Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:13, дипломная работа
Цель исследования: выделить и экспериментальным путем проверить эффективность использования устного народного творчества в формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Введение……………………..…………………………………………...
Глава 1. Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема..…………………………………………………………..…….
1.1. Исследование проблемы формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста в педагогике….
1.2. Методы и средства формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста…….……………..…………………
1.3. Использование духовно-нравственного потенциала устного народного творчества в воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……..……………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством…...........................................................................................
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности качества гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……
2.2. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества……………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………..………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………
Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Материал: иллюстрации с изображением предметов быта, а также реальные предметы быта, характерные для Древней Руси: печь, пряха, люлька, чугунок, коромысло, ухват, самовар.
Ход: Воспитатель рассказывает детям о предметах быта в русской избе, их назначении, используя иллюстрации, а также реальные предметы.
Воспитатель: Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.
Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.
Без печи хата - не хата.
С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник - пользовался почётом и уважением.
Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была, как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
Когда в печи жарко - тогда и варко.
Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка.
Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок.
Другой, левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей.
Русский народ всегда славился своим гостеприимством:
Что есть в печи - всё на стол мечи.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Умей в гости звать, умей и угощать.
На столе в избе всегда стоял горячий самовар. Послушайте загадку:
У носатого, у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.
Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
Воспитатель приглашает попить чаю из самовара с традиционным русским угощением: сушками, кренделями, сухарями, мелко колотым сахаром, разным вареньем.
Хлебом-солью привечаем,
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
Во время чаепития воспитатель рассказывает о назначении кухонной утвари, загадывает загадки.
Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)
Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват)
На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. (Коромысло)
Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)
Воспитатель: Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый образ. Например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи; на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.
Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится – «лапотная Русь». Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью.
Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги:
Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички -розни.
Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:
Торопясь, и лаптей не сплетёшь.
Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять дней.
В дорогу идти - пять пар плести.
Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространённость.
5. Дидактическая игра «Герои русских былин».
Цель: Упражнять детей складывать из отдельных кубиков картину. Развивать восприятие.
Материал: Кубики, набор иллюстраций.
Ход:
Дети выбирают понравившуюся иллюстрацию
и собирают из кубиков такую же картину
по выбранному образцу.
6. Чтение загадок, пословиц, поговорок о силе, смелости, храбрости русских богатырей.
Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о силе, храбрости, смелости. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость.
Ход: Воспитатель предлагает послушать пословицы, поговорки и поразмышлять над их содержанием.
Храбрый побеждает - трус погибает.
Смелость города берёт. Кто храбр - тот и жив.
Кто смел, тот и цел.
7. Разучивание русской народной подвижной игры. «Петушиные бои».
Цель: Развивать ловкость, координацию движений. Учить соблюдать правила игры: не становиться на две ноги, одну руку держать за спиной. Поощрять дух соперничества.
Материал: Мелок.
Ход: На полу чертится круг, двое ребят становятся друг перед другом на одной ноге (другую ногу сгибают в колене и поддерживают рукой). По сигналу воспитателя дети начинают осторожно выталкивать друг друга плечом. Тот, кто остался в кругу - тот выиграл.
8. Разучивание русской народной подвижной игры «Слепой козёл».
Цель: Развивать слуховое внимание, ловкость.
Ход: «Жмурке» завязывают глаза и подводят к двери. Он стучится в неё, а играющие спрашивают: «Кто там?». «Слепой козёл», - отвечает «жмурка».
Играющие все вместе говорят:
Козёл слепой,
Не ходи к нам ногой.
Иди в кут,
Там холсты ткут,
Тебе холстик дадут!
Недовольный козёл снова стучит в дверь. «Кто там?». «Апанас!», - отвечает козёл. «Апанас, ищи нас!», - с этими словами дети разбегаются. «Жмурка» прислушивается к шагам и старается кого-то поймать. Играющие увёртываются, а пойманный игрок становится «жмуркой».
9. Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»
Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря. Закрепить в речи их названия.
Материал: Изображение русского богатыря, разнообразные детали костюмов воинов разных народов.
Ход: Воспитатель предлагает собрать богатыря в путь-дорогу. Дети выбирают те детали костюма, которые подходят русскому богатырю.
10. Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, изображающих различные постройки Древней Руси: изба, терем, палаты.
Цель: Формировать представления о постройках Древней Руси, а также о том, что чем богаче был человек, тем богаче был его дом. Обогатить словарь детей: изба, терем, палаты, ремесленники, князья, бояре.
Материал: Иллюстрации с изображением построек Древней Руси.
Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением различных построек и рассказывает о каждой из них, выделяя характерные особенности: изба - низкая, бревенчатая; терем - высокий, расписной, узорчатый; палаты - сделаны из камня, высокие.
Чем богаче был человек, тем богаче был его дом: простые крестьяне и ремесленники жили в избах; князья да бояре - в теремах, палатах белокаменных.
Воспитатель зачитывает отрывки из разных былин, где упоминаются названия разных построек.
«...В том ли городе во Муроме, в том ли селе Карачарове жила-была семья. И росло в той семье чадо милое - Илюшенька сын Иванович. Опечалил он родителей своих - был здоровьем слаб, всё в избе на печи лежал и не мог он встать на резвы ноженьки...»
(былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»).
«... И дошли худые вести до терема Василисы Микуличны. Как узнала она, что муж её сидит в тёмном погребе, стала она думать, как его освободить из острога. И подумала она: « Деньгами его не выкупишь, силою не выручишь, а смогу спасти его своею догадкою, женской хитростью да изворотливостью.
Первым наперво - отрезала она косыньки свои длинные, уложила волосы по-молодецки. Назвалась добрым молодцем Василием Микуловичем и отправилась из своего терема в путь-дорогу выручать мужа любимого.
Приезжает она к князю Владимиру, в его палаты белокаменные, называется добрым молодцем и просит себе в жёны княжескую дочь-...»
(былина
«Ставр Годинович»).
Приложение М
Тема: «Ставр Годинович»
1. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций.
Цель: Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси: в те времена в Древней Руси во главе государства стояли Великие князья; столицей Киевской Руси был город Киев; князья управляли государством, принимали заморских послов, вершили суд, устраивали пиры, Древняя Русь была богатым государством.
Материал: Иллюстрации с изображением портретов правителей Древней Руси, Золотых ворот и Софийского собора в Киеве.
Ход: Воспитатель предлагает послушать рассказ и посмотреть иллюстрации.
В Древней Руси во главе государства стояли Великие князья. В разное время это были: Ярослав Мудрый, Владимир Красное Солнышко, Вещий Олег, Княгиня Ольга, Владимир Мономах и др. Князья не только управляли государством, но также принимали заморских послов, вершили суды; князья любили попировать с дружинниками в честь своих ратных побед, а для простых горожан киевские князья устраивали скачки, турниры, различные игрища.
Древняя
Русь славилась далеко за её пределами.
Русь была большим и богатым