Управление профессиональным ростом персонала образовательного учреждения в системе внутриорганизационного повышения квалификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 02:22, дипломная работа

Описание работы

Цель работы –формирование персонифицированной модели внутриорганизационного повышения квалификации персонала в образовательном учреждении.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
-определение профессионального роста персонала как фактора эффективного развития образовательного учреждения;
-анализ методологических и теоретических основ управления профессиональным ростом персонала;
-анализ содержания персонифицированной модели повышения квалификации;
-описание модели персонифицированного внутриорганизационного повышения персонала в образовательном учреждении;
-формирование модели внутриорганизационного повышения квалификации персонала в образовательном учреждении;
-обобщение результатов реализации в практике управления разработанной модели.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РОСТОМ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ………………………………………………………………….10
1.1.Профессиональный рост персонала как фактор эффективности
функционирования и развития образовательного учреждения……………….10
1.2.Теоретико-методические основы управления профессиональным ростом и развитием персонала и их оценка… ……………..............................................16
1.3.Персонифицированная модель повышения квалификации… ………….…25
Выводы по первой главе…………………………………………..……………32
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ …………………………………………………………………….34
.Описание модели внутриорганизационного персонифицированного повышения квалификации персонала образовательного учреждения………………………………………………………………………..34
2.2.Содержание экспериментальной работы по формированию персонифицированной модели внутриорганизационного повышения квалификации персонала в образовательном учреждении………………………………..............................................................42
2.3.Анализ, интерпретация и обобщение результатов экспериментальной работы……………………………………………………………………………...45
Выводы по второй главе …………………………………………….................52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...................................56
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….61

Работа содержит 1 файл

Образец работы для оформления.doc

— 559.00 Кб (Скачать)

 

 

Рис. 5. Охват участием педагогов в профессиональных конкурсах различного уровня

 

В процессе реализации данного эксперимента в три раза повысилось количество педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства на уровне не ниже муниципального, значительно выросла результативность.

Шесть пегагогов  школы стали победителями Всероссийского конкурса учителей, реализующих инновационные образовательные программы, пять- Областного, четверо- стали финалистами муниципального этапа профессиональных конкурсов «Учитель года», «Самый классный классный», «Педагог- внешкольник». 

 

 

 

 

 

Таблица 6

Количество  проектов, реализуемых в общеобразовательном  учреждении

 

 

2008

2009

2010

социальных

3

5

8

организационных

5

7

9

образовательных

15

32

57


 

Рис. 6. Количество проектов, реализуемых в общеобразовательном учреждении

 

В процессе реализации данного эксперимента в три раза выросло как количество ученических проектов, реализуемых в образовательном учреждении, так и их результативность(35% против 5% в 2008г.)

Рис. 7. Охват обучающихся проектными работами, реализуемыми в общеобразовательном учреждении

 

Таблица 7

Количество  обучающихся, охваченных проектными работами, реализуемыми в общеобразовательном учреждении

 

2008

2009

2010

60

102

195


 

Результатом повышения учительского потенциала стали результаты деятельности обучающихся, ведь целью современной школы является раскрытие и развитие потенциала каждого ученика в соответствии с его возможностями и способностями.

 

Выводы по второй главе

 

Основным  содержанием  экспериментальной работы по формированию внутриорганизационной персонифицированной модели  повыщения квалификации персонала  является  систематическая  работа  по повышению профессионального уровня как  целостная,  основанная  на  достижениях науки, педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса,  педагогической диагностике система  взаимосвязанных  мер,  действий  и  мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя.

Изучены качественные характеристики профессиональной квалификации педагогов.

Проведена диагностика  профессиональных затруднений педагогов. Выявлены профессиональные потребности педагогов в повышении квалификации.

Анализ результатов  диагностики затруднений и профессиональных потребностей педагогов и тестирования учителей по оценке уровня собственных профессиональных компетенций показал необходимость не только в проведении системы мероприятий, направленных на преодоление профессиональных затруднений учителей, но, в первую очередь, создания и реализации ими персонифицированных программ повышения квалификации. С этой целью в начале эксперимента был проведен практикум по определению личной концепции педагогической деятельности, который позволил каждому учителю определить сильные и слабые стороны своего опыта, наметить проблему, решаемую в процессе работы по персонифицированной программе повышения квалификации.

Разработаны персонифицированные  программы повышения квалификации педагогов образовательного учреждения в форме Индивидуального план профессионального развития педагога.

С учетом ресурсной базы образовательного учреждения разработана эффективная модель персонифицированного непрерывного  повышения квалификации персонала внутри общеобразовательного учреждения, направленная на практическую реализацию идеи повышения профессионализма педагога- технолога, способного генерировать собственные варианты идей, принимать решения в условиях быстро меняющегося мира. Данная модель побуждает учителя работать в среде активных современных технологий, позволяющих достичь новых образовательных результатов у учащихся. Она может служить ориентировочной основой при проектировании программ персонифицированного развития педагогов образовательных учреждений любых типов и видов.

Описана персонифицированная модель  внутриорганизационного повышения квалификации персонала в образовательном учреждении.

Результаты констатирующего  среза эксперимента подтверждают целесообразность осуществления целенаправленного  управления повышения квалификации персонала в условиях реализации современной модели образования.

     Сравнительный анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что управление развитием персонала через создание модели непрерывного персонифицированного повышения квалификации персонала существенно влияет на профессиональное и личностное развитие педагогов.

    Сложившаяся модель позволяет мобильно реагировать на современные условия и требования, позволяет организовать интенсивный информационный обмен для решения поставленных проблем, формирует чувствительную к внешним изменениям образовательную среду, повышает интерес к нововведениям и инициирует их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Результаты  проведенного исследования позволили  выработать конкретные предложения по формированию модели внутриорганизационного персонифицированного повышения квалификации персонала в образовательном учреждении, что на сегодняшний день является действенным средством достижения конкурентной стратегии образовательного учреждения, оптимизировать механизм ее реализации при внедрении в практику управления образовательной деятельностью персонала. Это будет содействовать как получению качественного и личностно ориентированного образования обучающимися учреждения, так и достижению образовательным учреждением, в целом, конкурентных преимуществ.

Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать следующие выводы: задачи исследования реализованы, цель достигнута.

Актуальным направлением управления профессиональным ростом персонала в условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является достижение педагогом современных требований к профессиональной компетентности, что возможно осуществить наиболее эффективно на основе построения индивидуальной  траектории его профессионального роста, реализуемой в системе  внутриорганизационного повышения квалификации.

В ходе экспериментальной  работы подтверждено положение о  том, что для осуществления управления профессиональным ростом персонала необходима эффективная персонифицированная модель непрерывного  повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников внутри образовательного учреждения. Управленческое проектирование профессионального роста педагога базируется на технологии создания управленческой модели, целью которой является разработка основных принципов и механизмов управления непрерывным ростом профессиональной компетенции персонала. Эффективность данной модели подтверждается тем, что получены значительные результаты роста профессионально-педагогической компетенции педагогов при минимальных ресурсных затратах на их достижение.

Таким образом, гипотеза о том, что персонифицированное внутриорганизационное повышение квалификации обеспечит управление профессиональным ростом персонала образовательного учреждения в условиях новых государственно-общественных требований к профессиональной компетентности педагогического персонала подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Белоусова, С.А. Психологическое обеспечение управления педагогическим персоналом образовательной организации. Учебное пособие [Текст]. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2007
  2. Борытко, Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога [электронный ресурс]// http://www.eidos.ru
  3. Ворожейкин, И.Е. Управление социальным развитием организации [Текст]. – М.: Инфра-М, 2001.
  4. Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения [Текст]. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
  5. Дятлов, В.А., Кибанов, А.Я. и др. Управление персоналом [Текст]. – М.: Академия, 2000.
  6. Егоршин, А.П. Управление персоналом [Текст]. – Нижний Новгород: «НИМБ», 2003.
  7. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Персонал: Словарь понятий и определений [Текст]. – М.: Экзамен, 2000.
  8. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 17.12.2009 N 313-ФЗ
  9. Иванова-Швец Л.Н., Карсакова А.А., Тарасова С.Л. Управление персоналом: Учебно-методический комплекс [Текст]. – М.: Изд.центр ЕАОИ. 2008. – 200с.
  10. Камерон, К., Куини, Р. Диагностика и изменение организационной культуры [Текст]. – СПб.: Питер, 2001.
  11. Карпов, А.В. Психология менеджмента [Текст]. – М.: Гардарики, 2004.
  12. Кибанов, А.Я. Управление персоналом [Текст]. - М., 2006. – С.50.
  13. Кишкель, Е.Л. Управленческая психология [Текст]. – М.: Высшая школа, 2002.
  14. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение [Текст]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  15. Кириллова,  И.О. Руководство профессиональным ростом педагогов [электронный ресурс]// http://www.edu-personal.ru
  16. Лепешова, Е.И.  Управление персоналом в образовательных учреждениях [электронный ресурс]// http://www.edu-personal.ru
  17. Липатов В.С. Управление персоналом предприятий и организаций: Учебник для вузов. - М.: ТОО Люкс-арт, 2006.
  18. Лукьянова, М.А.  Педагог сегодня: особенности, трудности, риски, возможности /М.Лукьянова //Народное образование.- 2009.- №8.- С.265-272.
  19. Лукичева, Л.И. Управление персоналом. Курс лекций [Текст]. М.: Омега – Л, 2006.
  20. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие / Под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М Новосибирск: НГАЭиУ, 2004.
  21. Мишин, В.М. Исследование систем управления [Текст]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  22. Одегов, Ю.Г., Журавлев, П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 2004.
  23. Модели и методы управления персоналом [Текст]. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.
  24. Моргунов, Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение [Текст]. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
  25. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.educom.ru/ru/ nasha_novaya_shkola.
  26. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (рассчитанная на 2000 – 2025 гг.) [Текст] // Народное образование. – 2000. - №2. – с. 14 – 18.
  27. Непогодина, А.Н. Практика применения компетентностного подхода для оценки качества внутрифирменного обучения персонала [Текст]. // Образование и наука. - № 4. – 2008. – с. 43-59.
  28. Ньюстрон, Дж.В., Дэвис, К. Организационное поведение [Текст]. – СПб.: Питер, 2000.
  29. Павлуцкий, А.В., Алехина, О.А. Обучающая организация – будущее лучших компаний [Текст] // Управление персоналом. – 2001. - № 3.
  30. Попов, С.А. Стратегический менеджмент [Текст]. – М.: Дело, 2003.
  31. Поташник, М.М. Содержание работы с педагогическими кадрами [Текст]. // Народное образование. -  №1. - 2009 – с. 111-119.
  32. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»».
  33. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
  34. Роджер, Б. Секреты эффективного управления [Текст]. – М.: Лори, 1999.
  35. Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]/ под ред. Я. Кузьминова, И. Фурмина; Государственный университет – Высшая школа экономики. – М.: издательский дом ГУ ВШЭ. 2008. – 39 с.
  36. Руднев, Е. Организационное консультирование как способ повышения квалификации педагогического коллектива [Текст]. // Народное образование. – 2009. - № 1. – с. 119-125.
  37. Руководителю о принятии решений [Текст] / Под ред. В.Н. Цыгичко. – М.: АО «Ассиана», 1995.
  38. Синякова, М.Г. Современные теории корпоративного обучения персонала в организации [Текст]. // Образование и наука. - №1. – 2008.- с. 58-63.
  39. Скрипник, К.Д. Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала [Текст]. – М.: Приор, 2000.
  40. Спивак, В.А. Корпоративная культура [Текст]. – СПб: Питер, 2001.
  41. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом [Текст]. – СПб: Питер, 2000.
  42. Старобинский, Э.К. Как управлять персоналом [Текст]. – М.: АО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1995.
  43. Теория организации [Текст]/ Под ред. В.Г. Алиева. – М.: ЗАО «Экономика», 2003.
  44. Терентьев, В.К. Истины управления: взгляд на основы менеджмента [Текст]. – М.: Сентябрь, 2002.
  45. Травин, В.В., Дятлов, В.А. Менеджмент персонала организации [Текст]. – М.: Дело, 2002.
  46. Удина, Т.Н. Оценка персонала образовательного учреждения [Текст]. // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009. - № 2. с. 44- 51.
  47. Управление персоналом [Текст]./ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2003.
  48. Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» [Текст]./ Под ред. П.Э. Шлендера. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 320 с..
  49. Шаталова, П.И. Трудовой потенциал работника [Текст]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  50. Шет, Э.Х. Организационная культура и лидерство [Текст]. – СПб.: Питер, 2002.
  51. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации [Текст]. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
  52. Шепель, В.М. Человеческая компетентность менеджера. Управленческая антропология [Текст]. // Народное образование. – 1999. – 432 с.
  53. Энциклопедия административной работы в школе. Универсальный электронный справочник для администратора образовательного учреждения. [Электронный ресурс]. http://shop.direktor.ru
  54. Якиманская, И. Чего не хватает системе повышения квалификации педагогов [Текст]. // Директор школы. - № 5. – 2009. – с. 31-35.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

 

Мониторинговая  карта учителя

 

Параметры, показатели

Само оценка

Оценка зав  кафедры

Научно-методи-ческий совет

1. Аналитическая деятельность  учителя

   1.1. Анализ обученности  учащихся 1- 2 б.

   1.2. План - анализ  работы с одаренными учащимися  0-3б.

   1.3. Самоанализ  программ наблюдения учебного  занятия и карты учебного занятия  1-2б.

Максимальное  кол-во баллов по первому разделу – 7 б.

     

2. Целеполагание и планирование

   2.1. Индивидуальной  план инновационной деятельности 1-2б.

   2.2. – Календарно-тематическое  планирование по предмету 

3 б. углубленный курс

3б.  программа профильного  или предпрофильного 

обучения

1-2 б. стандартная программа

          – КТП по элективному курсу – 2 б.

          – КТП по индивидуальным часам  – 1 б.

   2.3. План-анализ  развития кабинета – 5 б.

   2.4. Дидактические  материалы – 5 б.

Максимальное  кол-во баллов по второму разделу – 23б.

     

3. Организация и результативность инновационной деятельности

   3.1. Организация  и результативность научно-методической  и исследовательской работы учителя

      3.1.1. Выступления доклады, сообщения на уровне:

Района – 2 б.

Города - 3б.

Россия, регион - 4б.

Международный уровень - 5б.

Максимальное  кол-во баллов по разделу 3.1.1. – 28б.

      3.1.2. Научно-методическая продукция

Разработки уроков 1-2б.

Доклады, сообщения 1-3 б.

Статья 3-5б.

Сборники, пособия 10 б.

Максимальное  кол-во баллов по разделу 3.1.2. – 36б.

   3.2. Организация обучения и его результативность

      3.2.1. Владение  учителем:

Технологией ДО – 2 б.

Технология профильного  или предпрофильного

обучения – 3 б.

Технологией проблемного  обучения 3б.

Технологией дифференцированного  обучения 3б.

ИКТ 1-4б.

Инновационные технологии - 3б.

Максимальное  кол-во баллов по разделу 3.2.1. – 15б.

      3.2.2. Олимпиада  а) по предмету 

Школьная 1- 2 б. – всего

Районно-городская 3 – 5 б. – за каждого участника

Областная 6 б. – за каждого  участника

Россия 7б. – за каждого  участника

Международный уровень 8б – за каждого участника

б) другие олимпиады 

Район – участник 1 б., призер 2 б., победитель 3 б.

Город– участник 2 б., призер 3 б., победитель 4 б.

Область – участник 3б., призер 4б.,победитель 5б

Россия – участник 4 б., призер 5 б., победитель 6 б

Международный уровень  – участник - 5 б., призер

-  6 б., победитель 7 б

                Максимальное кол-во баллов по  разделу 3.2.2 – 50б.

    

3.2.3. Исследовательские работы учащихся на уровне

Школьная 1-3 б. – всего

Районно-городская 2-4б. – за каждого участника

Областная 3-5б. – за каждого  участника

Россия 4-76б. – за каждого  участника

Международный уровень 5-7б  – за каждого участника

                Максимальное кол-во баллов по  разделу 3.2.3. – 25 б.

      3.2.4. Интеллектуальные  игры 1-4б.

      3.2.5. Результативность  ЕГЭ (за каждый предмет) –  1-5 б.

      Максимальное кол-во баллов по третьему разделу – 139б.

     

4. Развивающая и коррекционная  работа учителя

   4.1. Программа работы  с одаренными детьми 5 б.

   4.2. ИКОМ и его  результативность 1-3 б.

   4.3. База одаренных  детей – 2 б. за каждого ученика.

Максимальное  кол-во баллов по четвертому разделу  – 20б.

     

5. Результаты педагогической  деятельности. Рост профессионального  мастерства учителя

   5.1. Исполнительская  дисциплина -3 - -5б. за каждое нарушение

   5.2. Конкурсы профессионального мастерства 5б. за каждое участие, 7 б. – призер, 10 б. - победитель

   5.3. Взаимопосещение  уроков 1-3б.

   5.4. Результаты  социологического исследования  – 0-5 б.

   5.5. Экспертная  деятельность – 0-5 б.

       Максимальное кол-во баллов по  пятому разделу – 35 б.

     

Максимальное количество баллов – 238 б.

     

Информация о работе Управление профессиональным ростом персонала образовательного учреждения в системе внутриорганизационного повышения квалификации