Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 02:22, дипломная работа
Цель работы –формирование персонифицированной модели внутриорганизационного повышения квалификации персонала в образовательном учреждении.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
-определение профессионального роста персонала как фактора эффективного развития образовательного учреждения;
-анализ методологических и теоретических основ управления профессиональным ростом персонала;
-анализ содержания персонифицированной модели повышения квалификации;
-описание модели персонифицированного внутриорганизационного повышения персонала в образовательном учреждении;
-формирование модели внутриорганизационного повышения квалификации персонала в образовательном учреждении;
-обобщение результатов реализации в практике управления разработанной модели.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РОСТОМ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ………………………………………………………………….10
1.1.Профессиональный рост персонала как фактор эффективности
функционирования и развития образовательного учреждения……………….10
1.2.Теоретико-методические основы управления профессиональным ростом и развитием персонала и их оценка… ……………..............................................16
1.3.Персонифицированная модель повышения квалификации… ………….…25
Выводы по первой главе…………………………………………..……………32
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ …………………………………………………………………….34
.Описание модели внутриорганизационного персонифицированного повышения квалификации персонала образовательного учреждения………………………………………………………………………..34
2.2.Содержание экспериментальной работы по формированию персонифицированной модели внутриорганизационного повышения квалификации персонала в образовательном учреждении………………………………..............................................................42
2.3.Анализ, интерпретация и обобщение результатов экспериментальной работы……………………………………………………………………………...45
Выводы по второй главе …………………………………………….................52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...................................56
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….61
До 5 лет – 5 педагогов (8%);
До 15 лет – 13 педагога (19%);
До 25 лет – 10 педагогов (15%);
Более 25 лет – 39 педагогов (58%).
Таким образом, среди участников эксперимента преобладают педагоги с высшим образованием (93%), высшей квалификационной категорией (66%) и стажем работы от 15 до 24 лет (34%), более 25 лет-58%.
Данный возраст, с одной стороны, относится к возрасту опыта и зрелости, ответственности и авторитета. Это период максимальных достижений, активной профессиональной и творческой деятельности. Педагоги достаточно хорошо подготовлены, имеют большой опыт педагогической деятельности и могут осваивать новые технологии, работать в режиме экспериментирования.
С другой стороны, в данном возрастном диапазоне все больше у педагогов нарастают проявления эмоционального выгорания. Действительно, до эксперимента многие педагоги работали на репродуктивном и продуктивном уровнях, к участию в различных проектах не всегда проявляли интерес, полагали, что в повышении квалификации для них нет необходимости.
Реализация модели осуществляется в режиме командной деятельности. Вариативность образовательных программ обеспечивается путем выбора:
-содержания повышения квалификации,
-уровня познавательной активности в процессе обучения,
-формы повышения квалификации, а также целевой группы обучения.
Необходимо использовать разнообразные методические выставки, газеты, листовки, инструктивно-методические письма, памятки и т.д. Новые возможности для организации различных программ предоставляет система электронного документооборота, разработанная и реализуемая в школе. Педагогический коллектив школы общается со своими коллегами, участвует в дистанционных конференциях, семинарах без затраты времени и средств на поездку.
Контроль качества процесса развития осуществляется путем выполнения каждым педагогом обязательных индивидуальных творческих заданий и рейтинговой оценки результатов освоения программы. Количество педагогов, применяющих новые образовательные технологии. Количество реализуемых в школе проектов. Количество обучающихся и педагогов, участвующих в проектах разного уровня.
Исходя из вышеназванных принципов, спроектирована уровневая модель системы непрерывного повышения профессиональной компетенции педагогов в условиях образовательно-формирующего взаимодействия субъектов педагогической деятельности.
Реализация модели способствует самоутверждению педагога как личности: развитию его творческого потенциала; расширению образовательных и духовных потребностей, укреплению гуманистических ценностных ориентаций; гармонизации профессионального самосознания.
2.2.Содержание экспериментальной работы по формированию персонифицированной модели внутриорганизационного повышения квалификации персонала в образовательном учреждении
На основании поставленных в исследовании задач на институциональном уровне был проведен педагогический эксперимент. Он включал в себя два основных этапа: констатирующий и формирующий. В процессе подготовки к проведению констатирующего этапа было определено, что критерием результативности, по которому имеет смысл оценивать эффективность управления повышением квалификации персонала в рамках нашего исследования, являются такие результаты профессиональной деятельности педагогов, которые напрямую влияют на показатели эффективности деятельности всего образовательного учреждения за определенный период (полгода, год), для чего были разработаны мониторинговые карты учителя и классного руководителя, показатели мониторинга и критерии оценки его эффективности (Приложение 1,2).
На этапе осуществления констатирующего эксперимента были проведены исследования состояния профессионализма педагогов, выявлены уровни профессиональной компетенции педагогов, спланированы формы и методы методической работы школы, направленные на реализацию компетентностной модели содержания образования (Приложение 3) В ходе формирующего этапа экспериментальной работы осуществляется повышение квалификации персонала на основе разработанной модели внутриорганизационного персонифицированного повышения квалификации .
Последовательное внедрение
данной модели включало в себя последовательное
осуществление комплекса
Так, временными творческими группами- научно-практическими лабораториями- были уточнены и представлены в виде описательных моделей Требования социального заказа к содержанию образования; Компетентностные требования к выпускнику; Компетентностные требования к персоналу, их сопоставление по уровням внутришкольного управления; определена структура формирования Компетентностной модели учителя как педагога- технолога. В результате методической работы была разработана школьная целевая программа повышения квалификации «Педагог- технолог» и на ее основе разработан Индивидуальный план профессионального развития педагога, ориентированный в результате на достижение показателей, заложенных в Мониторинговых картах учителя и классного руководителя. Таким образом, разработка персонифицированной модели внутриорганизационного повышения квалификации персонала в образовательном учреждении была логически завершена, описаны направления и уровни управления реализацией модели (Приложение 5).
С 2009 года началась практическая реализация Индивидуальных планов профессионального роста педагогов(Приложение 6), что потребовало управленческих решений в отношении повышения квалификации отдельных педагогов как по р уровням управления(от уровня самого педагога, уровня кафедр и методических объединений, уровня заместителей директора, директора), так и по формам и методам(Приложение 4).
Внутришкольное повышение квалификации
педагогов включило в себя следующие основные
мероприятия: мониторинг профессиональных
затруднений, формирование заказа на образовательные
услуги персонала, маркетинг образовательных
услуг Челябинской области, консультирование,
тьюторство, наставничество, проблемные
семинары, аттестацию, обобщение и распространение
педагогического опыта; мастер-классы
победителей и призеров конкурсов профессионального
мастерства, а также учителей-исследователей,
постоянно действующие проблемные методические
объединения. После внутренней и внешней
оценки качества преподавания, учителям,
которые работали на репродуктивном и
конструктивном уровне, а таких в школе
оказалось 25% были предложены семинары
профессиональной переподготовки с участием
школьных и муниципальных тьюторов; те
же, кто работали на продуктивном уровне
–55% педагогов коллектива отдали предпочтение
накопительным модульным курсам и стационарным
курсам по предмету; педагоги, работающие
на интегративном уровне, выбрали дистанционную
форму повышения квалификации. Все педагоги
прошли очно-дистанционные курсы по программе
«Информационно-
Таким образом, каждый учитель является субъектом не только формирования, но и реализации, с опорой на запланированный результат, своего Индивидуального плана профессионального развития ,что по сути и отражает персонифицированный подход к повышению квалификации персонала в образовательном учреждении.
По завершению формирующего эксперимента при помощи тех же критериев результативности развития педагогического персонала, что был использован в процессе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы, были проведены оценка измерений, произошедших за истекший период; сверка аналитического материала с целью, задачами и гипотезой исследования; обработка результатов эксперимента; осмысление и аналитическое изложение материалов и выводов.
2.3. Анализ, интерпретация и обобщение результатов экспериментальной работы
С целью изучения эффективности персонифицированной модели внутриорганизационного повышения квалификации персонала в образовательном учреждении проведен качественный и количественный анализ результатов исследования, осуществлена их интерпретация, сформулированы выводы. Результаты изучения уровня развития персонала на констатирующем этапе эксперимента представлены в виде таблиц 2-7, изображенных также графически.
Таблица 2
Распределение педагогов по квалификационным категориям(%)
2008 |
2009 |
2010 | |
высшая |
66 |
74 |
86 |
Первая |
25 |
19.5 |
11 |
Вторая |
5 |
5 |
3 |
Без категории |
5 |
1.5 |
0 |
По результатам аттестации педагогических кадров заметен значительный рост числа педагогов с высшей квалификационной категорией от 66% до 86%, а также отсутствия педагогов без квалификационной категории.
Таблица 3
Характеристика уровней профессионально-педагогических компетенций по годам(%)
2008 |
2009 |
2010 | |
Репродуктивный |
20 |
10 |
0 |
Конструктивный |
5 |
10 |
5 |
Продуктивный |
55 |
45 |
35 |
Интегративный |
20 |
35 |
60 |
Результаты
исследования уровней профессионально-
Рис. 3. Распределение педагогов по уровням профессионально-педагогических компетенций
Таким образом, 95% учителей школы сегодня не только преодолевают личные профессиональные затруднения, но и занимаются инновациями, внедрением новых образовательных технологий, вовлечены в продуктивную творческую деятельность. Консультационно-методическое сопровождение, обеспечиваемое школьной методической службой и муниципальным центром повышения квалификации работников образования, дает возможность педагогам при необходимости корректировать свой образовательный маршрут.
Таблица 4
Процент педагогов, использующих в образовательном процессе проектные образовательные технологии на различных уровнях (от общего количества)
2008 |
2009 |
2010 | |
Знакомы, но не применяли |
70 |
35 |
0 |
Применяют фрагментарно |
10 |
50 |
65 |
Применяют в системе |
5 |
15 |
35 |
Рис. 4. Освоение педагогами проектных образовательных технологий
За время реализации внутришкольного и внешкольного повышения квалификации значительно повысился процентный состав педагогов, в системе применяющих проектную образовательную технологию. Все педагоги коллектива способны применить данную технологию фрагментарно. Третья часть педагогов коллектива применяют данную технологию в системе. Повысился интерес к освоению новшеств. Педагоги применяют системно-деятельностный и компетентностный подходы и в практике работы с обучающимися и в практике повышения своей квалификации, профессиональном росте.
Таблица 5
Количество педагогов,
принимающих участие в
2008 |
2009 |
2010 |
10 |
20 |
30 |