Учебная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время государство предъявляет исключительные требования ко всякому члену общества как личности с присущим ей строем знаний, навыков, умений и способностей. В психолого-педагогической науке и практике существует точка зрения на то, что человек обучается и переобучается всю жизнь, и процесс этот носит непрерывный характер. Основу непрерывного образования составляет учебная деятельность.

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 199.87 Кб (Скачать)

     Для диагностики мотивации учения младших  школьников могут быть использованы методики: Лускановой Н.Г. «Методика  школьной мотивации учащихся начальных  классов», рисунки на тему «Моя школа», «Что мне нравится в школе». [16] Вторым важным компонентом учебной деятельности является учебная задача.

     Учебная задача - это цель, которая ставится перед учащимися в форме проблемной задачи. Последняя создает учебную или проблемную ситуацию, разрешая которую учащиеся осуществляют поставленную цель — учебную задачу, овладевают нужными знаниями и умениями.

     Д. Э. Эльконин так сформулировал понятие  учебной задачи: «Основной единицей (клеточкой) учебной деятельности является учебная задача. Основное отличие учебной задачи от всяких других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми "действует субъект» [23] По мнению В.В.Давыдова учебная задача требует от школьника:

    1. анализа фактического материала с целью обнаружения в нем некоторого общего отношения, имеющего закономерную связь с различными проявлениями этого материала.
    2. выделение на основе абстракции и обобщения данного материала и их объединения (синтеза) в некоторый целостный объект.
    3. овладение в этом аналитико-синтетическом процессе общим способом изучаемого объекта. [23]

     Важным  этапом формирования учебной деятельности по мнению    Н.Я. Чутко,  является умение учащихся самостоятельно ставить и решать учебные задачи. Но нередко выделение учебной задачи для младших школьников может представлять значительные трудности, поэтому учителя в конце урока должны отводить время на то, чтобы проверить, как ученики поняли смысл выполненных ими конкретных заданий. Вопрос « Чему мы сегодня научились на уроке?» помогает детям понять, что они, например, не просто рисовали в тетради палочки и раскрашивали кружочки, а учились вычитать (складывать) числа.[34]

     Особенностью  методики по Н.Б. Истоминой в учебно-методическом комплекте «Гармония» является постановка учебной задачи. В процессе решения  учебных задач происходят изменения  в познавательных процессах и  личностных качествах ребенка.

     Учебная задача решается с помощью системы  учебных действий. Выполняя действие, школьник осваивает предметный способ действия.

     Учебные действия – следующий компонент учебной деятельности, посредством которого ученики воспроизводят и усваивают образцы общих способов действия. По мнению Талызиной И.Ф., все действия можно разделить на два класса:

  1. общие (неспецифические);
  2. специфические.[28]

     Общие названы потому что, они используются в различных областях при работе с разными знаниями. К общим  видам относятся все приемы логического  мышления, относится умение запоминать, умение быть внимательным, умение наблюдать  и другие. Условно их можно объединить в группу «психологические»: они  изучаются в психологии. 

     Специфические действия отражают особенности изучаемого предмета и поэтому используются в пределах данной области знаний. Примерами специфических действий могут служить звуковой анализ, сложение и другие.

     Главное лицо в учебном процессе - ученик. Задача учителя научить ребенка  «учиться». Из чего же состоит это  умение учиться? Оно включает в себя действия следующих видов:

     а) знания;

     б) специфические виды деятельности;

     в) логические приемы мышления.

     Эти действия вначале входят в учебную  деятельность как предмет усвоения новых знаний, а позже как средство усвоения новых действий.

     В умение учиться входят действия как  общие, так и специфические.

     Диагностика уровня сформированности у школьников учебных действий при решении  учебных задач, является одной из актуальных проблем дидактико-психологических  исследований. [28] Важнейшей задачей  современной системы образования  является формирование универсальных  учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Концепция  развития универсальных учебных  действий разработана на основе системно-деятельностного  подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин) В Федеральном  государственном образовательном  стандарте второго поколения обучение ориентировано, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

     Как отмечает А.Г. Асмолов, универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

     Это есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём  присвоения социального опыта, т.е. «умения учиться». Именно универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся эту возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. [13]

     А.Г. Амослов выделяет четыре блока универсальных  учебных действий:

  1. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и отношениях.

         - самоопределение

         - смыслообразование;

         - нравственно-этическая;

  1. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание,  планирование, прогнозирование, контроль  и оценка,

  коррекция,  саморегуляция.                                  

  1. Познавательные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение задачи.
  2. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других детей. К ним относятся: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умения выражать свои мысли.[12]

Для овладение  полноценной учебной деятельностью  необходимо, чтобы были сформированы все виды универсальных учебных  действий

     Таким образом, достижение умения учиться  предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

     Для того чтобы установить правильность учебных действий, необходимо соотнести  ход их выполнения и результат  с заданным образцом, то есть осуществить  контроль.

     Д.Б. Эльконин отмечает, что действию контроля в учебной деятельности принадлежит особая роль, поскольку овладение этим действием «характеризует всё учебную деятельность, как управляемый самим ребенком произвольный процесс». [8]

     Осуществить контроль, значит соотнести ход выполнения учебных действий и результата с  заданным образцом. Первоначально контроль за выполнением учебных действий производит учитель. Постепенно по мере овладения контролем дети начинают самостоятельно соотносить результаты своих действий с заданным образцом, находить причины соответствия и  устранять их, изменяя учебные  действия. [37]

     В зависимости от функций, которые  выполняет контроль в учебном  процессе, И.В. Дубровина выделяет три  основных вида:

    1. предварительный;
    2. текущий;
    3. итоговый.

     Назначение  предварительного контроля состоит  в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося.

     Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь  позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса у каждого  учащегося.

     Итоговый  контроль используется для оценки результатов  обучения, достигнутых в конце  над темой или курсом. [9]

     Сравнение результата с заданным образцом является основным моментом действия контроля.

     Еще одним компонентом учебной деятельности является оценка.

     С глубокой древности и до наших дней оценка - едва ли не самое постоянное средство педагогики. Ее формы многообразны: от словесных обозначений, отметок до показателей и коэффициентов по тестам. При любой форме оценки – мера, которая показывает соотношение знаний ученика с нормами, установленными обществом для определения возрастных и учебно-воспитательных этапов освоения культуры. В ней совмещается несколько функций:

    1. для общества: показатель готовности индивида к переходу на следующую степень образования или  выполнению какой-то деятельности;
    2. для индивида: средство социального самоутверждения среди сверстников;
    3. для ученика: показатель его движения в учении, то есть мера самосовершенствования своих возможностей и способностей.

     Поэтому на каждом этапе образования оценка ученику необходима как мера и  стимул к учению.

     На  первых порах обучения учебную деятельность младших школьников оценивает учитель. Но в процессе обучения учитель должен сформировать у детей самооценку. Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в оценке своих усилий. [1]

     Оценка  не тождественна отметке. Их различия является важным условием психологически-грамотного построения и организации учебной  деятельности. Оценка - это процесс  оценивания, осуществляемый человеком. Отметка является результатом этого  процесса, его условно-формальным отражением в баллах.

     В.Б. Воронцов обращает внимание на то, что  школьная отметка как мощный мотивационный  фактор влияет не только на познавательную деятельность, стимулируя или затормаживая ее. Отметка глубоко затрагивает  все сферы жизни ребенка. Приобретая особую значимость в глазах окружающих, она превращается в характеристику личности ребенка, влияя на его самооценку, во многом определяет систему его  социальных отношений в семье  и школе.[4]

     Учитывая  многообразные негативные последствия  на становление учебной деятельности, психологи и педагоги принимают  попытки выведения отметки из школьной практики. Одним из решающих оснований для этого послужили  результаты психофизиологических обследований  первоклассников. Согласно которым  низкие отметки являются сильным  психотравмирующим фактором и резко  снижают работоспособность детей  в течение всего дня.

     Однако  отказ от отметок в начальной  школе, решая одни проблемы, порождает  другие. В начальных классах нередко  приходится сталкиваться с тем, что  дети выпрашивают отметки за выполнение ими не учебных заданий. При этом они не всегда удовлетворяются содержательной оценкой сделанного. Потребность  детей в обратной связи естественна  и закономерна. Но отметка как  единственная форма удовлетворения этой потребности может свидетельствовать  о том, что содержательный способ, оценивая детям не знаком.

     Их  сказанного следует, что обучение без  отметок не отменяет содержательные оценки, без которых невозможно формировать  полноценной учебной деятельности. Именно оценка дает ребенку понимание  того, что он уже достиг, чем овладел, а что у него получается еще  не достаточно. [4]

     Итак, в рассмотренной концепции учебной  деятельности выделены следующие её компоненты:

    1. учебно-познавательные мотивы;
    2. учебная задача, содержанием которой выступает подлежащий усвоению способ действия и входящие в него учебные операции;
    3. действие контроля;
    4. действие оценки степени усвоения и изменений, которые произошли в самом субъекте.

Информация о работе Учебная деятельность