта, арфа, скрипка, гусли, труба.
Материал: Магнитофон, кассета с записью, набор картинок с изображением различных музыкальных инструментов, два обруча.
Ход:
Воспитатель предлагает послушать
короткие музыкальные произведения,
затем предлагает рассмотреть картинки
с разными музыкальными инструментами.
Просит детей ответить, какие инструменты
звучат в оркестре, а какие нет. В один
обруч кладутся картинки с изображением
инструментов, которые звучат в оркестре,
в другой - картинки отсутствующих инструментов.
5. Подвижная игра «Море волнуется».
Цель: Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала.
Ход: Дети становятся в произвольном порядке.
В: Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три; любая морская фигура замри!
Дети замирают, а воспитатель выбирает любую фигуру и просит показать её. Тот, кто правильно угадал, становится ведущим. Игра продолжается.
6. Хоровод «На горе-то калина».
Цель: Закрепить основные движения русского хоровода.
Ход: Дети одновременно поют и выполняют движения.
На горе-то калина, под горою малина (подняв сцепленные руки, идут по кругу вправо),
Ну, что ж, а кому какое дело малина, ну, что ж, а кому какое дело калина (останавливаются, делают четыре скользящих хлопка в ладоши, а на слове «калина» три притопа).
Там девицы гуляли, красные гуляли (идут обратно в круг),
Калинушку ломали (дети рвут сначала правой, потом левой рукой «калину»).
Во пучочки вязали («вяжут»).
На дорожку бросали (кладут правую руку на левую, на слове «бросали» энергично в сторону опускают руку),
Ну,
кому, какое дело бросали (повторяют
движения припева).
7. Пословицы и поговорки о труде.
Цель:
Познакомить детей с
Труд человека кормит, а лень портит.
Умелые руки не знают скуки. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Была бы охота - будет ладиться работа.
Землю красит солнце, а человека труд. Старание и труд своё возьмут. Не одежда красит человека, а работа. Делу время - потехе час.
8. Дидактическая игра «Герои русских былин».
Цель: Упражнять детей складывать из отдельных кубиков целую картину. Развивать восприятие.
Материал: Набор кубиков.
Ход: Детям предлагается по образцу или без него собрать изображения разных былинных героев.
9. Дидактическая игра «Не одежда красит человека, а работа» (разрезные картинки).
Цель: Уточнить представления о различных ремёслах, закрепить в речи их названия. Развивать восприятие.
Материал: Разрезные картинки, изображающие разных ремесленников.
Ход: Детям предлагается из разрезных картинок собрать целые; рассказать об этом ремесле, вспомнить пословицы, поговорки о труде, мастерстве, сноровке.
Приложение П
Таблица П.7 - Уровень проявления гражданственности по ответам детей экспериментальной группы на проблемные ситуации на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы
Имя ребенка | № ситуации | Баллы | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | Сумма баллов | Уровень | ||
Алина Н. | Рассказала бы маме | Помогла бы по дому | Надо сказать, что это плохо | Я бы с ним играла | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | в | |
Андрей Б. | Я бы сам собрал бумагу | Я бы рисовал и показывал ей рисунки | Мой папа бы его наказал | Я бы подружился с этим мальчиком | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | в | |
Борис Н. | Ломать деревья и раскидывать бумагу не хорошо | Я пойду гулять, а мама отдохнет | Я бы никак не поступил | Я не стал бы играть с ним | 1 | 2 | 0 | 0 | 3 | с | |
Валя Щ. | Я тоже разбрасываю свои игрушки, а мама потом собирает | Я играю в компьютер если мама отдыхает | Не знаю | Саша прав, я бы не играла с ним | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | н | |
Вася Б. | Надо собрать мусор | Пусть мама отдыхает я с папой пойду в гараж | А у нас весь гараж разрисован и мы незнаем кто это сделал | Я бы познакомился и играл | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | в | |
Витя К. | Я дерево полью | Я маму не тревожу | я бы им задал | Не знаю | 2 | 2 | 2 | 0 | 6 | в | |
Галя Л. | У нас во дворе всегда дворник убирается | Мы с папой можем даже ужин приготовить | Я бы маме рассказала | Он много новых история может рассказать | 0 | 2 | 1 | 0 | 3 | с | |
Илья Д. | Деревце отрастет новое | Я потихонечку поиграю | Рисовать на асфальте можно, а на стене не хорошо | Саша не прав, может с ним интересно | 0 | 1 | 2 | 2 | 5 | с | |
Ирина Ж. | Мне бы жалко было деревце | Когда мама отдыхает я ей песенки пою | Я бы сказала папе | Я бы играла | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | в |
Продолжение таблицы П.7
Карина Ю. | А мы с мамой уже собирали в песочнице всякий мусор | Мама отдохнет и мы пойдем гулять | Мой старший брат его бы побил за это | Может он новые игры какие-нибудь знает и с ним интересно будет | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | в |
Катя Н. | Надо любить свой двор, мы же играем здесь | Мы с сестренкой играем и маму не тревожим | У нас никто не рисует в подъезде | Не люблю узкоглазых | 2 | 1 | 1 | 0 | 4 | с |
Коля З. | Я тоже бумагу разбрасывал и меня никто не ругал | Папа тогда сам все дома делает | Пусть рисуют, если хотят | Мой друг Артур тоже не русский и нам весело | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | н |
Лиля Т. | Деревце полить надо | Рядом с мамой посижу | Я тоже рисовала на стене | Познакомиться обязательно нужно | 1 | 1 | 0 | 2 | 4 | с |
Люба Ч. | Если кто то мусорит это плохо | Я сама мою посуду когда мама уставшая | Я бы сама их отругала | Не знаю | 1 | 2 | 2 | 0 | 5 | с |
Итог: | В-6 детей
С-6 детей Н-2 ребенка | |||||||||
% | В-42,9%
С-42,9% Н-14,2% |
Таблица П.8 - Уровень проявления гражданственности по ответам детей контрольной группы на проблемные ситуации на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы
Имя ребенка | № ситуации | Баллы | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | Сумма баллов | Уровень | ||
Аня К. | Я собрала бы эту бумагу | Помогла бы ей по дому | Я бы ему сказала, что это не хорошо делать | Я бы тоже, наверное, с ним играла | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | в | |
Витя З. | Я бы сам собрал бумагу | Мы бы порисовали | Я бы рассказал папе, а он бы его наказал | Он не такой так мы, я бы не играл с ним | 2 | 0 | 1 | 0 | 3 | с | |
Виталий Г. | У нас есть во дворе дворник | Я пойду гулять или маме помогу | Я бы никак не поступил | Я стал бы играть с ним | 0 | 2 | 0 | 2 | 4 | с | |
Даша И. | Я тоже разбрасываю свои игрушки, а мама потом собирает | Мы бы посмотрели телевизор | Не знаю | Саша прав, я бы не играла с ним | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | н | |
Ира В. | Деревья снова вырастают | Я с мама пойду в парк | А у нас весь гараж разрисован и мы незнаем кто это сделал | Я бы познакомилась и играла | 0 | 0 | 1 | 2 | 3 | с | |
Иван Ю. | Я дерево полью, и оно снова вырастет | Я мультики тогда смотрю | Если бы я увидел такое, я бы им задал | Я не знаю | 2 | 1 | 2 | 0 | 5 | с | |
Илья Ш. | У нас во дворе всегда дворник убирается | Мы с папой можем даже ужин приготовить | Я бы маме рассказал | Не знаю | 0 | 2 | 1 | 0 | 3 | с | |
Костя Г. | Я бумагу соберу | Я буду с мамой играть | Рисовать на асфальте можно, а на стене не хорошо | Саша не прав, может с ним интересно | 2 | 0 | 2 | 2 | 5 | в | |
Лена П. | Взрослые уберут | Когда мама отдыхает я ей песенки пою | Я бы сказала папе он сильный и его все боятся | Я бы играла | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | в |