Устное народное творчество как средство формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:13, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выделить и экспериментальным путем проверить эффективность использования устного народного творчества в формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Содержание

Введение……………………..…………………………………………...
Глава 1. Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема..…………………………………………………………..…….
1.1. Исследование проблемы формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста в педагогике….
1.2. Методы и средства формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста…….……………..…………………
1.3. Использование духовно-нравственного потенциала устного народного творчества в воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……..……………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством…...........................................................................................
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности качества гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……
2.2. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества……………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………..………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 931.50 Кб (Скачать)

     В каком городе жил герой былины? Как его звали? Каким ремеслом занимался Садко? Почему Садко оказался на Ильмень-озере? Как у Садко оказался волшебный шёлковый невод? Что обещал подарить озёрный царь Садко? Почему Садко решил отправиться путешествовать по морю? Что случилось с ним во время путешествия? Почему Садко порвал струны на гуслях? Какую награду предложил морской царь Садко? Чем закончилась былина? 

     3. Слушание отрывков из оперы Римского-Корсакова «Садко».

     Цель: Поощрять желание детей слушать симфоническую музыку, высказываться об образах, возникающих в их воображении, определять характер отдельных музыкальных отрывков.

     Материал: Магнитофон, кассета с записью отрывков из оперы "Садко, бумага, краски, кисти.

     Ход: Дети садятся на ковёр. Воспитатель  предлагает послушать отрывки из оперы «Садко» и рассказать, какие образы возникли в их воображении, затем просит их зарисовать. 

     4. Музыкально-дидактическая игра «Оркестр».

     Цель: Формировать представление о разнообразии инструментов в оркестре. Расширить словарь детей: флейта, арфа, скрипка, гусли, труба.

     Материал: Магнитофон, кассета с записью, набор картинок с изображением различных музыкальных инструментов, два обруча.

     Ход: Воспитатель предлагает послушать  короткие музыкальные произведения, затем предлагает рассмотреть картинки с разными музыкальными инструментами. Просит детей ответить, какие инструменты звучат в оркестре, а какие нет. В один обруч кладутся картинки с изображением инструментов, которые звучат в оркестре, в другой - картинки отсутствующих инструментов. 

     5. Подвижная игра «Море волнуется».

     Цель: Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала.

     Ход: Дети становятся в произвольном порядке.

     В: Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три; любая морская фигура замри!

     Дети  замирают, а воспитатель выбирает любую фигуру и просит показать её. Тот, кто правильно угадал, становится ведущим. Игра продолжается.

     6. Хоровод «На горе-то калина».

     Цель: Закрепить основные движения русского хоровода.

     Ход: Дети одновременно поют и выполняют движения.

     На  горе-то калина, под горою малина (подняв сцепленные руки, идут по кругу вправо),

     Ну, что ж, а кому какое дело малина, ну, что ж, а кому какое дело калина (останавливаются, делают четыре скользящих хлопка в ладоши, а на слове «калина» три притопа).

     Там девицы гуляли, красные гуляли (идут обратно в круг),

     Калинушку ломали (дети рвут сначала правой, потом левой рукой «калину»).

     Во  пучочки вязали («вяжут»).

     На  дорожку бросали (кладут правую руку на левую, на слове «бросали» энергично в сторону опускают руку),

     Ну, кому, какое дело бросали (повторяют движения припева). 

     7. Пословицы и поговорки о труде.

     Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о труде. Подвести к пониманию того, что в каждой поговорке, пословице заключена народная мудрость.

     Труд  человека кормит, а лень портит.

     Умелые  руки не знают скуки. Без труда  не вытащишь и рыбки из пруда.

     Была  бы охота - будет ладиться работа.

     Землю красит солнце, а человека труд. Старание и труд своё возьмут. Не одежда красит человека, а работа. Делу время - потехе час.

     8. Дидактическая игра «Герои русских былин».

     Цель: Упражнять детей складывать из отдельных кубиков целую картину. Развивать восприятие.

     Материал: Набор кубиков.

     Ход: Детям предлагается по образцу или  без него собрать изображения  разных былинных героев.

     9. Дидактическая игра «Не одежда красит человека, а работа» (разрезные картинки).

     Цель: Уточнить представления о различных ремёслах, закрепить в речи их названия. Развивать восприятие.

     Материал: Разрезные картинки, изображающие разных ремесленников.

     Ход: Детям предлагается из разрезных картинок собрать целые; рассказать об этом ремесле, вспомнить пословицы, поговорки о труде, мастерстве, сноровке.

 

     

Приложение  П

      Таблица П.7 - Уровень проявления гражданственности по ответам детей экспериментальной группы на проблемные ситуации на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы

Имя ребенка № ситуации Баллы  
1 2 3 4 1 2 3 4 Сумма баллов Уровень
Алина Н. Рассказала бы маме Помогла бы по дому Надо сказать, что это плохо Я бы с ним  играла 1 2 2 2 7 в
Андрей  Б. Я бы сам собрал бумагу Я бы рисовал  и показывал ей рисунки Мой папа бы его наказал Я бы подружился с этим мальчиком 2 1 1 2 6 в
Борис Н. Ломать деревья  и раскидывать бумагу не хорошо Я пойду гулять, а мама отдохнет Я бы никак не поступил Я не стал бы играть с ним 1 2 0 0 3 с
Валя  Щ. Я тоже разбрасываю  свои игрушки, а мама потом собирает Я играю в  компьютер если мама отдыхает Не знаю Саша прав, я  бы не играла с ним 0 2 0 0 2 н
Вася  Б. Надо собрать  мусор Пусть мама отдыхает я с папой пойду в гараж А у нас весь гараж разрисован и мы незнаем кто это сделал Я бы познакомился и играл 2 1 1 2 6 в
Витя  К. Я дерево полью Я маму не тревожу я бы им задал Не знаю 2 2 2 0 6 в
Галя  Л. У нас во дворе  всегда дворник убирается Мы с папой  можем даже ужин приготовить Я бы маме рассказала Он много  новых история может рассказать 0 2 1 0 3 с
Илья  Д. Деревце отрастет новое Я потихонечку  поиграю Рисовать на асфальте можно, а на стене не хорошо Саша не прав, может с ним интересно 0 1 2 2 5 с
Ирина Ж. Мне бы жалко  было деревце Когда мама отдыхает я ей песенки пою Я бы сказала  папе Я бы играла 1 1 1 2 5 в

      Продолжение таблицы П.7

Карина  Ю. А мы с мамой  уже собирали в песочнице всякий мусор Мама отдохнет и мы пойдем гулять Мой старший  брат его бы побил за это Может он новые  игры какие-нибудь знает и с ним интересно будет 2 1 1 2 6 в
Катя  Н. Надо любить свой двор, мы же играем здесь Мы с сестренкой играем и маму не тревожим У нас никто не рисует в подъезде Не люблю  узкоглазых 2 1 1 0 4 с
Коля  З. Я тоже бумагу разбрасывал и меня никто не ругал Папа тогда  сам все дома делает Пусть рисуют, если хотят Мой друг Артур  тоже не русский и нам весело 0 1 0 1 2 н
Лиля  Т. Деревце полить надо Рядом с мамой  посижу Я тоже рисовала на стене Познакомиться обязательно нужно 1 1 0 2 4 с
Люба  Ч. Если кто  то мусорит это плохо Я сама мою посуду когда мама уставшая Я бы сама их отругала Не знаю 1 2 2 0 5 с
Итог: В-6 детей

С-6 детей

Н-2 ребенка

% В-42,9%

С-42,9%

Н-14,2%

 

 

       Таблица П.8 - Уровень проявления гражданственности по ответам детей контрольной группы на проблемные ситуации на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы

Имя ребенка № ситуации Баллы  
1 2 3 4 1 2 3 4 Сумма баллов Уровень
Аня К. Я собрала бы эту бумагу Помогла бы ей по дому Я бы ему сказала, что это не хорошо делать Я бы тоже, наверное, с ним играла 2 2 2 2 8 в
Витя  З. Я бы сам собрал бумагу Мы бы порисовали Я бы рассказал  папе, а он бы его наказал Он не такой  так мы, я бы не играл с ним 2 0 1 0 3 с
Виталий Г. У нас есть во дворе дворник Я пойду гулять или маме помогу Я бы никак не поступил Я стал бы играть с ним 0 2 0 2 4 с
Даша  И. Я тоже разбрасываю  свои игрушки, а мама потом собирает Мы бы посмотрели телевизор Не знаю Саша прав, я  бы не играла с ним 0 1 0 0 1 н
Ира В. Деревья снова  вырастают Я с мама пойду в парк А у нас весь гараж разрисован и мы незнаем кто это сделал Я бы познакомилась и играла 0 0 1 2 3 с
Иван  Ю. Я дерево полью, и оно снова вырастет Я мультики тогда смотрю Если бы я  увидел такое, я бы им задал Я не знаю 2 1 2 0 5 с
Илья  Ш. У нас во дворе  всегда дворник убирается Мы с папой  можем даже ужин приготовить Я бы маме рассказал Не знаю 0 2 1 0 3 с
Костя Г. Я бумагу соберу Я буду с мамой  играть Рисовать на асфальте можно, а на стене не хорошо Саша не прав, может с ним интересно 2 0 2 2 5 в
Лена  П. Взрослые уберут Когда мама отдыхает я ей песенки пою Я бы сказала  папе он сильный и его все боятся Я бы играла 1 1 1 2 5 в

Информация о работе Устное народное творчество как средство формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста