Устное народное творчество как средство формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:13, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выделить и экспериментальным путем проверить эффективность использования устного народного творчества в формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Содержание

Введение……………………..…………………………………………...
Глава 1. Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема..…………………………………………………………..…….
1.1. Исследование проблемы формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста в педагогике….
1.2. Методы и средства формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста…….……………..…………………
1.3. Использование духовно-нравственного потенциала устного народного творчества в воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……..……………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством…...........................................................................................
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности качества гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……
2.2. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества……………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………..………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 931.50 Кб (Скачать)

 

      2. Чтение былины «Ставр Годинович»

     Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Ставр Годинович». Используя разные средства выразительного чтения передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины. Обогатить словарь детей словами и выражениями: Чёрная грязь, река Смородина, травушка-муравушка, земля-матушка, водица студёная, калики перехожие.

     Ход: Воспитатель предлагает послушать  былину и ответить на вопросы по содержанию былины.

     Где происходит действие былины? Как звали  Великого князя, который правил в те времена Киевом? Почему князь посадил Ставра Годиновича в острог? Как звали жену Ставра Годиновича? Как она спасла своего мужа? Кто не поверил «добру молодцу» Василию Микуловичу? Как испытывал князь «добра молодца»? Почему князь Владимир отпустил Ставра Годиновича и Василису Микуличну?

     3. Словесная игра «Похвали соседа»

     Цель: Упражнять детей в подборе слов, характеризующих положительные качества человека. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

     Ход: Дети встают в круг, берутся за руки. В центре круга находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

     У дядюшки Трифона

     Было  семеро детей,

     Семеро  сыновей:

     Они не пили, не ели

     Друг  на друга смотрели,

     Слова разные говорили,

     Друг  друга хвалили. 

     Ведущий бросает мяч одному из детей, хвалит ребёнка потешкой. Ребёнок бросает мяч товарищу и тоже хвалит его потешкой. Игра продолжается.

     Хвалебные потешки.

     Наша  Лерочка в саду,

     Что оладушек в меду. 

     Коленька  хороший,

     Коленька  пригожий. 

     Наша  Маша маленька,

     У ней губки маленьки.

     У нашей Галеньки

     Красный кафтанчик

     С синим карманчиком. 

     В светлом «Теремочке»

     Выросла Лизуша.

     Все её любят, все её голубят. 

     4. Беседа об эмоциях человека.

     Цель: Уточнить представление детей о различных эмоциональных состояниях человека. Упражнять в изображении эмоциональных состояний с помощью жестов и мимики.

     Вопросы к беседе: Какие эмоциональные состояния вы знаете? Какие люди располагают к общению? Что нужно сделать, чтобы плохое настроение стало хорошим? Что ты делаешь в случае, когда твой друг загрустил, обиделся, огорчился? Вспомни, что тебе помогает улучшить настроение?

     Ход: Воспитатель раздаёт детям маленькие зеркала и предлагает изобразить разные эмоциональные состояния человека: грусть, радость, удивление, огорчение и т.д. В ходе выполнения задания обращает внимание на выразительность передаваемых состояний. 

     5. Подвижная игра «Здравствуй, дедушка Мазай!»

     Цель: Тренировать детей в создании выразительных образов с помощью мимики и жестов.

     Ход: выбирается «дедушка Мазай» (с помощью считалки). Остальные участники остаются детьми. Дети придумывают и обговаривают то, что они будут показывать. Со словами: «Здравствуй, дедушка Мазай, из коробки вылезай! Где мы были мы не скажем, а что делали покажем». После того, как покажут образ «деду Мазаю», он угадывает и называет его. Если он правильно назвал, дети разбегаются, он их догоняет. Пойманный ребёнок становится «Мазаем». 

     6. Подвижная игра «Молчанка».

     Цель: Развивать образное мышление, воображение, чувство юмора. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, интерес к устному народному творчеству. Ход: Перед началом игры все участники произносят певалку:

     Первенчики, червенчики,

     Летали  голубенчики

     По  свежей росе

     По  чужой полосе,

     Там чашки, орешки,

     Медок, сахарок - Молчок!

     Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стишками. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети выкупают свои фанты: по желанию играющих поют песенки, читают стихи и т.д.

     Смешилки, дразнилки.

     Оля, Оля, вылей воду

     На  зелёную колоду –

     Поросят помыть,

     Боровка напоить! 

     Андрей-ротозей,

     Не  гоняй голубей,

     Голуби  боятся,

     На  крышу не садятся. 

     Гришка-воришка

     Украл топоришко,

     Полез в окошко,

     Упал  в лукошко. 

     Мишка-медведь,

     Научи меня реветь!

     Я умею, да не смею,

     Я хозяина боюсь! 

     Лёнчик-пончик

     Съел  батончик,

     Поросёнка и быка,

     Ушат  выпил молока,

     Ещё клеть поел хлебов,

     Три корзины пирогов. 

     Миронушка-Мирон,

     полна пазуха ворон.

     Выглянул  в окошко-

     Голова  с лукошко,

     Нос крючком,

     Волоса  клочком! 

     Хотел Федя

     Убить медведя,

     А ему медведь: -

     Федь, не сметь! 

     Никита-волокита

     Купил лошадь без копыта.

     А Фома-простота

     Купил лошадь без хвоста. 

     Гена-пена, дай полено,

     Нечем печку растопить!

     А из печки дым идёт,

     Гена  барышню ведёт. 

     Мишка-плишка-лебеда

     Не  годится никуда

     Нос картошкой

     Глаза плошкой,

     Рот до самых до ушей

     - Хоть завязочки пришей

 

      7. Дидактическая игра «Герои русских былин».

     Цель: Упражнять детей складывать из отдельных кубиков картину. Развивать восприятие.

     Материал: Кубики, набор иллюстраций.

     Ход: Дети выбирают понравившуюся иллюстрацию  и собирают из кубиков такую же картину по выбранному образцу. 

     8. Чтение пословиц, поговорок о различных эмоциональных состояниях человека.

     Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа, о различных эмоциональных состояниях человека. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость.

     Радость

     Смех - родной брат силы.

     Весёлый смех - здоровье.

     Задор забывает, что сил не хватает.

     Страх

     Кто испуган, тот побеждён наполовину.

     За  волосы дыбом не скажут "Спасибо".

     У страха глаза велики.

     Дрожит, как осиновый лист.

     Обида

     Кто кого обидит, тот того и ненавидит.

     Робость

     Когда робость приходит - победа уходит.

     Не  сробеешь - врага одолеешь. 

     9. Речевое упражнение «Кто лучше скажет».

     Цель: Развивать темп речи у детей. Упражнять в проговаривании чистоговорок. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

     Ход: Воспитатель проговаривает скороговорку, просит детей повторить её, соблюдая очерёдность.

     Маша  кудри распустила - солнце их раззолотило.

     Вставай, Архип, - петух охрип.

     Серёжка, Серёжка, громко топни ножкой.

     Ты  скажи, Федул, зачем губы надул?

 

      Приложение Н

     Тема: «Путешествие по Древней Руси. «Садко»

     1. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций.

     Цель: Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси: в те времена появились первые ремесленники (кузнецы, ювелиры, гончары, ткачи и др.); ремесленники в то время использовали очень простые инструменты; ремесленники продавали свои товары на торжищах.

     Материал: иллюстрации с изображением людей, занятых разным ремеслом. Ход: Воспитатель предлагает послушать рассказ и посмотреть иллюстрации.

     В те далёкие времена появились  первые ремесленники - специалисты в разных видах ремесла: кузнецы (ковали из железа ограды, подковы, орудия труда), ювелиры (создавали украшения), гончары (занимались производством посуды), ткачи (занимались производством тканей). Ремесленники в то время использовали очень простые инструменты. Только личное мастерство ремесленника позволяло ему производить изделия, которые нравились тем, кто их заказывал.

     Сначала ремесленные изделия изготавливались  для нужд семьи такого мастера. Но затем соседи или другие люди, кому нравился вид и качество изделий ремесленника, стали заказывать ему тот или иной товар.

     Для того, чтобы его изготовить, нужны  были металлы, глина, пряжа, дерево или  другое сырьё. Вот и приходилось  заказчику или самому мастеру  отправляться разыскивать их в местах обмена и торговли - торжищах. Со временем торжища приобретают большое значение.

     Чем больше обменивалось и продавалось  на торжищах товаров и продуктов, тем богаче становилось население  этих мест.

 

      2. Чтение и беседа по былине «Садко».

     Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Садко». Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога былины. Помочь понять содержание былины, используя вопросы. Обогатить словарь детей словами и выражениями: гусли, гусляр, торжище, невод, торговый ряд, палаты белокаменные, Ильмень озеро, Новгород.

     Ход: Воспитатель предлагает послушать  былину и ответить на вопросы по содержанию былины.

Информация о работе Устное народное творчество как средство формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста