Понятие учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Передача социально выработанного опыта новому поколению является важнейшим условием жизни человеческого общества. Она происходит в ходе особой, совместной деятельности, объединяющей усилия носителя социального опыта и обучаемых. Развитие представлений об этой деятельности, о содержательных и психологических характеристиках входящих в нее актов должно рассматриваться как важнейшее направление исследований педагогической психологии. В самом деле, в них находят свое выражение закономерности усвоения общественного опыта у человека. От того, насколько полной и проработанной будет система соответствующих знаний, во многом зависит также успешность их использования при реорганизации практики образования.
Актуальная потребность в детализированной модели деятельности передачи - усвоения социального опыта и отсутствие достаточно дифференцированного представления о составе и структуре этой деятельности определили проблему исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3
I. Определение учебной деятельности…………………………………………..4
II. Основные характеристики учебной деятельности…………………………6
III. Структура учебной деятельности…………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 89.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

Введение……………………………………………………………………...........3

I. Определение учебной деятельности…………………………………………..4

II. Основные характеристики учебной деятельности…………………………6

III. Структура учебной деятельности…………………………………………..7

Заключение……………………………………………………………………….11

Список  использованной литературы…………………………………………...13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Передача  социально выработанного опыта  новому поколению является важнейшим  условием жизни человеческого общества. Она происходит в ходе особой, совместной деятельности, объединяющей усилия носителя социального опыта и обучаемых. Развитие представлений об этой деятельности, о содержательных и психологических характеристиках входящих в нее актов должно рассматриваться как важнейшее направление исследований педагогической психологии. В самом деле, в них находят свое выражение закономерности усвоения общественного опыта у человека. От того, насколько полной и проработанной будет система соответствующих знаний, во многом зависит также успешность их использования при реорганизации практики образования.

     Актуальная  потребность в детализированной модели деятельности передачи - усвоения социального опыта и отсутствие достаточно дифференцированного представления о составе и структуре этой деятельности определили проблему исследования.

     Конечно, анализ структуры не исчерпывает  проблематики исследований учебной  деятельности. Большой интерес представляет детерминация этой деятельности как  в плане функционирования ранее  сложившихся у учащихся умений, так  и в отношении их становления. К числу важных направлений исследования относится и соотнесение учебных умений с процессами стадиального развития учащегося и многие другие.

     Решение последних двух групп проблем  не входило в наши задачи, хотя уточнение  структуры деятельности, производимое с достаточно высокой степенью детализации, проясняет многие вопросы, отчасти и детерминацию функционирования сложившихся ранее учебных умений, выявляя существенные условия их своевременной и адекватной актуализации. Мы сосредоточились на анализе структуры учебной деятельности. 

I. Определение учебной деятельности

     В общей теории учения, основы которой были заложены Я.А. КоменскимИ.Г. ПесталоцциА. Диствервегом, в нашей стране - К.Д. УшинскимП.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. БасовымП.П. БлонскимЛ.С. Выготским, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия - Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, И. Ломпшером и другими учеными, сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, приоритет в научной разработке которой принадлежит России. Ее разработчики - Д.Б. ЭльконинВ.В. ДавыдовА.К. МарковаП.Я. ГальперинН.Ф. Талызина и др.  
          "Учебная деятельность" (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике.

     1. Иногда УД рассматривается как  синоним научения, учения, обучения.

     2. В "классической" советской  психологии и педагогике УД  определяется как ведущий тип  деятельности в младшем школьном  возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий. 
          3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия(
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-ob-raz.html; см. группу психологии обучения и развития младших школьников ПИ РАО). 
          Ниже рассматривается трактовка учебной деятельности по Эльконину - Давыдову. 
Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.

     Следует обратить внимание, что в данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятельности, так как распространяется на все возрасты, в частности на студенческий. Учебная деятельность в этом смысле — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть ...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности».

     Учебная деятельность соответственно может  рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях. 

     II. Основные характеристики учебной деятельности

     Отмечаются  три основные характеристики учебной  деятельности, отличающие ее от других форм учения: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы); 3) общие способы действия предваряют решение задач (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность). Добавим к этим трем еще две существенные характеристики учебной деятельности. Во-первых, отвечая познавательной, ненасыщаемой потребности, 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте» что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой. Во-вторых, чешский теоретик процесса и структуры учения И. Лингарт рассматривает еще одну особенность учебной деятельности как активной формы учения, а именно 5) изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий». Таким образом, можно говорить о пяти характеристиках учебной деятельности в сопоставлении с учением.

     Исходя  из определения учебной деятельности как деятельности по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий, рассмотрим ее собственно деятельностные характеристики. Прежде всего, подчеркнем, вслед за Д.Б. Элькониным, ее общественный характер: по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях, например в школах, гимназиях, колледжах, институтах. Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью имеет определенную структуру и содержание. 

III. Структура учебной деятельности

В соответствии с общепсихологической теорией деятельности в структуре учебной деятельности выделяются:

  • потребность;
  • учебная задача;
  • мотивы учебной деятельности;
  • учебные действия и операции.

     Потребностью учебной деятельности является стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области (эти знания отражают закономерности происхождения, становления и развития предметов соответствующей области; эмпирико-утилитарные знания в отличие от теоретических фиксируют лишь признаки уже ставших предметов). 
          Учебная задача. Специфика учебной задачи состоит в том, что при её решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач. Поставить перед учащимися учебную задачу - значит ввести их в проблемную ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных условиях. 
          
Учебная задача - не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщенными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Учебная задача отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида. 
          Работа учащихся по решению учебных задач осуществляется с помощью особых учебных заданий, требующих от учащихся в явном виде проведения исследования, анализа, самостоятельного изучения каких-то явлений, построения каких-то способов изучения или фиксации результатов в виде моделей этих явлений и способов их изучения. Работа учащихся над этими заданиями носит теоретический характер и вводит их, тем самым, в лабораторию научной мысли, помогает им приобрести опыт подлинно творческого мышления и в то же время приносит им радость познания, эмоциональное удовлетворение от преодоления всех трудностей, которые им встретились на пути выполнения этих заданий. 
          Мотивы учебной деятельности. В мотивах учебных действий конкретизируется потребность учебной деятельности, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.

     Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций. Для того чтобы учащиеся овладели способами выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия. При этом эти операции должны вначале выполняться либо материально с помощью каких-то предметов, либо материализованно с помощью их знаковых заменителей, изображений. Лишь постепенно, по мере отработки тех или иных операций, процесс выполнения действия свертывается и в конце концов выполняется сразу как единое действие. Сущность учебных действий рассмотрим более подробно.

     Четвертым компонентом  структуры учебной деятельности являются учебные действия, с помощью  которых школьники решают учебные  задачи. 
И. Ломпшер и А. Коссаковски выделяют в структуре учебной деятельности, следующие учебные действия:

  • восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);
  • наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;
  • сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;
  • предметно-практические действия;
  • устное или письменное изложение усвоенного материала;
  • языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;
  • подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;
  • выполнение различных задач и упражнений;
  • оценка качества действия, события, поведения.

В состав учебных действий входят:

  • принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи;
  • преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета;
  • моделирование выделенного отношения;
  • преобразование модели этого отношения для изучения его свойств "в чистом" виде;
  • построение системы частных задач, решаемых общим способом;
  • контроль за выполнением предыдущих действий;
  • оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи.

Информация о работе Понятие учебной деятельности