Типы мышления в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:28, реферат

Описание работы

Мышление– процесс познавательной деятельности индивида,характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То,что человек не может познать прямо, непосредственно,он познаёт косвенно,опосредованно:одни свойства через другие,неизвестное– через известное.Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения,восприятия,представления- и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Работа содержит 1 файл

Типы мышления в учебной деятельности.docx

— 37.61 Кб (Скачать)

Типы  мышления в учебной  деятельности.

           Мышление– процесс познавательной деятельности индивида,характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То,что человек не может познать прямо, непосредственно,он познаёт косвенно,опосредованно:одни свойства через другие,неизвестное– через известное.Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения,восприятия,представления- и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.Вторая особенность мышления - его обобщённость.Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому,что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном,в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка.Словесное  обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и  к целой группе сходных объектов.Обобщённость также присуща и образам(представлениям и даже восприятиям).Но там она  всегда ограничена наглядностью.Слово  же позволяет обобщать безгранично.Философские  понятия материи,движения, закона,сущности, явления,качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения,выраженные словом.

         Мышление- высшая ступень познания человеком действительности.Чувственной основой мышления являются ощущения,восприятия и представления.Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация.Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической)формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь,он размышляет,делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений,открывает законы их связи,а затем на этой основе преобразует мир.

         Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятием,оно формируется на основе их.Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его,в отвлечении от конкретного,единичного и установлении существенного,общего для многих предметов.

Мышление выступает  главным образом как решение  задач, вопросов,проблем, которые постоянно  выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень  трудными, поэтому мыслительная деятельность,как  правило,- деятельность активная, требующая  сосредоточённого внимания, терпения.Реальный процесс мысли - это всегда процесс  не только познавательный,но и эмоционально-волевой.

      Объективной материальной формой мышления является язык.Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное.Благодаря языку мысли людей не теряются,а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение.Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Облекаясь в  словесную форму, мысль вместе с  тем формируется и реализуется  в процессе речи. Движение мысли, уточнение  её, связь мыслей друг с другом и  прочее происходят лишь посредством  речевой деятельности.Мышление и  речь(язык) едины.

      Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами,особенно рече-слуховыми и рече-двигательными.

Мышление также  неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид  деятельности предполагает обдумывание,учёт условий действия,планирование,наблюдение.Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность- основное условие возникновения  и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мышление- функция  мозга,результат его аналитико-синтетической  деятельности.Оно обеспечивается работой  обеих сигнальных систем при ведущей  роли второй сигнальной системы. При  решении мыслительных задач в  коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей.Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом  сочетании.

Профессиональный  тип (склад) мышления– это преобладающее использование принятых именно в данной области приемов анализа профессиональных ситуаций, путей решения проблемных задач.

Для обозначения  того или иного типа мышления в  литературе используют такие термины,как  техническое или конструкторское  мышление (инженер),клиническое или  медицинское(врач), педагогическое(учитель), политическое(государственный деятель), управленческое(менеджер),экологическое(общественный деятель) и др.Сами процессы мышления у разных специалистов происходят по одним и тем же психологическим  законам, но есть специфика предмета, средств,результатов труда, по отношению  к которым осуществляется мыслительная деятельность.

Формированию  профессионального мышления предшествует зачастую направленность ума. Она во многом связана с природными задатками  и их дальнейшим развитием в виде тех или иных способностей.Например,математическая направленность ума – своеобразное восприятие окружающего мира, стремление математизировать его, постоянно обращать внимание на математическую сторону явлений,повсюду замечать пространственные и количественные зависимости.

В качестве основы для формирования того или иного  профессионального мышления выступают  различные его виды:

– теоретическое,направленное на выявление отвлеченных закономерностей,правил, на системный анализ развития данной области труда;

– практическое,непосредственно  включенное в практику человека, связанное  с целостным видением ситуации в  профессиональной деятельности,прогнозированием ее изменений,с постановкой целей, выработкой планов, проектов;

– репродуктивное,воспроизводящее  определенные способы, приемы профессиональной деятельности по образцу;

– продуктивное,творческое,в  ходе которого ставятся проблемы,выявляются новые стратегии,обеспечивающие эффективность  труда;

– наглядно-образное сосредоточивает на представлении  ситуации и изменений в ней, которые  человек хочет получить в результате своей профессиональной деятельности;

– словесно-логическое опирается на использование понятий, логических конструкций,знаков;

– наглядно-действенное,при  котором профессиональные задачи решаются с помощью реального изменения  ситуации на основе наблюдаемого двигательного  акта;

– аналитическое,логическое,включающее развернутые во времени мыслительные операции,представленные в сознании человека;

– интуитивное,характеризующееся  быстротой протекания,отсутствием  четко выраженных этапов, минимальной  осознанностью.

Совершенствование профессионального мышления может  быть обусловлено,с одной стороны,его  спецификацией,а с другой –выходом за профессиональные рамки, в более  широкий жизненный контекст, а  также возрастанием его интегративных  характеристик– целостности,гибкости и др.

Специфика профессионального  мышления в том,что оно развивается  в ходе профессиональной деятельности.В  этом случае его формирование у студентов  во время обучения в вузе связано  с преодолением ряда теоретических  и практических трудностей.Например, в учебном процессе используется в основном научное предметное знание, главное предназначение которого –исследовательская работа в данной области науки  и которое не совсем подходит для  деятельности специалиста-практика.Как  подчеркивал известный методолог  Г.П.Щедровицкий,«она (наука)представляет собой совершенно новую сферу  деятельности,которая буквально  всем отличается от сферы практики и выработки практико-методических и конструктивно-технических знаний».

Противоречие  между учением студента и профессиональной деятельностью специалиста устраняется  за счет того,что и в процессе обучения студент выступает субъектом  деятельности,но только учебной.Во время  учебных занятий зарождается  и развивается деятельность специалиста.

Основу учебы  студента составляет познавательная активность,реализуемая,прежде всего,посредством мыслительных процессов.Таким  образом,правильно учиться –  это значит уметь мыслить, а чтобы  это делать,нужно ознакомиться с  психологическим содержаниеммышления,законами его развития. В итоге целенаправленное формирование профессионального мышления происходит благодаря самостоятельной поисковой мыслительной работе студента,организуемой преподавателем как решение учебных проблемных задач, и знанию психологических законов мышления.

Противоречивость  обучения и профессиональной деятельности проявляется между: абстрактным  предметом учебно-познавательной деятельности и реальным предметом будущей  профессиональной деятельности;системным  использованием знаний в регуляции  профессиональных занятий и«разнесенностью»их  усвоения по разным учебным дисциплинам;индивидуальным способом усвоения знаний в обучении и коллективным характером профессионального  труда; вовлеченностью в профессиональный процесс всей личности специалиста  и традиционным обучением на внимание, восприятие,память, движение.

Преодолеть эти  противоречия позволяет, в частности,знаково-контекстное обучение(А.А.Вербицкий),при котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста,а усвоение абстрактных знаний как знаковых систем накладывается на канву этой деятельности.Понятие «контекст»выступает смыслообразующей категорией,обеспечивающей уровень личностного включения обучающегося в процессы познания и овладения профессией.

      Противоречие между системным использованием знаний в профессиональной деятельности и «разнесенностью»их усвоения по разным учебным дисциплинам разрешается за счет межпредметных связей, разработки структурно-логических схем, сквозных программ по специальностям,квалификационных характеристик.

Несоответствие  вовлеченности в профессиональный процесс всей личности специалиста  и обучения на восприятие и память устраняется благодаря познавательной активности студента при решении  учебных заданий, в структуру  которых заложены действия специалиста,анализ ситуации,постановка задачи, доказательство правильности ее решения.

Противоречие  между обращенностью содержания учебного процесса и прошлым социальным опытом в интересах будущей деятельности преодолевается за счет профессионализации вузовского обучения: выполнения научно-исследовательских  работ (НИР), курсовых и дипломных  проектов. Формы и методы обучения требуется выстраивать на основании  этапов деятельности:учебной академического типа; квазипрофессиональной(деловые  игры);учебно-профессиональной(НИР, производственная практика и др.), которым соответствуют  три обучающие модели: семиотическая,имитационная и социальная.Первая включает систему  заданий,предполагающих работу с текстами по преобразованию знаковой информации;вторая предусматривает соотнесение информации с ситуациями будущей деятельности;третья модель находит выражение в совместных коллективных формах работы студентов  и преподавателей.

      К основным формам контекстного обучения относятся активные методы.Вместе с тем качеством адекватности обладает не какая-либо отдельная форма, а вся их совокупность– традиционных и новых. Последовательная трансформация одной формы учения в другую все более приближается к состоянию профессиональной деятельности.

Единицей анализа  работы преподавателя и обучаемых  выступает ситуация,которая несет  в себе возможность развертывания  содержания образования в динамике,позволяет  задавать систему интеллектуальных и социальных отношений людей, вовлеченных  в эту ситуацию,составляет объективную  предпосылку зарождения мышления обучаемых.

Еще один значимый психологический фактор развития профессионального  мышления –организация рефлексивных процессов.В этом случае главная  задача обучения в вузе– формирование у студентов рефлексивной способности(умения совмещать действия и рефлексию),которая  в дальнейшем позволит им уже самостоятельно заниматься развитием профессионального  мышления.Педагогическая деятельность развертывается как процесс сочетания  самоизменений обучаемого в модельных  учебных действиях с направленными  изменениями,вводимыми педагогом, а  также как организация рефлексии  обучаемых.

Реализация данного  подхода предполагает разработку и  использование качественно новых  методов обучения –тренингов,игр, основанных на определенных психологических механизмах развития творчества.Современная практика инновационного образования постоянно  обогащается новыми подходами и  «технологическими решениями».Различными авторами разработан ряд педагогических технологий,способствующих активизации  интеллектуальной и творческой деятельности методами организационно-деятельностной игры, рефлексии,рефлепрактики,рефлетренинга  и др.

Информация о работе Типы мышления в учебной деятельности