Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:28, реферат
Мышление– процесс познавательной деятельности индивида,характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То,что человек не может познать прямо, непосредственно,он познаёт косвенно,опосредованно:одни свойства через другие,неизвестное– через известное.Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения,восприятия,представления- и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Типы мышления в учебной деятельности.
Мышление– процесс познавательной деятельности
индивида,характеризующийся обобщенным
и опосредствованным отражением действительности.Первая
особенность мышления - его опосредованный
характер. То,что человек не может познать
прямо, непосредственно,он познаёт косвенно,опосредованно:одни
свойства через другие,неизвестное– через
известное.Мышление всегда опирается
на данные чувственного опыта - ощущения,восприятия,
Обобщения
люди выражают посредством речи, языка.Словесное
обозначение относится не только
к отдельному объекту, но также и
к целой группе сходных объектов.Обобщённость
также присуща и образам(
Мышление- высшая ступень познания человеком действительности.Чувственной основой мышления являются ощущения,восприятия и представления.Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация.Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической)формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь,он размышляет,делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений,открывает законы их связи,а затем на этой основе преобразует мир.
Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятием,оно формируется на основе их.Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его,в отвлечении от конкретного,единичного и установлении существенного,общего для многих предметов.
Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов,проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность,как правило,- деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения.Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный,но и эмоционально-волевой.
Объективной материальной формой мышления является язык.Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное.Благодаря языку мысли людей не теряются,а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение.Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.
Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности.Мышление и речь(язык) едины.
Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами,особенно рече-слуховыми и рече-двигательными.
Мышление также
неразрывно связано и с практической
деятельностью людей. Всякий вид
деятельности предполагает обдумывание,учёт
условий действия,планирование,
Мышление- функция
мозга,результат его аналитико-
Профессиональный тип (склад) мышления– это преобладающее использование принятых именно в данной области приемов анализа профессиональных ситуаций, путей решения проблемных задач.
Для обозначения
того или иного типа мышления в
литературе используют такие термины,как
техническое или
Формированию
профессионального мышления предшествует
зачастую направленность ума. Она во
многом связана с природными задатками
и их дальнейшим развитием в виде
тех или иных способностей.Например,
В качестве основы для формирования того или иного профессионального мышления выступают различные его виды:
– теоретическое,направленное
на выявление отвлеченных
– практическое,непосредственно включенное в практику человека, связанное с целостным видением ситуации в профессиональной деятельности,прогнозированием ее изменений,с постановкой целей, выработкой планов, проектов;
– репродуктивное,
– продуктивное,творческое,в ходе которого ставятся проблемы,выявляются новые стратегии,обеспечивающие эффективность труда;
– наглядно-образное сосредоточивает на представлении ситуации и изменений в ней, которые человек хочет получить в результате своей профессиональной деятельности;
– словесно-логическое опирается на использование понятий, логических конструкций,знаков;
– наглядно-действенное,при котором профессиональные задачи решаются с помощью реального изменения ситуации на основе наблюдаемого двигательного акта;
– аналитическое,логическое,
– интуитивное,характеризующееся
быстротой протекания,
Совершенствование
профессионального мышления может
быть обусловлено,с одной стороны,
Специфика профессионального
мышления в том,что оно развивается
в ходе профессиональной деятельности.В
этом случае его формирование у студентов
во время обучения в вузе связано
с преодолением ряда теоретических
и практических трудностей.Например,
в учебном процессе используется
в основном научное предметное знание,
главное предназначение которого –исследовательская
работа в данной области науки
и которое не совсем подходит для
деятельности специалиста-практика.Как
подчеркивал известный
Противоречие
между учением студента и профессиональной
деятельностью специалиста
Основу учебы
студента составляет познавательная активность,реализуемая,прежде
всего,посредством мыслительных процессов.Таким
образом,правильно учиться –
это значит уметь мыслить, а чтобы
это делать,нужно ознакомиться с
психологическим
Противоречивость
обучения и профессиональной деятельности
проявляется между: абстрактным
предметом учебно-
Преодолеть эти
противоречия позволяет, в частности,знаково-
Противоречие между системным использованием
знаний в профессиональной деятельности
и «разнесенностью»их усвоения по разным
учебным дисциплинам разрешается за счет
межпредметных связей, разработки структурно-логических
схем, сквозных программ по специальностям,
Несоответствие
вовлеченности в
Противоречие
между обращенностью содержания
учебного процесса и прошлым социальным
опытом в интересах будущей
К основным формам контекстного обучения относятся активные методы.Вместе с тем качеством адекватности обладает не какая-либо отдельная форма, а вся их совокупность– традиционных и новых. Последовательная трансформация одной формы учения в другую все более приближается к состоянию профессиональной деятельности.
Единицей анализа
работы преподавателя и обучаемых
выступает ситуация,которая
Еще один значимый
психологический фактор развития профессионального
мышления –организация рефлексивных
процессов.В этом случае главная
задача обучения в вузе– формирование
у студентов рефлексивной способности(умения
совмещать действия и рефлексию),которая
в дальнейшем позволит им уже самостоятельно
заниматься развитием профессионального
мышления.Педагогическая деятельность
развертывается как процесс сочетания
самоизменений обучаемого в модельных
учебных действиях с
Реализация данного
подхода предполагает разработку и
использование качественно