Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:13, дипломная работа
Цель исследования: выделить и экспериментальным путем проверить эффективность использования устного народного творчества в формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Введение……………………..…………………………………………...
Глава 1. Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема..…………………………………………………………..…….
1.1. Исследование проблемы формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста в педагогике….
1.2. Методы и средства формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста…….……………..…………………
1.3. Использование духовно-нравственного потенциала устного народного творчества в воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……..……………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством…...........................................................................................
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности качества гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……
2.2. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества……………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………..………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………
Продолжение таблицы И.6
Лера Д. | А мы с мамой уже собирали в песочнице всякий мусор | Мама мне бы книжку почитала | Мой старший брат его бы побил за это | Может он новые игры какие-нибудь знает и с ним интересно будет | 2 | 0 | 1 | 2 | 5 | с |
Люда М. | Надо любить свой двор, мы же играем здесь | Мы с сестренкой играем и маму не тревожим | У нас никто не рисует в подъезде | Не люблю узкоглазых | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 | с |
Оля С. | Я тоже бумагу разбрасываю и меня никто не ругал | Папа тогда сам все дома делает | Пусть рисуют, если хотят | Я не стала бы играть с ним | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | н |
Олег И. | Деревце полить надо | Рядом с мамой посижу | Я тоже рисовал на стене | Познакомиться обязательно нужно | 1 | 1 | 0 | 2 | 4 | с |
Фёдор А. | Во дворе убираются взрослые | Моя мама никогда не устает | Я бы папе рассказал | Саша прав не надо с таким дружить | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | н |
Итог: | В-3 ребенка
С-7 детей Н-4 ребенка | |||||||||
% | В-21,4%
С-50% Н-28,6% |
Приложение К
№
п/п |
Ф.И.
ребенка |
Компоненты
гражданственности |
Полнота
представлений
(когнитивный) |
Сформированность
эмоциональных проявлений
(эмоциональный) |
Активность
в решении проблемных ситуаций на вербальном
и реальном уровнях
(деятельностный) |
итог | |||||||||
Элементы
гражданственности |
Патриотизм | Правовая культура | Межнациональная толерантность | Средний показатель | Патриотизм | Правовая культура | Межнациональная толерантность | Средний показатель | Патриотизм | Правовая культура | Межнациональная толерантность | Средний показатель | |||
Алина Н. | с | с | в | с | с | с | в | с | н | с | в | с | с | ||
Андрей Б. | с | н | с | с | н | с | с | с | н | н | с | н | с | ||
Борис Н. | н | н | с | н | н | с | с | с | с | с | в | с | с | ||
Валя Щ. | с | с | с | с | с | н | с | с | с | с | в | с | с | ||
Вася Б. | с | н | в | с | в | с | в | в | н | н | в | н | с | ||
Витя К. | н | с | с | с | с | с | с | с | с | с | в | с | с | ||
Галя Л. | с | с | с | с | в | н | н | н | н | с | с | с | с | ||
Илья Д. | с | н | в | с | в | с | с | с | н | с | с | с | с | ||
Ирина Ж. | с | н | с | с | в | н | н | н | в | с | в | в | с | ||
Карина Ю. | с | в | с | с | с | с | с | с | н | в | в | с | с | ||
Катя Н. | в | с | в | в | с | н | в | с | с | с | с | с | с | ||
Коля З. | с | н | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | ||
Лиля Т. | н | н | с | н | н | с | с | с | н | с | н | н | н | ||
Люба Ч. | н | н | в | н | н | с | с | с | н | н | н | н | н | ||
Итог (%): | ВУ – 7,1%, СУ – 71,4%, НУ – 21,5% | ВУ – 7,1%, СУ – 78,5%, НУ – 14,3% | ВУ – 7,1%, СУ – 64,2%, НУ – 28,5% | В-0%
С-85,7% Н-14,3% |
Таблица К.7 - Уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы «Капелька» основ гражданственности на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Таблица К.8 - Уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста контрольной группы «Кувшинка» основ гражданственности на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
№
п/п |
Ф.И.
ребенка |
Компоненты
гражданственности |
Полнота
представлений
(когнитивный) |
Сформированность
эмоциональных проявлений
(эмоциональный) |
Активность
в решении проблемных ситуаций на вербальном
и реальном уровнях
(деятельностный) |
итог | |||||||||
Элементы
гражданственности |
Патриотизм | Правовая культура | Межнациональная толерантность | Средний показатель | Патриотизм | Правовая культура | Межнациональная толерантность | Средний показатель | Патриотизм | Правовая культура | Межнациональная толерантность | Средний показатель | |||
Аня К. | с | с | в | с | с | с | в | с | н | с | в | с | с | ||
Витя З. | с | н | с | с | н | с | с | с | н | н | с | н | с | ||
Виталий Г. | н | с | с | с | н | с | с | с | с | с | в | с | с | ||
Даша И. | с | с | с | с | с | н | с | с | с | с | в | с | с | ||
Ира В. | с | н | в | с | в | с | в | в | н | н | в | н | с | ||
Иван Ю. | н | с | с | с | с | с | с | с | с | с | в | с | с | ||
Илья Ш. | с | с | с | с | в | с | н | с | н | с | с | с | с | ||
Костя Г. | с | н | в | с | в | с | с | с | н | с | с | с | с | ||
Лена П. | с | н | с | с | в | н | н | н | в | с | в | в | с | ||
Лера Д. | с | в | с | с | с | с | с | с | с | в | в | в | с | ||
Люда М. | в | с | в | в | с | н | в | с | с | с | с | с | с | ||
Оля С. | с | н | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | ||
Олег И. | н | н | с | н | н | с | с | с | н | с | н | н | н | ||
Фёдор А. | н | н | в | н | н | с | с | с | н | н | н | н | н | ||
Итог (%): | ВУ – 7,1%, СУ – 78,6%, НУ – 14,3% | ВУ – 7,1%, СУ – 85,7%, НУ – 7,1% | ВУ – 14,3%, СУ – 57,1%, НУ – 28,5% | В-0%
С-85,7% Н-14,3% |
Приложение Л
Тема:
Илья Муромец и Соловей
Разбойник
1. Рассказ воспитателя с показом иллюстраций «Былины - кладезь народной мудрости».
Цель: Дать детям представление о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании. Вызвать интерес к русскому народному творчеству. Обогатить словарь детей словами: Древняя Русь, русичи, былины.
Материал: Иллюстрации.
Ход: Воспитатель рассказывает и показывает иллюстрации: Сегодня мы начнём удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится вам. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, с которыми вы встретитесь в наших путешествиях, будут сопровождать вас всю жизнь.
Итак, сегодня мы начнём путешествие по русским былинам. Если вы спросите меня: «Что же такое былина?», - я, наверное, не смогу ответить точно. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование. Здесь вас будут ждать самые невероятные встречи и приключения: вместе с русским богатырём Ильёй Муромцем вы сразитесь с непобедимым Соловьем Разбойником; а с богатырём Добрыней Никитичем освободите из плена красавицу Забаву Путятичну; побываете на дне морском вместе с новгородским купцом Садко и выручите из темницы князя Ставра Годиновича с помощью кос его мудрой жены Василисы Микуличны.
Так, кто же придумал эти удивительные истории? У них нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью. Это было очень давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.
2. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом репродукции картины Васнецова "Богатыри ".
Цель: Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси: в те времена русский народ славился богатырской силой; слова о богатырях Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче дошла до наших дней. Русские богатыри защищали родную землю от врагов. Об их подвигах слагали сказки. Обогатить словарь детей словами: былины, богатыри, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
Материал: репродукция картины Васнецова «Богатыри».
Ход: Воспитатель рассказывает и показывает репродукцию картины Васнецова "Богатыри": Сегодня мы познакомимся с главным былинным героем - Ильёй Муромцем. Вот он (показывает на картину "Богатыри" Васнецова) вместе со своими товарищами Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем несёт караульную службу на заставе. Они отличаются друг от друга происхождением, нравом, поведением.
Илья Муромец - крестьянский сын; Добрыня Никитич - знатного происхождения, из рода князей; Алёша Попович - сын попа. Но их объединяет одно - желание в трудную минуту помочь Родине, защитить Русь, когда враг грозит ей истреблением и гибелью.
Здесь, на картине, Илья Муромец стоит в центре, "богатырь богатырей", мужественный, спокойный, уверенный в своих силах. Он охраняет покой своей Родины, мирную жизнь русичей - так раньше называли жителей Древней Руси.
Каждое утро Илья Муромец со своими товарищами выходит в дозор, в чистое поле, и честно несёт свою нелёгкую службу, но былина, с которой вы сегодня познакомитесь, не о том, как они стоят в дозоре. Это рассказ о молодости Ильи Муромца. Вы узнаете, откуда он родом, благодаря какой волшебной силе он стал настоящим богатырём, узнаете о его первых подвигах.
3. Чтение и беседа по былине «Илья Муромец».
Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины. Обогатить словарь детей словами и выражениями: Чёрная грязь, река Смородина, травушка-муравушка, земля-матушка, студёная водица, калики перехожие, чадо милое, жажда мучает.
Ход: Воспитатель предлагает послушать былину и ответить на вопросы по содержанию былины:
Как назывались город и село, где родился Илья Муромец? Как он провёл свои первые 30 лет жизни? Кто помог ему избавиться от тяжёлого недуга? Благодаря какой волшебной силе Илья Муромец стал настоящим богатырём? Куда отправился Илья Муромец после волшебного исцеления? Как называлось место, где он встретил Соловья-разбойника? Как Илья Муромец победил его? Куда направился Илья Муромец после победы над Соловьем-разбойником?
4. Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций и реальных предметов "Путешествие по Русской избе".